Тема 1 Методологические аспекты развития промышленной компании
Содержание темы Определение понятия «развитие». Факторы, определяющие тенденции развития промышленной компании. Тенденции и разновидности развития. Понятия инновационной деятельности и инновационного процесса. Стадии и этапы инновационного процесса. Государственное регулирование инновационных процессов в России. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. Методические указания Цель темы – получить представление о понятии «развитие промышленной компании». В результате изучения темы будут получены знания, позволяющие рассматривать инновационную деятельность как основополагающую при разработке, распространении, и реализации инноваций – основы развития, важность которой подчеркивается государственным участием в регулировании инновационных процессов. Приступая к изучению темы необходимо уяснить, что согласно учению австрийского экономиста Шумпетера Й. «экономическое развитие - это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом – то есть инноваций» [13 с.15]. Термин инновационное развитие означает процесс хозяйствования, опирающийся на непрерывный поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятия в изменяющихся условиях внешней среды в рамках избранной миссии и принятой мотивации деятельности, сопряженный с модификацией существующих и формированием новых рынков сбыта. Экономика характеризуется циклическим характером развития, представляющим собой чередование следующих состояний: прогресс (подъем) – стагнация(стабилизация) – рецессия(падение) – кризис(дно). Прогресс – поступательное движение, улучшение в процессе развития. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-либо. Среди интенсивных факторов экономического роста наиболее существенным является научно-технический прогресс (НТП), освоенный на накоплении и расширении знаний, на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно экономический прогресс обеспечивает совершенствование техники и технологических процессов. Стагнацию определяют как застой, состояние в котором экономика перестает развиваться, не растут показатели ее эффективности, не происходит заметных новшеств. Инновации не находят себе применения в системе хозяйствования, инициатива остается невостребованной. Характерные черты стагнации: - экономический рост замедляется. Темпы производства остаются практически неизменными, что на фоне развития внешних экономических систем приводит к отставанию в развитии; -сфера занятости и трудоустройства деградирует. Из-за инфляции и других естественных экономических процессов экономика не может поддерживать себя в активном состоянии. Возникает отток капитала, состояние предприятий ухудшается, растет безработица; - общий уровень жизни населения снижается. Происходит это не так резко, как при кризисе, но стабильно неуклонно Экономический кризис – это падение производства в значительных масштабах, сопровождающееся нарушением баланса спроса и предложения на товары и услуги. Основные признаки кризиса экономики: - ущерб в результате экономической деятельности; - прежняя модель деятельности более не эффективна; - решение требуется принять немедленно, иначе последствия будут катастрофическими; - появляется шанс нового этапа развития Кризис организации – крайнее обострение отношений внутри организации или отношение организации с внешней средой. Кризис может наступить на любой стадии ее деятельности. Наиболее тяжелым кризисом организации является банкротство. Развитие, как отдельный процесс имеет следующие стадии: - формирование предпосылок осуществления процесса развития, в основном за счет внешнего воздействия или под действием внутренних факторов; - переход к внутреннему движению; - формирование, преобразование процессом развития условий, из которых он возник; - собственно развитие, устойчивое существование на собственной основе; - прекращение процесса развития, разрушение объекта. Известны различные формы развития, классификация которых приведена в таблице2. Таблица 2 – Формы развития
Совершенно очевидно, что в обеспечении развития важны обе его формы: и революционные, и эволюционные изменения. Например, в развитие техники и технологии периодически происходит смена революционных и эволюционных этапов в развитии: количественное накопление опыта приводит к серьезным качественным изменениям – то есть расширению человеческих знаний, повышению производительности труда. Экзогенная и эндогенная формы развития присутствуют одновременно. Экзогенную (внешнюю) форму представляют следующие источники: - заимствование «чужих» идей; - приобретение патентов и лицензий; - бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия; -налоговые льготы и т.д. К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся: - собственные финансовые средства; - результаты собственных разработок; - внутрифирменное обучение по передаче опыта и др. Экстенсивное развитие в экономике – это расширение поля производства: увеличение работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т.д. Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методом работы и т.д. Факторы определяющие тенденции развития промышленной компании представлены на рисунке 1.
h ADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh AAdFUe3cBwAAeF8AAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhALGaIVDhAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAANgoAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAA BAAEAPMAAABECwAAAAA= ">
Факторы, определяющие тенденции развития промышленной компании
Интенсивные факторы Экстенсивные факторы
Рисунок 1 – Факторы определяющие тенденции развития промышленной компании Многообразный опыт, накопленный как в различных странах мира, так и в России, свидетельствует о том, что основные тенденции развития организации определяются способностью к развитию систем управления данной организации, а именно способностью: - вырабатывать цели; - определять ценности; - координировать деятельность; - готовить персонал; - добиваться эффективных конечных результатов. Наиболее характерными направлениями, обеспечивающими развитие промышленной компании являются: - ориентация на долгосрочные перспективы; - детальное исследование всех сфер и факторов, с которыми организация сталкивается; - инновационная деятельность; - диверсификация деятельности организации. Исследование инновационного развития промышленной компании требует прежде всего изучения таких понятий, как новшество, инновация(нововведение), инновационный процесс, инновационная деятельность. Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества оформляются в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, результаты научных, маркетинговых или других видов исследований. Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Специфическое содержание инновации составляют изменения. Шумпетер в 1911 г. выделил 5 типичных изменений: - использование новой техники, технологических процессов; - внедрение новой продукции; - использование нового сырья; - изменение в организации производства; -открытие новых рынков сбыта. В соответствии с международными стандартами закрепленными в «Руководстве Осло», принятым в Осло в 1992 г. инновация считается осуществленной в случае ее внедрения на рынке или в производственном процессе. Инновации разделяется на: - базисные и улучшающие; - продуктовые, технологические, нетехнологические - преактивные и реактивные Базисные (радикальные) инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. Улучшающие инновации – обычно реализуют мелкие и средние изобретения, заметно улучшающие уже существующий продукт. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов. Технологические инновации требуют использования нового оборудования и методов производства. Реактивные инновации - инновации внедряются как ответная реакция на нововведения конкурента. Преактивные инновации носят упреждающий характер и приводят к лидерству на рынке и высоким доходом. Целями инноваций могут быть повышение эффективности производства, увеличение прибыли, расширение доли рынка, создание новых рабочих мест, обеспечения выживания и т.д. Согласно теории Шумпетера процесс новшество – инновация всегда должен закончиться диффузией инновации. Распространение инноваций, т.е. диффузия – это процесс, посредством которого они передаются между членами социальной системы во времени, т.е. это распространение уже однажды освоенной инновации в новых условиях. В результате диффузии возрастает как число производителей, так и число потребителей. Скорость диффузии зависит от: - формы принятия решений - способа передачи информации -свойств самого нововведения Инновационная деятельность (ИД) – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию новшества для обновления номенклатуры и улучшения качества продукции (услуг), совершенствование технологий с последующей эффективной реализацией их на внутреннем и зарубежном рынках. В соответствии с законодательством РФ, инновационная деятельность включает: - научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы по созданию новшеств; - работы по созданию опытных и серийных образцов новой продукции и технологий; - работы, связанные с подготовкой производства и проведений промышленных испытаний; - работы, связанные с сертификаций и стандартизацией инновационных продуктов; - работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов; - все виды посреднической деятельности, связанные с созданием и распространением инноваций. Объектом ИД являются: - все виды новшеств, воплощенных в новых или усовершенствованных товарах, которые приобрели статус инновации; - объекты интеллектуальной собственности (изобретение, промышленные образцы); - средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак и т.д.); - результаты научно-исследовательских работ (НИР), опытно-конструкторских технологических работ и экспериментальных разработок. ИД состоит из: - научной деятельности; - работ по доведению НИОКР и ОКР до уровня инновационных проектов - деятельность по освоению (внедрению) инновационных проектов технологий производства продукции и т.д. Сфера инновационной деятельности представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции(услуг) и развитой инфраструктуры. В условиях рынка основными компонентами ИД выступают новшества, инвестиции и инновации. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Основным товаром рынка новшеств является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами. В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний. Рынок новшеств формирует научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Участие на рынке новшеств осуществляется в следующих основных формах - развитие собственной научной и экспериментальной базы для проведения НИОКР; - проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями; - оформление заказов на проведение НИОКР сторонней организации; - приобретение лицензий на право производства товаров или услуг; - покупка готового товара, технологии, ноу-хау и т.д. При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств, определяющим условием является объем инвестиций в сферу научной деятельности, так и в процессе преобразования новшества в инновацию.В законодательном порядке закреплены следующие нормы инвестиционной политики промышленности: - на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности; - остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе; - преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг и выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам. Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить, как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта. Инновационный процесс имеет циклический характер и может быть представлен как последовательность фундаментальных исследований, прикладных исследований, разработки, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства, маркетинга, сбыта. Субъектов инновационного процесса представляют 4 группы участников: 1) новаторы- они являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научно-исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретения; 2) ранние реципиенты – организации первыми освоившие новшество. Потенциальная прибыльность нововведений на ранних стадиях диффузии неизвестно. Ранние реципиенты стремятся к получению дополнительной прибыли путем продвижения новшества на рынок; 3) раннее большинство – фирмы первыми внедрившими инновацию в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Большую роль играет использование накопленного опыта; 4) отстающие фирмы – они запаздывают с нововведениями, что приводит к производству новых изделий, которые морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Следуют отметить, что диффузия зависит в значительной степени от количества ранних реципиентов. Вероятность доминирования на рынке будет большей для нововведения применяемого большим числом пионерских организаций. Этапы инновационного процесса проиллюстрированы на рисунке 2.
Рисунок 2 - Этапы инновационного процесса Результаты инновационной деятельности и инновационных процессов происходящих в научных, производственных и прочих сферах хозяйствования зависят от инновационной политики государства. Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а так же методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Следует различать научно-техническую и инновационную политику государства. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний и реализацию их в новой технике и технологиях. Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности, т.е. это система мер, способствующих интенсивному осуществлению хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. К основным принципам государственной инновационной политики относятся: - свобода научного и научно-технического творчества; - правовая охрана интеллектуальной собственности; - интеграция научной деятельности и образования; - поддержка конкуренции в сфере науки и техники; - концентрация ресурсов на приоритетных направлениях; - координация инновационной деятельности; - формирование инновационной инфраструктуры; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - развитие индивидуального научного сотрудничества. Этими принципами руководствуются все ведущие страны мира, однако между ними наблюдаются существенные различия в доле расходов на исследования валовом общественном продукте, чем и обусловлены различия государственных стратегий в этой области. В мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные. Суть стратегии активного вмешательства: - государство признает научную и инновационную деятельность главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства; - ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству; изменяется законодательство и внешняя политика; - государство организует и финансирует важнейшие программы и проекты; - оказывается полномасштабная поддержка высшей школе; - даются значительные льготы предприятиям, проводящим собственные НИР. Данной стратегии придерживается Япония и некоторые другие страны. Суть стратегии децентрализованного регулирования: - приоритеты научно-технического развития выбирают ведущие организации и другие субъекты хозяйствования; - государство создает необходимые правовые, экономические и другие условия, а именно: - выделяются государственные ресурсы для создания развитой инфраструктуры инновационной сферы; - представляются налоговые льготы и прочие стимуляторы инновационного процесса; - выделяются бюджетные средства для формирования начального спроса на инновации; - формирует условия для повышения инновационной активности всех участников инновационной сферы. Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и других странах. Смешанная стратегия реализуется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор: - по отношению к государственным предприятиям используется стратегия активного вмешательства; - по отношению к частному сектору – стратегия децентрализованного регулирования. Подобная практика получила развитие в Швеции и других странах. Методы воздействия государства в области инновационной деятельности перечислены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Методы воздействия государства в области инновационной деятельности Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующие их развитию. Административное вмешательство государство в инновационную деятельность осуществляется посредством патентной политики государства и политики стандартизации. Это позволяет хозяйствующим субъектам охранять монополию на новизну и в тоже время достигается унификация продукции производителей. Экономические методы отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности систематизированы в таблице 3. Таблица 3 – Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности
Литература: [1]; [3]; [5]; [8]; [10]; [13].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |