Тема 13. Попытки индустриальной модернизации России в конце XIX – начале XX в. Методические указания
Начать работу рекомендуется с характеристики понятий «модернизация», «догоняющие развитие». Проанализируйте состояние России на рубеже XIX – XX вв., выделите причины необходимости преобразований в стране. Рассмотрите экономические программы Н.Х. Бунге, И.А. Вышеградского. Есть ли преемственность в их программах, что удалось претворить в жизнь? Изложите основные положения программы модернизации России С.Ю. Витте. Раскройте, какими методами они были осуществлены. Рассмотрите подход к модернизации России П.А. Столыпина. В чем он являлся продолжением идей С.Ю. Витте, в чем имел свои особенности? В заключении приведите данные об итогах преобразований и объясните, почему не были полностью выполнены замыслы реформаторов. Какие слои российского общества и политические силы выступали против реформ? Литература: 1.Абалкин, Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4–43. 2.Антонов, М. Золотая удавка (чем обернулся переход России на золотую валюту при министре финансов С.Ю. Витте) / М. Антонов // Родина. – 2006. – № 3. – С. 27–34. 3.Братченко, Т.М., Сенявский, А.С. Раннеиндустриальная стадия модернизации дореволюционной России: истоки, тенденции, результаты / Т.М. Братченко // Вестник РУДН. Серия история России. – 2010. – № 2. – С. 90–105. 4.Витте, С.Ю. Избранные воспоминания. 1849 –1911 гг. / С.Ю. Витте. – М.: Мысль, 1991. – 719 с. 5.Емельянов, А. Российские аграрные реформы: от Столыпина до наших дней / А. Емельянов // Вопросы экономики. – 2001. – № 11. – С. 140–143. 6.Зеньковский, А.В. Правда о Столыпине / А.В. Зеньковский. – М.: Аграф, 2002. – 256 с. 7.Зырянов, П.Н. Петр Столыпин: политический портрет / П.Н. Зырянов. – М.: Высшая школа, 1992. – 159 с. 8.Казанина, Л. Часть вины. Столыпинская программа в оценке российских либералов / Л. Казанина // Родина. – 2010. – № 7. – С. 83–84. 9.Куликов, С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы / С.В. Куликов // Российская история. – 2009. – № 4. – С. 45–56. 10.Лапкин, В., Пантин, В. Драма российской индустриализации / В. Лапкин, В. Пантин // Знание–сила. – 1993. – № 5. – С. 8–17. 11.Семин, В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы: Учебное пособие для вузов / В.П. Семин. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – С.234–269, 295–317. 12.Смирнов, В.С. Экономика предреволюционной России в цифрах и фактах / В.С. Смирнов // Отечественная история. – 1999. – № 2. – С. 3–12. 13.Степанов, В.Л. Предпосылки денежной реформы С.Ю. Витте: политика министра финансов И.А. Вышеградского (1887 –1892) / В.Л. Степанов // Отечественная история. – 2004. – № 5. – С. 49–70. 14.Пожигайло П. Столыпинская программа модернизации / П. Пожигайло // Родина. – 2006. – № 12. – С.4–9.
Тема 14. Россия от Февраля к Октябрю: почему не реализовалась демократическая альтернатива? Методические указания Рекомендуется начать работу с особенностей и итогов Февральской революции. Выявите причины двоевластия. Покажите борьбу классов и партий в 1917 г. Какие альтернативные пути развития российского общества они предлагали? Как их деятельность влияла на работу Временного правительства? Расскажите о кризисах Временного правительства, и об изменениях его социально-политического состава. Объясните рост влияние радикальных социалистических партий, особенно после попытки государственного переворота (Корниловский мятеж). Покажите усиление роли РСДРП(б) в Советах и рост численности партии, подготовку ее к захвату власти в стране. Объясните причины привлекательности большевиков в массах, популярности социалистических идей, и причины слабости либерально-демократических сил. Охарактеризуйте роль В.И. Ленина в революционных событиях. Литература: 1.Алексеев, А. «Вперед, заре навстречу!» / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 4. – С. 2–12. 2.Алексеев, А. Март–апрель 1917 г.: Россия на грани нервного срыва / А. Алексеев // Наука и жизнь. – 2009. – № 3. – С. 2–11. 3.Гаврилов, А.Ю. От февраля к октябрю 1917 г.: роль меньшевиков в политической жизни России / А.Ю. Гаврилов // Вестник РУДН. Серия история. – 2009. – № 3. – С. 35–63. 4.Глебова, И.И. Революции 1917 года: Отрицание прошлого и разрыв социокультурной преемственности / И.И. Глебова // Россия и современный мир. – 2008. – № 1. – С. 97–116. 5.Зотов, В.Д. Под каким идейным знаменем победили большевики в октябре 1917 года? / В.Д. Зотов // Социально–гуманитарные знания. – 2007. – № 5. – С. 315–331. 6.Марченя, П.П. Психология масс и партий в русской революции: от Февраля к Октябрю 1917 г. / П.П. Марченя // Вестник РУДН. Серия История России. – 2009. – № 3. – С. 23–35. 7.Медушевский, А.Н. Причины крушения демократической республики в России 1917 г. / А.Н. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 3–28. 8.Селезнев, Ф.А. Конституционные демократы и предприниматели в 1917 г. / Ф.А. Селезнев // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 118–131. 9.Селезнев, Ф.А. Министры–кадеты и экономическая политика временного правительства (март–июль 1917 г.) / Ф.А. Селезнев // Вопросы истории. – 2007. –№ 8. – С. 111–120. 10. Шубин, А. Как обойтись без Ленина и Троцкого: Левая альтернатива большевистской диктатуре в 1917 г. / А.Шубин // Родина. – 2007. – № 10. – С. 23–29. Тема 15. Гражданская война в России. Методические указания Рекомендуется начать работу с выяснения термина «Гражданская война» и сроках ее начала. Была ли неизбежной гражданская война? Каковы ее причины? Кто ее развязал? Проанализируйте деятельность большевиков, кадетов, эсеров и меньшевиков после победы Октябрьской революции, их отношение к Советской власти, их связь с массами. Какая партия стремилась к гражданскому миру? Охарактеризуйте белое и красное движение. Рассмотрите, какую роль в войне играла третья сила – крестьянство. Дайте краткую характеристику основным этапам гражданской войны. Раскройте причины перехода большевиков к политике «военного коммунизма», ее основные мероприятия и значение. В заключении сделайте вывод о значении гражданской войны для страны, роли различных партий и движений на пути к миру. Рассмотрите причины победы большевиков. Литература: 1.Гражданская война в России. Круглый стол. Ольшевский В.Финансово-экономическая политика Советской власти в 1917 –1918 гг.: тенденции и противоречия / В.Ольшевский // Вопросы истории – 1999. – № 3. – С. 28–45. 2.Гришанин, П.И. Белое движение и гражданская война: историческая феноменология и историческая память / П.И. Гришанин // Вопросы истории. – 2008. – № 2. – С. 167–173. 3.Дроков, С.В.Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сибири / С.В. Дроков // Вопросы истории. – 1999. – № 6. – С. 46–63. 4.Здоров, А. Гражданская война: потери населения. Опыт сравнительного анализа / А.Здоров // Свободная мысль. – 1999. – № 10.– С. 115–122. 5.Зубачевский, В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918–1919 годы / В.А. Зубачевский, П.Ю. Савельев // Отечественная история. –2005. –№ 5. – С. 118–131. 6.Искендеров, А.А. Гражданская война в России: причины, сущность, последствия / А.А. Искендеров // Вопросы истории. –2003. –№ 10. – С. 96–117. 7.Коновалов, В. Гражданская война в России (1917–1922) мифы и реальность / В.Коновалов // Диалог. – 1998. – №9. – С. 72–76. 8.Мишина, А.В. Большевики и крестьянское повстанческое движение Н.И. Махно (1918 –1921гг.) / А.В. Мишина // Отечественная история. – 2006. – № 1. – С. 65–73. 9.Поляков, Ю. Бич истории. Гражданская война в контексте истории междоусобиц / Ю.Поляков // Вопросы истории. – 2001. – № 1.– С. 73–87. 10.Скрыпников, А.В. О политических настроениях российского крестьянства в условиях перехода от гражданской войны к миру / А.В. Скрыпников // Социально–гуманитарные знания. – 2009. – № 3. – С. 166–180. 11.Сушко, А.В. Гражданская война в Сибири. Национально– политический аспект / А.В. Сушко // Вопросы истории. – 2008. – № 5. –С. 98–105. 12.Устинкин, С.В. Власть и общество в условиях гражданской войны / С.В.Устинкин // Отечественная история. – 1998. – №3. – С. 83–102. 13.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 1: 1917 –1945 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 54–112.
Тема 16. Индустриализация или «сверхиндустриализация»? Методические указания Рекомендуется начать работу с анализа предпосылок индустриализации, концепций индустриализации (Н.И. Бухарина, И.В. Сталина, лозунга Троцкого – «сверхиндустриализация»). Выделите методы реализации планов индустриализации, роль командного руководства плановой экономикой. Кратко охарактеризуйте ход индустриализации, её основные периоды. Уделите внимание созданию новых отраслей в промышленности. Выясните причины диспропорции в отраслях. Приведите статистические данные, свидетельствующие о росте промышленного производства. Проанализируйте, как изменилась социальная структура общества в ходе индустриализации. Какие проблемы возникли в связи с урбанизацией населения? Как они решались? В заключении подведите итоги индустриализации. Почему она называлась форсированной? Литература: 1. Вишневский, А. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР / А. Вишневский. – М.: Объединенное гуманитарное издательство, 1998. – 430 с. 2.Гордон, Л.А., Клопов, Э.В. Что это было? Размышления о предпосылках и итогах того, что случилось с нами в 30–40-е годы / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов. – М.: Наука, 1989. – 470 с. 3.Гусейнов, Р. История мировой экономики: Запад – Восток – Россия: учебное пособие для вузов / Р. Гусейнов. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2004. – 551 с. 4.Лельчук, В.С.Курс на индустриализацию и его осуществление / В.С. Лельчук / Страницы истории Советского общества. – М.: Политиздат, 1989. – С. 420–434. 5.Малиа, М. Советская трагедия. История социализма в России.1917–1991: пер. с англ. / М. Малиа. – М.: РОССПЭН, 2002. – 582 с. 6.Осокина, Е. За фасадом «сталинского изобилия». Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации, 1927 – 1941 / Е. Осокина. – М.: РОССПЭН, 1998. – 271 с. 7.Сумбатян, Ю.Тоталитаризм – политический феномен XX века / Ю. Сумбатян // Социально–гуманитарные знания. – 1999. – №1. – С. 84–102. 8.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 1: 1917 –1945 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 174 –180.
Тема 17. Массовые репрессии в советском обществе. Методические указания Рекомендуется начать работу с анализа социальнополитического состояния советского общества в 30-е годы: роли и состояния Советов, профсоюзов, ВКП(б). Выясните, какое значение для политической жизни страны имела однопартийная система, отсутствие гласности. Выявите причины репрессий. Какие слои населения стали жертвой сталинских «чисток»? Проследите динамику развития репрессий в 30-е гг. Какие цели преследовал «большой террор»? Насколько они были реализованы? Как относилось большинство советского общества к репрессиям? Дайте характеристику репрессиям в Кузбассе. Рассмотрите наиболее громкие политические процессы, проходившие на данной территории. В заключении сделайте вывод о размахе репрессий 20–30-е гг., выявите последствия репрессий для советского общества. Литература: 1.Авторханов, А. Технология власти / А.Авторханов // Вопросы истории. – 1992. – №1. – С. 65–80. 2.Бабий, А.А., Кириллов, В.М., Кузовкин, Г.В., Хвостенко, В.И "Возвращенные имена"/ А.А. Кириллов, В.М. Кузовкин, Г.В. Хвостенко, В.И. Бабий // Вопросы истории. – 2005. –№1. – С. 24–41. 3.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под. ред. А.Н. Яковлева. – М.: ММФ, 2002. – С. 14–447, 448–888. 4.Жуков, Ю.Н. Репрессии и конституция СССР 1936 года / Ю.Н. Жуков // Вопросы истории. – 2002. – №1. – С. 3–27. 5.Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. Т.1. А-К. – Кемерово, 1996. – С. 165–173. 6.История Кузбасса / под ред. Н.П. Шуранова. – Кемерово: Кузбасс, 2006. – С. 172–177. 7.Короленков, А.В. Еще раз о репрессиях в РККА в предвоенные годы / А.В. Короленков // Отечественная история. – 2005. – № 2. – С.154–162. 8.Кулешова, Н.Ю. Военно-доктринальные установки сталинского руководства и репрессии в Красной Армии конца 1930-х годов / Н.Ю. Кулешова // Отечественная история. – 2001. – № 2. – С. 61–72. 9.Леонтьев, Я.В. Механизм фабрикации следственных дел "Всесоюзного центра" в 1937 г. / Я.В. Леонтьев // Вопросы истории. – 2008. – № 6. – С. 65–83. 10.Павлова, И.В. Власть и общество в СССР в 1930 г. / И.В. Павлова // Вопросы истории. – 2001. – № 10. – С. 46–57. 11.Тимофеева, Т.Ю Террор: сталинские партийные чистки (1936– 1953) / Т.Ю. Тимофеева // Вопросы истории. – 2001.– №3. – С. 166– 12.Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. М.: Знание, 1992. – 64 с. 13.Чирков Ю.И. А было все так…: О репрессиях 30-х–40-х гг. / Ю.А. Чирков. – М.: Знание, 1991. – 387 с. 14.Чернявский Г.И. Новые фальсификации "большого террора" / Г.И. Чернявский // Вопросы истории. – 2009. – № 12. – С. 155–164. Тема 18. Принудительный труд в экономике СССР. Методические указания Начните работу с характеристики советских пенитенциарных концепций 1930-х гг. по использованию принудительного труда. Какие проблемы развития народного хозяйства он должен был решать? Рассмотрите использование принудительного труда отдельных категорий: заключенных, спецпереселенцев, военнопленных. В каких отраслях народного хозяйства использовался? Какие были условия труда и быта? Как изменялась динамика численности по каждой категории. Когда было прекращено активное использование принудительного труда? В заключении сделайте вывод, насколько эффективен был принудительный труд. Литература: 1.ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 / под. ред. А.Н. Яковлева. – М.: ММФ, 2002. – 888 с. 2.Красильников, С.А. Серп и Молох. Крестьянская ссылка в Западной Сибири в 1930–е годы / С.А. Красильников. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. – 288 с. 3.Кузьминых, А.Л. Труд военнопленных и развитие экономики СССР. 1939-1956 гг. / А.Л. Кузьминых // Вопросы истории. – 2010. – № 8. – С. 129–142. 4.Лобченко, Л.Н. Спецтрудпоселенцы Северного края в тылу и на фронте. 1941-1945 гг. / Л.Н. Лобченко // Вопросы истории. – 2010. – № 3. – С. 140–144. 5.Суслов, А.Б. Системный элемент советского общества конца 20- х–начала 50-х годов: спецконтингент ГУЛАГА / А.Б. Суслов // Вопросы истории. – 2004. – № 3. – С. 125–134. 6.Суслов, А.Б. Спецконтингент и принудительный труд в советских пенитенциарных концепциях 1930-х годов / А.Б. Суслов // Отечественная история. – 2004. – № 5. – С. 70–81. 7.Упыдышев, Н.В. От Соловков к ГУЛАГу: зарождение советской лагерной системы / Н.В. Упыдышев // Отечественная история. – 2006.– № 6. – С. 85–95. Тема 19. Коллаборационизм в годы Великой Отечественной войны. Методические указания Работу рекомендуется начать с определения термина «коллаборационизм». Выделите районы оккупации территории СССР к лету 1942 г. Дайте характеристику оккупационному режиму. Выясните причины и мотивы коллаборационизма советских граждан. Проанализируйте социальный, половой и возрастной состав населения, сотрудничавшего с фашисткой властью. Выделите формы и типы коллаборационизма. Определите его масштабы. Охарактеризуйте его особенности по сравнению с другими оккупированными странами Европы. Укажите причины краха коллаборационистской политики гитлеровцев и их оккупационного режима. В заключении выясните, какие меры применяли советские органы власти, против пособников фашизма. Литература: 1.Басюк, И.А. Положение советских мирных жителей в тылу немецких войск зимой 1941–1942 гг. / И.А. Басюк // Вопросы истории. – 2009. – № 11. – С. 88–98. 2.Веригин, С.Г. Национальная политика финской администрации на территории оккупированной Карелии в 1941–1944 гг. / С.Г. Веригин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С. 5–20. 3.Дюков, А Милость к падшим: советские репрессии против нацистских пособников / А. Дюков // Великая оболганная война –2. Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков.— М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/03.html. 4.Журавлев, Е.И. Военно-политический коллаборационизм на юге России в годы немецко-фашистской оккупации (1941 –1943 гг.) / Е.И. Журавлев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2009. – № 4. – С. 20–35. 5.Журавлев, Е.И. Гражданский коллаборационизм на Юге России в годы Великой Отечественной войны / Е.И. Журавлев // Российская история. – 2009. – № 6. – С. 70–75. 6.Ковалев, Б.Н. Коллаборационизм в России в 1941–1945 гг.: типы и формы / Б.Н. Ковалев. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. – 372 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/kovalev_bn01/index.html. 7.Мендкович, Н. Нацизм как система преступлений / Н. Мендкович // Великая оболганная война –2. Нам не за что каяться!: Сборник / А. Дюков, Д. Макеев, И. Пыхалов, О. Россов, И. Петров, К. Асмолов, Н. Мендкович; ред. – сост. А. Дюков. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/pyhalov_dukov/08.html. Тема 20. Образ врага в период Великой Отечественной войны. Методические указания Рекомендуется начать работу с определения понятия «образ врага». Дайте характеристику таким терминам как «стереотип» и «этнический стереотип». Выделите механизмы формирования «образа врага», и от каких факторов зависит восприятие «свой – чужой». Проанализируйте восприятие образа внешнего врага советскими гражданами в довоенный период. Как изменялось это представление с началом Великой Отечественной войны? Выясните, каким представлялся образ врага в сознании современников и участников войны. В заключении рассмотрите, как трансформировалось отношение к бывшим противникам после окончания Великой Отечественной войны. Литература: 1.Багдасарян, В.Э. Образ врага в исторических фильмах 1930–1940 -х гг. / В.Э. Багдасарян // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С. 31–46. 2.Вашик, К. Метаморфозы зла: образ врага в немецком и советском плакате / К. Вашик // Родина. – 2002. – № 10. – С. 14–17. 3.Горяева Т. Убить немца: образ противника в советской пропаганде / Т. Горяева // Родина. – 2002. – № 10. – С. 41–44. 4.Кринко, Е.Ф. Образы противника в массовом сознании советского общества в 1941–1945 гг. / Е.Ф. Кринко // Российская история. –2010. – № 5. – С. 74–88. 5.Сенявская, Е. С. Психология войны в XX веке: исторический опыт России. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – 383 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/senyavskaya1/14.html. 6.Сенявская, Е.С. Союзники Германии в мировых войнах в сознании российской армии и общества / Е.С. Сенявская // Вопросы истории. –2006. – № 11. – С. 92–104. 7.Сенявский, А.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории ХХв.) / А.С. Сенявский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия История России. – 2006. – № 2. – С. 54–72. 8.Невежин, В. А. «Если завтра в поход...»: Подготовка к войне и идеологическая пропаганда в 30-х–40-х годах / В.А. Невежин. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 320 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://militera.lib.ru/research/nevezhin_va/index.html. Тема 21. Инакомыслие в СССР (1953-1985 гг.). Методические указания Начать работу рекомендуется с определения понятия «инакомыслие». Рассмотрите различные формы антиправительственной деятельности. Выявите причины появления, сущность и содержание феномена диссидентского движения в СССР в указанный период. Раскройте особенности различных независимых общественных движений. Рассмотрите основные этапы движения за права человека. Проанализируйте деятельность наиболее ярких представителей диссидентства. Покажите борьбу советского руководства с инакомыслием. В заключении сделайте вывод об итогах и значении антиправительственной деятельности в СССР. Литература: 1.Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953–1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М.: РОССПЭН, 2004. – 488 с. 2.Алексеева, Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период / Л.М. Алексеева. – Вильнюс – М.: «Весть», 1992. – 348 с. 3.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР во времена Хрущева и Брежнева / В.А. Козлов // Общественные науки и современность. – 2002. – № 3. – С. 75–89; № 4. – С. 68–80. 4.Козлов, В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Хрущеве и Брежневе. 1953—1982 годы. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры СССР / В.А. Козлов // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С. 93–111. 5.Кыдыралина, Ж.У. Общественно-политические выступления казахской интеллигенции и молодежи как оппозиция советскому тоталитарному режиму (1960–1970-е гг.) / Ж.У. Кыдыралина // Отечественная история. – 2007. – № 6. – С. 155–161. 6.Пыжиков, А. Истоки диссидентства. Молодежь после ХХ съезда КПСС / А. Пыжиков // Свободная мысль. – 2003. – № 12. – С. 77–102. 7.Савельева, А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950-х–1970-х годов / А.В. Савельева // Вопросы истории. – 1998. – № 4. – С. 109–119.
Тема 22. Августовский путч 1991 г. и его последствия. Методические указания Начать работу необходимо с рассмотрения термина «путч». Проанализируйте экономические и политические предпосылки путча. Рассмотрите образование ГКЧП, его состав цели и задачи. Дайте краткую характеристику события. Сделайте вывод о том, на чью поддержку рассчитывали путчисты? Обратите внимание на причины поражения ГКЧП, победы Б.Н. Ельцина и его окружения. Приведите оценки непосредственных участников и свидетелей событий августа 1991 г. и сравните с мнениями исследователей, высказанными спустя 10, 20 лет. Литература: 1.Бакатин, В. Избавление от КГБ / В. Бакатин. – М.: Новости, 1992. – 421с. 2.Горбачев, М.С. Августовский путч. Причины и следствия / М.С. Горбачев. – М.: Новости, 1991. – 94 с. 3.Ельцин–Хасбулатов: единство, компромисс, борьба / Л.Н. Доброхотов – М.: Тера, 1994. – 613с. 4.История России. XX век / А.Н. Боканов, М.М. Горинов и др. – М.: АСТ, 1997. – С. 599–605. 5.Медведев, В. Август 1991 / В.Медведев // Свободная мысль – 1993. – № 12. – С. 67–77. 6.Медведев, Н.П. «Новые» на Старой площади: кремлевско – провинциальные истории / Н.П. Медведев. – М.: Республика, 1997. – 239с. 7.Россия сегодня. Политический портрет в документах. 1985 – 1991 гг. / Б.И. Коваль. – М.: Международные отношения, 1991. – 512 с. 8.Согрин, В.В. Политическая история современной России. 19852001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 262с. 9.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 397–401. 10.Шейнис, В. Август-91: проигранная победа / В. Шейнис // Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 19–35. Тема 23. Рабочее движение в Кузбассе на рубеже 80-х–90-х гг. ХХ в. Методические указания Работу следует начать с выяснения причин подъема рабочего движения на рубеже 1980-х–90-х гг. в России вообще и в Кузбассе в частности. Далее проанализируйте основные этапы рабочего движения в Кузбассе: временные рамки, основные требования, методы борьбы рабочих за свои права. Важно отметить отношение правительства и его действия в отношении рабочего движения. В заключении оцените значение рабочего движения для последующего развития страны и дайте характеристику Кузбасского рабочего движения на современном этапе. Литература: 1.Ельцин, Б. Исповедь на заданную тему / Б. Ельцин. – Кемерово: Книжное издательство, 1990. – 190 с. 2.Катюковский, В. Кузбасс / В. Катюковский. – Кемерово. Кем. книжное издательство, 1990. – 234 с. 3.Козодой, В.И. Движение сибирских "неформалов" в 1986–1990 гг. / В.И. Козодой // Вопросы истории. – 2007. – № 12. – С. 28–44. 4.Коржаков, А. Борис Ельцин: от рассвета до заката / А. Коржаков. –М.: Интербук, 2001. – 479 с. 5.Левчик Д.А. Забастовочное движение шахтеров 1988-1991 гг. / Д.А. Левчик // Социологические исследования. – 2003. – № 10. – С. 111–120. 6.Лопатин, Л.Н. История рабочего движения Кузбасса (1989-1991 гг.) / Л.Н. Лопатин. – Кемерово, 1995. – 340 с. 7.Отечественная история. XX век: Учебное пособие / А.В. Ушаков. –М.: АГАР, 1997. – С. 451–476. 8.Рабочий класс и рабочее движение в России в условиях радикальных трансформаций XX века. Материалы Всероссийской конференции. Прокопьевск, 24-25 сентября 2009 г. / Томский гос. ун- т ; под ред. Д.В. Воронина. – Прокопьевск, 2009. – С. 164–266. 9.Россия сегодня. Политический портрет в документах (1985–1991) /Н.И. Коваль – М.: Международные отношения, 1991. – 452 с. 10.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917–2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 376–379. 11.Рабочее движение Кузбасса: сборник документов и материалов, апрель 1989 - март 1992 / сост. Л.Н. Лопатин. – Кемерово: Современная отечественная книга, 1993. – 623 с. 12.Лопатин, Л.Н. Кузбассовцы при социализме. Как мы жили? / под ред. А.А. Куделина. – Кемерово: Пласт, 1996. – 48 с. Тема 24. Внутриполитический курс президента Б.Н. Ельцина: удачи и провалы. Методические указания Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономических и политических итогов перестройки и задач, стоявших перед Б.Н. Ельциным и его командой. Рассмотрите процесс формирования российской государственности: декларацию о государственном суверенитете, Федеративный договор 1992 г., события 3–4 октября 1993 г. и их итоги, конституцию РФ. Рассмотрите вопрос о выборах в Совет Федераций и Государственную думу. Охарактеризуйте социально-экономическое развитие России 1993-1999 гг. В чем на ваш взгляд состояла противоречивость экономических реформ 1992–1993 гг.? Как реализовывались важнейшие задачи в реформировании экономики в 1994-1996 гг. Расскажите о причинах и последствиях августовского финансовоэкономического кризиса в 1998 г. Как повлияли экономические реформы на социальную сферу? В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства Б.Н. Ельцина. Литература: 1.Батурин, Ю.М. Эпоха Ельцина: очерки политической истории / Ю.М. Батурин. – М.: Вагриус, 2001. – 816 с. 2.Воронцов, В.А. В коридорах безвластия. Премьеры Ельцина / В.А. Воронцов. – М.: Академический Проект, 2006 – 1082 с. 3.Вяземский, Е.Е. СССР – Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с. 4.Ельцин, Б.Н. Россия, за которую мы в ответе: о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации / Российская Федерация. – М., 1996. – 64 с. 5.Коржаков, А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. – М.: Интербук, 1997. – 479 с. 6.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с. 7.Мамут, Л.С. Конституционные основы современной Российской государственности / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2008. – № 4. – С. 46–58. 8.Пихоя, Р.Г. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: Хроника событий и комментарии историка / Р.Г. Пихоя // Отечественная история. – 2002. – № 4. – С. 64–78; № 5. – С. 113–132. 9.Разуваева, Н.Н. Российская власть в 90-е годы (проблемы развития внутривластных отношений) / Н.Н. Разуваева, Е.В. Олесеюк // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 3. – С. 263–277. 10.Ри Дон Хи История чековой приватизации России (1991-1994 гг.) /Ри Дон Хи // Вестник Московского университета. Серия 8. История. – 2007. – № 3. – С. 71–85. 11.Согрин, В.В. 1985-2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–25. 12.Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 –2004. В 2 ч. Ч. 2: 1945–2004 / под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М.: Дрофа, 2005. – С. 440–480. 13.Шейнис, В.Л. Конституция 1993 г. и российская политическая система / В.Л. Шейнис // Отечественная история. – 2008. – № 6. – С. 3–28. Тема 25. Президент В.В. Путин и новации в социальнополитической сфере России (2000-2008 гг.). Методические указания Работу рекомендуется начать с краткой характеристики социально-экономических и политических итогов президентства Б.Н. Ельцина и задач, стоявших перед В.В. Путиным. Рассмотрите эволюцию общественно-политической системы в период президентства Путина: укрепление вертикали власти, партийное строительство. Проанализируйте экономическую политику Путина. Какой ценой был достигнут экономический рост? Рассмотрите социальные реформы: пенсионную, здравоохранения, монетаризации льгот. Обратите внимание на национальные проекты, направленные на улучшение образования и медицинского обслуживания, жилищных условий, демографической ситуации. Изменился ли уровень жизни различных слоев населения? В заключении подведите итоги и дайте оценки президентства В.В. Путина. Литература: 1.Блоцкий, О.М. Владимир Путин / О.М. Блоцкий. – М.: Осмос Пресс, 2003. – 335 с. 2.Вяземский, Е.Е. СССР–Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985–2002: учебное пособие / Е.Е. Вяземский. – М.: Ступени, 2003 – 214 с. 3.Крыштановская, О. Анатомия российской элиты / О. Крыштановская. – М.: Захаров, 2005. – 381 с. 4.Медведев, Р.А. Владимир Путин: четыре года в Кремле / Р.А. Медведев. – М.: Время, 2004. – 655 с. 5.Осадчая, Г.И. Приоритетные национальные проекты в контексте социальной политики Российской Федерации / Г.И. Осадчая // Социальная политика и социология. – 2007. – № 2. – С. 8–22. 6.Согрин, В.В. 1985–2005: три превращения России / В.В. Согрин, А.А. Печенкин // Отечественная история. – 2005. – № 3. – С. 3–25. 7.Согрин, В.В. Противоречивые итоги президентства В. Путина / В.В. Согрин // Общественные науки и современность. – 2009. – № 1. – С. 69–88. 8.Травин, Д.Я. Путинская Россия: от рассвета до отката / Д.Я. Травин. – СПб.: Дело, 2009. – 476 с. 9.Тупчиенко, В.А. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов / В.А. Тупчиенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 663 с. 10.Ханин Г. Три периода постсоветской экономики: разрушение, восстановление, созидание / Г. Ханин // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – № 10. – С. 83–90. 11.Чадаев, А. Путин. Его идеология / А. Чадаев – М.: Европа, 2006. – 231с.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |