Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).



2019-10-11 413 Обсуждений (0)
Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 0.00 из 5.00 0 оценок




   Для эпохи просвещения характерен девиз: "все должно предстать перед судом разума". Идет техническая революция, этап первоначального накопления капитала => огромна потребность в технических усовершенствованиях, развиваются естественные науки. Среди естественных наук выделяется физика, а в ней механика, отсюда берутся механические модели мира (вплоть до крайнего механического материализма).

   У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций, но целом все они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Центром, вокруг которого сгруппировались философы и их единомышленники, была знаменитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Д. Дидро (его соратник - математик, механик, философ-просветитель Ж.Л. Д'Аламбер) Энциклопедия за 25 лет достигла 28 томов, причем статьи по конкретным разделам писали мастера своего дела.

   ВОЛЬТЕР (1694--1778) - философ, литератор, один из идейных вождей франц. просвещения. Безраздельно властвовал над умами чуть ли не весь 18 век. Отличался острым умом и огромной работоспособностью. Родился в семье нотариуса. При жизни был признан, в том числе и власть имущими, однако в силу остроты шуток часто конфликтовал, а по сему часто менял место жительства.

Сторонник учения Ньютона. Признавал веру в Бога, как перводвигателя Вселенной, не допускал возможность существования общества вне веры в Бога. За человеком признавал свободу воли, однако, к этому убеждению пришел не сразу. Говорит, что душа и мышление свойственны материи, этим свойством наделил ее Бог. Выдвинул принцип научного исследования природы, источник знаний - наблюдения и опыт. Был против феодализма и злоупотребления церковью властью. В начале жизни за идеальное устройство общества принимал конституционную монархию, в конце - республику.

   РУССО (1721-78) - родился в семье зажиточных граждан (часовщика). В жизни отличался отсутствием целеустремленности (на мой взгляд) пробовал себя в качестве музыканта, гравера, постановщик театральных представлений, был лакеем, секретарем, но ни где не преуспел, получив, однако, широкий кругозор знаний. Благодаря случаю свел знакомства с высшим кругом.

   Верил в существование Бога и был сторонником дуализма (материя + дух), говорил, что материя и дух два самостоятельных вещества. Подвергал критике феодализм, был противником частной собственности, и ее культуры. Критиковал не равенство, различал его две ипостаси: физическая (возраст, сила, ум и т.п.) и политическая (выраженная в привилегиях). Его идеалом было глубокое прошлое, когда не было частной собственности, было равенство (не прав в части равенства: вожак-ведомый). На этой почве были частые споры с Руссо. Последний говорил: "Когда читаешь Вашу книгу так и хочется встать на четвереньки и бежать в лес"

   ЖУЛЬЕН ОФРЕ ДЕ ЛАМЕТРИ.(1709 - 1751) - врач, зачинатель франц. материализма. Вобщей форме высказал почти все идеи, которые были затем развиты Гельвецием, Дидро, Гольбахом.

   Ламетри доказывал, что форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи, в прир. которой корениться не только спос к движению, но и всеобщая потенциальная спос к чувствительности или к ощущению.

 

   Указывал на матер. характер одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью чувства через посредство нервов с материальным в-вом мозга. Душа есть проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только отличается развитием ума. При этом изучал человека как механизм, надеясь, что это приведет к раскрытию сущности его мыслительной и чувственной деятельности. Представитель механицизма с элементами эволюционизма. Ход исторического процесса - просвещение и роль выдающихся личностей. Он лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельной системы.

 

   ПОЛЬ АНРИ ДИТРИХ ГОЛЬБАХ (1723 - !789) - Барон, французский философ-материалист. Наиболее систематически выразил французское учение материализма. Самое крупное его произведение - "Система природы", в написании которой приняли так же некот. участие Дидро, Нэжон. Свои мысли высказывал столь прямолинейно, что вызвал бурные возражения представителей других фил. школ.

   Основная мысль: сводимость всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц, в своей совокупности образующих вечную несотворенную природу. Основу всех проц. природы составляет материя с присущим ей св-вом движения. Случайность и целесообразность исключается, а следовательно и свобода выбора человека. Материя состоит из неизменных и неделимых атомов, свойства которых - протяженность, вес, фигура, непроницаемость.

 

   Различаются 2 рода движения: 1.движение масс, благодаря которым тела переносятся с одного места на другое; 2.внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии.

   Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая необходимость. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли, кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации. Случайность есть лишь явление, причины которого нам неизвестны. Путь к освобождению людей - в просвещении.

   Дал гениальное определение материи (которое, кстати, долгое время в СССР цитировали как Ленинское): "материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения".

   ДЕНИ ДИДРО (1713 - 1784) - основатель "Энциклопедий". Внес в учение о природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех понимал природу движения, различая внешнее(пространственное перемещение) и внутреннее(молекулярное).

   Особое внимание Д. привлекала проблема материальное истолкования ощущений. Как механич. движение материальных частиц может порождать специф. содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое; 2. способность, аналогичная ощущениям присуща всей материи. Д. был сторонником 2 мысли.

   Д. наметил теорию о психических функциях. Признание существование независимого от сознания внешнего мира, однако признавал что восприятие предмета может быть не адекватным. По Д. между большинство ощущ и их причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их названиями. Мир познаваем, но безоговорочно доверять ощущениям нельзя. Методы познания - наблюдение и эксперимент. Все знания приходят через опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

   В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден от ответственности за все совершаемое им.

   ГЕЛЬВЕЦИЙ(У МЕНЯ СВЕДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ) считает целью воспитать переделку

 

первоначального самобытного склада личности.

b 12----------



2019-10-11 413 Обсуждений (0)
Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо) и французского материализма (Дидро, Гольбах, Ламетри и Гельвеции).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)