Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приемы финансового анализа



2019-10-11 541 Обсуждений (0)
Методы и приемы финансового анализа 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод исследования – это конкретный способ познания, путь исследования предмета (в данном случае – финансовых процессов и явлений и их взаимосвязи и взаимозависимости). Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении финансово-хозяйственных процессов и явлений, составляет методику финансового анализа. В совокупности метод и методика составляют методологическую основу анализа.

Для получения объективной оценки финансового состояния и выявления возможностей повышения эффективности функционирования предприятия могут применяться различные методы анализа. Существующие методы финансового анализа можно разделить на две группы: неформализованные и формализованные методы анализа.

Неформализованные методы анализа основаны на логических, субъективных исследованиях (а не на строгих аналитических зависимостях), при этом большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика. Краткое содержание некоторых неформализованных методов анализа представлено в таблице 2.

 

Таблица 2 – Неформализованные методы финансового анализа

Название методов Содержание методов
Экспертный Оценка ситуации высококлассными специалистами
Морфологический Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов
Рейтинговый Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей
Фактографический Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т.д., имеющих значение для деятельности предприятия
Мониторинг Детальный, систематический анализ изменений. Для этого метода важно определение направления и скорости развития, поэтому финансовый мониторинг часто называют подготовительным этапом финансового анализа
Логическое моделирование Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

Ко второй группе относятся методы, основанные на строгих формализованных аналитических зависимостях. К формализованным методам относятся методы и приемы экономической статистики (расчет средних и относительных величин, группировка, индексный, графический, табличный, обработки рядов динамики, корреляционный, регрессионный, кластерный, экстраполяционный анализ и др.); факторного анализа (способ цепных подстановок, арифметических разниц, процентных чисел); специфические методы и приемы финансового анализа (вертикальный, горизонтальный, трендовый анализы финансовой отчетности, метод финансовых коэффициентов).

При проведении финансового анализа наибольшее применение на практике получили следующие пять методов:

1. горизонтальный анализ;

2. вертикальный анализ;

3. сравнительный анализ;

4. анализ коэффициентов,

5. факторный анализ.

1. Горизонтальный (или трендовый) финансовый анализ базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе использования этого метода анализа рассчитываются цепные и базисные темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда). Цель горизонтального анализа – выявление изменений величин различных статей отчетности за определенный период и оценка этих изменений. При проведении этого вида анализа строятся аналитические таблицы, в которые вносят как абсолютные показатели, так и относительные темпы роста (снижения).

 В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального финансового анализа:

1) Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

2) Сопоставление финансовых показателей отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года (например, показателей второго квартала отчетного года с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Этот вид анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

3) Сопоставление финансовых показателей за ряд предшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике).

Все виды горизонтального финансового анализа дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных финансовых показателей.

Вариантом горизонтального анализа является трендовый анализ. Некоторые ученые-экономисты выделяют  его в качестве самостоятельного метода анализа – прогнозного анализа. При проведении трендового анализа рассчитывают относительные отклонения параметров отчетности от базисного уровня. Трендовый анализ позволяет на основе статистической обработки показателей, сложившихся в прошлые анализируемые периоды, установить зависимость (тренд) их изменения от периода времени и используется для прогноза финансовых показателей на будущее. Проведение трендового анализа подразумевает использование соответствующего математического аппарата.

2. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ позволяет оценить структуру обобщающих показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа:

1) Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес краткосрочных и долгосрочных активов; элементный состав краткосрочных и долгосрочных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; и другие. Результаты анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия.

2) Структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал), по его видам (банковский кредит; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в других случаях.

3) Структурный анализ денежных потоков. В процессе анализа в составе общего денежного потока выделяют денежные потоки по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; оценивается структура поступлений и расходования денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным элементам. Результаты анализа используются для принятия решений по оптимизации денежных потоков.

4) Структурный анализ финансовых результатов. Результаты анализа используются для выработки мероприятий по увеличению прибыли.

