Основные процессы жизненного цикла программного продукта
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА Понятие жизненного цикла программного продукта Программный продукт (ПП) представляет собой набор компьютерных программ, процедур и связанной с ними документации и данных. Жизненный цикл программного продукта — это период времени, начинающийся с момента принятия решения о необходимости создания ПП и заканчивающийся в момент его полного изъятия из эксплуатации. Структуру жизненного цикла ПП, состав процессов, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПП, определяет и регламентирует международный стандарт ISO/IЕС 12207: 1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes» (ISO — International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации; IEC — International Electrotechnical Commission — Международная комиссия по электротехнике; название стандарта «Информационные технологии — Процессы жизненного цикла программ»). Под процессом понимают совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, а также исходными данными, полученными от других процессов, и результатами. Каждый процесс разделен на набор действий, каждое действие — на набор задач. Запуск и выполнение процесса, действия или задачи осуществляются другими процессами. В России, начиная с 1970-х годов, создание ПП регламентировалось стандартами ЕСПД (Единая система программной документации — серия ГОСТ 19.ХХХ), которые были ориентированы на класс относительно простых программ небольшого объема, создаваемых отдельными программистами. В настоящее время указанные стандарты достаточно сильно устарели концептуально и по форме, дальнейшее использование этих стандартов целесообразно только для оформления некоторых документов. В результате для каждого серьезного проекта приходится создавать комплекты нормативных и методических документов, регламентирующих процессы создания конкретного прикладного ПП, поэтому в отечественных разработках используются современные международные стандарты. В настоящее время выпущен ряд российских стандартов, которые полностью соответствуют международным. Это ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 «Информационная технология. Сопровождение программных средств»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002 «Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 12119-2000 «Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование».
В соответствии со стандартом ISO/IЕС 12207 все процессы жизненного цикла ПП разделены на три базовые группы: основные процессы; вспомогательные (поддерживающие) процессы; организационные процессы.
Основные процессы жизненного цикла программного продукта
Основные процессы включают в себя набор определенных действий и связанных с ними задач, которые должны быть выполнены в течение жизненного цикла ПП. К основным относятся процессы приобретения, поставки, разработки, эксплуатации и сопровождения. Процесс приобретения ( acquisition process ) охватывает действия заказчика по приобретению ПП. К этим действиям относятся: 1) инициирование приобретения; 2) подготовка заявочных предложений; 3) подготовка и корректировка договора; 4) надзор за деятельностью поставщика; 5) приемка и завершение работ. Инициирование приобретения включает в себя следующие задачи: 1) определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, ПП или услуг; 2) анализ требований к системе; 3) принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПП; 4) проверку наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения ПП; 5) подготовку и утверждение плана приобретения, включающего в себя требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т.д. Согласно нормативным документам понятие «система» можно интерпретировать двояко. В одном случае под системой понимают совокупность аппаратных, программных, материальных и людских ресурсов, услуг и данных, одним словом, все то, что потребует разработки или покупки. В другом случае система — это совокупность конечных продуктов, которые будут действовать совместно, и вспомогательных продуктов, необходимых для разработки, поставки, обучения и т.д. Подготовка заявочных предложений подразумевает разработку и составление предложений, которые должны содержать: 1) требования к разрабатываемой или покупаемой системе; 2) перечень необходимых ПП; 3) условия и соглашения; 4) технические ограничения (например, указание конкретной среды функционирования системы). Заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера). Поставщиком является организация, которая заключает договор с заказчиком на поставку системы, ПП или программной услуги на условиях, оговоренных в договоре. Подготовка и корректировка договора включают в себя следующие задачи: 1) определение заказчиком процедуры выбора поставщика, содержащей критерии оценки предложений возможных поставщиков; 2) выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений; 3) подготовку и заключение договора с поставщиком; 4) внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения. Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита. В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты. Завершение работ по договору осуществляется в случае удовлетворения всем условиям приемки. Процесс поставки ( supply process )охватывает действия и задачи поставщика при снабжении заказчика ПП или услугой. К этим действиям относятся: 1) инициирование поставки; 2) подготовка ответа на заявочные предложения; 3) подготовка договора; 4) планирование; 5) выполнение и контроль; 6) проверка и оценка; 7) поставка и завершение работ. Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения согласиться с выставленными требованиями и условиями или предложить свои. Подготовка ответа на заявочные предложения выполняется в соответствии с принятыми решениями в результате инициирования поставки. Подготовка договора осуществляется после выбора заказчиком конкретного поставщика. Планирование выполняется после заключения договора и включает в себя следующие задачи: 1) принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика; 2) разработку поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и т.д. Субподрядчик — это организация, индивидуум или корпорация, заключившие договор с поставщиком на исполнение части работ, которые поставщик должен выполнить по договору с заказчиком. Выполнение и контроль включают в себя задачи, связанные с выполнением поставщиком взятых на себя обязательств по поставке, разработке или усовершенствованию системы, ПП или услуг и контролем за этим выполнением. Проверка и оценка выполняются в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита. Поставка и завершение работ выполняются в соответствии с оговоренными в процессе инициирования действиями по приемке и завершению работ. Процесс разработки ( development process )охватывает действия и задачи разработчика и предусматривает следующие основные направления работ: 1) создание ПП и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации; 2) подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и качества ПП; 3) подготовку материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т.д. Процесс эксплуатации ( operation process )охватывает действия и задачи оператора — организации, занимающейся эксплуатацией разработанного ПП или системы. К этим действиям относятся: 1) подготовительная работа; 2) эксплуатационное тестирование; 3) эксплуатация системы; 4) поддержка пользователей. Подготовительная работа предполагает выполнение оператором следующих задач: 1) планирование работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов; 2) определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации. Эксплуатационное тестирование выполняется для каждой очередной версии ПП, после чего она передается в эксплуатацию. Эксплуатация системы осуществляется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией. Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультациях при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПП. Процесс сопровождения ( maintenance process )охватывает действия и задачи сопровождающей организации (службы сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) ПП и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПП. В соответствии со стандартом IЕЕЕ-90 (IЕЕЕ — Institute of Electrical and Electronics Engineers — Институт инженеров по электротехнике и электронике) под сопровождением понимается внесение изменений в ПП в целях исправления ошибок, повышения производительности либо адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (593)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |