Комплексно-динамический уровень развития береговедения
С 30-х годов ХХ века береговое учение, переходя на третью ступень своего развития, по научному содержанию становилось все более комплексной наукой о морских берегах. Продолжительность полного цикла комплексного уровня примерно вдвое меньше предыдущего компонентного, причем соответственно сократились во времени и его периоды, и некоторые этапы. Прежние компонентные направления преобразовались в комплексные: геоморфолого-географическое, гидролитодинамическое, ландшафтное. Это способствовало созданию советской школы исследователей морских берегов, занимавшей значительное время, ведущее положение в мировой науке. Период восходящего развития (30 – 60-е годы ХХ века) - зарождение своевременного береговедения на комплексной основе – начался с этапа предистории - возникновения ростков гидролитодинамического и геоморфолого-географического направлений в ходе интенсивного накопления новых данных (30 – 40-е годы ХХ века). Этому способствовало и совершенствование гидрографических работ, проводимых на новой инструментально-технической основе. П. К. Божичем (4) развивается теоретическое представление о потоке наносов в береговой зоне, поэтому его следует считать зачинателем гидролитодинамического направления в отечественном береоведении. По моему мнению (30), зачинателем же геоморфолого - географического направления является Б.Ф. Добрынин, который применил ландшафтно-геоморфологический подход в организованных в 30-х годах специальных береговых экспедициях. По его инициативе тогда же была создана Комиссия по изучению морфологии побережий при МГУ, объединяющая ученых различных научно-исследовательских учреждений. К этому времени относится опубликование первых научных сборников по морским берегам. Существенное значение имела монография В.П. Зенковича (12) по динамике и морфологии морских берегов, основу которой составляет теоретическое положение о взаимосвязи и взаимообусловленности наземной и прибрежной частей береговой зоны. В последующей стадии данного прогрессивного периода – этапе формирования комплексного береговедения (50 - 60-е годы ХХ века)- происходит зарождение современного берегового учения на широкой географической основе. В эти примерно два десятка лет огромную работу - научно-исследовательскую и научно-организационную - проводит В.П. Зенкович, общепризнанный основоположник советского берегового учения. Принятый им принцип единства наземной и прибрежной частей береговой зоны дополнялся дальнейшей разработкой представления П.К. Божича о берегоформирующей роли наносов. В системе Академии наук СССР В.П. Зенковичем была организована Лаборатория динамики и морфологии морских берегов, а в 1952 году по его инициативе была создана Береговая секция при Океанографической комиссии АН СССР. В результате теоретического обобщения отечественных и иностранных работ им была написана фундаментальная монография «Основы учения о развитии морских берегов» (14). В ней изложена теория берегообразования под воздействием различных физико-географических факторов при главенстве морского волнения; поставлена задача широкого использования географической зональности в береговом учении. Монография была удостоена Ленинской премии и переведена на английский язык. Большой вклад в комплексное изучение береговой зоны внес И.В. Самойлов - автор всестороннего географического обобщения по устьевым процессам, отличающимся исключительным разнообразием и сложностью взаимодействия (42), инициатор создания Лаборатории морских устьев рек в Океанографическом институте в системе Гидрометеослужбы. Много сделал для развития комплексного берегового учения О.К. Леонтьев (21), который в первом пособии по морским берегам, преимущественно на геоморфолого-географической основе, большое внимание уделил наряду с волновыми процессами и не волновым. В пособии нашли место и такие проблемы как народнохозяйственное использование знаний о морских берегах, их классификация, районирование и картирование. В 50 – 60-е годы значительные успехи были достигнуты в разработке теоретических положений в области гидродинамики и литодинамики, то есть важнейших представлений о движениях воды и наносов в береговой зоне. К крупным трудам следует отнести монографию В.В. Лонгинова (27), в которой обобщены обширные литературные материалы, а также результаты собственных наблюдений и измерений, с использованием оригинальной методики исследований. В основу положено представление о едином процессе перемещения воды и наносов, что подтверждает правильность идеи комплексности береговой зоны как природного объекта и на гидролитодинамическом уровне. В связи с этим усиленное развитие получили также литодинамические исследования, главной задачей которых является познание закономерностей осаждения на побережье различных отложений и образование прибрежно-морских россыпей. Обобщение преимущественно экспедиционных материалов, основанных на использовании новейшей методики исследований, представляет собой монография Е.Н. Невесского (36); в ней рассматриваются важнейшие процессы прибрежного осадкообразования (на материале Черного моря). Вопросы изучения закономерностей современного осадкообразования переплетаются с познанием голоценовой истории формирования отложений, что имеет не только научное, но и практическое значение. Начало 60-х годов стало временем зарождения ландшафтного направления в изучении морских берегов. Ландшафтные исследования были впервые выполнены К.М. Петровым (37) на Кавказско-Таманском побережье Черного моря. Им применена специальная методика экспедиционных работ, основанная на получении материалов посредством аэросъемки и водолазных погружений. Результатом явилось выделение прибрежно-морских ландшафтов и их составных частей - урочищ и фаций, которые были закартированы и описаны. К этому десятилетию относится и использование ландшафтно-зонального подхода к изучению берегов Аральского моря, находящегося целиком в пределах аридной зоны (28). Последующий период стабильного развития (c 70-х годов ХХ века) ознаменовался завершением переформирования учения о морских берегах в науку береговедение. Процесс ее усиленного становления приурочен к этапу 70 – 80-х годов, когда происходило дальнейшее развитие теории и практики, ориентированное главным образом на интеграцию основных направлений береговой науки. На этом этапе новейшего периода происходит преобразование его научных направлений в ландшафтно-геоморфологическое и ландшафтно-литодинамическое. Кроме этого, обособляются инженерно-географическое и природоохранное направления. Усиливается прогнозно-конструктивный характер береговых исследований. Результатом и явился постепенный переход преимущественно компонентного берегового учения в самостоятельную комплексную науку. Все больше публикуется оригинальных региональных, теоретических и прикладных трудов по береговедению. Успешно ведутся совместные исследования берегов с зарубежными учеными (в частности, на Кубе). На Балтийском и Черном морях созданы службы охраны берегов. Организована подготовка кадров в ряде университетов страны. Ряд региональных монографий посвящен преимущественно геоморфолого-географической характеристике берегов отдельных морей. Среди них выделяются сводки по берегам Черного (13, 15), Берингова (17), Аральского (28), Каспийского (24), Азовского (33) морей. В этих трудах рельеф и осадки все большей степени рассматривается на фоне всего природного комплекса (ландшафта) береговой зоны. По многим региональным монографиям можно заметить, как чисто геоморфологическое направление в береговом учении перерастало в ландшафтно-геоморфологическое. В теоретическом аспекте этот процесс нашел отражение в сводке О.К. Леонтьев, Л.Г. Никифорова, Г.А. Сафьянова (23), которая полностью основывается на важной идее комплексного географического изучения морских берегов, на понимании рельефа как одного из основных компонентов природной среды. В историческом аспекте изменения береговой среды, а также влияния зональности на берегоформирование освещены в специальной монографии П.А. Каплина (19). Все это позволяет утверждать еще с большей убедительностью о перерастании прежнего геоморфологического направления в ландшафтно-геоморфологическое. На данном этапе произошла по существу интеграция гидродинамического направления в ландшафтно-литодинамическое. Одну из первых специальных работ, в которой береговая зона рассматривается как своеобразный литодинамический ландшафт, представляет монография А.А. Аксенова (2). Позднее ландшафтно-зональному подходу к изучению литодинамических процессов в береговой зоне или верхней части шельфа, были посвящены новые теоретические монографии. Так, Ю.Д. Шуйский (48) ввел понятие элементарной литодинамической подсистемы, связав ее особенности с положением в той или иной ландшафтной зоне. В монографии А.С. Ионина, В.С. Медведева, Ю.А. Павлидиса (18) отражено усиление интегральности рассмотренного направления, достигаемого проведением морфолитодинамических исследований, которые имеют целью познание взаимосвязанных процессов рельефо - и осадкообразования в различных географических зонах. При этом увеличивается значение географической комплексности в ландшафтно-лито-динамическом направлении, устанавливаются более тесные связи последнего с ландшафтно-зональным направлениями. Важно отметить, что вопросы географической зональности берегов привлекают внимание исследователей, которые принадлежат к разным направлениям берегового учения. Влияние природной зональности на берегоформирование с наибольшей отчетливостью стало выявляться при проведении ландшафтных исследований береговой зоны. Так, разработка программы комплексного физико-географического изучения побережий и систематизации их ландшафтов позволила выяснить, что существенное значение для развития данных ландшафтов приобретает их нахождение в тех или иных природных зонах. Ландшафтно-зональный подход широко используется для определения главнейших положений и основных понятий учения о морских берегах, а также для создания классификации берегоформирующих факторов и типизации берегов (29). Недавно проблемы изучения и картирования прибрежно-морских ландшафтов были освещены в монографии К.М. Петрова (38). В ландшафтном аспекте рассматривается П.Ф. Бровко (5) и развитие дальневосточных прибрежных лагун в связи с рациональным их использованием. Значение ландшафтного подхода усиливается в условиях все большего влияния антропогенного фактора на развитие морских берегов, которому посвящена новейшая монография Ю.В. Артюхина (3). Это способствовало оформлению инженерно-географического направления в береговедении. Одним из зачинателей его еще в 50 - 60-х годах выступил А.М. Жданов (11), создавший впервые в мире искусственные галечные пляжи с целью защиты черноморского берега Кавказа от размыва. По разработанной им методике в 70-х годах были сооружены аналогичные пляжи и на ряде береговых участков других морей. Позднее украинскими учеными, работающими в Институте гидродинамики АН УССР, был разработан принцип самозащиты берегов путем инженерного их укрепления, основанного на занятиях природных закономерностей развития берегов (45). Инженерными средствами на побережье рекомендуется формировать такую обстановку, которая благоприятствовала бы естественному ходу береговых процессов. Для этого используются сооружения – аналоги природным береговым формам (молы, искусственные косы, острова, искусственные атоллы и другие). Этот метод использования морфологических элементов берега для создания новых берегоукрепительных сооружений весьма перспективен для развития инженерно-географического направления. В 80-е годы новое направление продолжало развиваться с появлением научно-производственного объединения «Грузморберегозащита». В его составе три взаимосвязанные структурные части - научно-исследовательский сектор, проектно-конструктивное бюро и специализированное строительное подразделение. Основным средством для берегоукрепления является сооружение пляжей, для чего в прибрежье производится неоднократная отсыпка галечного материала, в частности, на участке Гагры-Пицунда. Аналогичные методы берегоукрепления применяются и на других береговых участках Черного, Азовского и Балтийского морей, о чем сказано в научном сборнике «Природные основы берегозащиты» (41). Успешная разработка проблемы инженерного преобразования природной среды невозможна без решения проблем комплексного использования береговых ресурсов, охраны и восстановления природы береговой зоны. Это привело к возникновению природоохранительного направления в учении о морских берегах. Одна из первых попыток освещения берегового природопользования была предпринята в 70-х годах (29). Тогда же вышла в свет монография Г.А. Сафьянова «Береговая зона океана в ХХ веке» (44). Часть этой книги отведена вопросам взаимодействия океана с человеком (строительство портов, инженерная берегозащита, эксплуатация подводных карьеров и другие мероприятия), а также загрязнения береговой зоны. Вопросы рационального использования и охраны природной среды нашли место в опубликованном специальном сборнике «Морские берега» (35). Весьма интересны здесь соображения В.А. Дергачева о социально-экономических аспектах береговых исследований. В частности, его трактовка понятия природно-хозяйственной контактной зоны «суша-океан» как зоны интенсивного взаимодействия населения, хозяйства и природной среды. В 1986 году автором была опубликована книга (31), полностью посвящена вопросам берегового природопользования; в ней трактовались его основные проблемы: рациональное использование, охрана природы и преобразование береговой среды. В последнее время говорят о геоэкологии берегов, как о новом направлении в береговой науке. Под этим термином понимается главное: «разработку стратегии природопользования береговой зоны морей и океанов в различных географических зонах, достижения такого положения, при котором геоэкология в большей степени стала бы направляющим фактором развития хозяйственной деятельности человека на морских берегах» (1). Читается университетский курс по береговому природопользованию (32). Таким образом, к 90-м годам в нашей стране сформировалось комплексное береговедение - результат взаимосвязанного сочетания ландшафтно-геоморфологического, ландшафтно-литодинамического и ландшафтно-зонального направлений с инженерно-графическим и природоохранным (геоэкологическим). Современный синтез возникших интегральных направлений основывается, прежде всего, на богатом региональном материале, полученном изучением морских берегов, которые находятся во всех географических зонах, как СССР, так и за его пределами. Это позволило создать в советскую школу береговедения при активном участии ее основоположника В.П. Зенковича. Общепризнанно, что в географии, как и в других отраслях знания, научная школа возглавляется выдающимся ученым, который является ее идейным руководителем, организатором исследований и учителем новых исследователей (34). Всем этим признакам отвечает научная деятельность В.П. Зенковича, известного, прежде всего, своими многочисленными трудами, базирующимися на идее понимания береговой зоны, как подвергающейся в основном воздействию волнением природного целого, взаимосвязанных наземной и прибрежной его частей. Это фундаментальное положение является ныне общепринятым советскими и зарубежными исследователями, поэтому во многих работах по морским берегам можно найти ссылки на труды В.П. Зенковича. Его научно-исследовательская деятельность подкреплялась научно-организационной работой, направленной на расширение береговых исследований. В.П. Зенковичем проведены экспедиции по изучению берегов на морях нашей страны и ряды других государств. Он руководил в течение 25 лет специальной научной организацией - Лабораторией динамики и морфологии морских берегов, ставшей центром формирования советской школы береговедения. Большую координирующую работу выполнял В.П. Зенкович на протяжении свыше 30 лет как председатель Береговой секции Океанографической комиссии АН СССР, преобразованной впоследствии в Рабочую группу «Морские берега» Комиссии АН СССР по проблемам Мирового океана. Важно, что за полвека своей деятельности В.П. Зенкович воспитал в своей школе десятки докторов и кандидатов наук, а сотни специалистов стали ими, изучая основы учения о морских берегах по его книгам. Ученики В.П. Зенковича, среди которых немало преподавателей университетов, подготовили, в свою очередь, сотни исследователей. Через своих учеников и последователей он участвовал в создании научных коллективов по исследованиям берегов в Грузии, на Украине, в Прибалтике, на Каспии и Дальнем Востоке. Более того, среди учеников В.П. Зенковича имеются крупные ученые, которые возглавили отдельные направления в береговедении - В.В. Лонгинов (ландшафтно-литодинамическое) и О.К. Леонтьев (ландшафтно-геоморфологическое). О заслугах В.П. Зенковича перед береговой наукой сказано в научном сборнике «Проблемы развития морских берегов» (40), подготовленного учениками в честь его 80-летия. Сам В.П. Зенкович выступал в научном сборнике «Теоретические проблемы развития морских берегов» (46) с критическим обзором и некоторыми сопоставлениями в области изучения морских берегов в СССР и за рубежом. Отмечается, что в этом отношении передовое положение занимают СССР, США и Япония. Применительно с СССР подчеркивается: «Подтверждены основные закономерности, установленные ранее. Их детализация, уточнение и количественное обоснование успешно продолжаются. Однако размах работы у нас совершенно недостаточен, а ее организация оставляет желать лучшего». Существенным недостатком является отсутствие научно-исследовательского института береговедения в нашей стране. Еще более тревожны выводы XVII Всесоюзной береговой конференции, которая состоялась в 1990 году (первая была организована В.П. Зенковичем в 1952 году). В ее решении указывается, что прежнее лидирующее положение советской береговой школы в значительной степени утрачено, при этом обнаруживается «существенное отставание в развитии фундаментальных исследований береговых процессов, вызванное, прежде всего, отсутствием серьезных государственных и академических программ, финансирования и материально-технического обеспечения». Отмечается также, что экологическое обоснование большинства принимаемых научных и проектных разработок, не удовлетворяют требованиям, которые к ним предъявляются в эпоху научно-технического прогресса. Снова ставится вопрос об организации института береговых исследований, хотя бы в составе создаваемой Российской Академии наук. Из сказанного вытекает, что в наступившие 90-е годы наметилась смена этапов интенсивного развития береговой науки – зарождения (50 –60-е годы) и стабилизации (70 - 80-е годы) - «кризисным» этапом, когда ее теоретическая база не стала в достаточной мере способствовать решению прикладных проблем, в особенности проблемы рационального берегопользования. Можно говорить о наступающем этапе перестройки тенденций развития береговой науки III –го уровня, подобного тем, которые отмечались для заключительных этапов, как I-го, так и II –го ее уровней. Перейдем к прогнозированию науки о морских берегах в последующие два десятилетия.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |