Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце XIX – начале XX в. Методические указания



2019-10-11 282 Обсуждений (0)
Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце XIX – начале XX в. Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок




Начать работу рекомендуется с характеристики понятий «модернизация», «догоняющие развитие». Проанализируйте состояние России на рубеже XIX – XX вв., выделите причины необходимости преобразований в стране.

Рассмотрите экономические программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского. Есть ли преемственность в их программах, что удалось претворить в жизнь?

Изложите основные положения программы модернизации России С.Ю. Витте. Раскройте, какими методами они были осуществлены.

Рассмотрите подход к модернизации России П.А. Столыпина. В чем он являлся продолжением идей С.Ю. Витте, в чем имел свои особенности?

В заключении приведите данные об итогах преобразований и объясните, почему не были полностью выполнены замыслы реформаторов. Какие слои российского общества и политические силы выступали против реформ?

Литература:

1.Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4–43.

2.Антонов, М. Золотая удавка (чем обернулся переход России на золотую валюту при министре финансов С.Ю. Витте) / М. Антонов

// Родина. – 2006. – № 3. – С. 27–34.

3.Братченко, Т.М., Сенявский, А.С. Раннеиндустриальная стадия модернизации дореволюционной России: истоки, тенденции, результаты / Т.М. Братченко // Вестник РУДН. Серия история России. – 2010. – № 2. – С. 90–105.

4.Витте, С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 –1911 гг. / С.Ю.

Витте. – М.: Мысль, 1991. – 719 с.

5.Емельянов, А. Российские аграрные реформы: от Столыпина до наших дней / А. Емельянов // Вопросы экономики. – 2001. – № 11. –

С. 140–143.

6.Зеньковский, А.В. Правда о Столыпине / А.В. Зеньковский. – М.:

Аграф, 2002. – 256 с.

7.Зырянов, П.Н. Петр Столыпин: политический портрет / П.Н. Зырянов. – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с.

8.Казанина, Л. Часть вины. Столыпинская программа в оценке российских либералов / Л. Казанина // Родина. – 2010. – № 7. – С. 83–84.

9.Куликов, С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы / С.В. Куликов // Российская история. – 2009.

– № 4. – С. 45–56.

10.Лапкин, В., Пантин, В. Драма российской индустриализации / В. Лапкин, В. Пантин // Знание–сила. – 1993. – № 5. – С. 8–17.

11.Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – С.234–269, 295–317.

12.Смирнов, В.С. Экономика предреволюционной России в цифрах и фактах / В.С. Смирнов // Отечественная история. – 1999. – № 2. –

С. 3–12.

13.Степанов, В.Л. Предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте: политика министра финансов И.А. Вышеградского (1887 –1892) / В.Л. Степанов // Отечественная история. – 2004. – № 5. – С. 49–70.

14.Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации / П.

Пожигайло // Родина. – 2006. – № 12. – С.4–9.

   

                        Тема 14. Россия от Февраля к Октябрю: почему не реализовалась демократическая альтернатива?

                 Методические указания

Рекомендуется начать работу с особенностей и итогов Февральской революции. Выявите причины двоевластия.

Покажите борьбу классов и партий в 1917 г. Какие альтернативные пути развития российского общества они предлагали? Как их деятельность влияла на работу Временного правительства?

Расскажите о кризисах Временного правительства, и об изменениях его социально-политического состава. Объясните рост влияние радикальных социалистических партий, особенно после попытки государственного переворота (Корниловский мятеж). Покажите усиление роли РСДРП(б) в Советах и рост численности партии, подготовку ее к захвату власти в стране.

Объясните причины привлекательности большевиков в массах, популярности социалистических идей, и причины слабости либерально-демократических сил. Охарактеризуйте роль В.И. Ленина в революционных событиях.

Литература:

1.Алексеев, А. «Вперед, заре навстречу!» / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 4. – С. 2–12.

2.Алексеев, А. Март–апрель 1917 г.: Россия на грани нервного срыва / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 3. – С. 2–11.

3.Гаврилов, А.Ю. От февраля к октябрю 1917 г.: роль меньшевиков

в политической жизни России / А.Ю. Гаврилов // Вестник РУДН.

Серия история. – 2009. – № 3. – С. 35–63.

4.Глебова, И.И. Революции 1917 года: Отрицание прошлого и разрыв социокультурной преемственности / И.И. Глебова // Россия и современный мир. – 2008. – № 1. – С. 97–116.

5.Зотов, В.Д. Под каким идейным знаменем победили большевики

в октябре 1917 года? / В.Д. Зотов // Социально–гуманитарные знания. – 2007. – № 5. – С. 315–331.

6.Марченя, П.П. Психология масс и партий в русской революции: от Февраля к Октябрю 1917 г. / П.П. Марченя // Вестник РУДН. Серия История России. – 2009. – № 3. – С. 23–35.

7.Медушевский, А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 г. / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 3–28.

8.Селезнев, Ф.А. Конституционные демократы и предприниматели

в 1917 г. / Ф.А. Селезнев // Отечественная история. – 2007. – № 6. –

С. 118–131.

9.Селезнев, Ф.А. Министры–кадеты и экономическая политика временного правительства (март–июль 1917 г.) / Ф.А. Селезнев //

Вопросы истории. – 2007. –№ 8. – С. 111–120.

10. Шубин, А. Как обойтись без Ленина и Троцкого: Левая альтернатива большевистской диктатуре в 1917 г. / А.Шубин //

Родина. – 2007. – № 10. – С. 23–29.

 Тема 15. Гражданская война в России.

Методические указания

Рекомендуется начать работу с выяснения термина «Гражданская война» и сроках ее начала. Была ли неизбежной гражданская война? Каковы ее причины? Кто ее развязал?

Проанализируйте деятельность большевиков, кадетов, эсеров и меньшевиков после победы Октябрьской революции, их отношение к Советской власти, их связь с массами. Какая партия стремилась к гражданскому миру?

Охарактеризуйте белое и красное движение. Рассмотрите, какую роль в войне играла третья сила – крестьянство.

Дайте краткую характеристику основным этапам гражданской войны. Раскройте причины перехода большевиков к политике «военного коммунизма», ее основные мероприятия и значение.

В заключении сделайте вывод о значении гражданской войны для страны, роли различных партий и движений на пути к миру. Рассмотрите причины победы большевиков.

Литература:

1.Гражданская война в России. Круглый стол. Ольшевский В.Финансово-экономическая политика Советской власти в 1917 –1918 гг.: тенденции и противоречия / В.Ольшевский // Вопросы истории – 1999. – № 3. – С. 28–45.

2.Гришанин, П.И. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память / П.И. Гришанин

// Вопросы истории. – 2008. – № 2. – С. 167–173.

3.Дроков, С.В.Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сибири / С.В. Дроков // Вопросы истории. – 1999. – № 6. – С. 46–63.

4.Здоров, А. Гражданская война: потери населения. Опыт сравнительного анализа / А.Здоров // Свободная мысль. – 1999. – №

10.– С. 115–122.

5.Зубачевский, В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918–1919 годы / В.А. Зубачевский, П.Ю. Савельев // Отечественная история. –2005. –№ 5. – С. 118–131.

6.Искендеров, А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия / А.А. Искендеров // Вопросы истории. –2003. –№ 10. – С. 96–117.

7.Коновалов, В. Гражданская война в России (1917–1922) мифы и реальность / В.Коновалов // Диалог. – 1998. – №9. – С. 72–76.

8.Мишина, А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918 –1921гг.) / А.В. Мишина // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 65–73.

9.Поляков, Ю. Бич истории. Гражданская война в контексте истории междоусобиц / Ю.Поляков // Вопросы истории. – 2001. – № 1.– С. 73–87.

10.Скрыпников, А.В. О политических настроениях российского крестьянства в условиях перехода от гражданской войны к миру / А.В. Скрыпников // Социально–гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 166–180.

11.Сушко, А.В. Гражданская война в Сибири. Национально– политический аспект / А.В. Сушко // Вопросы истории. – 2008. – № 5. –С. 98–105.

12.Устинкин, С.В. Власть и общество в условиях гражданской войны / С.В.Устинкин // Отечественная история. – 1998. – №3. – С. 83–102.

13.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 1: 1917 –1945 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 54–112.

 

                        Тема 16. Индустриализация или «сверхиндустриализация»? Методические указания

Рекомендуется начать работу с анализа предпосылок индустриализации, концепций индустриализации (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина, лозунга Троцкого – «сверхиндустриализация»).

Выделите методы реализации планов индустриализации, роль командного руководства плановой экономикой.

Кратко охарактеризуйте ход индустриализации, её основные периоды. Уделите внимание созданию новых отраслей в промышленности. Выясните причины диспропорции в отраслях. Приведите статистические данные, свидетельствующие о росте промышленного производства.

Проанализируйте, как изменилась социальная структура общества в ходе индустриализации. Какие проблемы возникли в связи с урбанизацией населения? Как они решались?

В заключении подведите итоги индустриализации. Почему она называлась форсированной?

Литература:

1. Вишневский, А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в

СССР / А. Вишневский. – М.: Объединенное гуманитарное издательство, 1998. – 430 с.

2.Гордон, Л.А., Клопов, Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30–40-е годы / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. – М.: Наука, 1989. – 470 с.

3.Гусейнов, Р. История мировой экономики: Запад – Восток – Россия: учебное пособие для вузов / Р. Гусейнов. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. – 551 с.

4.Лельчук, В.С.Курс на индустриализацию и его осуществление / В.С. Лельчук / Страницы истории Советского общества. – М.:

Политиздат, 1989. – С. 420–434.

5.Малиа, М. Советская трагедия. История социализма в России.1917–1991: пер. с англ. / М. Малиа. – М.: РОССПЭН, 2002. – 582 с.

6.Осокина, Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение

и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 – 1941 / Е. Осокина. – М.: РОССПЭН, 1998. – 271 с.

7.Сумбатян, Ю.Тоталитаризм – политический феномен XX века / Ю. Сумбатян // Социально–гуманитарные знания. – 1999. – №1. – С. 84–102.

8.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 1: 1917 –1945 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 174 –180.

 

                               Тема 17. Массовые репрессии в советском обществе. Методические указания

Рекомендуется начать работу с анализа социальнополитического состояния советского общества в 30-е годы: роли и состояния Советов, профсоюзов, ВКП(б).

Выясните, какое значение для политической жизни страны имела однопартийная система, отсутствие гласности.

Выявите причины репрессий. Какие слои населения стали жертвой сталинских «чисток»? Проследите динамику развития репрессий в 30-е гг. Какие цели преследовал «большой террор»? Насколько они были реализованы? Как относилось большинство советского общества к репрессиям?

Дайте характеристику репрессиям в Кузбассе. Рассмотрите наиболее громкие политические процессы, проходившие на данной территории.

В заключении сделайте вывод о размахе репрессий 20–30-е гг., выявите последствия репрессий для советского общества.

Литература:

1.Авторханов, А. Технология власти / А.Авторханов // Вопросы истории. – 1992. – №1. – С. 65–80.

2.Бабий, А.А., Кириллов, В.М., Кузовкин, Г.В., Хвостенко, В.И "Возвращенные имена"/ А.А. Кириллов, В.М. Кузовкин, Г.В. Хвостенко, В.И. Бабий // Вопросы истории. – 2005. –№1. – С. 24–41.

3.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под. ред. А.Н.

Яковлева. – М.: ММФ, 2002. – С. 14–447, 448–888.

4.Жуков, Ю.Н. Репрессии и конституция СССР 1936 года / Ю.Н. Жуков // Вопросы истории. – 2002. – №1. – С. 3–27.

5.Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. Т.1. А-К. –

Кемерово, 1996. – С. 165–173.

6.История Кузбасса / под ред. Н.П. Шуранова. – Кемерово:

Кузбасс, 2006. – С. 172–177.

7.Короленков, А.В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы / А.В. Короленков // Отечественная история. – 2005. – № 2. – С.154–162.

8.Кулешова, Н.Ю. Военно-доктринальные установки сталинского руководства и репрессии в Красной Армии конца 1930-х годов / Н.Ю. Кулешова // Отечественная история. – 2001. – № 2. – С. 61–72.

9.Леонтьев, Я.В. Механизм фабрикации следственных дел "Всесоюзного центра" в 1937 г. / Я.В. Леонтьев // Вопросы истории. – 2008. – № 6. – С. 65–83.

10.Павлова, И.В. Власть и общество в СССР в 1930 г. / И.В. Павлова

// Вопросы истории. – 2001. – № 10. – С. 46–57.

11.Тимофеева, Т.Ю Террор: сталинские партийные чистки (1936– 1953) / Т.Ю. Тимофеева // Вопросы истории. – 2001.– №3. – С. 166–

12.Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. М.: Знание, 1992. – 64 с.

13.Чирков Ю.И. А было все так…: О репрессиях 30-х–40-х гг. / Ю.А.

Чирков. – М.: Знание, 1991. – 387 с.

14.Чернявский Г.И. Новые фальсификации "большого террора" / Г.И. Чернявский // Вопросы истории. – 2009. – № 12. – С. 155–164.

                      Тема 18. Принудительный труд в экономике СССР. Методические указания

Начните работу с характеристики советских пенитенциарных концепций 1930-х гг. по использованию принудительного труда. Какие проблемы развития народного хозяйства он должен был решать?

Рассмотрите использование принудительного труда отдельных категорий: заключенных, спецпереселенцев, военнопленных. В каких отраслях народного хозяйства использовался? Какие были условия труда и быта? Как изменялась динамика численности по каждой категории. Когда было прекращено активное использование принудительного труда?

В заключении сделайте вывод, насколько эффективен был принудительный труд.

Литература:

1.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под. ред. А.Н.

Яковлева. – М.: ММФ, 2002. – 888 с.

2.Красильников, С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930–е годы / С.А. Красильников. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 288 с.

3.Кузьминых, А.Л. Труд военнопленных и развитие экономики

СССР. 1939-1956 гг. / А.Л. Кузьминых // Вопросы истории. – 2010. – № 8. – С. 129–142.

4.Лобченко, Л.Н. Спецтрудпоселенцы Северного края в тылу и на фронте. 1941-1945 гг. / Л.Н. Лобченко // Вопросы истории. – 2010. –

№ 3. – С. 140–144.

5.Суслов, А.Б. Системный элемент советского общества конца 20- х–начала 50-х годов: спецконтингент ГУЛАГА / А.Б. Суслов //

Вопросы истории. – 2004. – № 3. – С. 125–134.

6.Суслов, А.Б. Спецконтингент и принудительный труд в советских пенитенциарных концепциях 1930-х годов / А.Б. Суслов // Отечественная история. – 2004. – № 5. – С. 70–81.

7.Упыдышев, Н.В. От Соловков к ГУЛАГу: зарождение советской лагерной системы / Н.В. Упыдышев // Отечественная история. – 2006.– № 6. – С. 85–95.

                                                   Тема 19. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны.

                                          Методические указания

Работу рекомендуется начать с определения термина «коллаборационизм». Выделите районы оккупации территории СССР к лету 1942 г. Дайте характеристику оккупационному режиму. Выясните причины и мотивы коллаборационизма советских граждан. Проанализируйте социальный, половой и возрастной состав населения, сотрудничавшего с фашисткой властью. Выделите формы и типы коллаборационизма. Определите его масштабы. Охарактеризуйте его особенности по сравнению с другими оккупированными странами Европы.

Укажите причины краха коллаборационистской политики гитлеровцев и их оккупационного режима.

В заключении выясните, какие меры применяли советские органы власти, против пособников фашизма.

Литература:

1.Басюк, И.А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941–1942 гг. / И.А. Басюк // Вопросы истории. – 2009. – № 11. – С. 88–98.

2.Веригин, С.Г. Национальная политика финской администрации на территории оккупированной Карелии в 1941–1944 гг. / С.Г. Веригин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С. 5–20.

3.Дюков, А Милость к падшим: советские репрессии против нацистских пособников / А. Дюков // Великая оболганная война –2. Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков.— М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] –

Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/03.html.

4.Журавлев, Е.И. Военно-политический коллаборационизм на юге России в годы немецко-фашистской оккупации (1941 –1943 гг.) / Е.И. Журавлев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С. 20–35.

5.Журавлев, Е.И. Гражданский коллаборационизм на Юге России в годы Великой Отечественной войны / Е.И. Журавлев // Российская история. – 2009. – № 6. – С. 70–75.

6.Ковалев, Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы / Б.Н. Ковалев. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. – 372 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn01/index.html.

7.Мендкович, Н. Нацизм как система преступлений / Н. Мендкович // Великая оболганная война –2. Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/08.html.

                               Тема 20. Образ врага в период Великой Отечественной войны.

                           Методические указания

Рекомендуется начать работу с определения понятия «образ врага». Дайте характеристику таким терминам как «стереотип» и «этнический стереотип».

Выделите механизмы формирования «образа врага», и от каких факторов зависит восприятие «свой – чужой».

Проанализируйте восприятие образа внешнего врага советскими гражданами в довоенный период. Как изменялось это представление с началом Великой Отечественной войны? Выясните, каким представлялся образ врага в сознании современников и участников войны.

В заключении рассмотрите, как трансформировалось отношение к бывшим противникам после окончания Великой Отечественной войны.

Литература:

1.Багдасарян, В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930–1940 -х гг. / В.Э. Багдасарян // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С. 31–46.

2.Вашик, К. Метаморфозы зла: образ врага в немецком и советском плакате / К. Вашик // Родина. – 2002. – № 10. – С. 14–17.

3.Горяева Т. Убить немца: образ противника в советской пропаганде / Т. Горяева // Родина. – 2002. – № 10. – С. 41–44.

4.Кринко, Е.Ф. Образы противника в массовом сознании советского общества в 1941–1945 гг. / Е.Ф. Кринко // Российская история. –2010. – № 5. – С. 74–88.

5.Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 383 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/senyavskaya1/14.html.

6.Сенявская, Е.С. Союзники Германии в мировых войнах в сознании российской армии и общества / Е.С. Сенявская // Вопросы истории. –2006. – № 11. – С. 92–104.

7.Сенявский, А.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории ХХв.) / А.С. Сенявский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2006. – № 2. – С. 54–72.

8.Невежин, В. А. «Если завтра в поход...»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х–40-х годах / В.А. Невежин. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 320 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html.

                   Тема 21. Инакомыслие в СССР (1953-1985 гг.). Методические указания

Начать работу рекомендуется с определения понятия «инакомыслие».

Рассмотрите различные формы антиправительственной деятельности. Выявите причины появления, сущность и содержание феномена диссидентского движения в СССР в указанный период. Раскройте особенности различных независимых общественных движений. Рассмотрите основные этапы движения за права человека. Проанализируйте деятельность наиболее ярких представителей диссидентства.

Покажите борьбу советского руководства с инакомыслием.

В заключении сделайте вывод об итогах и значении антиправительственной деятельности в СССР.

Литература:

1.Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М.:

РОССПЭН, 2004. – 488 с.

2.Алексеева, Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период / Л.М. Алексеева. – Вильнюс – М.: «Весть», 1992. – 348 с.

3.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Хрущева и Брежнева / В.А. Козлов // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 75–89; № 4. – С. 68–80.

4.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953—1982 годы. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР / В.А. Козлов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С. 93–111.

5.Кыдыралина, Ж.У. Общественно-политические выступления казахской интеллигенции и молодежи как оппозиция советскому тоталитарному режиму (1960–1970-е гг.) / Ж.У. Кыдыралина // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 155–161.

6.Пыжиков, А. Истоки диссидентства. Молодежь после ХХ съезда КПСС / А. Пыжиков // Свободная мысль. – 2003. – № 12. – С. 77–102.

7.Савельева, А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х–1970-х годов / А.В. Савельева // Вопросы истории. – 1998. – № 4. – С. 109–119.

         

                           Тема 22. Августовский путч 1991 г. и его последствия.                

                                                     Методические указания

Начать работу необходимо с рассмотрения термина «путч». Проанализируйте экономические и политические предпосылки путча. Рассмотрите образование ГКЧП, его состав цели и задачи. Дайте краткую характеристику события. Сделайте вывод о том,

на чью поддержку рассчитывали путчисты? Обратите внимание на причины поражения ГКЧП, победы Б.Н. Ельцина и его окружения.

Приведите оценки непосредственных участников и свидетелей событий августа 1991 г. и сравните с мнениями исследователей, высказанными спустя 10, 20 лет.

Литература:

1.Бакатин, В. Избавление от КГБ / В. Бакатин. – М.: Новости, 1992. – 421с.

2.Горбачев, М.С. Августовский путч. Причины и следствия / М.С. Горбачев. – М.: Новости, 1991. – 94 с.

3.Ельцин–Хасбулатов: единство, компромисс, борьба / Л.Н. Доброхотов – М.: Тера, 1994. – 613с.

4.История России. XX век / А.Н. Боканов, М.М. Горинов и др. –

М.: АСТ, 1997. – С. 599–605.

5.Медведев, В. Август 1991 / В.Медведев // Свободная мысль –

1993. – № 12. – С. 67–77.

6.Медведев, Н.П. «Новые» на Старой площади: кремлевско – провинциальные истории / Н.П. Медведев. – М.: Республика, 1997. – 239с.

7.Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985 – 1991 гг. / Б.И. Коваль. – М.: Международные отношения, 1991. – 512 с.

8.Согрин, В.В. Политическая история современной России. 19852001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 262с.

9.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 397–401.

10.Шейнис, В. Август-91: проигранная победа / В. Шейнис //

Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 19–35.

          Тема 23. Рабочее движение в Кузбассе на рубеже 80-х–90-х гг. ХХ в. Методические указания

Работу следует начать с выяснения причин подъема рабочего движения на рубеже 1980-х–90-х гг. в России вообще и в Кузбассе в частности.

Далее проанализируйте основные этапы рабочего движения в Кузбассе: временные рамки, основные требования, методы борьбы рабочих за свои права.

Важно отметить отношение правительства и его действия в отношении рабочего движения.

В заключении оцените значение рабочего движения для последующего развития страны и дайте характеристику Кузбасского рабочего движения на современном этапе.

Литература:

1.Ельцин, Б. Исповедь на заданную тему / Б. Ельцин. – Кемерово: Книжное издательство, 1990. – 190 с.

2.Катюковский, В. Кузбасс / В. Катюковский. – Кемерово. Кем. книжное издательство, 1990. – 234 с.

3.Козодой, В.И. Движение сибирских "неформалов" в 1986–1990 гг. / В.И. Козодой // Вопросы истории. – 2007. – № 12. – С. 28–44.

4.Коржаков, А. Борис Ельцин: от рассвета до заката / А. Коржаков.

–М.: Интербук, 2001. – 479 с.

5.Левчик Д.А. Забастовочное движение шахтеров 1988-1991 гг. / Д.А. Левчик // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 111–120.

6.Лопатин, Л.Н. История рабочего движения Кузбасса (1989-1991 гг.) / Л.Н. Лопатин. – Кемерово, 1995. – 340 с.

7.Отечественная история. XX век: Учебное пособие / А.В. Ушаков.

–М.: АГАР, 1997. – С. 451–476.

8.Рабочий класс и рабочее движение в России в условиях радикальных трансформаций XX века. Материалы Всероссийской конференции. Прокопьевск, 24-25 сентября 2009 г. / Томский гос. ун- т ; под ред. Д.В. Воронина. – Прокопьевск, 2009. – С. 164–266.

9.Россия сегодня. Политический портрет в документах (1985–1991)

/Н.И. Коваль – М.: Международные отношения, 1991. – 452 с.

10.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 376–379.

11.Рабочее движение Кузбасса: сборник документов и материалов, апрель 1989 - март 1992 / сост. Л.Н. Лопатин. – Кемерово: Современная отечественная книга, 1993. – 623 с.

12.Лопатин, Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили? / под ред. А.А. Куделина. – Кемерово: Пласт, 1996. – 48 с.

                                      Тема 24. Внутриполитический курс президента Б.Н. Ельцина: удачи и провалы. Методические указания

Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономических и политических итогов перестройки и задач, стоявших перед Б.Н. Ельциным и его командой.

Рассмотрите процесс формирования российской государственности: декларацию о государственном суверенитете, Федеративный договор 1992 г., события 3–4 октября 1993 г. и их итоги, конституцию РФ. Рассмотрите вопрос о выборах в Совет Федераций и Государственную думу.

Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России 1993-1999 гг. В чем на ваш взгляд состояла противоречивость экономических реформ 1992–1993 гг.? Как реализовывались важнейшие задачи в реформировании экономики в 1994-1996 гг. Расскажите о причинах и последствиях августовского финансовоэкономического кризиса в 1998 г. Как повлияли экономические реформы на социальную сферу?

В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства Б.Н. Ельцина.

Литература:

1.Батурин, Ю.М. Эпоха Ельцина: очерки политической истории / Ю.М. Батурин. – М.: Вагриус, 2001. – 816 с.

2.Воронцов, В.А. В коридорах безвластия. Премьеры Ельцина / В.А. Воронцов. – М.: Академический Проект, 2006 – 1082 с.

3.Вяземский, Е.Е. СССР – Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с.

4.Ельцин, Б.Н. Россия, за которую мы в ответе: о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации / Российская Федерация. – М., 1996. – 64 с.

5.Коржаков, А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. – М.:

Интербук, 1997. – 479 с.

6.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с.

7.Мамут, Л.С. Конституционные основы современной Российской государственности / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4. – С. 46–58.

8.Пихоя, Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: Хроника событий и комментарии историка / Р.Г. Пихоя //

Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64–78; № 5. – С. 113–132.

9.Разуваева, Н.Н. Российская власть в 90-е годы (проблемы развития внутривластных отношений) / Н.Н. Разуваева, Е.В. Олесеюк // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С. 263–277.

10.Ри Дон Хи История чековой приватизации России (1991-1994 гг.) /Ри Дон Хи // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2007. – № 3. – С. 71–85.

11.Согрин, В.В. 1985-2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–25.

12.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 440–480.

13.Шейнис, В.Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система / В.Л. Шейнис // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 3–28.

               Тема 25. Президент В.В. Путин и новации в социальнополитической сфере России (2000-2008 гг.). Методические указания

Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономических и политических итогов президентства Б.Н. Ельцина и задач, стоявших перед В.В. Путиным.

Рассмотрите эволюцию общественно-политической системы в период президентства Путина: укрепление вертикали власти, партийное строительство.

Проанализируйте экономическую политику Путина. Какой ценой был достигнут экономический рост?

Рассмотрите социальные реформы: пенсионную, здравоохранения, монетаризации льгот. Обратите внимание на национальные проекты, направленные на улучшение образования и медицинского обслуживания, жилищных условий, демографической ситуации. Изменился ли уровень жизни различных слоев населения?

В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства В.В. Путина.

Литература:

1.Блоцкий, О.М. Владимир Путин / О.М. Блоцкий. – М.: Осмос Пресс, 2003. – 335 с.

2.Вяземский, Е.Е. СССР–Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с.

3.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с.

4.Медведев, Р.А. Владимир Путин: четыре года в Кремле / Р.А. Медведев. – М.: Время, 2004. – 655 с.

5.Осадчая, Г.И. Приоритетные национальные проекты в контексте социальной политики Российской Федерации / Г.И. Осадчая // Социальная политика и социология. – 2007. – № 2. – С. 8–22.

6.Согрин, В.В. 1985–2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–25.

7.Согрин, В.В. Противоречивые итоги президентства В. Путина / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2009. – № 1. – С. 69–88.

8.Травин, Д.Я. Путинская Россия: от рассвета до отката / Д.Я.

Травин. – СПб.: Дело, 2009. – 476 с.

9.Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов / В.А. Тупчиенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 663 с.

10.Ханин Г. Три периода постсоветской экономики: разрушение, восстановление, созидание / Г. Ханин // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10. – С. 83–90.

11.Чадаев, А. Путин. Его идеология / А. Чадаев – М.: Европа, 2006. – 231с.



2019-10-11 282 Обсуждений (0)
Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце XIX – начале XX в. Методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце XIX – начале XX в. Методические указания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)