Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XV вв.). Методические указания



2019-10-11 515 Обсуждений (0)
Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XV вв.). Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок




КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Научная работа студентов – неотъемлемая часть учебного процесса, в ней должен участвовать каждый студент вуза. Организация её важна особенно на первом курсе, так как уже здесь формируется стереотип деятельности студента, который будет характерен для него в течение всего процесса обучения, а возможно, и в практической деятельности.

Научная работа студентов – это сложная творческая, многогранная и критическая деятельность студентов по осмыслению и углублению изучаемого материала, выработке на этой основе новых знаний, умений, навыков. Её эффективность требует творческих усилий. Процесс научной работы должен быть организован и управляем.

Организуя научную работу студентов, преподаватели побуждают первокурсника к первому научному поиску, делая упор на развитие ранее полученных знаний, направляют их внимание в нужное русло, помогают студенту организовать самого себя.

Научная работа должна учитывать интерес студента к науке, к теории, обеспечивая самостоятельность мышления. Студенты учатся объективно оценивать, анализировать сложные исторические процессы. Предпочтение отдаётся наиболее актуальным темам, темам научно-производственного и краеведческого характера.

Историографические обзоры тем рефератов, авторский анализ исторической литературы, научных статей помогают формированию навыков работы с документами, монографиями, статьями. Такая работа способствует развитию творческого подхода и самообразованию.

Важнейшей составной частью самостоятельной работы студента является подготовка докладов, рефератов. Слова доклад, реферат происходят от одного и того же латинского слова «рефере», что означает «докладываю», «сообщаю». Реферат – это систематизированное изложение сущности какого-либо вопроса на основе анализа и обобщения различных источников. В вузовской практике под рефератом обычно понимают сочинение, в которое включены элементы научного исследования. Рефераты заслушиваются на семинарах или на студенческих научных конференциях. Качественно выполненные рефераты рекомендуются кафедрой истории для участия во внутривузовском и всероссийском конкурсах студенческих научных работ.

Написание реферата – самостоятельная творческая работа студента. Критериями её оценки является правильное обоснование выбранной темы, умение осмыслить широкий круг источников и литературы, логически стройно изложить вопросы, сформулировать выводы, оформить научный аппарат. Важно также умение чётко и доходчиво изложить написанное в устной форме.

Эти требования определяют и главные этапы работы над докладом, рефератом:

1.Выбор темы.

2.Изучение и обобщение материала.

3.Составление плана работы.

4.Написание и оформление реферата.

Темы рефератов подготавливает кафедра. Они распределяются обычно в начале учебного года или семестра. Студент может предложить и свою тему реферата. Сразу же после выбора темы рекомендуется приступить к работе над ней, не откладывая её на последние дни перед выступлением.

Начать работу целесообразно с выяснения круга источников и литературы, необходимых для раскрытия темы. В этом большую помощь студентам оказывает преподаватель, ведущий семинары, а также работники библиотеки нашего университета.

Литература к реферату должна быть разнообразной: монографии, статьи, периодическая печать, документы, мемуары. Мемуарная литература лучше других источников даёт возможность почувствовать «дыхание» изучаемой эпохи, ярко и образно воспроизвести эпизоды прошлого. Монографии и статьи позволяют глубоко проанализировать причины, сущность и значение изучаемых событий. Обращение к документам значительно повышает научную ценность реферата, готовит студента к самостоятельному научному творчеству.

При изучении литературы следует выбрать самое существенное для освещения поставленных в плане реферата вопросов. Выписки и записи надо делать на одной стороне отдельных листков, оставляя поля. Это даёт возможность удобно дополнить написанное из других источников, комбинировать листки согласно плану, можно, конечно, писать в тетради или в блокноте, но с тем, чтобы потом разъединить листки.

Как оформить выписку? Вверху листочка кратко формулируется о чём идёт речь в данной выписке. Затем записывается её текст. Он может быть оформлен в виде цитаты, пересказа содержания своими словами, тезисов, таблиц и т.д. В заключении выписки указывается источник, откуда взяты данные.

Сделав выписки, разложите их по проблемам. Обеспеченность выписками тех или иных проблем покажет, какие вопросы можно осветить с достаточной полнотой, а какие нет. Содержание сгруппированных по проблемам выписок подскажет студенту план реферата. Консультация с преподавателем поможет сформулировать его окончательно. Необходимо помнить, что от точности формулировок вопросов плана во многом зависит успех реферата. Расплывчатые, нечёткие формулировки легко могут увести студента в сторону от основной темы. Чрезмерная детализация вопросов может сузить тему реферата. Обычно в план включается 2 – 3 узловых вопроса, отражающие главные ключевые проблемы. Изложение вопросов плана должно быть логически стройным, ясным, чётким.

Обязательными элементами плана являются введение и заключение. Во введении даётся краткое обоснование темы, её актуальность, новизна, указывается цель реферата, а также даётся краткий обзор литературы, которая помогла раскрыть тему. В заключении подводятся итоги, формулируются выводы. Они должны быть краткими, отражающими основные положения реферата. Цитаты, аргументы и фактический материал, приводимые в работе, оформляются по всем правилам: цитаты выделяются кавычками, указывается источник в скобках или внизу страницы с обязательным указанием фамилии, имени, отчества автора книги, года, места её издания и страниц.

После титульного листа приводится план реферата, а в конце – список использованной литературы в алфавитном порядке. Все страницы реферата должны быть пронумерованы. Порядковый номер ставится в середине верхнего поля страницы. Единые требования предъявляются к оформлению титульного листа (см. прилож. А) На нём необходимо указать: 1. Полное название вуза и кафедры; 2. Тему реферата; 3. Свою фамилию, имя, отчество, а также группу; 4. Фамилию, инициалы, ученое звание и учёную степень преподавателя; 5. Место и год написания реферата.

Текст располагают на одной стороне листа формата А4. Реферат может содержать приложения в виде таблиц, схем, иллюстраций, фотографий и т.д. Защита проходит на семинаре. Лучшие рефераты выдвигаются на конкурсы студенческих научных работ и отмечаются дипломами, почетными грамотами, благодарностями. За реферат ставится балл, который учитывается при сдаче зачета.

 

                  Тема 1. Происхождение древнерусского государства: дискуссии продолжаются? Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики причин возникновения споров вокруг вопросов: образования русского государства, кто такой Рюрик и его «варяги».

Раскройте основные положения норманнской и антинорманнской теорий. Осветите, как происходили дискуссии норманнистов и антинорманнистов на протяжении XVIII –XX вв.

В заключении покажите, как проблема происхождения Древнерусского государства рассматривается в современной исторической литературе. Продолжается ли сейчас полемика по данному вопросу или ученые пришли к единому мнению?

Литература:

1.Анохин, Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси

/Г.И. Анохин // Вопросы истории. – 2000. – № 3. – С. 51–61.

2.Горский, А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине Х века / А.А. Горский // Вопросы истории. – 1999.

– № 8. – С. 43–52.

3.Горский, А.А. К спорам по "варяжскому вопросу" / А.А. Горский

// Российская история. – 2009. – № 4. – С. 171–174.

4.Гринберг, Ф. Рюриковичи, или Семисотлетие «вечных» вопросов

/Ф. Гринберг. – М.: Московский лицей, 1997. – 308 с.

5.Грог, Л.П. Гносеологические корни норманизма / Л.П. Грог //

Вопросы истории. – 2008. – № 8. – С. 111–118.

6.Грот, В.П. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу / В.П. Грот // Вопросы истории.– 2006. – № 10.

– С. 169–173.

7.Мурашева, В.В. «Путь из ободрит в греки..» (археологический комментарий по «варяжскому вопросу») / В.В. Мурашева //

Российская история. – 2009. – № 4. – С. 174–180.

8.Петрухин, В.Я. Легенда о призвании варягов и балтийский регион / В.Я. Петрухин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2008. – № 2. – С. 41–47.

9.Фомин, В.В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян / В.В. Фомин // Отечественная история. – 2008. –№ 2. – С. 170–190.

10. Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – С. 5–44.

                               

                                       Тема 2. Новгородская и Псковская феодальные республики. Методические указания

Начать работу рекомендуется с обзора географического положения земель, природно-климатических условий и основных занятий населения.

Дайте характеристику княжеской власти в Новгороде в IX –XI вв. Проанализируйте, как происходило ограничение власти князя в XII в. Выделите причины формирования феодальной республики в Новгородской земле. Охарактеризуйте общественно–политическую организацию Новгородской и Псковской земель в XII –XIII вв. и характер ее изменения в XIV–XV вв.

Уделите внимание борьбе Новгорода и Пскова с иноземными завоевателями.

Покажите, как проходил процесс присоединения Новгорода и Пскова к единому государству.

В заключении сделайте вывод о том, почему произошло падение феодальных республик?

Литература:

1.Артемьев, А.Р. Ледовое побоище и битвы ХIV – начала ХV в. наСеверо-Западе Руси / А.Р. Артемьев // Вопросы истории. – 1999. –№ 2. – С. 148–152.

2.Горский, А.А. Русские земли в XIII–XIV вв.: пути политического развития / А.А. Горский. – М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 1996. – 128 с. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/bible/Gorsky_1996.shtml.

3.Петров, А. Прорубь Чудского озера / А. Петров // Родина. – 2002.

– № 3. – С. 40–41.

4.Подъяпольский, А. Ловушка для рыцарской «свиньи» / А. Подъяпольский // Родина. – 2002. – № 3. – С. 36–37.

5.Янин, В. Как устроен «вечевой строй»: становление новгородской государственности / В. Янин // Родина. – 2002. – № 11 –12. – С. 70–79.

6.Янин, В. Расцвет и падение русской Венеции: Великий Новгород в XIII –XV в. / В. Янин // Родина. – 2003. – № 12. – С. 9–14.

7.Янин, В. Великий Новгород. История независимости / В. Янин //

Наука и жизнь. – 2009. – № 9. – С. 10–21.

8.Янин, В.Л. Из истории новгородско-московских отношений в ХV в. / В.Л. Янин // Отечественная история. – 1995. – № 3. – С. 150– 157.

Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XV вв.). Методические указания

Работу рекомендуется начать с общего обзора положения русских земель в XIII – начале XIV вв. и выделения возможных центров объединения Руси.

Дайте характеристику главным претендентам на объединение земель в XIVв.: Тверскому, Суздальско-Нижегородскому и Московскому княжествам. Выясните, как проходила борьба между этими центрами. Выделите причины победы московских князей в этой борьбе.

Уделите внимание образованию Великого княжества Литовского и его влиянию на восточнославянские земли. Покажите соперничество между Москвой и Литвой за объединение русских земель (вторая половина XIV–XV вв.). Вследствие чего планы объединения восточнославянских земель под властью Литвы потерпели неудачу?

Рассмотрите процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Каким образом проходил процесс объединения, и какие территории вошли в состав нового государства?

Литература:

1.Горский, А.А. К вопросу о причинах «возвышения» Москвы / А.А. Горский // Отечественная история. – 1997. – № 1. – С. 3–12.

2.Горский, А.А. Русские земли в XIII –XIV вв.: пути политического развития / А.А. Горский. – М.: Издательский центр Института российской истории РАН, 1996. – 128 с. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://medievalrus.csu.ru/bible/Gorsky_1996.shtml.

3.Мельников, С.А. Наследование престола на Руси и институт соправительства как факторы централизации / С.А. Мельников //

Вопросы истории. – 2001. – № 11–12. – С. 102–108.

4.Петров, А. Мечты о золотом столе: Киевское наследство в политической жизни средневековой Восточной Европы / А. Петров

// Родина. – 2006. – № 4. – С. 25–30.

5.Коган, В.М. Князь Рюрик и его потомки. Историкогенеалогический свод / В.М. Коган. – СПб.: «Паритет», 2004. – 688 с.

6.Горский, А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII в. и отношение с Ордой / А.А. Горский // Отечественная история. – 1996. – № 3. – С. 74–92.

7.Алексеев, Ю.Г. Под знаменем Москвы: Борьба за единство Руси / Ю.Г. Алексеев. – М.: Мысль, 1992. – 270 с.

8.Шабульдо, Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского / Ф.М. Шабульдо. – К.: Наукова думка, 1987.

– 185 с.

                            

                           Тема 4. Русские земли и Золотая Орда (XIII-XV вв.). Методические указания

Начать работу рекомендуется с характеристики русских земель накануне монголо–татарского нашествия.

Рассмотрите основные этапы образования Монгольской империи и нашествие монголов на Русь (1237 –1240 гг.). Выявите причины поражения русских войск и последствия монголо– татарского нашествия на Русь. Рассмотрите процесс образования Золотой Орды и влияние золотоордынской власти на культуру и быт Руси XIII–XV вв. Особо остановитесь на анализе таких явлений как баскачество, ордынский выход, ярлык на великое княжение. Приведите различные точки зрения на татаро–монгольское иго. Проследите эволюцию русско–ордынских взаимоотношений. Рассмотрите значение Куликовской битвы и укажите основные причины падения ордынского ига в 1480 г.

Литература:

1.Бурлаков, Н. Куликовская битва на Вожже / Н. Бурлаков //

Родина. – 1999. – № 10. – С. 38–40.

2.Горский, А. «Здесь конец нашему рабству»: Когда Москва освободилась от власти Орды? / А. Горский // Родина. – 2003. – № 11. – С. 98–101.

3.Горский, А.А. Московско-ордынский конфликт начала 80–х годов XIV века: причины, особенности, результаты / А.А. Горский

//Отечественная история. – 1998. – № 4. – С. 15–24.

4.Греков, И.Б., Шахмагонов, Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII–XV веках / И.Б. Греков, Ф.Ф. Шахмагонов. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 334 с.

5.Гумилев, Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории / Л.Н. Гумилев. – М.: Экопрос, 1994. – 335 с.

6.Крамаровский, М. Великая Орда Золотая / М. Крамаровский //

Родина. – 2003 – № 11. – С. 66–75.

7.Кузьмин, А. «Со всякой деревне по полтине…» (О размерах дани

вОрду) / А. Кузьмин // Родина. – 2003. – № 11. – С. 83–89.

8.Нефедов, С.А. Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2006. – № 2. – С. 113–124.

9.Пресняков, А. На пути к единодержавию: Политический и

общественный строй Великороссии в период татарского владычества / А. Пресняков // Родина. – 2003. – № 11. – С. 12–17.

                                 Тема 5. Становление идеологии самодержавной власти в эпоху Ивана IV (1530-1584 гг.). Методические указания

Рекомендуется начать работу с рассмотрения обоснования содержания царской власти и ее границах в литературе XVI в. («Послания» старца Филофея, «Сказание о князьях Владимирских», И. Пересветов «Сказание о Магомете Салтане», Письма А. Курбского Ивану Грозному).

Охарактеризуйте взгляд Ивана Грозного на происхождение, сущность и форму государственной власти, методы и способы ее реализации («Послания» Ивана Грозного А. Курбскому, английской королеве Елизавете, Сигизмунду III).

Дайте краткую характеристику преобразованиям Ивана IV. Проанализируйте, насколько они воплощали его взгляды на самодержавную власть.

Литература:

1. Лихачев, Д.С., Лурье, Я.С. Послания Ивана Грозного / Д.С. Лихачев, Я.С. Лурье. – М.–Л.: Академии Наук СССР, 1951. – 712 с.

[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000112.

2.Лялин, В.М. А.М. Курбский о форме правления (XVI В.) / В.М. Лялин // Актуальные проблемы российского права. – 2008. – № 3. – С. 24–30. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://elibrary.ru/item.asp?id=12799202.

3.Нефедов, С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2002 – № 11. – С. 30–53.

4.Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / РАН. – М.:

Наука, 1993. – 430 с.

5.Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 572 с.

6.Русские цари. 1547 –1917 / под ред. Х.–И. Торке. – Ростов н/Д;

М.: Феникс, 1997. – 573 с.

7.Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. – С. 68–87.

8.Скрынников, Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. / Р.Г. Скрынников. – Смоленск: Русич, 1996. –2 т.

9.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие для вузов / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева [и др.]; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2000. – 589 с.

10.Тузов, М.Л. Тоталитарные акценты в политической философии Ивана Грозного / М.Л. Тузов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2006. – № 1. – С. 77–

87. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9484080.

                            

                           Тема 6. Присоединение Сибири к России. Методические указания

Начать работу следует с анализа политики самодержавия в отношении Сибири.

Выясните основные версии начала похода Ермака, кто его финансировал. Осветите основные этапы освоения Сибири Ермаком, с какими трудностями пришлось столкнуться.

Выделите основные вехи присоединения Сибири к России. Уделите внимание присоединению Кузнецкой земли к России. Рассмотрите, как происходили контакты с местным населением. Как происходило строительство опорных пунктов?

В заключении сделайте вывод об основных итогах присоединения Сибири. Оцените значение присоединения Сибири для России.

Литература:

1.Главацкая, Е. «Высмотря место крепкое...поставить город» /

Е.Главацкая // Родина. – 1994. – №11. – С. 82.

2.Захаренко, И.А. Русские географические исследования и освоения Сибири в XVII в./ И.А. Захаренко // Вопросы истории. – 2009. – № 2. – С. 40–51.

3.История Кузбасса / под ред. Н.П. Шуранова. – Кемерово:

Кузбасс, 2006. – С. 47–73.

4.Ключевский, В.О. О русской истории / В.О. Ключевский. – М:

Наука, 1993. – 575 с.

5.Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей: в 2 кн. / Н.И. Костомаров. – М.: Мысль, 1991. –2кн.

6.Кузнецов, А., Чекурнов Н. За полезные обществу труды / А.Кузнецов, Н.Чепурнов // Наука и жизнь. – 1993. – № 11. – С. 89–91.

7.Кузнецова, Ф.С. История Сибири. Ч.1 Присоединение Сибири / Ф.С.Кузнецова. – Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 1999. – 253с.

8.Никитин, Н. Предъявлять ли счет векам / Н.Никитин // Родина. – 1990. – № 5. – С. 75–79.

9.Олех, Г. История Сибири / Г. Олех. – М.: Инфра – М.; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 168с.

10.Пантелеев, П.А. Сибирь: начало истории – новая версия / П.А. Пантелеев // Российская история. – 2009. – № 4. – С. 206–208.

11.Соловьев, С.М. Сочинения в 18 кн. / С.М. Соловьев. – М: Мысль, 1988, – кн. З. – С. 663–690.

 



2019-10-11 515 Обсуждений (0)
Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XV вв.). Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Центры объединения Руси: проблема лидерства (ХIV –XV вв.). Методические указания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)