Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ



2019-10-11 198 Обсуждений (0)
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Это одна из относительно новых отраслей промышленности республики и ис­пользует в основном импортное сырье. В настоящее вре­мя отрасль производит искусственную кожу, резинотехнические изделия, широкий круг предметов обихода.

 

 ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Легкая промышленность включает 2 отрасли: текстильную и кожевенную. Они тесно связаны с химической промышленностью, которая производит синтетические нити, волокна, резину. Эти материалы импортируются. Экономико-географи­ческими факторами, которые способствуют развитию легкой промышленности, яв­ляются: наличие резерва трудовых ресурсов и рынка сбыта продукции.

В настоящее время легкая индустрия республики включает 90 предприятий, в т. ч. 15 текстильной и 7 швейной промышленности. Легкая про­мышленность находится на четвертом месте среди других отраслей — на ее долю приходится 8 % объема промышленной продукции. Ее подотрасли — это текстиль­ная, швейная и трикотажная, кожевенно-обувная и меховая промышленность. Текстильная промышленность производит 1/3 всего объема легкой промыш­ленности, используя импортное (хлопок и синтетические волокна) и местное сырье (шерсть, кожа). Предприятия текстильной промышленности поставляют хлопко­вые, шерстяные и шелковые ткани для изготовления одежды, технических и деко­ративных тканей. Ежегодно в республике производятся более 180—200 млн. м2, в т. ч. 2/3 хлопковых тканей. Самыми крупными предприятиями являются Тираспольский хлопчатобумажный комбинат, Бендерский шелковый комбинат, ко­торые используют натуральное сырье и синтетические волокна. Трикотажная промышленность использует хлопковую, шерстяную, шелковую пряжу и искусственные волокна. Она производит одежду, трикотажное белье, но­ски, перчатки. Самым крупным предприятием является Кишиневское трикотажное объединение «Стяуа». Построены также предприятия в Бэлць, Сорока, Орхей, Рыб­ница, Кахул. Усиливается кооперирование с иностранными фирмами, которые обеспечивают наши предприятия качественным сырьем, а готовая продук­ция реализуется на рынке соответствующей страны.

Швейная промышленность в настоящее время представлена несколькими специализированными предприятиями. Кишиневская швейная фаб­рика «Ионел» изготавливает мужские костюмы, шляпы, шапки. Кожевенная и обувная промышленность использует натуральную и искус­ственную кожу. Увеличение объема продукции стало возможным благодаря час­тичной замены натуральной кожи искусственными, выпускаемыми Кишиневским комбинатом искусственных кож и резино-технических изделий, а также Кишинев­ской кожевенной фабрикой. Обувные фабрики расположены в Кишинэу и Тигине. Самая крупная — объединение «Зориле».

Легкая промышленность республики сталкивается со многими проблемами: не­достаток сырья, устаревшее технологическое оборудование и низкое качество про­дукции. Необходимо создание собственной базы местного сырья. Предусматрива­ется также целый комплекс мероприятий, направленных на максимальное исполь­зование мощностей предприятия, расширение ассортимента, обновление оборудо­вания, улучшение качества продукции и развитие собственной сырьевой базы. Предстоит построить фабрику по первичной обработке шерсти и производству сук­на. На этапе перехода к рыночной экономике некоторые предприятия отрасли были приватизированы.

 

ТРАНСПОРТ

Все виды транспорта респуб­лики (автомобильный, железнодорожный, речной, воздушный) образуют единую систему, дополняя друг друга. В 1996 г. всеми видами транспорта было перевезено 8,7 млн. тонн товаров, что на 85% меньше, чем в 1991 г., а в 1995 г.—407 млн. пассажиров (табл. 24). В общем объеме товарооборота на железнодорожный транспорт приходится 88%. В 1996 г. по железной дороге было перевезено 4,1 млн. тонн грузов.

Основными железнодо­рожными линиями Республики Молдова является: Раздельная — Тирасполь — Бендер — Кишинэу, Кишинэу — Унгень, Бэлць — Окница — Чернэуць, Тигина (Бендер) — Басарабяска — Рени, Басарабяска — Яргара — Прут, Прут — Кахул. Города Кишинэу, Тигина (Бендер), Бэлць, Унгень, Окница, Басарабяска стали важными железнодорожными узлами.

Железнодорожный транспорт страдает определенными недостатками: неудов­летворительным техническим оснащением, отсутствием электрифицированных ли­ний, недостаточным уровнем механизации погрузочно-разгрузочных работ. Все это осложняет и задерживает перевозку грузов, причиняет значительный ущерб, осо­бенно при транспортировке сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов.

Автомобильный транспорт служит для перевозки грузов и пассажиров на ко­роткие дистанции, большей частью в пределах республики. Общая длина автома­гистралей в 1996 г. составляла 10,2 тыс. км., в т. ч. 9,5 тыс. км дорог с твердым покрытием. Создание густой сети шоссейных дорог и развитие местных путей со­общения позволили увеличить роль автомобильного транспорта в перевозке грузов и пассажиров. Интенсивнее стали экономические связи между промышленными центрами и всеми населенными пунктами, между нашей республикой и соседними государствами: Украиной, Румынией, Болгарией... Предприятия автотранспорта перевезли в 1995 г. 4,0 тонны грузов, что на 31 % меньше, чем в предыдущем году, 83 млн. пассажиров (в среднем 145 тыс. пассажиров в день).

