Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Состав территории и оценка экономико-географического положения



2019-10-11 191 Обсуждений (0)
Состав территории и оценка экономико-географического положения 0.00 из 5.00 0 оценок




Германия, после ее разделения на два государства в 1949 г. (ФРГ и ГДР), развивалась изолированно на протяжении более четырех десятилетий и в 1990 г. объединилась вновь.

Согласно конституции, Германия является федеративным государством, со­стоящим из 16 исторических земель. Каждая земля имеет свой законодательный орган (парламент) и исполнительный орган (правительство), однако верховная власть принадлежит федеральному парламенту и правительству страны.

Германия расположена в Центральной Европе и имеет очень благоприятное экономико-географическое положение, прежде всего по отношению к наземным, водным и воздушным транспортным сообщениям. Германия находится на пересечении наиболее важных наземных путей сообщения, которые широко используются ею в осуще­ствлении экономических связей с европейскими странами. Германия имеет и прямой выход к Северному и Балтийскому морям, через которые проходят торг­овые морские пути сообщения мирового значения, их она использует для осу­ществления тесных торгово-экономических связей со странами разных конти­нентов. В непосредственной близости от Германии, на берегу Северного моря, находится крупнейший морской порт мира — Роттердам. Речные пути с их системой каналов, и прежде всего, канал Рейн-Майн-Дунай, позволяют осуще­ствить перевозку большого количества грузов не только в пределах страны, но и во многие страны, расположенные в бассейнах этих рек. Через указанный канал Германия имеет выход к Черному морю, и через проливы Босфор и Дарданеллы — к Средиземному морю, получая таким образом доступ к нефтяным районам Ближнего Востока и Северной Африки.

Большое значение имеет соседство Германии с промышленно развитыми стра­нами, многие из которых являются членами Европейского союза (Дания, Ни­дерланды, Бельгия, Люксембург, Франция, Австрия). Наиболее развитые промышленные районы Германии находятся в непосредственной близости от инду­стриальных районов Франции, Бельгии, Чехии, что обеспечивает установление и развитие производственных связей.

Природные условия и ресурсы. На территории Германии выделяются четыре макроструктуры рельефа: Северогерманская низменность, занимающая север­ную половину страны; Герцинские горы средней части страны со средней высотой 500—1000 м.; Баварское плато с холмистым рельефом; Альпы, занимающие небольшую тер­риторию на юге страны. Таким образом, рельеф не оказывает сильного отрица­тельного воздействия на хозяйственное освоение территории.

Недра Германии богаты некоторыми видами полезных ископаемых, однако многие виды важнейших полезных ископаемых отсутствуют или имеются в не­большом количестве. По наличию достоверных запасов угля (88 млрд. т.) Гер­мания занимает первое место в Европе и четвертое в мире. Встречается как каменный уголь (сосредоточенный в Рурском бассейне — 90%, Саарском и др.), так и бурый уголь (Кельнский и Саксоно-Тюрингский бассейны).

Запасы нефти очень незначительны и составляют всего 60 млн. т., что может обеспечить потребности страны менее чем на полгода. Незначительны и запасы природного газа, которые, как и нефть, сосредоточены в Нижней Саксонии.

Достоверные запасы железных руд оцениваются в 3,6 млрд. т., однако они низкокачественные и содержат всего 27% металла в руде. Имеются небольшие запасы свинца и цинка, которые покрывают менее 1/3 потребностей в этих металлах. Более значительны запасы калийной и каменной соли, строительных материалов. Германия обеспечивает большую часть своих потребностей собст­венными запасами древесины. Леса покрывают примерно 30% площади страны.

Климат Германии умеренный. Климатические особенности, в целом, благопри­ятны для жизни и хозяйственной деятельности населения практически по всей территории страны, для выращивания обширной гаммы сельскохозяйственных культур.

Население. Германия является мононациональным государством. Около 98 % населения составляют немцы. По характеру воспроизводства населения Герма­ния относится к первому или европейскому типу с самым низким естественным приростом, который составляет 0,1—0,2% в год, а в отдельные годы отмечается естественная убыль населения. По численности населения Германия занимает второе место в Европе после России.

Последствия войны отрицательно сказываются и сейчас на половозрастной структуре населения, а также и на динамике роста численности населения. Для возрастной структуры характерны низкий удельный вес детей до 15 лет, которые составляют всего 27%, и высокая доля старших возрастных групп. Так, женщины старше 60 и мужчины старше 65 лет составляют около 20% численности населения. В результате этого для Германии характерен процесс старения нации, поэтому хозяйство не обеспечи­вается полностью собственными трудовыми ресурсами и страна вынуждена при­влекать рабочую силу из-за рубежа. В Германии работает примерно 5 млн. иностранных рабочих (турки, греки, итальянцы, югославы и др.). В целях ре­шения демографической проблемы Германия проводит демографическую пол­итику, стимулирующую рождаемость, однако она малоэффективна.

Среди европейских стран Германия выделяется по плотности населения, ко­торая составляет 227 чел. на км2. Наиболее высокая плотность населения отме­чается в индустриальных районах Рур-Рейн, где она достигает 1—3 тыс. чел. на 1 км2. Несколько меньше, чем средняя по стране, наблюдается плотность насе­ления в северных и южных районах, где она достигает 100—120 чел. км2.

Германия относится к самым урбанизированным странам. В городах прожи­вает более 85% населения. Существует множество крупных городов с числен­ностью населения более 100 тыс. чел. Вокруг крупных городов образовались городские агломерации. Крупнейшей городской агломерацией является Рурская (часто ее называют мегалополисом), которая включает десятки крупных и сред­них городов как, например, Эссен, Дортмунд, Дюссельдорф, Дуйсбург, Кельн и др. с населением более 5 млн. чел. Среди крупных городов выделяются Берлин (самый крупный в стране с населением в 3,4 млн. чел.), Мюнхен, Гамбург, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Бремен, Лейпциг, Дрезден и др.

После объединения Германии в 1990 г., было подсчитано, что для переобо­рудования и перепрофилирования предприятий Восточной части страны потре­буется 650 млрд. марок, или 1,5 бюджета Западной Германии и 10—15 лет для выравнивания экономического развития Восточной и Западной части страны.

Германия — высокоразвитая капиталистич. страна. Доля в мировом капиталистич. пром. произ-ве в 1993 составила ок. 9%. По объёму валового нац. продукта и пром. произ-ва занимает 3-е место в капитали­стич. мире после США и Японии. По раз­мерам нац. дохода на душу населения (3270 долл. по офиц. валютному курсу, 1983) занимает одно из первых мест в ка­питалистич. мире. Доля промышлен­ности в совокупной продукции пром-сти и с. х-ва (1986)—95%. Экономика Германии зависима от внеш. рынков сбыта, что ока­зывает существенное воздействие на конъ­юнктурное развитие и мн. др. процессы внутр. жизни страны. Характерна высо­кая и всё растущая степень концентра­ции произ-ва и капитала. В пром-сти ок. 60% продукции производится на крупных и крупнейших предприятиях (с числом за­нятых св. 500 на каждом). В 1985 крупные акц. компании с капиталом 100 млн. ма­рок и более (7,0% всех акц. обществ) владели 69% совокупного акц. капитала.

Решающие позиции в экономике зани­мают частные монополистич. объединения.

По уровню развития гос.-монополистич. капитализма Германия превосходит большинство развитых капиталистических стран. В 1982 доля гос. расходов в нац. доходе составляла 39,3%. Гос-во активно пытается воздействовать на экономику с целью ослабления экономических кризисов, инфляции, безработицы путей кредитной политики, разработки программ развития отд. отраслей и подъема экономики «бедствующих районов» и т.д. Наибольший уд. вес гос. собственности приходится на инфраструктуру (пути сообщения, система связи), сырьевые и энергетич. отрасли пром-сти, цв. металлургию, в т. ч. произ-во алюминия (76%), свинца и цинка (примерно 2/5), добычи жел. руды (46% ), произ-во электроэнергии (св 1/2), добычу бурого угля, сооружение и эксплуатацию АЭС. Значит. гос. капитал вложен в авто- (42% общего произ-ва) и судостроение, кредитную систему (1/2 всех кредитов). Осн. гос. или смешанные (с участием гос-ва) концерны — «Фольксвагенверк», РВЭ, ФЕБА, «Зальцгиттер». Большая роль в развитии гос.-монополистич. капитализма принадлежит воен.-пром. комплексу. Воен. расходы (вкл. косвенные) составляют самую крупную статью расходов по гос. бюджету. С воен. произ-вом связано более1000 предприятий, в т. ч. почти все кpyпнейшие концерны тяжёлой пром-сти особенно «Флик» (танки), «Мессершмитт-Бёльков-Блом» (авиаракетное вооружение), «Ховальдтсверке — Дойче верфт» (военное судостроение), «Сименс» (военная электровка), «Байер», «БАСФ», «Хёхст» (военная химия).

Значительна роль иностр. капитала в экономике страны. В 1986 в стране действовало более 10 тыс. иностр. фирм (с общим номинальным капиталомсв. 44,3 млрд. марок); крупнейшие иностр. инвесторы: США (39,5% всех прямых иностранных инвестиций), Швейцария и Лихтенштейн (15,8%), Нидерланды (12,9% ), Великобритания (9,8%), Франция (5,5%), Бельгия и Люксембург (5,5%).Междунар. монополии контролирует(1970) 70% мощностей в нефтеперераб. пром-сти, 80% произ-ва ЭВМ, 40% - автомобилей, от 10 до 40% —продукции хим., машиностроит., стек. промышленности.                           

Промышленность

 Наиболее быстрыми темпами развиваются отрасли, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом.Промышленность является главной отраслью хозяйства страны, в которой формируется около 40% валового внутреннего продукта. Именно промышлен­ность определяет место Германии в международном разделении труда. Более 1/4 промышленной продукции экспортируют, а в некоторых отраслях эта доля еще выше:в тяжелом машиностроении — 60%, в автомобильной промышленности — более 50%, в химической — 30%. В послевоенный период произошли важные структурные изменения в промышленности. Значительно вырос удельный вес передовых отраслей, ориентированных на использование высококвалифициро­ванных трудовых ресурсов, на наличие высокого научного потенциала и высокой культуры производства. Отраслями международной специализации стали авто­мобильная, электронная и электротехническая, аэрокосмическая, химическая промышленности и др.

В размещении промышленности основные изменения были связаны с сокра­щением доли старого промышленного района Рура и ростом значения юга и севера страны. На юге широкое развитие получили наукоемкие отрасли, а на севере, в особенности в прибрежной зоне,— материалоемкие и энергоемкие, связанные с импортом сырья и энергоносителей по морю.

Добывающая промышленость. Германия располагает мн. видами минер. сырья, но запасы их весьма неравноценны. В структуре горнодоб. пром-сти наибольшее значение имеют угледобыча, добыча калийной и кам. солей. Прочие отрасли горнодоб. пром-сти включают нефтедобычу, железорудную пром-сть, добычу свинца, цинка, меди, природного газа. Доля горнодоб. пром-сти в общей структуре промышленности постепенно падает. Добыча кам. угля сосредоточена преим. в Рурском (св. 80%), Ахенском и Саарском басс. Кам. уголь Рура идёт гл. обр. для ТЭЦ и получения кокса (св. 90% произ-ва в стране). По добыче бурого угля Германия занимает 1-е место среди капиталистич. стран мира.

Имеются З гл. нефтегазоносных басс. на к-рые приходится осн. добыча нефти и газа,— Северный (90% добычи нефти осн. добыча газа), охватывающий междуречье Везера и Эльбы, Верхнерейнский и Предальпийский. Добыча нефти покрывает примерно лишь 6% потребности в стране. Осн. часть испо- льзуемой нефти импортируется — oк. 100 млн. т в год (из стран Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки, Юж. Америки, России). Осн. мощности нефтеперерабат. пром-сти принадлежат иностр., гл. обр.амер. и англо-голл. капиталу. Добыча газа также не покрывает потребности страны, и Германия импортирует его (из Нидерландов, России, норвежского сектора Северного м.) в количестве 2 млрд. м3 в 1985. Газ добывают в основном в междуречье pp. Эмс — Везер, а также на побережье Северного м., близ устья р. Эмс.

Гл. р-ном добычи жел. руды является месторождение Зальцгиттер, относящееся к т. н. северной группе железорудных месторождений, где также выделяется р-н Ильзеде-Пейне. В т. н. центральной группе месторождений известны р-ны Зигерланда, Лан-Дилля и Зауэрланда. В относительно небольших кол-вах добывают руду на Юге в Баварии. Калийную соль добывают в 3 басс.-Сев. Ганноверском, Юж. Ганноверском, басс. р. Верра. Добыча кам. соли сосредоточена у гг. Бюдерих, Фридрихсхалль. Среди др. mинер. ресурсов добывают плавиковый шпат. (115 тыс. т в 1984); из рудных ископаемых — цв. металлы: свинец и цинк (Рейнские Сланцевые горы), медь.

Энергетика.

Табл. 3. — Структуры энергобаланса (потребления первич­ной энергии, в %)

Виды энергии 1985
Каменный уголь Бурый уголь Нефть Природный газ Дрова, торф Атомная энергия Гидроэнергия 19,3 10,0 52 1 13, 7 0,5 2,1 2,3

 

Осн. часть электроэнергии вырабатывали ТЭС (94% в 1985). Твёрдое топливо про­должает сохранять решающие позиции в произ-ве электроэнергии. В структуре произ-ва электроэнергии (1985) доля кам. угля 34,1%, бурого угля 25,8%, нефти и нефтепродуктов 14,3%, природного газа 15,8%, торфа, дров и др. 0,9%, гид­роресурсов 5,2% , атомной энергии 3,9% .

Гл. р-н произ-ва электроэнергии — зем­ля Сев. Рейн-Вестфалия. Наиболее круп­ная каменноугольная ТЭС «Фёрде» (2,35 млн. квт), наиболее крупная буро-угольная ТЭС «Нёйрат» (3,3 млн. квт). В числе действующих наиболее крупные буроугольные ТЭС — «Фриммерсдорф» (мощность 2,6 млн. квт), «Нидерауссен» (2,6 млн. квт), «Шольвен» (2,2 млн. кет), «Вайсвайлер» (2,0 млн. квт. ГЭС на­ходятся гл. обр. на Ю. в Альпах и их предгорьях; самая крупная ГЭС — «Витцау» (мощность 190 тыс. квт). Первая атомная электростанция (АЭС) в Германии была введена в строй в 1961 в г. Кале (Бавария); к 1984 насчитывается 11 АЭС (общей мощностью 3,5 млн. квт), самые крупные из них — «Библис» у Рейна, близ г. Вормс (1,2 млн. квт), затем «Штаде» у Эльбы, к 3. от Гамбурга (0,7 млн. квт), «Вюргассен» на Везере (0,7 млн. квт). Ок. 6% потребляемой электроэнергии импортируется. Германия имеет объединённую энергосистему, в к-рую входят энергосистемы крупнейших электроэнергетич. монополий страны (крупнейшая из них — энергетич. концерн « Рейниш-Вестфелишес электрицитетсверк АГ»; РВЭ).

Обрабатывающая промышленность. Чёрная металлур­гия обладает мощной производств. базой, опирающейся на коксующиеся угли Рур­ского басс. и гл. обр. импортные (до 96% ) жел. руды (из Швеции, Бразилии, Либе­рии и др.). Крупное трубопрокатное произ-во контролируется гл. обр. концерном «Маннесман». Ок. 70% выплавки чугуна и стали приходит-ся на Рур, остальное на Саарскую об­ласть, Зальцгиттер, Бремен, Вецлар. Для цв. металлургии характерно преим, произ-во полуфабрикатов и литья. Пре­обладает алюминиевая пром-сть (на им­портных бокситах и глинозёме гл. обр. иэ Суринама, Австралийского Союза); з-ды в Гамбурге, Тёгинге, Рейнфельдене, Люнене, Гревенбройхе, Норфе. Медепла­вильная пром-сть целиком на импортных концентратах, з-ды в гг. Гамбург, Люнен, Дуйсбург, Вильгельмсбург. Выплав­ка свинца (приблизительно на 90% из им­портных руд)—на з-дах в гг. Штольберг, Норденхам, Браубах, Бинсфельдхаммер и др.; цинка (на 30%) — на з-дах в гг. Даттельн, Дуйсбург, Гамбург и пр. Произ-во цв. металлов монополизировано частны­ми концернами «Металльгезельшафт» и «Дегусса», гос. концерном «ФИАГ», частично иностр. капиталом.

Машиностроение и метал­лообработка. Решающая роль в пром. произ-ве и экспорте принад­лежит группе машиностроит. и металлообрабат. отраслей (т. н. произ-во инвестиц. товаров), отличающихся высоким тех­ническим уровнем производства, широкой номенклатурой изделий при уси­ливающейся тенденции к внутриотрасле­вой специализации (в рамках «Общего рынка»).

В общем машиностроении выделяется по своему значению произ-во металлообрабат., в т. ч. станочного (2/3) и кузнечно-прессового (1/3), оборудования, по произ-ву и экспорту к-рого, а также металлургич., текст., полиграфич. и нек-рых др. машин Германия занимает одно из первых мест в мире. Крупные масштабы имеет про­изводство строит., с.-х. машин, оборудо­вания для пищевкусовой, хим., деревообрабат. пром-сть, дизель-моторов, арма­туры, инструмента, подшипников, зубча­тых колёс и приводов, а также; подъёмно-кранового оборудования, локомотивов, вагонов. Произ-во тяжёлого оборудования контролируется концернами «Маннесман», «Гутехофнунгсхютте». Гл. центры: Дуйсбург, Кёльн, Оберхаузен, Эссен, Дюссельдорф, Бохум, Аугсбург. Хим. машиностроение контролируется наряду с хим. монопо­лиями также концернами и крупными фирмами «Крупп», «Лурги», .«Линде», «Уде» и др.

Произ-во с.-х. машин и тракторов конт­ролируется концернами «Клёкнер—Гум­больдт — Дёйц», «Интернешнл харвестер» и размещено гл. обр. в гг. Кёльн, Нёйс, Мангейм; локомотивов — концер­нами «Крупп», «Рейнише штальверке».

Высокий уровень развития имеют элек­тротехническая и электронная пром-сть. Пре­обладает произ-во высоковольтного обо­рудования. Германия – одна из крупнейших в мире экспортёров электрооборудования. Электронная пром-сть поставляет электронны вычислит, машины, телевизоры, радиоприёмники, магнитофоны и т. п. Электротехнич. и электронная пром-сть характеризуется высокой степенью монополизации; св. ½ произ-ва под контролем концернов «Сименс», «АЭГ-Телефункен», «Грундиг». Значительна роль иностр. капитала: США, Швейцарии, Нидерландов («Филипс»). В произ-ве ЭВМ господствует амер. корпорация «IBM». Предприятия отрасли размещены гл. бр. в юж. части страны. Отд. крупные цетры: Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Ман­им, Эрланген, Эссен, Ганновер. Автомобилестроение по объёму произ-ва занимает 3 место в мире (после США и Японии), по экспорту 1 (гл. импортёр—США). Высокомонополизированная отрасль, 5 концернов —«Фольксвагенверк» (фактически контролируется гос-вом, на него приходится св. 40% выпуска автомашин), «Даймлер-Бенц», «Адам Опель» и «Форд-верке» (2 последние фирмы — собственность США) и «БМВ» контролируют 95% произ-ва автомобилей. 3-ды «Фольксвагенверк» в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Касселе, Эмдене; «Даймлер-Бенц» — в Штутгарте, Зиндельфингене, Мангейме, Гаггенау, Вёрте; «Адам- Опель» — в Рюссельсхейме, Бохуме, Кайзерслаутерне; «Форд-верке»—в Кёльне, Саарлуи; з-ды фирмы «БМВ» — в Мюнхене.

По тоннажу ежегодно спускаемых на воду мор. судов и их экспорту Германия занимает одно из первых мест в мире (в 1985, св. 7% мирового тоннажа мор. торг. судов — 2-е место после Индии). Германия специализируется на выпуске технически сложных дорогостоящих судов. Экспортируется до 1/2 продукции. Гос. верфь «Ховальдтсверке — Дойче верфт», «Блом унд Фосс», «Бремер Вулькан», «АГ Везер». Гл. центры: Бремен, Гамбург, Киль.

 Точная механика и оптика отличаются крупными масштабами произ-ва и раз­нообразием ассортимента. Ведущее место по стоимости принадлежит произ-ву часов, затем кино- и фотоаппаратуры, стёкол для очков, точных измерит. приборов, микроско­пов, биноклей и т. п. Ок. 1/2 всей продукции оптики и точной механики, а также часового произ-ва сосредоточено в ареале, включающем земли Бален-Вюртемберг и Гессен с прилегающими р-нами земли Рейнланд-Пфальц; гл. центры произ-ва — Штутгарт, Франкфурт-на-Майне, Вецлар, Оберкохен.

Химическая пром-сть относится к числу ведущих и традиц. отраслей пром-сти. По уд. весу в пром. произ-ве и экспорте, произ-ву на душу населения Германия занимает одно из первых мест в мире. Доля Германии в мировом капи­талистич. экспорте химикатов 20—22%. На 1/3 пром-сть работает на импортном сырье. Химизации х-ва способствовали милитаризация экономики и почти пол­ное отсутствие мн. видов натур, сырья, что стимулировало произ-во заменителей. В кон. 50-х гг. химия органич. синтеза перешла на переработку гл. обр. нефти и газа, доля к-рых возросла до 96% в 1983. Осн. отрасли: произ-во пластмасс и синтетич. смол, синтет. волокна, синтетич. каучука детергентов и др. синтетич. материалов. Произ-во серной кислоты, соды, калийных удобрений, лаков и красок, медикамент по экспорту азотных удобрений и медикаментов Германия занимает 1-е место в мире.

Табл. 4.—Производство основных промышленных товаров

 

    1985
Уголь каменный, млн. т Уголь бурый, млн. т 92 123
Нефть, добыча, млн. т 6
Нефть, переработка, млн. т 92  
Природный газ, млрд. м3 21
Электроэнергия, млрд. квт / ч. Цинковая руда, тыс. т 296 116
Свинцовая руда, тыс. т 43
Медная руда, тыс. т 2  
Алюминии, тыс. т 678
Цинк (первичн.), тыс. m ............ 294
Свинец (рафинир.), тыс. т Медь (рафинир.), тыс. m 260 422
Чугун, млн. m 30
Сталь, млн. т 40
Автомобили грузовые и автобусы, тыс. шт. Автомобили легковые, тыс. шт. Тракторы сельскохозяйственные, тыс. шт. 278   2980 117  
Телевизоры, тыс. шт. 3495
Синтетич. волокна, тыс. m .......... 568
Синтетич. каучук, тыс. т. 316
Цемент, млн. т. 33
Бумага, тыс. т. 4458
Ткани хл.-бум., млн. м2 900
Ткани шерстяные, млн. м. 100

 

 

Текстильная промышленность — ведущая отрасль лёгкой пром-сти. По темпам роста выделяются трикотажная, ковровая и производство нетканых материалов. Импорт текст. то­варов превышает экспорт. Гл. р-ны — Рейнско-Вестфальский (хл.-бум. и шер­стяная специализация), Юго-Зап. (гл. обр. трикотаж), Юж. (хл.-бум. ткани).

Пищевкусовая промышленность в основном перерабатывает местное с.-х. сырьё — мясо-мол., муком., сах., рыб­ная, консервная, винодельч., спирто-водочная, пивоваренная; на импортном сырье работают отрасли — маслобойная, маргариновая, табачная, шоколадная. В целом ввоз продуктов пищевкусовой пром-сти превосходит вывоз. Германия экс­портирует гл. обр. пиво (1-е место в ми­ре), вино, табачные изделия. Крупнейшие пищ. монополии —«Дойче Юнилевер» (англо-голл. капитал), «Дойче Нестле» (швейц.), «Реемтсма», «БАТ» (англ.). Осн. предприятия — в гл. с.-х. р-нах и р-нах потребления (Нижняя Саксония, Бавария, Сев. Рейн-Вестфалия) и крупных мор. портах (переработка импортного сырья). Гл. центры пищ. пром-сти — Гамбург, Ганновер, Кёльн, Штутгарт, Дортмунд, Бремен.

О произ-ве осн. видов пром. товаров см. в табл. 4.

Сельское хозяйство

 Зем. реформа 1947—48 практически не затронула основ крупного землевладения. Для агр. отно­шений свойственны резкие социально-экономич. контрасты. О распре­делении с.-х. площадей по группам х-в см. табл. 5

 

Табл. 5.— Распределение сель­скохозяйственной площади по группам хозяйств (в % от общей сельскохозяйственной пло­щади и общего количества хозяйств)

 

Размер х-в по величине с.-х. площади, га

1985
Число х-в (%)
1-2 2-5 5-10 10-20 20-50 50-100 100 и более 3,3 13,8 21,5 26,7 24,4 6,2 4,1

 

В с. х-ве получает распространение соединение всех или гл. стадий произ-ва, переработки и реализации с.-х. продук­тов в единый процесс на основе договор­ных отношений между с.-х. производи­телями, в т. ч. мелкими и средними, и монополиями (банковскими, пром., торг.) — т. н. вертикальная интеграция. Продукция животноводства составляет 70,5% стоимости с.-х. продукции, растениеводства — 29,5% (1985). Кормовую базу животноводства, кроме лугов и пастбищ, составляют посевы кормовых трав, корнеплодов, значит. часть посевов картофеля и зер-pновых, а также отходы пищевкусовой пром-сти, импортные корма. Разводят породистый высокопродуктивный скот. О произ-ве продуктов животноводства см. в таб. 6.

Табл. 6. — Производство основных продуктов животноводства, тыс. т

 

Молоко

Говядина

Свинина

Мясо птицы

1985
21624 1282 2763 280

Земледелие. Степень обеспеченности своими сельско­хозяйственными продуктами в нач. 1980-х гг. по зерну 70%, сахару 87%, мясу 87%, животному маслу 96%, яйцам 86%. Ввоз сельскохозяйственных про­дуктов в 3,5 раза превышает их вывоз (по стоимости, 1983). О сборе осн. с.-х. культур см. в табл. 7.

Табл.7. — Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур

 

Пшеница

Ячмень

Овес

Рожь Картофель Сах. свёкла

Площадь, тыс. га Сбор, тыс. m
1985 1985

  1569

1756

920

624

     415

  426

7014

6971

3445

2125

10853

18203

 

Транспорт

 Германия располагает густой сетью наземных видов транспорта. Самая высокая плотность транспортной сети характерна для высокоиндустриальных районов — Рур — Рейн, юго-восток страны. По грузообороту железные дороги Германи превосходят в четыре раза Великобританию и в пять раз Италию. В высокоразвитых индустриальных районах большая часть железных дорог элек­трифицирована. Автомобильный транспорт играет главную роль в перевозке гру­зов и пассажиров. Этот вид транспорта хорошо технически оснащен, располагает современным и самым крупным автопарком (30 млн. ед.) и самыми современ­ными автодорогами и автострадами в Европе.

Ни в одной европейской стране, за исключением Нидерландов, речной транс­порт не имеет такого большого значения, как в Германии. Речная транспортная система с многочисленными каналами, связывающими между собой судоходные реки, обеспечивает более 20% внутренних перевозок грузов. Большая часть внеш­неторговых связей обслуживается морским транспортом. Основными морскими портами являются Гамбург, Бремен, Росток, Штральзунд, Вильгельмсхафен, Киль.

После войны было построено много нефте- и газопроводов как в западной, так и в восточной части страны.

 



2019-10-11 191 Обсуждений (0)
Состав территории и оценка экономико-географического положения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Состав территории и оценка экономико-географического положения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)