3. Сравнительный финансовый анализ основан на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных показателей между собой. В процессе анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. Этот анализ строится на основе результатов вертикального и горизонтального анализа. Наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа:

1) Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и среднеотраслевых показателей. Цель анализа –  оценка своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявление резервов повышения эффективности финансовой деятельности.

2) Сравнительный анализ финансовых показателей данного предприятия и предприятий конкурентов. В процессе анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

3) Сравнительный анализ финансовых показателей отдельных единиц и подразделений данного предприятия ("центров ответственности"). Цель анализа – сравнительная оценка и поиск резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

4) Сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии мониторинга финансовой деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия.

4. Анализ финансовых коэффициентов– это анализ относительных показателей, рассчитываемых как отношение между отдельными позициями финансовой отчетности, с целью определения взаимосвязи показателей.

Выбор и методика расчета отдельных показателей зависит непосредственно от целей проводимого анализа.  Использование коэффициентов позволяет уменьшить инфляционное искажение данных.

Многие исследователи считают, что метод финансовых коэффициентов являетсяключевым методом анализа. Аналитическая ценность коэффициентов подтверждается широким их использованием в мировой практике и тем, что в зарубежных странах имеются специальные издания, в которых публикуются статистические сводки по этим показателям. Создано множество специализированных фирм, информационных агентств, занимающихся оценкой финансового состояния на основе коэффициентов и продающих такую информацию. Эта оценка не представляет сложности при наличии необходимых данных и предполагает небольшие затраты времени.

5. Факторный анализ – это определение влияния отдельных факторов (причин) на общий результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, изменения чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

 

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) × (ВР/А) × (А/СК) × 100,

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

Если в результате анализа бухгалтерской отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

· снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;

· менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;

· изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

В составе факторного анализа также может применяться СВОТ-анализ финансовой деятельности. Название этой системы представляет аббревиатуру начальных букв терминов, характеризующих объекты анализа:

S – Strehgths (сильные стороны предприятия),

W – Weaknesses (слабые стороны предприятия),

O – Opportunities (возможности развития предприятия)

T – Trears (угрозы развитию предприятия).

Основным содержанием СВОТ-анализа  является исследование характера сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия, а также позитивного и негативного влияния отдельных внешних (экзогенных) факторов на условия ее осуществления в предстоящем периоде.

Приемы анализа могут быть разделены на традиционные и математические.

1. Традиционные приемы: сравнения, прием относительных величин, индексный метод, прием группировки по какому-либо признаку, расчет средней величины, балансовый метод, элиминирование. Элиминирование – это раздельное применение воздействующих факторов на обобщающий показатель. К приемам элиминирования относятся:

1) способ цепной подстановки - состоит в последовательной замене базовой величины каждого из взаимосвязанных факторов его фактической величиной при неизменности других. Число подстановок равно числу воздействующих факторов. Способ цепной подстановки применяется для факторных моделей любого типа (аддитивных, мультипликативных, кратных);

2) способ абсолютных разниц. Влияние количественных факторов находится путем умножения его абсолютного изменения (разницы) на базовое значение качественного фактора. Влияние качественного фактора находится путем умножения его абсолютного изменения на фактическое значение фактора;

3) способ относительных разниц. По каждому из взаимосвязанных показателей определяют процент роста или снижения по сравнению с базой. При этом последний процент роста является процентом роста по обобщающему показателю. Разница в процентах находится путем сопоставления первого процента роста со ста процентами, а каждый последующий с предыдущим. Влияние факторов в стоимостном выражении находится путем умножения разницы в процентах на базовую величину обобщающего показателя.

2. Математические приемы - линейное программирование, сетевые графики, математические модели, корреляционно-регрессионный анализ.

Приведенный перечень методов и приемов финансового анализа не является исчерпывающим. В совокупности с другими методами они могут быть сгруппированы иначе. В результате будем иметь новую классификацию.

Важно отметить, что на практике обычно используется не один, а совокупность методов и приемов анализа, позволяющих дать более объективную оценку финансового состояния и эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

 



2019-10-11 541 Обсуждений (0)
Методы и приемы финансового анализа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приемы финансового анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (541)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)