Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1 Методологические аспекты развития промышленной компании



2019-10-11 226 Обсуждений (0)
Тема 1 Методологические аспекты развития промышленной компании 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание темы

Определение понятия «развитие». Факторы, определяющие тенденции развития промышленной компании. Тенденции и разновидности развития. Понятия инновационной деятельности и инновационного процесса. Стадии и этапы инновационного процесса. Государственное регулирование инновационных процессов в России. Зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности.

Методические указания

Цель темы – получить представление о понятии «развитие промышленной компании». В результате изучения темы будут получены знания, позволяющие рассматривать инновационную деятельность как основополагающую при разработке, распространении, и реализации инноваций – основы развития, важность которой подчеркивается государственным участием в регулировании инновационных процессов.

Приступая к изучению темы необходимо уяснить, что согласно учению австрийского экономиста Шумпетера Й. «экономическое развитие - это положительные качественные изменения, новшества в производстве, в продукции, в услугах, в управлении, в экономике в целом – то есть инноваций» [13 с.15]. Термин инновационное развитие означает процесс хозяйствования, опирающийся на непрерывный поиск и использование новых способов и сфер реализации потенциала предприятия в изменяющихся условиях внешней среды в рамках избранной миссии и принятой мотивации деятельности, сопряженный с модификацией существующих и формированием новых рынков сбыта.

Экономика характеризуется циклическим характером развития, представляющим собой чередование следующих состояний: прогресс (подъем) – стагнация(стабилизация) – рецессия(падение) – кризис(дно).

Прогресс – поступательное движение, улучшение в процессе развития. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-либо.

Среди интенсивных факторов экономического роста наиболее существенным является научно-технический прогресс (НТП), освоенный на накоплении и расширении знаний, на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно экономический прогресс обеспечивает совершенствование техники и технологических процессов.

Стагнацию определяют как застой, состояние в котором экономика перестает развиваться, не растут показатели ее эффективности, не происходит заметных новшеств. Инновации не находят себе применения в системе хозяйствования, инициатива остается невостребованной.

Характерные черты стагнации:

- экономический рост замедляется. Темпы производства остаются практически неизменными, что на фоне развития внешних экономических систем приводит к отставанию в развитии;

-сфера занятости и трудоустройства деградирует. Из-за инфляции и других естественных экономических процессов экономика не может поддерживать себя в активном состоянии. Возникает отток капитала, состояние предприятий ухудшается, растет безработица;

- общий уровень жизни населения снижается. Происходит это не так резко, как при кризисе, но стабильно неуклонно

Экономический кризис – это падение производства в значительных масштабах, сопровождающееся нарушением баланса спроса и предложения на товары и услуги.

Основные признаки кризиса экономики:

- ущерб в результате экономической деятельности;

- прежняя модель деятельности более не эффективна;

- решение требуется принять немедленно, иначе последствия будут катастрофическими;

- появляется шанс нового этапа развития

Кризис организации – крайнее обострение отношений внутри организации или отношение организации с внешней средой. Кризис может наступить на любой стадии ее деятельности.

Наиболее тяжелым кризисом организации является банкротство.

Развитие, как отдельный процесс имеет следующие стадии:

- формирование предпосылок осуществления процесса развития, в основном за счет внешнего воздействия или под действием внутренних факторов;

- переход к внутреннему движению;

- формирование, преобразование процессом развития условий, из которых он возник;

- собственно развитие, устойчивое существование на собственной основе;

- прекращение процесса развития, разрушение объекта.

Известны различные формы развития, классификация которых приведена в таблице2.

Таблица 2 – Формы развития

Классификационный признак Форма развития Характеристика

Результаты развития

Эволюционная Постепенные количественные изменения
Революционная Принципиальные качественные изменения

Источник развития

Экзогенная Источник развития находится вне объекта
Эндогенная Источник развития находится внутри объекта

Механизм развития

Экстенсивная Проявление и увеличение уже имеющегося
Интенсивная Использование качественно новых элементов

 

Совершенно очевидно, что в обеспечении развития важны обе его формы: и революционные, и эволюционные изменения. Например, в развитие техники и технологии периодически происходит смена революционных и эволюционных этапов в развитии: количественное накопление опыта приводит к серьезным качественным изменениям – то есть расширению человеческих знаний, повышению производительности труда.

Экзогенная и эндогенная формы развития присутствуют одновременно. Экзогенную (внешнюю) форму представляют следующие источники:

- заимствование «чужих» идей;

- приобретение патентов и лицензий;

- бюджетное финансирование целевых программ, действие которых распространяется на предприятия;

-налоговые льготы и т.д.

