Работа медицинской сестры при уходе и лечении пациентов с онкологическими заболеваниями
Подход к лечению опухолей прежде всего зависит от того, доброкачественная она или злокачественная. Принимая решение об оперативном лечении доброкачественной опухоли или давая больному совет об операции, нужно выяснить три обстоятельства. Если опухоль расположена в жизненно важном или эндокринном органе, если опухоль расположена так, что постоянно травмируется (воротом одежды, расческой, очками и т.д.), если она является косметическим дефектом, если она нарушает функцию другого органа или нет полной уверенности в ее доброкачественности, то ее удаляют оперативным путем. В остальных случаях требуется только наблюдение за опухолью. Принятие решения об оперативном лечении злокачественной опухоли происходит гораздо сложнее, так. как учитывается множество факторов. Хирургическая операция является наиболее эффективным методом лечения. Хотя при злокачественных опухолях применяют и химиотерапию, и лучевую терапию. Хирургическая операция при злокачественной опухоли содержит опасность распространения раковых клеток по организму во время операции, опасность удалить не все раковые клетки опухоли. Они могут стать источником рецидива онкологического процесса. По аналогии с понятием «асептика» и «антисептика» в онкологии существуют понятия «абластика» и «антибластика». Абластика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение распространения опухолевых клеток во время операции. В комплекс таких мероприятий входит: не травмировать ткань опухоли, выполнять разрез только по здоровой ткани; быстро накладывать лигатуры на сосуды в операционной ране; перевязывать полый орган выше и ниже опухоли для предупреждения распространения опухолевых клеток; отграничение раны стерильными салфетками и смена их У детей велик процент диагностических ошибок еще и потому, что начало заболевания, как правило, расценивается как простуда и проводится соответствующее лечение. И онконастороженность по отношению к детям гораздо меньшая, чем к взрослым. Все это приводит к потере драгоценного времени, пока не выяснится онкологический диагноз. В результате 60-70 % детей поступают в клинику с метастазами. Опухоли у детей развиваются в трудных для обследования местах. Это забрюшинное пространство, средостение, ЦНС, малый таз. Опухоли этой локализации протекают почти бессимптомно. Для диагностики применяются те же методы, что и у взрослых, но в более щадящих вариантах. Исследования у детей чаще всего проводят под наркозом. Оперативное лечение применяют в комплексе с химиотерапией. Во время операции тщательно проводят гемостаз, помня, что для ребенка даже небольшая кровопотеря в 500 мл может привести к тяжелым последствиям. Послеоперационный уход за детьми имеет свои особенности, что требует от медицинской сестры особого отношения к маленьким пациентам. Детские опухоли очень чувствительны к противоопухолевым препаратам, что расширяет возможности химиотерапии, хотя эти препараты имеют ряд побочных действий. Самыми серьезными из них являются: угнетение костномозгового кроветворения; изменения в паренхиматозных органах (почки, печень, легкие). Это обязывает сестру знать симптомы побочного действия препаратов и помогать ребенку справляться с ними. Каждый случай, при котором в течение двух лет не возникает метастазов и рецидивов, считается выздоровлением. В настоящее время можно говорить об успешном излечении лишь некоторых форм злокачественных опухолей. Но применение новых технологий в диагностике и лечении опухолей дает надежду на большую эффективность в борьбе с этой тяжелой патологией. Особенности ухода за детьми в стерильном боксе. У детей после операции по пересадке костного мозга и химиотерапии особенно много проблем. Они должны быть решены в процессе сестринского ухода с учетом возраста пациента. Основными проблемами являются: обеспечение стерильного режима для ребенка; непрерывный круглосуточный контроль за состоянием ребенка; налаживание психологического контакта. Стерильный режим обеспечивается с помощью стерильного бокса, куда помещают ребенка после операции. Предварительно ребенку обрабатывают кожу 0,5% раствором хлоргексидина, стригут его и обрезают ногти. В бокс сестра входит в стерильной одежде (каждый раз использует новый комплект), в перчатках, с дезинфицированными руками. Она строго соблюдает асептику при уходе за ребенком. Такие манипуляции, как умывание, обработка кожи, подмывание, уход за полостью рта, медсестра проводит в соответствии с правилами асептического ведения больных, изложенными в специальных пособиях. Предметы ухода необходимо обрабатывать. Ежедневно проводится замена белья (оно обязательно стерильное). Ежедневно в пакет собираются для замены на стерильные все предметы ухода (лоток, стакан, мензурка, термометр и др.). Если больной получает ингаляции кислорода, то трубки и маски стерилизуются ультразвуком. Судно промывают, очищают и на 60 мин погружают в 3 % хлорамин. Перед тем как занести судно в бокс, его насухо протирают стерильной пеленкой. При выполнении манипуляций, связанных с введением лекарственных веществ, тоже соблюдается асептика. Все препараты для парентерального введения вводятся через подключичный катетер. Для обработки подключичного катетера необходимо: снять старую наклейку; снять эфиром остатки лейкопластыря; кожу вокруг обработать 70% спиртом с 0,5% хлоргексидином, это делается ватным помазком, можно применить 1% раствор бриллиантовой зелени; катетер обработать теми же растворами на высоту 1 см. Манипуляцию выполнять после смены белья. В палате должны быть растворы для полоскания рта. Эта манипуляция проводится пять раз в день. Вода меняется ежедневно. Вода для питья используется только кипяченая, а емкость ежедневно стерилизуют. Все это обеспечивает стерильный режим для ребенка. А непрерывное наблюдение сестра осуществляет через монитор, на котором регистрируются пульс, АД, дыхание и другие важные параметры. При любом отклонении от нормы необходимо доложить врачу. Сестра 6 раз в сутки измеряет ребенку температуру тела и диурез. Большое значение имеет профессиональная грамотность медсестры и умение наладить психологический контакт с ребенком. Это помогает успешно выполнить все назначения врача. Сестринский уход за онкологическими больными Для того чтобы добиться лучших результатов в лечении онкологических больных, необходимо участие самого больного и его родственников. Для активного участия в лечении они должны быть информированы о заболевании, о возможностях того или иного способа лечения. Такую информацию может дать только врач, основываясь на Декларации прав пациентов, утвержденной Ассоциацией американских клиник в 1973 г. У нас в стране не принято решения — сообщать больному о диагнозе или нет. Возможно, врач проинформирует о диагнозе не пациента, а ближайших родственников. В процессе лечения, когда пациент информирован о своем диагнозе, с ним оговорили способы лечения, и он предупрежден о побочных эффектах, его онкологическим образованием занимается сестра. Она информирует его о лечебных процедурах, о подготовке к ним. Она помогает больному, разъясняя и обучая его помогать самому себе. Это и уход за послеоперационной раной, и советы по диете, физической нагрузке, по уходу за «стомами» и дренажем Если применяется радиотерапия, то сестра обучает пациента профилактике лучевых осложнений, уходу за кожей в зоне облучения. При применении химиотерапии сестра помогает больному бороться с побочными эффектами препаратов, учит обрабатывать полость рта, чтобы не было язвенного стоматита Медицинская сестра разъясняет больному важность принимать лекарства точно по времени, необходимость регулярной сдачи крови. Она ведет наблюдение за состоянием больного (образцы документации даны в приложении), наблюдает за болью, так как в зависимости от интенсивности боли вводятся ненаркотические или наркотические анальгетики. Она наблюдает за кожей больного: появление петехий говорит об изменении свертывания крови и возможности кровотечений, следит за появлением тошноты и рвоты, которые бывают как реакция на цитостатики. От этих симптомов зависит питание больного и необходимость применять интенсивную терапию. Оценка тошноты: степень — тошнота отсутствует; степень — возможность приема пищи незначительно снижена; II степень- возможность приема пищи значительно снижена, но больной может есть; III и IV степень — прием пищи практически невозможен. Оценка рвоты: 0 степень — рвота отсутствует; 1 степень — однократная рвота на протяжении 24 ч; II степень — 2-5-кратная рвота за 24 ч; III степень — 6 и более раз за 24 ч; необходимость внутривенных вливаний; IV степень — необходимость в парентеральном питании и интенсивной терапии из-за гемодинамических нарушений. Помимо разъяснительной работы и обучения пациента, наблюдения за состоянием, медицинская сестра, выполняя назначения врача, готовит больного к обследованию и проводит лечебные мероприятия. Одним из важных моментов является проведение химиотерапии. Это требует от медицинской сестры определенных навыков, так как применяемые препараты имеют очень небольшую разницу между терапевтической и токсической дозой. Дозу нужно выдерживать точно, так как недостаточная не даст нужного лечебного результата, передозировка вызовет почечную и сердечно-легочную недостаточность, кровотечения и угнетение функции костного мозга. Возможна и аллергическая реакция в виде анафилактического шока. Алгоритм действия медсестры при проведении химиотерапии: Подготовка пациента: убедиться, что это тот больной; убедиться, что он знает о характере лечения; уточнить лабораторные данные анализа крови и его Дату; измерить и записать частоту пульса, величину АД, температуру и массу тела; собрать аллергологический анамнез; оценить возможность внутривенного введения; провести премедикацию. Подготовка препарата: выяснить дозу, скорость введения, объем раствора; получить необходимое количество препарата; иметь набор средств на случай возникновения реакции на препарат; иметь капельницу, пластырь и другие необходимые предметы для в/в введения; обработать руки; надеть халат и перчатки; вводить препарат согласно инструкции. Выполнение венепункции по технике выполнения манипуляции. Введение препарата: проверить состояние больного до и во время введения; следить за местом венепункции; ввести противорвотный препарат; убедиться в целостности шприца с химиопрепаратом, капельницы и контейнеров с растворами; вводить растворы медленно; проверить возврат крови в процессе введения и при смене каждого препарата; промывать иглу (катетер) между вводимыми препаратами физраствором, чтобы избежать их взаимодействия; — промыть иглу и вену перед окончанием процедуры; —после удаления иглы на несколько минут прижать вену стерильной салфеткой, затем наложить стерильную повязку. После введения: собрать использованные материалы и инструменты; оценить состояние пациента; обеспечить вызов больным врача или сестры в случае необходимости; заполнить документацию на проведенное введение препарата. Очень важно точно выполнить технику проведения манипуляции, т. е. не допустить попадания препарата в подкожную клетчатку, иначе там возникает некроз тканей. Если препарат попадает не в вену, у больного появляется: - припухлость; гиперемия; жжение около иглы; не будет обратного тока крови. При возникновении подобного осложнения необходимо срочно прекратить введение препарата, обколоть это место новокаином и положить холод. Если вне вены попало значительное количество химиопрепарата, то потребуется оперативное вмешательство и иссечение места некроза. После окончания лечения больного в стационаре усилия медсестры направлены на организацию нормальной жизни больного, насколько это возможно. У больного всегда остается боязнь рецидива, поэтому его необходимо научить профилактическим мерам: избегать ярких солнечных лучей, не изменять привычный климат, не принимать физиотерапевтические процедуры без консультации с онкологом. Медицинская сестра способствует социальной адаптации больного, рассказывает, где и как он должен наблюдаться, она проводит разъяснительную работу с родственниками больного, способствуя как осуществлению ухода за больным в домашних условиях, так и нормализации психологического климата в семье. Охрана труда медицинской сестры. Одно то, что на основании действующего приказа сотрудники, работающие с химиопрепаратами, имеют льготы, говорит о том, что существует профессиональная вредность, влияющая на здоровье медицинского работника. Сами химиопрепараты вызывают аллергизацию организма, длительный контакт с ними снижает иммунитет. высшая категория может быть присвоена при 5-7-летнем стаже работы в клинике. Эти сестры проходят тестовый экзамен по вопросам общей хирургии, по правилам асептики и антисептики. Обязанности сестер II, I и высшей категорий одинаковые. Должностных инструкций к каждой категории, как в Европейском стандарте, нет. Какой же должна бы онкологическая медсестра? Конечно, очень важна ее общая культура, культура общения, нравственные качества, профессионализм, умение оказать психологическую поддержку и высокое чувство долга перед больным. Организация городской онкологической помощи. Успехи онкологической помощи во многом зависят от организации онкологической службы. В связи со спецификой онкологических заболеваний не достаточно обеспечить доступность онкологической помощи населению, вся структура организации здравоохранения должна быть направлена на раннее выявление онкологической патологии. Как бы хорошо ни проводилась санитарно-просветительная работа, трудно себе представить, что в наше время человек, которого ничего не беспокоит, будет регулярно посещать онколога с целью профилактического осмотра. Поэтому профосмотры проводятся на предприятиях, в учебных заведениях и т. д. С целью раннего выявления онкологической патологии в легких всем поступающим в стационар проводится флюорографическое обследование, хотя первоначально оно было введено для диагностики туберкулеза. С этой же целью в амбулаторно-поликлинических учреждениях организованы смотровые кабинеты. Приложение к Приказу МЗ РФ № 270 от 12.09.97 утверждает Положение о смотровом кабинете, согласно которому кабинет является самостоятельным подразделением поликлиники и работу в нем осуществляет медицинская сестра (без врача), имеющая специальную подготовку по онкологии и сертификат. Через смотровые кабинеты проходят пациенты, которые в течение года впервые обратились в поликлинику по какому-либо вопросу. Медицинская сестра смотрового кабинета: собирает анамнез; проводит осмотр с целью раннего выявления онкологического заболевания; берет у женщин мазки с шейки матки и влагалища на цитологическое исследование; в случаях выявления патологии направляет пациента к врачу для уточнения диагноза и лечения; проводит учет и регистрацию осмотров, заполняет необходимую медицинскую документацию; проводит разъяснительную работу по валеологии, пропагандируя здоровый образ жизни. О подготовке медицинской сестры говорит перечень манипуляций, которые она проводит при профилактических осмотрах: осмотр кожи и слизистых; осмотр и пальпация щитовидной железы; осмотр и пальпация живота; осмотр и пальпация лимфатических узлов; у женщин она пальпирует молочные железы, проводит
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (753)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |