Структурно-логическая схема изучения материала
1. Разработка производственной программы Производственная программа (план производства продукции) представляет собой систему плановых показателей по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей общества.
Производственная программа является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж.
Последовательность разработки ПП: · проведение маркетинговых исследований сбыта продукции и прогнози-рование объема продаж; · определение номенклатуры и ассортимента продукции, включаемой в производственный план (как правило, на основе заключенных договоров поставок продукции); · составление плана поставок продукции в натуральном выражении по потребителям; · определение объема производства каждого изделия с учетом объема остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; · обоснование объема производства расчетами балансов производс-твенных мощностей по ведущим подразделениям и предприятию в целом; · расчет стоимостных показателей производственной программы: валовой, товарной и реализованной продукции; · составление графика отгрузки продукции в соответствии с договорами; · планирование производственной программы по основным цехам предприятия.
Основные показатели производственной программы: · номенклатура продукции (наименование продукции, ее количество, качество, сроки изготовления); · товарная продукция; · валовая продукция; · незавершенное производство; · реализованная продукция. Товарная продукция (Тп) – стоимость той части производимой предпри-ятием продукции, которая предназначается для реализации (но не обязательно будет реализована): Тп = ГИ + ПФ + Ноб + УРпх , где ГИ – стоимость готовых изделий; ПФ – стоимость полуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов для реализации на сторону; Ноб – стоимость нестандартного (выведенного из производства, устаревшего, изношенного и т.п.) оборудования предприятия, реализуемого на сторону; УРпх – стоимость услуг и работ промышленного характера, выполненных предприятием, по заказам со стороны.
Валовая продукция (ВП) – это стоимость общего результата производ-ственной деятельности предприятия за определенный период времени с учетом незавершенного производства и потребления продукции для собственных нужд. Способы расчета ВП: 1. По остаткам незавершенного производства: ВП = ТП + НЗПкп – НЗПнп , где ОНПкп , НЗПнп, – остатки незавершенного производства на конец и на-чало периода. Незавершенное производство – не законченная производством про-дукция и не сданная на склад готовых изделий. Незавершенное производ-ство учитывается по себестоимости (НЗП = ВС × ТН × СП × КНЗ , гдеВС – среднесуточный выпуск продукции; ТН – длительность производственного цикла; СН - плановая себестоимость; КНЗ – коэффициент нарастания затрат).
2. По величине внутризаводского оборота: ВП = Во - Взо , где Во – валовой оборот (общий выпуск продукции); Взо – внутризаводской оборот. Валовой оборот – это стоимость всего объема продукции, произве-денного за определенный период времени всеми цехами предприятия. Внутризаводской оборот – это стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же пери-ода времени. Реализованная продукция (РП) характеризует стоимость объема продукции, поступившей в данном периоде на рынок (проданной) и подлежащей оплате потребителями: РП = Тп + (Он – Ок), где Он и Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец пла-нового периода. В состав остатков нереализованной продукции входят : · готовая продукция на складе; · товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; · товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем; · товары, находящиеся на ответственном хранении у покупателя (для расчета ОН). Оптимизация показателей ПП В процессе разработки производственной программы предприятия возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений по выпуску продукции (а значит, по расчету показателей ПП). Под оптимальным решением обычно понимается достижение в заданных условиях максимальных результатов (например прибыли) или минимальных издержек производства (например себестоимости). В обоих случаях приходится иметь дело с экономическими задачами, которые в математике называются экстремальными. Для их решения необходимо: во-первых, наличие критерия оптимальности (максимум прибыли или минимум издержек), во-вторых, установление ограничений ресурсов, и, в-третьих, сведение этих ограничений в систему (например в систему уравнений). Решив полученную систему уравнений, получают, как правило, несколько решений, из которых по критерию оптимальности выбирают наилучшее. Пример. Планируется производство двух видов продукции А и Б. Предприятие должно максимизировать прибыль от их реализации при следующих ограничениях: расход материальных ресурсов на единицу изделия составляет: для А = 5 кг, для Б = 8 кг; расход трудовых ресурсов составляет: для А = 10 чел.-часов, для Б = 5 чел.-часов. Общий лимит соответствующих ресурсов на предприятии составляет: по материальным ресурсам – 3500 кг, по трудовым ресурсам – 6000 чел.-часов. Планируемая прибыль от изделия А – 30 руб., от изделия Б – 20 руб. Для решения этой задачи применяем метод линейного программиро-вания. Составляем следующую систему нормальных уравнений. 1. По имеющимся ресурсам:
2. По критериям оптимальности: . Решив систему (п.1) и применив критерий оптимальности (п. 2), мы найдем максимальную прибыль при принятых ограничениях на ресурсы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |