Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.



2019-10-11 210 Обсуждений (0)
Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль. 0.00 из 5.00 0 оценок




Антиномии – два суждения проивоположные друг другу, но имеющие правл на существование в виду своей правельности. Кант на этом построил агностицизм.

 

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА — в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме как высшей познавательной способности доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) — идей трансцендентальных. В отличие от категорий рассудка, "идеи разума" представляют собой понятия о глобальных целостностях; мыслимое в них безусловное единство многообразного никогда не может быть найдено в границах опыта, и поэтому чувства не могут дать им адекватного предмета. Однако "драма" человеческого разума, его "судьба", по мысли Канта, состоит в том, что эти универсальные целокупности разум неизбежно будет стараться толковать как предметные, неправомерно применяя идеи разума к тому, что не является чувственно данным. Это, так называемое конститутивное применение трансцендентальных идей, приводит к тому, что разум впадает в заблуждения, "иллюзорные ошибки и видимости", свидетельством чего и являются возникающие при этом, с одной стороны паралогизмы (или, по Канту, "односторонние видимости", когда речь идет о психологических идеях) и А.Ч.Р., с другой стороны. Имеется в виду "двусторонняя видимость", т.е. не одно иллюзорное, а два противоположных утверждения, относящихся друг к другу как тезис и антитезис — в контексте неправомерного применения космологических идей. В соответствии с четырьмя классами ранее выделенных им категорий рассудка Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 1) величины мира, 2) его деления, 3) возникновения и 4) зависимости существования. Они сформулированы им следующим образом: 1) "Мир имеет начало во времени и ог­раничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2) "Всякая сложная суб­станция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и вообще в мире нет ничего простого". 3) "Причинность по законам природы есть не единст­венная причинность, из которой можно вывести все яв­ления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам при­роды". 4) "К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Ни­где нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины". Важно от­метить, что антиномиями Кант считает отнюдь не лю­бые, уже противоречащие друг другу суждения. К их числу могут быть отнесены только те, истинность ко­торых не может быть проверена непосредственно в опыте, т.е. предельно общие, "воспаряющие над опы­том знания", касающиеся мироздания в целом, а также обязательно доказанные суждения. Поэтому сам Кант, выделив антиномии, затем последовательно доказыва­ет тезисы и антитезисы каждой из них, пользуясь при этом так называемой логикой от противного. Лишь по­сле этого он разрешает антиномии. При этом сама про­цедура "разрешения космологической диалектики" по­нимается им как ее радикальное устранение из "мета­физики", прошедшей через горнило "критического ис­следования". В отношении первых двух антиномий (математических) Кант признал ложность как тезисов, так и антитезисов ("Так как мир не существует сам по себе, то он не существует ни как само по себе беско­нечное целое, ни как само по себе конечное целое"). Устранение второй антиномии осуществлялось анало­гичным образом. Что же касается третьей и четвертой антиномий (динамических), то, по мысли Канта, и те­зисы и антитезисы здесь могут быть одновременно ис­тинными, хотя и в разных отношениях, так как они представляют собой "синтез разнородного" — феноме­нов и ноуменов. Кантовская антитетика, представляю­щая собой учение о противоречиях человеческого ра­зума и их роли в познании, сыграла большую роль в истории диалектики, поставив целый ряд проблем пе­ред его непосредственными последователями, и явив­шись, таким образом, мощным импульсом для собст­венно диалектических размышлений всех представите­лей немецкой философии. [См. также "Критика чис­того разума" (Кант).]

 

ПАРАДОКСЫ (греч. parado­xes — неожиданный) — противо­речия в рассуждении, возникаю­щие при соблюдении его логиче­ской правильности. Понятие «П.» родственно понятиям апории и антиномии. Антиномии делятся на два вида: семантические (по­добные сформулированной еще в античной философии антиномии «Лжец»: «Один критянин сказал: «Все критяне лгут». Что он ска­зал — истину или ложь?» Если его высказывание истинно, то оно должно быть ложным, если же оно ложно, то критянин сказал истину) и П., к к-рым относят формально-логические противоре­чия, вскрытые в кон. 19 в. в тео­рии множеств и математической логике. Напр., открытый Рассе­лом парадокс о множестве всех нормальных множеств, выражен­ный в обычном, естественном языке, может быть описан сле­дующим образом: «Полковой па­рикмахер бреет тех, и только тех, солдат и офицеров своего полка, к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?» И положительный и отри­цательный ответы на этот вопрос оказываются в равной степени доказуемыми. Наличие в рас­суждении (теории) формально­логических противоречий (П.) свидетельствует о научной не­пригодности этого рассуждения. Отсюда возникают проблемы вы­яснения причин появления П. и нахождения способов их устра­нения. Главная причина возник­новения в научном рассуждении П. состоит в сложном диалекти­ческом характере человеческого познания, в противоречивом взаи­моотношении его формы и содер­жания. Универсального пути уст­ранения П. не существует. В ло­гике и математике разработаны способы устранения П. опреде­ленных видов (теория типов, раз­личение языков разных уровней и др.).

АПОРИЯ (греч. aporia — за­труднение) — трудноразрешимое положение, возникшее в резуль- тате противоречия в рассуждени- ях. Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона Элейского. Напр., летящая стрела каждый миг занимает какое-то определенное место, равное само­ му себе. Но так как для всякого перемещения предмета необходи- мо место большее, чем то, какое занимает этот предмет, то движу- щаяся стрела, по мнению Зенона, неподвижна. Зенон обнаружил противоречивый характер движе ния, выразившийся в том, что движущееся тело должно одно- временно быть там, где оно есть, и там, где его нет. Поскольку это противоречие, по его мгению, не- возможно, то никакого движения не существует. Рассуждения Зе-    нона оказали большое влияние на многих позднейших философов (Антиномия), Научное разреше-ние апорий возможно на основе . материалистической диалектики. Движение она рассматривает как единство противоположностей — прерывности и непрерывности,  т. к. движущееся тело одновремемно находится и не находится в данной точке траектории. В основе трактовки апорий как неразрешимых противоречий лежит свойственное метафизике отрицание противоречивого характера бытия и сознания.

ЭВРИСТИКА (греч. heurisko — нахожу) — наука о возникнове­нии нового (суждений, идей, спо­собов действия) в знании и дея­тельности человека. Э, представ­ляет собой комплексную отрасль знания, объединяющую ряд раз­делов философии, психологии, математики, научной организации труда. Центральное место в ней занимает психология продуктив­ного (творческого) мышления, предметом к-рой являются психо­логические механизмы решения различных задач, проблемных си­туации, В поле зрения Э. нахо­дятся также условия формирова­ния способностей к творческой •интеллектуальной деятельности (эвристическое обучение) и мето­ды ее организации. Значение Э. возрастает в связи с ускорением технического прогресса, с расши­рением круга проблем, подлежа­щих разрешению. Развитие ки­бернетики привело к появлению эвристического программирова­ния — специального направления в моделировании мыслительной деятельности средствами элект­ронной техники. В основе разра­батываемых эвристических про­грамм лежит понимание процесса решения задач как прохождения лабиринта (когда один за другим перебираются всевозможные вари- анты решения). В связи с этим в программу для электронной ма­шины закладываются специаль­ные приемы, ограничивающие число перебираемых вариантов решения и облегчающие тем са­мым поиски нужного варианта. Такие приемы были названы «эв­ристиками». В настоящее время проводятся исследования, имею­щие своей целью совершенствова­ние эвристического программиро­вания. Это открывает большие перспективы для программирова­ния интеллектуальной деятельно­сти человека, для создания ма­шин, моделирующих и облегчаю­щих эту деятельность.



2019-10-11 210 Обсуждений (0)
Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антиномии, апории и парадоксы в познании, их эвристическая роль.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)