Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).



2019-10-11 245 Обсуждений (0)
Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 0.00 из 5.00 0 оценок




 

   Рационализм - направление в теории познания основанный на постижимости мира разумом (буквально: способ мышления, основанный на разуме), причем, чувственное познание (эмпирическое) не считается достоверным.

   Человечеству свойственно впадать из крайности в крайность. Рационализм возник во времена НТР, когда многие явления, до того момента не объяснимые получили свое научное объяснение. В виду этого, доля вещей, постижимых разумом, в мнении людей, возросла (вплоть до полного постижения и отрицания достоверности ощущений). Девиз эпохи посвящения: "Все должно предстать перед судом разума".

   РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 - 1650)- ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О МЕТОДЕ). Согласно книгам был человеком завистливым.

 

   Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии(пытаясь скрыться от своих знакомых-повес и заняться наукой). Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. (от воспаления легких)

   Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика - вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В учении о бытии он не только признает сущ. духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. На первое место ставил разум, роль опыта - проверка данных, полученных интеллектом.

   Он творец аналит. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о функции. От Дек. ведет начало система алгебраических обозначений. В мех. Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при соударении двух неупругих тел. В космогонии выдвинул идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц. При этом понимание было еще механистическое.

 

   Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е. объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима, плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к: 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.

   Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Я мыслю следов. я существую. Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического доказательства, он есть результат интуиции ума.

   Ясность и отчетливость мышления Д. ошибочно объявляет необходимыми и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания лежит не в практике, а в человеческом сознании.

   Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу этого для доказательства реального существования мира необходимо доказать существование бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога. Как понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мы суть следствия первопричины, то существование и есть сама первопричина т.е. бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность познания.

Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.

   Возможность истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он относит прежде всего математические аксиомы.

   В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал, что

источником достоверности знания может быть только сам разум.

    В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы человеческого ума(исключительно ложно). В лог цепи дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

   Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; 3. методически

переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; 4. не допускать никаких пропусков в звеньях исследования.

 

   БЕНЕДИКТ СПИНОЗА.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство Спинозы с идеями Декарта привело к разрыву с иудаизмом. За собственную трактовку св. писания, Спиноза был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Представляет монизм (существование мира обусловлено чем-то одним) в форме пантеизма (бог и природа едины, и по сути, это одно и тоже).

   Основная цель философии - завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе, в частности учение Декарта (с той разницей, что Декарт исходил из объективного существования Я, а Спиноза из объективного существования внешних объектов)

   Спиноза учил, что существует лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой -природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы.

   Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность не совпадает с существованием, но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога может быть доказано, т.е. существование Бога (природы) может быть выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субстанции одновременно и необходимо и свободно т.к. не существует ни какой причины, которая побуждала бы субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Единичная вещь не следует из субстанции как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не

обладает свободой.

    От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе, а в другом. Субстанция - едина, ее сущность исключает всякое множество. Модусы двух видов - бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

   Прир. сущ. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный ум мог бы постигать беск. субст. во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает сущ. субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление. ( атрибуты субстанции). А всего атрибутов бесконечное множество. Материя есть причина самой себе. Субстанция лишена движения и

времени, а движение есть вечный и бесконечный модус.

 

Спиноза - последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности.

   Чел как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может быть не народ, а мудрец.

Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция - высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности - ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство --- демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.

 

   ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом. Старался соединить теорию с практикой. Открыл независимо от Ньютона дифференциальные и интегральные исчисление, изобрел счетную машину (могла даже корни вычислять). Изобретал и строил мельницы Насосы. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принцип вопросами науки.

 

   Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субстанции такие свойства, из кот могли бы быть выведены основные физические характеристики тел.

   Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создают умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием.

   Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение - сущность монады, каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. Душа - цель тела. Взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. Бог есть абсолютная монада.

   Каждая монада одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает определенной формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механическая сила. Поэтому природу нельзя объяснять только законами механики (чувствуется, что жил позже), необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель.

   Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Однако, будучи независимы, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совокупность монад.

   Т.к. действия монад - это акты, то они подчиняются природе тела и требуют механических объяснения, т.е. объяснений через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины.

   Движущая сила развития. В монаде происходят непрерывные изменение, вытекающее из ее внутреннего принципа. Бесконечно разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление.

   Т.о. сила, лежащая в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку.

   Т.к. способность представления присуща всем монадам, Л. делает вывод о том, что природа одушевлена. Монада Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная".

   В теории развития Л. дает схему перехода неорганического. мира в органический. Монады представляют различные ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального) - монады жизни(неорганическая природа). Затем мон. с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя)-монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа (человек).

   Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания (бесконечно малые величины). Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять

только в последов. развертывании ее нач. состояния.

 

Создавал формально--логическую систему наподобие аристотелевской.

Пытался ввести язык, на котором все сформулированные предложения есть

правильные теоремы. Источником знаний может быть сам разум (развитие

учения о врожденных идеях)

 

 

b 13----------



2019-10-11 245 Обсуждений (0)
Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)