Внешние экономические связи
ФРАНЦИЯ Площадь — 552 тыс.км2. Население — 57,7 млн. чел. (1994). Столица — Париж. Состав территории и оценка экономико-географического положения. Территория Франции включает континентальную часть (самая крупная и важная часть страны), остров Корсика в Средиземном море, а также многочисленные маленькие острова у берегов Средиземного моря и Атлантического океана. Франции принадлежат и так называемые заморские департаменты (Гваделупа, Мартиника в Вест-Индии, Французская Гвиана в Южной Америке) и заморские территории (Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Сент-Перри и Микелон, остров Реюнион (у берегов Африки). Экономико-географическое положение Франции очень выгодное по отношению к наземным, речным и морским видам транспорта. Она омывается с трех сторон водами Атлантического океана на западе, Средиземного моря на юге и проливами Ла-Манш и Па-де-Кале на севере. Через северные проливы и Средиземное море проходят торговые морские пути международного значения. Франция граничит с промышленно развитыми странами Европы, большинство из которых являются членами Европейского союза, членом которого является и сама Франция (Бельгия, Германия, Италия, Испания) и имеет морские границы с еще одним членом ЕС— Великобританией. Наиболее экономически развитые области Франции находятся в непосредственной близости от индустриальных районов соседних стран, что способствует осуществлению тесных производственно-экономических связей. Кроме того, Франция имеет благоприятное географическое положение по отношению к сырьевым и топливным ресурсам Северной Африки, Ближнего Востока и Северного моря. Население Франция — страна, сравнительно однородная в этническом отношении. Около 9/10 ее населения — французы. Государственный язык страны— французский, принадлежащий к романской группе индоевропейских языков. Лишь окраинные области страны населяют этнические группы, отличающиеся языком и культурой. На северо-востоке в Эльзасе и северо-восточной Лотарингии живут эльзасцы (1,3 млн.). Западные области полуострова Бретань населяют бретонцы (1 млн.). На севере Франции у границы с Бельгией живут фламандцы (100 тыс.). Остров Корсику населяют корсиканцы (300 тыс.), и, наконец, в предгорьях Пиренеев на западе расселены баски (130 тыс.), а на востоке— каталонцы (200 тыс.). Во Франции преобладающая религия — католицизм. К католикам относится 84% французов. Около 2% французов — протестанты, остальная часть верующего населения принадлежит к другим религиям.
Промышленность Несмотря на высокие темпы развития после 2-й мировой войны, значит, обновление осн. капитала в пром-сти и развитие новейших отраслей, большое значение сохраняют отрасли лёгкой и пищ. пром-сти (о структуре пром-сти см. табл. 3), уступающие, одна-
Табл. 3.-— Структура промышленности
ко, по многим показателям в силу большей раздробленности производства и сохранения устаревшего оборудования отраслям тяжёлой промышленности. Св. 40% пром. предприятий имеет до 100 занятых (в США, Великобритании, ФРГ — 20—26% ; 1980). О концентрации пром. произ-ва см. табл. 4. Табл. 4.— Концентрация промышленного производства (предприятия с числом занятых более 5), 1981, %
Добывающая промышленность и энергетика. Обеспеченность Ф. топливно-энергетич. ресурсами недостаточна. Ок. 3/4 потребляемого в стране топлива импортируется. Главные районы добычи угля – Лотаргинский 9 млн. т., Северный 7 млн. т. , Центр-Юг 3 млн. т. Почти вся нефть импортируется 176 млн.т. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы размещены около Марселя и в устье Сены. Добыча природного газа сосредоточена в р-не месторождения Лак; свыше 1/3 потребляемого газа импортируется из Алжира, Нидерландов, России. О структуре производства и потребления энергии см. табл. 5. Произ-во электроэнергии в 1984 (в %): ТЭС — 69,1 (в т. ч. АЭС — 8,3), ГЭС -30,9. ТЭС работают на кам. угле, газе и мазуте и находятся гл. обр. в уг. басс., крупных городах (Париж), мор. портах. Крупнейшие ГЭС (по 300—500 тыс. квт) — на р. Рона и её альп. притоках.
Таб.5 Структура потребленияосновных видов первичной энергии, %
Много ГЭС в Центр. Франц. массиве. В Бретани в устье р.Ране работает электростанция (240 тыс. квт), использующая энергию мор. приливов. Имеются 10 АЭС (общей мощностью в 3,1 млн. квт в 1985), крупнейшие из них (по 450—540 тыс. квт) — Ле-Бюже, Сен-Лоран-1 и Сен-Лоран-2, Шинон-3. Атомная пром-сть имеет собств. сырьевую базу (в 1983 получено 1,88 тыс. т урановых концентратов ; 1-е место среди стран Зап. Европы). Осн. центры добычи: Ла-Крузии, Форез, Лашо в Центр. Франц. массиве, Л'Экарпьер в Вандее. Поблизости производится обогащение руды. Металлич. уран получают в г. Ле-Буше (под Парижем) и на др. з-дах. Важные центры атомной пром-сти — гг. Пьер-дат (произ-во обогащённого урана) и Маркуль (произ-во плутония). Развита сеть электропередач, её гл. узел — Париж; в столицу поступает значит, доля энергии, производимой в др. р-нах. Из рудного минер, сырья на терр. Ф. добывают жел. руду (4-е место в капиталистич. мире; гл. железорудный р-н — Лотарингия; центры: гг. Брие, Лонгви, Тионвиль и др.) и бокситы (гл. р-н добычи на Ю., вдеп. Вар), в небольших кол-вах — цинк (13,9 тыс. m концентрата в 1985), свинец (21,7 тыс. m), вольфрам, золото. Из нерудных минер, ресурсов — значит, добыча калийных солей (2,1 млн. m в 1985, в пересчёте на КгО), серы (Лак; побочный продукт очистки природного газа), каменной соли, барита, талька, каолина, асбеста, плавикового шпата (460 тыс. т в 1984), сырья для стройматериалов. Обрабатывающая промышленность. Большое развитие получили отрасли чёрной и цветной металлургии (выплавка чугуна, стали, алюминия и др. металлов). Эти отрасли частично работают на местном сырье, однако значит. часть более высококачественной жел. руды и ряд цветных металлов (медь, кобальт, олово, вольфрам и др.) ввозятся из неевроп. стран; в частности, на импортной руде работают новые крупнейшие металлургич. комбинаты страны в Дюнкерке (производств, мощность 8 млн. т стали в 1985) и Фос-сюр-Мер (1-я очередь; 3,7 млн. m стали). Гл. р-ны чёрной металлургии — Лотарингия (производств, мощность заводов 15,9 млн. m стали на 1985) и Северный (включая Дюнкерк; 12,6 млн. m стали в год). В горных р-нах — Савойе, Пиренеях, Центр. Франц. массиве, в тех местах, где находятся ГЭС, развита электрометаллургия, производится качеств. сталь (Сент-Этьенн, Ижин, Ле-Крёзо) и выплавляется алюминий (глинозёмные з-ды в Гарданне и Салендре; алюминиевые з-ды в Ногере, Сен-Жан-де-Морьенн, Ланмезане). Выплавка меди (рафинированной 40 тыс. m в 1985) — в Ле-Пале (деп. Верхняя Вьенна), свинца (рафинированного 151 тыс. m) — в Ну-айель-Годо (деп. Па-де-Кале) и Лионе, цинка (181 тыс. т.) — в Нуайель-Годо и Вивье (деп. Аверон), никеля — в Гавре, кобальта, вольфрама и др. Машиностроение и металлообработка — гл. отрасли пром-сти (св. 1/3 пром. рабочих), особенно развито трансп. и общее машиностроение. Крупное произ-во автомобилей, гл. обр. легковых (фирмы «Рено», «Пежо—Ситроен», «Крайслер-Франс»); почти 1/2 продукции экспортируется. Центры автомоб. пром-сти: Париж, Сошо-Монбельяр, Лион. По авиаракетной пром-сти Ф. занимает 2-е и 3-е места среди капиталистич. стран. Она производит и экспортирует во мн. страны воен. и гражд. самолёты разного типа, в т, ч. сверхзвуковой франко-брит, самолёт «Конкорд», вертолёты, двигатели. Ф. выпускает разнообразную ракетную и космич. технику, космич. спутники Земли и др. Осн. центры авиастроения — Париж, Тулуза, Бордо. Видное место занимает судостроение; центры — гг. Нант (Сен-На-зер), Дюнкерк, Марсель (Ла-Сьота). Значит, произ-во локомотивов (144 шт.) и вагонов (9,6 тыс. шт. грузовых в 1985). Крупные отрасли машиностроения — станкостроение и произ-во кузнечно-прессового оборудования, электротехнич. в электронной аппаратуры, генераторов и двигателей, средств связи, бытовых электроприборов, тракторов, оружия. Более 1/2предприятий электротехнич. и электронной пром-сти сосредоточено в Париже. Химическая промышленность. Во Франции существуют несколько специализированных районов в определенных отраслях химической промышленности. В Эльзасе и Лотарингии развивается углехимия и производство калийных удобрений; на юго-западе страны — производство азотных удобрений на основе местных ресурсов газа; вблизи ГЭС Пириней, Альп, Центрального массива — электрохимия; в крупных морских портах — нефтехимия; в Парижской агломерации — тонкая химия (парфюмерная, косметическая, фармацевтическая промышленность). Лёгкая и пищевая пром-сть имеют крупные масштабы произ-ва. В текстильной и швейной пром-сти занято 0.7 млн. чел. в 1983. Ф. даёт ок. 5% мирового проиэ-ва текст. изделий. Основные районы текстильной промышленности: Северный (гг. Рубе—Туркуэн, Лилль, и другие) -шерстяная, хл.-бум., льняная, джутовая; Вогезы и юж. часть Эльзаса — хл.-бум. пром-сть; Лионский р-н — произ-во тканей из хим. волокна. Большое значение имеет трикотажное произ-во (Париж, Труа). Гл. центр выпуска одежды и галантереи—«законодатель мод» Париж. Ф. занимает одно из первых мест в мире по выпуску кож. обуви (205 млн. пар, 1985). Пищ. пром-сть, как и текст. пром-сть, имеет относительно медленные темпы роста. Однако в этой отрасли происходят глубокие структурные преобразования. Известную роль в этом процессе сыграл иностр., гл. обр.амер., капитал (преим. в произ-ве варенья, сухарей, сгущённого молока, крахмала, специй, продуктов животного происхождения и мн. др.). Пищ. пром-сть наиболее распылена в производств. отношении и представлена многочисленными отраслями. Ф.—классич. страна виноделия (в 1985 произведено 6,1 млн. т виноградных вин); вина Жиронды (центр — г. Бордо), Шампани, Вургундии, коньяки и ликёры пользуются мировой известностью. В числе др. отраслей пищ. пром-сти Ф.— муком., мясо-, молочно-, рыбо-, плодоконсервная, сахарная. О производстве основных видов промышленной продукции см. Таб.6. Сельское хозяйство С. х-во Ф. развивается в условиях жёсткой конкуренцией на рынке продоволь-ствия стран Европ. экономического сообщества. Усилилась капиталистич. концентрация с.-х. произ-ва, выросла его технич. оснащённость, потребление минер, удобрений выросло в 6 раз, повысилась урожайность культур и продуктивность скота. Этому способствовали как научно-технич. революция, так и гос. – монополистическая политика, направленная на достижение т. н. <макс. рентабельности труде и капитала» (закон 1960), стимулирование индустриализации с.-х. произ-водства в целях завоевания рынка ЕС. Гос-во активно поддерживает крупные х-ва, предоставляет им кредиты и субсидии, а также налоговые льготы и т. д., расходует значительные средства на регулирование цен и сбыт продукции, на развитие с.-х. науки, на землеустройство. Ускорилось разорение мелких т. н. нерентабельных х-в; за 1956—74 их число сокра- тилось на 1 млн., т. е. на 44%, а ср. площадь одного х-ва увеличилась с 14 до 23 га. Распространение получили капиталистич. аренда земли (55% с.-х. площади обрабатывается арендаторами, 1977), снабженческо-сбытовая и перерабат. кооперация. Однако в с. х-ве Ф. численно преобладают мелкие и ср. х-ва (см. табл. 7), хотя осн. площади находятся в крупных х-вах, к-рые широко применяют наёмную рабочую силу (из 2,3 млн. чел., занятых в с. х-ве, 0,4 млн.— наёмные рабочие, 1974) и дают осн. массу товарной продукции. Таб. 7.- Распределение земли по категориям хозяйств
Площадь с.-х. угодий составляет 2/3 терр. Ф. (35,5 млн. га в 1983); всё более уменьшается доля пашни и растут площади, покрытые травами, что связано с усилением животноводч. специализации с. х-ва. Пашня занимает 16,8 млн. га, многолетние насаждения — 2,2 млн. га (виноградники и сады), пастбища и сенокосы — 13,9 млн. га, под лесом 14,5 млн. га (1982). Структура с. х-ва по стоимости продукции в %: растениеводство 43,3, в т. ч, зерновые 16,0, овощи и фрукты 9,0, виноград (на вино) 8,5; животноводство 56,7, в т. ч. произ-во мяса 26,1, молока 18,6, битой птицы и яиц 7,7. Растениеводство среднеевроп. и средиземноморско-суб-тропич. типов. По сборам зерновых Ф. среди капиталистич. стран уступает только США, Индии и Канаде. Гл. зерновая культура — пшеница (ок. 1/2 всего сбора зерна), осн. р-н её произ-ва — низменность на С. страны. Выросло значение кукурузы и ячменя; в дельте Роны — рисоводство. Посевы сах. свёклы, как и сах. з-ды, сосредоточены на С. Из-за уменьшения продовольств. использования теряет своё значение картофель. Важное значение имеет виноградарство (1-е место в мире по сбору винограда). Осн.часть урожая используется для произ-ва вина, из-за перепроизва вина проводится политика ограничения виноградарства. Виноградники распространены почти повсеместно (за исключением сев. р-нов Ф.). Гл. р-ны произ-ва винограда и виноделия: провинции Лангедок, Шампань, Бургундия, Турень, район г. Бордо, Гасконь. В юж. р-нах распространена культура оливы (1,8 тыс. т оливкового масла в 1984). Произ-во овощей и фруктов развито повсеместно. Эти отрасли служат основой х-ва многих р-нов (долины pp. Рона, Гаронна и Луара, пров. Рус-сильон, сев. побережье пров. Бретань), снабжающих овощами и фруктами города и промышленные р-ны, в первую очередь Париж. Осн. продукция плодовых— яблоки (сбор 3,5 млн. т в 1983, из к-рых св. 40% пошло на изготовление сидра), груши, персики, цитрусовые (о. Корсика). О произ-ве осн. с.-х. культур см. табл. 8. Таб.8.- Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур
Животноводство имеет мясо-молочное направление, усилилось значение свиноводства и птицеводства. По произ-ву мяса Ф. уступает в Зап. Европе толькоГермании, а по произ-ву молока занимает 1-е место. Разведение кр. рог. скота особенно развито на С.-З. и в ropныx р-нах на альп. пастбищах; свиноводство — в Бретани, Эльзасе, на С. и Ю.-З.— в р-нах, где кукуруза или картофель, а также отходы пищ. пром-сти служат кормовой базой. Овцеводство сохраняет значение гл. обр. на Ю. Центр. Франц. массива и в Юж. Альпах. В Парижском и Сев. р-нах интенсивность животноводства выше, чем в др. р-нах. Удойность коров (в среднем за год) 2808 кг. О составе поголовья скота и продукции животноводства см. табл. 9 и 10. Табл. 9.—Поголовье скота и птицы, тыс. голов
Табл.10 – Производство продукции животноводства и птицеводства, тыс. т
Лесное хозяйство. Основная часть лесов (72% лесопокрытой площади в 1985) принадлежит частному сектору, меньшая коммунам (17%) и государству (11%). Рыболовство. Гл. р-н лова – Атлантический Океан. Улов рыбы 806 тыс. т. (1984). Гл. рыболовные порты: Булонь и Лорьян, Ла-Рошель. Устричный промысел (до 70% мирового сбора устриц). Транспорт Трансп. сеть имеет радиальную конфигурацию с единым центром - Парижем. Франция располагает целым комплексом развитых отраслей транспорта, оснащенных самыми современными средствами. Из наземных видов транспорта большое значение играет железнодорожный и автомобильный. По длине железных дорог и эффективности работы железнодорожного транспорта Франция занимает одно из первых мест в мире, будучи одной из немногих обладателей скоростных железных дорог. На скоростной трассе Париж — Лион пассажирский поезд достигает скорость в 550 км/час. Много железных дорог электрофицированно. Автомобильный транспорт дополняет железнодорожный и активно с ним конкурирует. По шоссейным дорогам, которые отличаются хорошим качеством, перевозится основная часть пассажиров, а также значительная часть промышленной и сельскохозяйственной продукции. Большое значение имеет и трубопроводный транспорт, обеспечивающий перевозку нефти и природного газа во внутренние районы страны. Внешняя торговля, а также каботажные перевозки обслуживаются торговым морским флотом. Основные морские порты Марсель, Гавр, Нант, Сен-Назер, Бордо расположены в устьях крупных рек, по которым привезенные по морю грузы перевозятся во внутренние районы. К морским портам по рекам подвозят товары для экспорта. Такое сочетание этих двух видов дешевого транспорта является очень выгодным. Особое значение имеет подводный тоннель, построенный под Ла-Маншем (железнодорожный и автомобильный), который обеспечивает связь между населенными пунктами Черитон (Великобритания) и Фретум (Франция). Хорошо развит и воздушный транспорт с главными международными аэропортами в Париже, который обслуживает ежегодно около 25 млн. пассажиров. Внешние экономические связи Франция поддерживает экономические связи с более чем 100 странами мира. В последнее время особых изменений в структуре внешней торговли Франции не произошло. Примерно 1/2 импорта составляют сырьевые материалы и топливо, а остальная часть приходится на промышленное обрудование, новые технологии, полуфабрикаты. В экспорте основная часть (3/4) приходится на долю готовой промышленной продукции и сельскохозяйственных товаров. Основными внешнеторговыми партнерами Франции являются, прежде всего, страны — члены Европейского союза, среди которых выделяются Германия, Испания, Великобритания, а также США, Канада, Швейцария, развивающиеся страны, в особенности, бывшие ее колонии. В структуре внешних экономических связей Франции особое место занимает экспорт капитала (третье место в мире) и международный туризм. Ежегодно Францию посещают более 50 млн. туристов, а доход от их обслуживания составляет 15 млрд. долларов.
