Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Моделирование процессов



2019-10-11 157 Обсуждений (0)
Моделирование процессов 0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренней и внешней оценка качества общего образования

Модель внутренней оценки. Внутренняя оценка системы качества общего образования осуществляется педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями) образовательных организаций. Педагогическими работниками проводится стартовая и текущая диагностика, оценка образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального роста обучающихся и при необходимости диагностика проблем в образовании.

В качестве интегрированной оценки может применяться, например, портфолио, в качестве дифференцированной - отдельные аспекты обучения (например, навыки работы с информационными источниками)

Включение обучающихся в оценочную деятельность производится для того, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу, и взаимооценке.

Внутренняя оценка на уровне образовательной организации - процедуры, организуемые и проводимые самой организацией. Полученные данные используются для выработки административно-управленческих решений и лежат в основе управления качеством образования. Образовательная организация самостоятельно планирует и проводит текущий контроль индивидуальных достижений обучающихся, промежуточную аттестацию обучающихся, которые имеют целью проверку освоения учебной программы по отдельным предметам.

На основании результатов внутренней оценки принимаются решения, об определении образовательной траектории обучающегося, об оказании необходимой помощи в обучении и т.д.

Выявление реальных результатов освоения программ должно осуществляться путем проведения диагностических, социально-педагогических исследований, организации мониторинга и проведения экспертных оценок индивидуальных достижений обучающихся.

Модель внешней оценки. Внешняя оценка образовательных достижений проводится органами управления образованием, независимыми организациями.

Модель внешней оценки (рис. 4) направлена на определение индивидуального роста и внеучебных достижений обучающихся. Это создает основу для выявления их динамики, определения проблем и путей их решения, способствует повышению качества общего образования.

 

Дошкольное образование
Начальное общее  образование оразование
Основное общее
Среднее общее
Экспертная оценка действий детей в реальных видах дятельности деятельности
Мониторинг социализации обучающихся  
Оценка готовности к школе
Диагностика умений решать проблемы
Оценка качества общего образования в соответствии с ФГОС
Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ)  
Оценка учебно-предметных достижений обучающихся
Диагностическое тестирование
Комплексная оценка индивидуальных достижений обучающихся
Оценка внеучебных достижений
Оценка результатов олимпиад, конкурсов
  Портфолио  
  Анализ результатов, выявление положительной и отрицательной динамики, определение проблем и путей их решения, принятие управленческих решений, направленных на повышение качества общего образования

 

 


Рисунок 4. Модель внешней оценки качества общего образования

 

Таблица 3. – Характеристики систем оценки качества общего образования по уровням: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование

  № Наименование системы оценки качества образования Характеристика и средства оценки качества образования
1 Система оценки качества дошкольного образования. Дошкольное образование направлено на общее развитие ребенка, в том числе на развитие личностных, физических и интеллектуальных качеств. Как правило, дошкольные образовательные организации самостоятельно выбирают и проводят итоговую диагностику воспитанников используя различные процедуры: собирают портфолио, которое представляет развернутую качественную характеристику достижений обучающихся. В портфолио могут входить характеристика развития по итогам дошкольного образования; записи примеров чтения и письма ребенка; диаграммы, иллюстрирующие продвижения ребенка в течение дошкольного возраста; видеозаписи и фотографии, демонстрирующие индивидуальные достижения ребенка. Интерес представляет характеристика, которая составляется при помощи особого инструмента - разнообразных шкал наблюдения.      Диагностика проводится по наблюдениям за активностью ребенка; это смещает акцент с усвоения на применение  определенного умения в иной, хотя и аналогичной обстановке. Речь идет о целенаправленном отслеживании эффектов развития, т.е. переноса освоенного действия в самостоятельную активность ребенка. Обычно такую диагностику-оценку проводит сам педагог или психолог учреждения, поэтому оценочный инструмент одновременно является и инструментом образовательным для воспитателей и узких специалистов, задавая для них ориентиры дальнейшей деятельности. К такой оценке привлекаются методисты и руководители организаций, специалисты по оценке качества образований, которые проводят экспертную оценку наблюдений за действиями детей в реальных видах деятельности.      Отсроченным результатом оценки дошкольного образования являются результаты проводимого мониторинга оценки готовности первоклассников к обучению в школе. Поэтому приоритетной задачей дальнейшего развития системы оценки качества дошкольного образования является создание такой системы оценки, которая бы способствовала динамической оценке достижений в социально-коммуникативной сферах, в сфере активности и самостоятельности ребенка дошкольного возраста. Для этого следует изучить и использовать международный, опыт управления качеством дошкольного образования, выявить и апробировать современные технологии и инструментарий оценки для повышения точности диагностики и получения результатов на протяжении всего дошкольного возраста с учетом зоны ближайшего развития ребенка. По результатам апробации следует разработать методические рекомендации по повышению эффективности системы оценки качества дошкольного образования в соответствии с ФГТ.
2 Система оценки качества начального общего образования Система оценки качества начального общего образования создается в соответствии с требованиями ФГОС, который рекомендует оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты обучения, при этом использовать разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценку, наблюдения). Планируемые результаты освоения ООП являются содержательной и критериальной основой для системы оценки учебных результатов. Такой подход к оцениванию, на основе ФГОС, крдинольно меняет сложившуюся практику. Новыми оценочными инструментами становятся: портфолио ученика, листы наблюдений, карта индивидуального развития ребенка, которая демонстрирует прогресс в определѐнном предмете и в освоении ключевых учебных умений. Первичную карту индивидуального развития каждый школьник получает в первом классе по итогам мониторинга оценки уровня готовности первоклассников к обучению в школе. Формально это направление не имеет отношения к оценке индивидуального прогресса достижений школьников, а является стартовой диагностикой, но без результатов этого мониторинга нельзя говорить об управлении качеством образования в начальной школе. Цели и задачи мониторинга готовности первоклассников: выявление реального уровня подготовки детей к школе; предоставление учителям, психологам и родителям качественного инструментария; ранняя диагностика и возможность оказания своевременной помощи каждому ребенку. По итогам мониторинга проводится целенаправленная работа по повышению уровня развития ребенка, с целью успешного обучения в начальной школе; разрабатываются программы индивидуальной работы с отдельными категориями обучающихся, выстраиваются ИОТ, разрабатываются соответствующие рекомендации учителям, обучающимся и их родителям. Результаты оценки готовности первоклассников к обучению в школе могут использоваться ДОУ для корректировки своих образовательных программ. Для отслеживания исполнения требований ФГОС вводится мониторинг оценки качества начального общего образования, целью которого является оценка уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе и определение уровня сформированности универсальных учебных действий.
3 Система оценки качества основного общего образования Для успешного обучения детей в системе основного общего образования недостаточно освоения только предметных знаний. Необходимо формировать и другие компетенции, связанных со способностью использования знаний, умений и навыков, полученных в школе, в новой ситуации. Требуется ставить навыки, связанные с построением собственной образовательной траектории, создавая для этого соответствующие социально-педагогические условия. Результаты оценки служат основой для планирования индивидуальной работы по ликвидации отставаний детей и по повышению читательской грамотности; внедрения индивидуальных программ обучения, которые позволят повысить качество системы образования в целом. Введение оценки качества подготовки обучающихся активизирует работу учителей и методических служб по использованию надежного инструментария оценки для получения достоверных результатов. Завершающим этапом обучения на ступени основной школы является государственная итоговая аттестации выпускников. С целью более качественной подготовки выпускников к аттестации, оперативного определения проблем проводятся репетиционные экзамены. Результаты используются для формирования профильных классов в старшей школе. Действенным инструментом оценки качества является комплексный электронный портфолио, который фиксирует не столько школьные успехи обучающегося, сколько результаты его внеучебной деятельности. Цель-планирование собственной образовательной траектории и выбор будущей профессии. Портфолио выпускника - реестр олимпиад, конференций, конкурсов, соревнований.
4 Система оценки качества среднего общего образования Основной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников среднего общего образования и одновременно вступительных испытаний в учреждения профессионального образования является государственная (итоговая) аттестации в форме ЕГЭ. Появилась возможность объективного сравнения академических результатов обучения в разных территориях и учебных организациях; возможность отслеживать результаты одной учебной организации или территории в динамике; действенный инструмент не только административного управления качеством образования. В таких условиях система образования будет сама стремиться удовлетворить требованиям, предъявляемым к результату. Результаты, показанные выпускниками школы на государственной (итоговой) аттестации, позволяют дать оценку системы образования, особенностям организации образовательного процесса, качеству образовательных услуги, что насущно необходимо  для планирования тенденций развития всей системы общего образования. Показатели результатов итоговой оценки, органично встраивается в систему ключевых индикаторов для задач управления качеством на всех уровнях общего образования.

Есть мнения о целесообразности проводить мониторинг и оценку социализации выпускников, который необходимо процедурно разработать, нормативно закрепить и апробировать.

 Обобщения, предложения и выводы:

 

1. Оценочные процедуры позволяют получить массив данных о системе качества общего образования по всем его уровням.  Для того, чтобы они стали основной для принятия управленческих решений необходимо определить модель оценки и выявить ключевые вектора оценивания, рассчитать значения ключевых индикаторов, сформировать готовый образовательный продукт под соответствующую группу пользователей, который должен быть грамотно структурирован и нормативно формализован, например, публичный доклад, портфолио обучающегося, карта индивидуального развития обучающегося.

2. При оценки качества ориентиром являются потребности и запросы различных заинтересованных групп. Информация по результатам предоставляется в форме, понятной потенциальным пользователям. Матрица результатов процедур контроля и оценки качества образования показывает связь объектов оценки и конкретных продуктов оценочной деятельности, которые предъявляются заказчикам или потребителям оценочных процедур.

3. Для оптимизации информационного обеспечения принятия управленческих решений в системе оценки качества общего образования необходима автоматизированная информационно - образовательная система, что позволит выстроить систему индикаторов управления, способствующую росту объективности принимаемых решений по повышению качества образования. Это позволит решить целый комплекс задач: 1) создать информационную основу для оценки эффективности региональной системы образования, включая возможность корректного сравнения подведомственных подсистем. 2) обеспечить органы управления образованием, включая структуры государственно - общественного управления информацией для принятия управленческих решений, определения приоритетов развития системы общего образования и отдельных ее элементов, определения сильных и слабых сторон, путей разрешения возникающих проблем.

4.  Адекватное использование результатов оценки позволит осуществить кластерный подход, при котором школы группируются по ряду контекстных характеристик. Сравнение организаций, находящихся в сходных условиях, по результатам оценки позволит разработать программы поддержки образовательных организаций с недостаточно высокими результатами деятельности. Качественно подготовленные данные об индивидуальных достижениях обучающихся нужны на всех уровнях принятия решений: городская система образования в целом, отдельно взятая организация, конкретный класс. В свою очередь это дает основание: для подготовки и внедрения программ повышения эффективности обучения; разработки механизмов педагогического сопровождения отстающих обучающихся в целях предоставления им необходимой помощи; организационно-методической поддержки учителям и школам с целью предоставления равных возможностей обучения и т.д.

    5.  Ресурсной базой системы обеспечения качества общего образования являются ФГОС, учебные планы и программы, критериальные и оценочно - измерительные материалы и инструменты. Наличие инструментария, соответствующего необходимым стандартам, является важным фактором получения достоверных результатов оценки качества общего образования. Вместе с тем в рамках функционирования данной системы необходима постоянная работа по повышению квалификации учителей и руководителей образовательных организаций по проведению процедур оценки качества образования и интерпретации полученных результатов, нужны специалисты в области тестологии, аналитики, статистики.



2019-10-11 157 Обсуждений (0)
Моделирование процессов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Моделирование процессов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)