Главным автодорожным узлом является г. Кишинэу, где пересекаются все ав­томагистрали и отсюда разветвляются основные дороги, которые проходят по всей территории республики. Крупные шоссейные дороги: Чернэуць (Украина) — Бэлць — Кишинэу — Тигина (Бендер) — Тирасполь — Одесса, Кишинэу — Хынчешть — Комрат — Вулкэнешть — Кахул, Тирасполь — Дубэсарь — Рыбница — Каменка, Кишинэу — Леушень с выходом в Румынию. Национальные автодороги осуществляют связь с автомагистралями Центральной и Южной Европы.

Республика располагает благоприятными условиями для развития речного транспорта на реках Днестр и Прут, а постройка Джурджулештского порта послужит дальнейше­му развитию данного вида транспорта. Речной транспорт выгоден тем, что он де­шевле других видов транспорта и позволя­ет перевозить большие объемы тяжелых грузов: камень, песок, щебень, цемент, ле­соматериалы, уголь, зерно и т. д. Длина внутренних водных путей состав­ляет 800 км. Главная водная артерия — Днестр.

Воздушный транспорт. В 1995 г. объем воздушных перевозок составил 1,6 тыс. тонн, что в 2 раза меньше, чем в 1990 г. С Кишиневского аэропорта осуществляются рейсы в большинство столиц Европы.

 

Таб.8 Перевозка грузов по видам транспорта (млн. тонн)

Год

Всего

По видам транспорта

Железно-дорожный Речной Автомоби- Льный Воздушный, тыс. тонн
1995 47,4 3,2 0,02 4,0 1,6

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ

Экспорт и импорт товаров осуществляется прямыми торговыми связями на ос­нове долгосрочных договоров, клиринговых и бартерных сделок. Будучи аграрной страной, Республика Молдова вывозит сырье для пищевой индустрии, что состав­ляет 40% всего экспорта. Это прежде всего продукция первичного виноделия, та­бак, семена подсолнечника, сухофрукты. В большом количестве экспор­тируются также переработанные продукты питания: овощные консервы, вина, рас­тительные масла, сахар, мясо и мясные консервы, томатная паста. За рубежом пользуются спросом и некоторые промышленные товары (хлопчатобумажные, шел­ковые ткани, ковры), технологическое, электротехническое оборудование, машины и приборы домашнего обихода, лаки и краски, эфирные масла, полимерные пленки.

Структура импорта определяется нуждами национальной экономики. Завозятся в основном топливные ресурсы (52% всего импорта), черные и цветные металлы, электрические машины (10,5%), различное оборудование, в т. ч. для пищевой, легкой промышленности и связи, средства транспорта и химическая продукция.

Республика импортирует ряд продовольственных товаров (зерно, картофель, рис, какао, кофе, рыбу), предметов народного потребления (трикотажные изделия,. хлопчатобумажные ткани, легковые автомобили, электрические приборы, холо­дильники, морозильники, вычислительные машины и др.).

В настоящее время Молдова поддерживает торговые и экономические связи с более чем 80 государствами мира, в первую очередь, с европейскими (62%), затем с азиатскими (35%) и меньше с другими странами. К 1996 г. главными партнерами в торговой сфере были Россия, Украина, Германия, Республика Беларусь, Азер­байджан, Болгария. В структуре внешней торговли 66% приходятся на СНГ и 34% — на другие страны. Экспортируются сельскохозяйственная продукция, про­довольственные товары. Из Российской Федерации ввозятся топливо, лесоматери­алы, прокат, из Республики Беларусь — электротехническое и электронное оборудование, техническое оснащение для промышленности стройматериалов, мине­ральные удобрения, потребительские товары. Республика Узбекистан поставляет хлопок.

Объем торгового обмена товаров между Румынией и Республикой Молдова составил в 1992 г. 53,8 млн. долларов США, а в 1995 г.— 159,5 млн. долларов. В 1992 г. был подписан протокол «Об экономическом сотрудничестве и торговом обмене между Румынией и Республикой Молдова». Торговый обмен с Румынией основан на расчете товара­ми. В Румынию экспортируется оборудование для пищевой промышленности, цен­тробежные насосы, кондиционеры, телевизоры, винодельческое сырье, сельскохо­зяйственная продовольственная продукция. Из этой страны импортируются станки, технологическое оборудование, легковые машины, нефтепродукты, сельскохозяй­ственные машины, полимерная пленка, трикотажные изделия. Из других европей­ских стран республика ввозит холодильные установки, насосы и компрессоры (из Болгарии и Германии, Италии), химические продукты (из Германии, Чехии), шелковые изделия (из Венгрии и Германии), средства транспорта, оборудование для легкой и пищевой промышленности.

 

Таб.9 Внешняя торговля с государствами мира, млн. долларов США (1995 г.)

 

    Страна Экспорт Импорт
    Страны СНГ, всего 466,9 568,9
1. Россия 360,1 277,9
2. Украина 58,8 228,5
3. Беларусь 26,4 50,7
4. Узбекистан 2,8 2,7
5. Казахстан 8.6 2,5
6. Азербайджан 5,3 5,5
7. Туркменистан 1,4 0,7
    Другие государства мира        
1. Румыния 103.6 55,9
2. Болгария 21,4 31,8
3. Германия 45,4 45,6
4. Италия 15,6 19,3
5. Швейцария 4,1 8,3
6. Венгрия 5,7 8,5
7. Республика Латвия 4.6 3,6
8. Республика Эстония 2,3 1.6
9. США 7,9 10.7
    Всего: 745,5 840,7

 



2019-10-11 198 Обсуждений (0)
ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)