Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии.



2019-10-11 313 Обсуждений (0)
Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная, идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.

   Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений.

   По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов.

   Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание, развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является овеществлением сложного процесса.

   Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.

 

   В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е. человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.

 

Ксенофан

VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом, как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)

Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов, на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор, Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю жизнь провел в дороге)

Утверждал, что чувства обманчивы, критерий истины отсутствует, а истинное познание не достижимо. Первый разделил понятия "истина по мнению" и "истина по знанию". Говорил что: "Людям лишь мнения доступны".

Небесные тела движутся по прямой, а видимая кривизна - оптический обман. Каждый день мы видим новые солнца и звезды. Солнц множество (для каждой местности). Историю земли представлял себе не в виде катастроф, а в виде последовательности изменений (основывался на находках раковин и пр. окаменелостей на Мальте).

Считал что бог един и единственен. Допускал существования прочих богоподобных существ, но не богов. Все что существует - это Бог. Бог не имеет границ, но конечен. Бог форму шара, и состоит из воды и земли. Оригинально обоснование (правда, есть логические провалы).

Бог один. Бог всесилен => если есть два бога, то либо один сильнее другого (значит второй не Бог), либо они равны, значит они не всесильны (т.к. не сильнее друг друга), следовательно они не Боги. Доказано. Бог вечен (не оч. логично). Сущее из несущего возникнуть не может (и наоборот). Подобное из подобного возникнуть не может, т.к. тогда они будут не подобны (родитель и потомок). Доказано.

Бог однороден и всевидящ. В противном случае, части Бога были бы в неравенстве по отношению друг к другу. Следовательно Бог имеет форму шара (шар представлялся однородным, и т.д., по сути вещь в себе).

Бог не ограничен и не беспределен. Граничить можно с чем-то, а граничить богу не с кем, он один. Он не безграничен, т.к. безгранично несущее, а он существует.

Бог ни не движим, ни движим. Во втором случае это было бы отрицанием движения, в первом Бог должен двигатся по отношению к чему либо, а ни чего кроме бога нет.

 

Гераклит (эфесский)

(530 - 470 ггднэ). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире - представление о преходящем,изменчивом хар. всего существующего.

Был прозван "темным", отчасти за стиль которым он написал свое учение. Неясность, а следовательно, многозначность, с которыми написано учение могли быть вызваны а) желание скрыть свое учение (сделать не понятным) для простых людей, которых он презерал; б) Не ясность собственных мыслей; в) отсутствие терминов в языке того времени которыми можно было описывать абстрактные явления; г) обличение трактата в форму, соответствующую духу учения. Принято считать, что г) + в).

Имел склонность к игре слов. У пифагорейцев - игра чисел, у Гераклита - игра слов. Считал, что слова раскрывают сущность вещей, даже для высшего понятия в своем учении он выбрал термин "ЛОГОС" (слово и разум).

Наивысшее основоположение его философии - многосторонность единого сущего и единство противоположностей + текучесть и относительность всего сущего. За первостихию Гераклит принял огонь. Но не огонь-продукт сгорания материи, а некое вездесущее вещество, материальная первостихия, всегда равное себе, неизменное во всех проявлениях, и вместе с тем это непрерывный процесс, в котором нет ни чего постоянного.Огонь-продукт-сгорания (престр) лишь частное проявление первоогня (чувствуется склонность Г. к метафорам и двухсмысленностям). Огонь первовещество, но сначала он при сгущении превращается в воду, а при сгущении воды появляется землы/суша (и наоборот)

Утверждал, что людям лишь кажется существование множества независимых и противоположных друг другу веще, на самом деле весе едино. Первоогонь, он же ЛОГОС, есть причина и разум мира. Индивидуального разума не существует, впечатление о том, что он существуетошибочно, т.к. разумность поддерживается вдыханием огня (он же воздух). Когда человек спит - взаимосвязь с ЛОГОСОМ посредством вдыхания и пр. уменьшается и человек уже ни чего не помнит. Смерть аналогична (т.е. лишь тяжелый случай сна). В качестве премера приводил уголек относимый от огня и подносимый к нему.При этом бодорствование, сон, смерть - все одно и тоже. При это утверждал, что чувства обманчивы, а истинно - логическое познание. Считал, что ученость не полезна, полезно прислушивание к своему внутреннему я (т.к. это часть ЛОГОСА)

Разум является в трех формах: 1)начало, созидающее мировой порядок, устраивающее все по закону, числу, мере; 2)как начало мыслящее, познающее, всеведующей (индивидуальная мысль - частица этой составляющей); 3)то, что познается, умопостигаемое единство всего. В то же время разум - это конкретно материальное вещество: Огонь (ЛОГОС)

Мировой процесс состоит из проивоположных движений "Вверх" и "Вниз", эти движения подобны движению маятника (существ. некий min- и max-чистый огонь). Соответственно, в зависимости от направления движения мир либо создается, либо уничтожается. Закон движения заключается в том, что вещь превращаестся в свою противоположность. Сущ. мнения по которым процесс создания-уничтожения мира поступателен (т.е. не дискретен) или делится на периоды. Небесные тела - черпаки в которых скапливаются испарения светлые или темные. Луна хотя и ближе Солнца но находится на "грязном месте".

Гераклит проводил парралель между строением человека и мира. Центральное место в человеке - жилудок (аналог моря). Желудок окружен тремя слоями. Во втором слое находитсясамый жаркий огонь (место прибывания души). Сон-бодрствование аналог дня и ночи (когда темные испарения берут верх над светлыми), смерть - уничтожение мира, рождение - сотворение. Человек гибнет от избытка влажности (плохая смерть) и от недостатка (становится "богом"). Человек совсем не исчизает после смерти, а доходит до невидимого минимума. Гераклита можно назвать отцом научной медицины (псевдонаучно обосновывал строение человека)

В мире нет целей существования лежащих за пределами мира. Т.е. в каждый момент цель существования лежит внутри мира.

Высшее правило поведения - постич мировой разум и следовать ему. Высшая цель - отречся отиндивидуальности. Добро, зло, красота, уродство - индивидуальные понятия, объективно они не существуют. Гераклит прославляет войну и состязания.

Т.к. Гераклит подчеркивал многосторонность вещей, то можно сказать, что в его учении существуют зачатки релятивизма.

Гераклит относился к людям как к глупой черни (за редким исключением). При жизни не имел последователей. После смерти у него были последователи, однако не имевшие в своих рядах ярких философов. В последствии стоики заимствовали часть учения Г.

По приданию умер при попытке исцелить себя от "водяной болезни" посредством обмазываниея себя навозом и лежании на солнце. Его остатки были съедены собакам        (похоже на клевету врагов, коих у него было много, т.к. быть съеденым собаками воспринималось как наивысшее издевательство)

 

 



2019-10-11 313 Обсуждений (0)
Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)