Таб.11.- Распределение внешней торговли, %
Экономические районы. Межрайонные диспропор-ции в экономическом развитии выдвигают гос. проблему более равномерного размещения произ-ва, в частности вопросы децентрализации (напр., ограничения роста Парижа и др.) и подъёма х-ва в «критических зонах», резко отстающих по уровню и темпам развития, с хронич. безработицей и оттоком населения. Для решения общегос. терр.-хоз. проблем страна была разделена (в 1956, Ген. комиссариатом по планированию при Сов. Мин. Ф.) на 22 плановых р-на (от 2 до 8 департаментов в каждом), а позже (в 1971—75) на базе этих р-нов были выделены генеральные зоны экономических исследований и планировки терр. или крупные экономич. р-ны (см. табл. 12). Парижский р-н — ведущий р-н Ф. Онвыделяется своей обрабат. пром-стью и интенсивным с. х-вом, густой сетью путей сообщения; его жизнь тесно связана с Парижем. Пром-сть Большого Парижа даёт св. 1/4 пром. продукции Ф. (по стоимости). Большое экономич. зна-тение имеют долина ниж. Сены с гг. Руан и Гавр — главный выход к морю для Парижского района и крупнейший в районе после Парижа сгусток промышленности. Северный р-н — старый индустр. р-н с разносторонней структурой, 1-й р-н по текст. пром-сти и машиностроению, произ-ву оборудования для горной пром-сти, 2-й р-н по выплавке чугуна и стали и добыче угля (после Вост. р-на);нац. значение имеет произ-во локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда др. химикатов, стройматериалов, бумаги, обуви, сахара, пива. Развито трикотажнoe и кружевное произ-во. Гл. группа текст. предприятий находится в 3 слившихся городах —Лилле, Рубе и Туркуэне. Осн. часть шахт, электростанций, метал- лургич., химич. и машиностроит. з-дов размещена на терр. угольных басс. (центры — Валансьенн, Дуэ, Денен). Выросло значение Дюнкерка — порта и пром. Центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатываю з-ды). Восточный р-н — гл. металлург. база Ф. (Лотарингия). Тяжелая пром-сть выросла на основе использование местной жел. руды, угля, калийной и кам. соли. Металлургич. з-ды размещены в основном по берегам pp. Мозель, Орн. Вогезы и Эльзас — гл. р-ны хл. бум. пром-сти Ф. (ок. 1/2 произ-ва). Вогезы — крупный поставщик древесинь и бумаги. Лионский р-н — пром. р-н, занимает 3-е место во Ф. после Парижского и Западного р-нов по числу жителей и 2-е (после Парижского) по объёму пром. произ-ва. Осн. отрасли пром-сти: гидроэнергетика, металлургия, машиностроение, химия, текст, пищ., кож.-обув., произ-воспортивного инвентаря. Курорты на базе минер, источников (Виши, Эвиан и др.); в Альпах — альпинизм и туризм, базы зимнего спорта. Гл. города — Лион, Сент-Этьенн, Гренобль, Клермон-Ферран. Западный р-н — пром.-аграрный, с развитым животноводством. В долинах pp. Луара и Шаранта много садов и виноградников (произ-во коньяков в р-не г. Коньяк). Добыча жел. и урановой руд. Рыболовство и переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал р-на с кон. 50-х гг. заметно вырос в результате гос.-монополистич. политики децентрализации и подъёма агр. р-нов. Самый крупный город, пром. узел — Нант. Юго-Западный р-н — пром.-агр. р-н, занимает гл. обр. Аквитанскую низм. с примыкающими к ней склонами Пиренеев и юго-зап. частью Центр. массива. Р-н имеет значительные сырьевые ресурсы; занимает 1-е место во Ф. по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), лесозаготовкам (в Ландах). Развита авиаракетная пром-сть (Тулуза, Бордо), отд. предприятия алюминиевой, хим. и пищ. пром-сти. В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоёмкие отрасли металлургич. и хим. пром-сти. В ряде департаментов осн. часть жителей занята в с. х-ве. Виноградарство. Бордо и Тулуза — пром. и торг.-трансп. центры р-на. Средиземноморский р-н — пром.-аграрный и курортный р-н. Интенсивное высокотоварное с. х-во, специализированное на произ-ве винограда, овощей и фруктов, в горах — на овцеводстве. Развита пищ. пром-сть. Выдающееся значение в экономике р-на имеют курорты (Франц. Ривьера с центрами в Ницце и Канне, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-пром. комплекс Марселя (города-спутники, порты — Бер, Лавера, Фоссюр-Мер и др.) с нефтеперераб., нефтехим., металлургич. (Фос), судоремонтной, авиац., пищ. пром-стью.
Табл.12. — Основные данные по крупным экономическим и плановым районам
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |