Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Милетская философская школа



2019-08-13 244 Обсуждений (0)
Милетская философская школа 0.00 из 5.00 0 оценок




Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

Италийская философская школа: пифагорейцы и элеаты

ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — под этим понятием объединяют пифагорейскую и элейскую школы античности. Место возникновения италийской философии — греческие колонии Южной Италии и Сицилии, время — конец VI в. до н. э. большее внимание италийцев, по сравнению с ионийцами, устремлено к религиозно-нравственным вопросам. Они поднимают проблемы души, ее смертности или бессмертия, отношения Бога и человека и т. п.

Элеа́ты — древнегреческие философы, представители Элейской школы (конец VI — первая половина V вв. до н. э.).

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенон Элейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии. Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит в классической греческой мысли у Платона и Аристотеля.

 

Философия пифагорейцев. Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Материализм Демокрита

самымглавным является, безусловно, его учение об атомах. Втрадиционное для античности представление о первоначалеД. ввел идею плюральности и множественности, объявляя вкачестве этого первоначала предельно мелкие материальныечастицы, которые нельзя непосредственно ощутить спомощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалуД. устанавливает своего рода предел деления, которое наопределенной стадии становится более невозможным.Именно отсюда и происходит название частицы atomos (греч.)- неделимый. Идея плюрального, множественного,бесконечно малого, не воспринимаемого органами чувств иимеющего предел деления первоначала позволила Д. разрешить целый ряд проблем науки и философиитого времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множественности и разнообразия вещей,единства и материальности мира, единства телесного и материального, а также объяснить сутьпроцесса познания. Отсутствие атомов, по Д., - есть пустота (небытие), бесконечное пространство,благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движение атомов. Атомы неделимы(из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу,месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространствеи вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи.(Космогония Д. - аналогична взглядам Левкиппа о космических вихрях, порождающих бесчисленныемиры). Время у Д. не имеет начала. По Д., все совершается по некоей неясной и непостижимойнеобходимости (судьбе) и для человека фактически тождественна случайности. Познание причинявлений - смысл подлинного философского познания. Согласно Д., предпочтительнее "найти однопричинное объяснение, нежели стать персидским царем". Душа - воплощение стихии огня - состоитиз особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Д. впервыеупотребил термин "микрокосм" , проведя аналогию между космосом и организацией человеческогоорганизма. Боги существуют в виде соединений огненных атомов и живут дольше людей, не будучибессмертными. Органом мышления выступает исключительно мозг. Ощущения возникают благодаряпроникновению в душу исходящих от вещей "образов" ("идолов"). От предметов, которые видят люди,считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и (определенным образом соединенные)проходят через пустоту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума.Высшее благо - блаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью образа жизни. Д.,по-видимому, первым разграничил прикладные искусства, предполагающие обучение, ихудожественное творчество, требующее рационально не объяснимого вдохновения. Атомистическаяконцепция Д. оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав "атом"своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и гибели материальных тел

 

Софисты и Сократ

С именем Сократа (469-399 до н. э.) связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до – и послесократовскую, отражающее интерес ранних философов VI-V веков до н. э. к натурфилософии (устоявшийся термин для этого периода – «досократики»), а последующего поколения софистов V века до н. э. – к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.Сократ не признавал проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т. п., а полагал, что философия должна заниматься человеком, его нравственными качествами и сущностью знания, т. е. прежде всего – вопросами этики. Такой подход ознаменовал переворот в философии, а сам Сократ стал воплощённым идеалом истинного мудреца в исторической памяти человечества.Почти всё свободное время Сократ проводил в беседах с людьми разных социальных слоёв, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов он помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Использование диалога для достижения истины – огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы лишь постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились его антидогматизм и плюрализм. Он не считал себя «отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого». Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял её со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания.В этике Сократа чётко выявляется рационалистическая линия: добродетель – это знание, дурное – это незнание.Учение Сократа было устным. Сам мыслитель ничего не писал, поэтому о его взглядах можно судить только по сочинениям его учеников и современников, самыми ценными из которых являются «Диалоги» Платона и «Воспоминания о Сократе» Ксенофонта. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранившихся произведениях – ключевой вопрос всех исследований о нём.

Софи́сты -древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека

Основные идеи

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

К IV в. начался упадок софизма[ . Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Ф. Платона

Платон (греч. Πλάτων) (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов (беседу в большей части ведёт Сократ), язык и композиция которых отличаются высокими художественными достоинствами.

Материя для Платона — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «восприемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея.

Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.

Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной — с главенством первой из них. В этике этому соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, — «справедливость».

Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, то есть крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.

Платон выделял три основные формы правления:

Монархия Аристократия Демократия

Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших (олигархия); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной.

Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В эстетике Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь — от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства.

12) Ф. Аристотеля

древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики. создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики – разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек – существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). Основные сочинения: логический свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика", "Физика", "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика".

13) Возникновение христианской философии и апологетика

Главной особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. Philosophia - ancilla theologiae (Философия - служанка богословия) - так определялась роль философии в общественном сознании эпохи средневековья.

Онтологическая концепция средневековой философии строилась на объективно-идеалистической основе: "Вначале было слово... И это слово было Бог". Отличительными чертами средневековой онтологии были теоцентризм (от лат. theos - бог) - провозглашение Бога центром всего сущего и провиденциализм (от лат. providentia - провидение) - вера в то, что все в мире совершается по воле божественного промысла.

Характерными особенностями средневековой теории познания были иррационализм - утверждение преобладания непознаваемого над познаваемым и интуитивизм - признание религиозной интуиции (божественного откровения) главным источником познания.

 

Апологетика (от греч. apologia - защита) - это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления официальной языческой идеологии. Не создав оригинальной философской концепции, апологеты обосновали саму возможность существования философии на основе христианского вероучения. Греческим словом apologia (защита) первоначально называли речь защитника на суде в ответ на речь обвинителя. Поэтому термин "апологеты" закрепился за христианскими писателями 2-3 вв., которые в своих "апологиях", обращенных к римским императорам или просвещенной публике, старались отстоять правоту христианства. К ним относят Аристида, Юстина Мученика, Татиана, Афинагора, Минуция Феликса и Тертуллиана. Позднейшие апологии создавались в период гонений на христианство.

 

14) Ф. Св. Августина

Крупнейшим представителем патристики был Блаженный Августин (354 - 430). Августин родился в Тагасте, римской провинции на севере Африки в семье язычника и христианки. Кроме христианского имени Августин, он носил также римское имя Аврелий. Он получил хорошее образование и с девятнадцати лет (когда умер его отец) стал преподавать, быстро преуспев в карьере ритора. Знакомясь с наследием античных философов, он всё глубже проникался идеей богоискательства. Достигнув тридцатитрехлетнего возраста, он принял христианство.

В своем учении Августин соединил основы неоплатонизма с христианскими постулатами. Бог, по Августину, это причина всего. Бог сотворил мир и продолжает его творить. На основе идей неоплатонизма Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи* (от греч. theos - бог и dike - справедливость) - проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро - это проявление Бога на земле, учил Августин, зло - это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за косности материи, которая, воплощая в себе божественные прообразы предметов, искажает идеал.

Социальные воззрения Августина выражены в его теории о Граде Божьем, в которой он противопоставил государство (царство греха) и церковь (царство добродетели). "Существовало всегда два рода человеческого общения, которые мы можем называть двумя градами, - писал Августин. - Один из них составляется из людей, желающих жить по плоти; другой - из желающих жить также по духу. Когда каждый из них достигает своего желания, каждый в мире своего рода и живет". Церковь Августин называл "Христом, простирающимся в веках", а государство - "великой шайкой разбойников".

Важнейшие сочинения Августина "Исповедь", "О Граде Божьем" и др. стали теоретической основой идеологии христианской церкви.



2019-08-13 244 Обсуждений (0)
Милетская философская школа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Милетская философская школа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)