Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ»



2019-10-11 248 Обсуждений (0)
Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ» 0.00 из 5.00 0 оценок




Внедряя музейную педагогику, в нашем дошкольном учреждении были организованы мини-музеи по темам, соответствующим календарно-тематическому планированию в каждой группе младшего и старшего дошкольного возраста.Данная инновационная технология очень заинтересовала не только нас, педагогов, но и детей, родителей, которые  с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини – музеев в группах, для них, так же как и для детей, это было новое и интересное дело. Также в ДОУ проводились конкурс «Лучший мини-музей по теме «Коми край неповторимый»» и неделя педагогического мастерства по теме «Использование мини-музея в непосредственно образовательной деятельности детей».

Реализовывая данный проект, мною также был разработан перспективный план мероприятий на учебный год.

Перечень мероприятий

мероприятия сроки ответственные результат
1.     2.     3.     4.   5.     6.   7.   8.     9.     10.     11.     12.   13.   14. Родительское собрание «Мини- музей в ДОУ».(приложение 1)     Информация для родителей «Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей».(приложение 2) Мини-музей «Народные умельцы».(приложение 4)   Мини-музей «Воздух-невидимка».(приложение 5)     Мини-музей спорта. (приложение 6)     Мини-музей «Символы года». (приложение 7)     Мини-музей «Дед Мороз в разных странах». (приложение 8)   Мини-музей «Коми орнамент». (приложение 9)   Мини-музей «Моя Печора». (приложение 10)   Мини-музей «Наша Армия». (приложение 11)   Мини-музей «Цветы». (приложение 12)   Мини-музей театра. (приложение 13)     Мини-музей «Космос». (приложение 14)     Презентация для педагогов «Музей- это целый мир». (приложение 15)   Октябрь 2013г.   2013-2014 учебный год.     Октябрь     Ноябрь   Ноябрь     Декабрь   Декабрь   Январь     Январь     Февраль     Март     Март   Апрель   Апрель Воспитатели     Воспитатели     Родители Воспитатели   Родители Воспитатели     Родители Воспитатели   Родители Воспитатели     Родители Воспитатели     Родители Воспитатели   Родители Воспитатели   Родители Воспитатели   Родители Воспитатели   Родители Воспитатели     Родители Воспитатели     Воспитатели Родители заинтересовались организацией мини-музеев в группе, изготовлением экспонатов, сбором информации совместно с детьми.     У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах. Дети научились различать и составлять узоры по мотивам народных росписей. Дети экспериментальным путем научились определять свойства воздуха, узнали  о разрушительной силе воздуха (ветра) и о его созидательной роли, о том, как человек использует воздух. Дети имеют представление о значении чистого воздуха для нашего здоровья. Дети имеют представление об истории олимпийских игр, видах спорта, как летних, так и зимних. Могут рассказать о символах Олимпиады 2014. Познакомились со спортивным инвентарём, узнали его предназначение. У некоторых детей появилось желание в будущем заниматься определённым видом спорта и стать спортсменом. У детей сформировалось представление о символах года по восточному календарю. Дети научились передавать изображение Лошадисимвола 2014 года на листе бумаги. Повышение уровня знаний детей об истории возникновения и празднования Нового года, об образе Деда Мороза и Снегурочки. У детей сформировалось представление об истории возникновения коми орнамента, о традиции коми народа. Дети научились понимать значение коми узоров и изображать их на листе бумаги. У детей повысилась заинтересованность к прошлому и настоящему родного города. Дети могут рассказать о достопримечательностях, улицах, предприятиях, известных людях Печоры. Повысился уровень знаний у детей об истории  нашей страны. Дети проявляют большой интерес к российской армии, уважение к защитникам Родины. Большой интерес проявили к созданию мини-музея папы, которые принесли армейские фотографии и солдатские формы. У детей расширилось представление  об окружающем мире цветов. Дети умеют ухаживать за растениями, цветами и отражать в изобразительном творчестве свое отношение к природе и труду. Дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания. Дошкольники начали больше проявлять инициативу, активность, самостоятельность к драматизации сказок. Дети получили не просто банальные знания о космосе, но и смогли увидеть в лице родителей помощников и близких друзей. Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса.

 

Важное место в работе мини-музеев я отвожу обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок. Большое внимание уделяю подготовке юных экскурсоводов из детей моей группы, которые с нашей помощью проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста. Такая работа помогает решить следующие задачи:

-выявление творческих способностей детей;

-расширение представлений о содержании музейной культуры;

-развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

-создание условий для творческого общения и сотрудничества.

 

 Родители и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, познакомила их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. С этой целью в ДОУ были организованы встречи с музейными работниками, которые провели беседу с детьми с показом некоторых экспонатов на темы «Моя республика, мой город», «История света», «Новогодние традиции». Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

 Традиционные формы деятельности музеев - монологические беседы в мини-музеях нашей группы заменила образовательной деятельностью с элементами игры, творческими заданиями: "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку" и т. д.

Работа в музеях очень увлекает детей, она естественно стимулирует их творческую мысль, укрепляет и развивает познавательные интересы детей. Все названные особенности делают музей своим для ребёнка.

 

 

 Мини-музей «Народные умельцы»

Вид проекта: познавательно-творческий, краткосрочный, групповой.

Основное направление: художественное творчество.

Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели группы «Воробышек», родители воспитанников.

Срок реализации: один месяц (октябрь) 2013г.

 

Актуальность:

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.

Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Народные умельцы».

Задачи:

-продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о видах росписи;

-учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

-учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

-продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

-развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

-формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности;

-знакомить со спецификой создания декоративных цветов (оттенков).

 

Формы реализации:

-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

-рассматривание видов росписи;

-выполнение работ по изобразительной деятельности;

-выполнение работ из глины;

-подвижные и малоподвижные народные игры;

-выставка детского творчества;

-работа с родителями;

-совместные работы с детьми;

-консультация для родителей;

-беседы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-оформление мини-музея «Народные умельцы»;

-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

 

Ожидаемый результат:

-развитие эстетического восприятия, уметь созерцать красоту народного прикладного искусства;

-создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;

-умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;

-создание мини-музея «Народные умельцы».

 

Планирование и организация деятельности

I этап - подготовительный

Вид деятельности Цель Ответственные
1.Анкетирование родителей. (приложение 3)     2.Подбор,систематизация имеющейся литературы по декоративно-прикладному искусству, подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения. 3.Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта. 4.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, иллюстраций изготовления шаблонов и трафаретов глиняных игрушек и др. Подбор народных игр. 5.Изготовление экспонатов для мини-музея. Привлечь внимание родителей к вопросам музейной культуры, выявить интересы и возможности семьи для организации мини-музея в группе детского сада. Развивать у детей интерес к художественным произведениям, художественному творчеству   Ознакомить родителей     Создание условий для успешной реализации поставленных задач.   Реализация творческих возможностей воспитателей, родителей и детей, организация мини-музея. Воспитатели           Воспитатели, родители     Воспитатели     Воспитатели, родители   Воспитатели, родители

 

 

 

II этап - основной

 

Вид деятельности Цель Интеграция образовательных областей
1.Коммуникация Беседа: «В мастерской дымковской игрушки»     2.Художественное творчество Лепка «Дымковский олешек»   3.Дидактические игры: «Составь узор», «Продолжи роспись», «Народно- прикладное искусство» 4.Народные игры: «Горелки», «Палочка-выручалочка»      5. Коммуникация Беседа «Золотая хохлома»     6. Художественное творчество Рисование «Кувшин»   7. Коммуникация Беседа: «Мастера Гжели»        8. Художественное творчество Рисование «Гжельский чайник»     9. Коммуникация Беседа «Есть на Волге город древний, по названью – Городец».      10.Художественное творчество Рисование «Роспись доски городецким узором»     11.Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закреплять представления о процессе создания игрушек. Обратить внимание на элементы росписи.    Учить детей создавать изображение по мотивам дымковских игрушек; лепить фигуру,придавая форму отдельных частей приемом вытягивания.      Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.      Развивать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре.   Воспитывать интерес к искусству хохломских мастеров, развивать умение выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи. Учить создавать декоративный рисунок, расписывая хохломской росписью, уметь расположить роспись, воспитывать самостоятельность и интерес к работе, развить эстетический вкус, раскрыть творческие способности.       Познакомить с видом народного декоративно- прикладного искусства- гжельской росписью. Учить создавать узоры на листах в формате народного изделия, используя характерные элементы: цветы, завитки, листья, точки. Закрепить умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.   Приобщать детей к истокам родного истинного русского народного творчества.  Закреплять умение составлять узоры по мотивам народных росписей. Побуждать к использованию для составления узора растительных элементов. Закрепить представление о гжельской росписи. Учить создавать узоры на листах в форме чайника. Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора. Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.         Упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка).  Уточнять и обогащать знания детей об устном народном творчестве Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству через чтение художественной литературы    .   Познание Коммуникация Чтение художественной литературы   Коммуникация Здоровье Труд Чтение художественной литературы             Социализация, коммуникация   Социализация Коммуникация     Коммуникация Познание Чтение художественной литературы             Познание Коммуникация  Здоровье   Социализация Коммуникация Познание   Социализация Коммуникация Чтение художественной литературы     Музыка Коммуникация Познание       Коммуникация  Здоровье Познание       Коммуникация Познание

 

 

 

III этап – заключительный

 

Вид деятельности Цель Ответственные
1. Выставка детских работ «Мир глазами детей»     2.Открытие мини-музея  Вовлечь детей в разнообразную продуктивную деятельность, привлечь родителей к совместной творческой работе с детьми. Вызвать эмоциональное удовлетворение от увиденного(экспонатов мини-музея). Воспитатели Родители   Воспитатели

 

 

Результат

В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники получили от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о декоративно–прикладном искусстве. У детей стали формироваться представления об истории происхождения декоративно-прикладного искусства, о его многообразии и видах.Дети научились различать и составлять узоры по мотивам народных росписей.

 



2019-10-11 248 Обсуждений (0)
Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представление педагогического опыта «Музейная педагогика в ДОУ»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)