К эндогенным (внутренним) источникам развития относятся:

- собственные финансовые средства;

- результаты собственных разработок;

- внутрифирменное обучение по передаче опыта и др.

Экстенсивное развитие в экономике – это расширение поля производства: увеличение работающих, прирост производственных площадей, оборудования и т.д.

Интенсивное развитие связано с применением более эффективных средств производства: новой техники и технологии, обучения персонала новым методом работы и т.д.

Факторы определяющие тенденции развития промышленной компании представлены на рисунке 1.

 

h ADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAh AAdFUe3cBwAAeF8AAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgA AAAhALGaIVDhAAAACwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAANgoAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAA BAAEAPMAAABECwAAAAA= ">

Совершенствова-ние процесса функциониров-ания используемых ресурсов
Увеличение времени использования ресурсов
Совершенствова-ние качественных характеристик используемых ресурсов
Устранение непроизводи - тельного использования ресурсов
Увеличение количества используе-мых ресурсов
Технология производства
Организация труда
Организация управления
Совершенствова-ние воспроизвод-ственного процесса
Ускорение оборачиваемости    


                                      Факторы, определяющие тенденции

                              развития промышленной компании

 

Интенсивные факторы                                                Экстенсивные факторы

 

Рисунок 1 – Факторы определяющие тенденции развития промышленной компании

Многообразный опыт, накопленный как в различных странах мира, так и в России, свидетельствует о том, что основные тенденции развития организации определяются способностью к развитию систем управления данной организации, а именно способностью:

- вырабатывать цели;

- определять ценности;

- координировать деятельность;

- готовить персонал;

- добиваться эффективных конечных результатов.

Наиболее характерными направлениями, обеспечивающими развитие промышленной компании являются:

- ориентация на долгосрочные перспективы;

- детальное исследование всех сфер и факторов, с которыми организация сталкивается;

- инновационная деятельность;

- диверсификация деятельности организации.

Исследование инновационного развития промышленной компании требует прежде всего изучения таких понятий, как новшество, инновация(нововведение), инновационный процесс, инновационная деятельность.

Новшество – оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

 Новшества оформляются в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, результаты научных, маркетинговых или других видов исследований.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Специфическое содержание инновации составляют изменения. Шумпетер в 1911 г. выделил 5 типичных изменений:

- использование новой техники, технологических процессов;

- внедрение новой продукции;

- использование нового сырья;

- изменение в организации производства; 

-открытие новых рынков сбыта.                                                                                  

В соответствии с международными стандартами закрепленными в «Руководстве Осло», принятым в Осло в 1992 г. инновация считается осуществленной в случае ее внедрения на рынке или в производственном процессе.

Инновации разделяется на:

- базисные и улучшающие;

- продуктовые, технологические, нетехнологические

- преактивные и реактивные        

Базисные (радикальные) инновации реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники.

Улучшающие инновации – обычно реализуют мелкие и средние изобретения, заметно улучшающие уже существующий продукт.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов.

Технологические инновации требуют использования нового оборудования и методов производства.

Реактивные инновации - инновации внедряются как ответная реакция на нововведения конкурента.

Преактивные инновации носят упреждающий характер и приводят к лидерству на рынке и высоким доходом.

Целями инноваций могут быть повышение эффективности производства, увеличение прибыли, расширение доли рынка, создание новых рабочих мест, обеспечения выживания и т.д.

Согласно теории Шумпетера процесс новшество – инновация всегда должен закончиться диффузией инновации.

Распространение инноваций, т.е. диффузия – это процесс, посредством которого они передаются между членами социальной системы во времени, т.е. это распространение уже однажды освоенной инновации в новых условиях. В результате диффузии возрастает как число производителей, так и число потребителей.

Скорость диффузии зависит от:

- формы принятия решений

- способа передачи информации

-свойств самого нововведения

Инновационная деятельность (ИД) – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию новшества для обновления номенклатуры и улучшения качества продукции (услуг), совершенствование технологий с последующей эффективной реализацией их на внутреннем и зарубежном рынках.

В соответствии с законодательством РФ, инновационная деятельность включает:

- научно-исследовательские, прикладные и экспериментальные работы по созданию новшеств;

- работы по созданию опытных и серийных образцов новой продукции и технологий;

- работы, связанные с подготовкой производства и проведений промышленных испытаний;

- работы, связанные с сертификаций и стандартизацией инновационных продуктов;

- работы, связанные с проведением маркетинговых исследований и организацией рынков сбыта инновационных продуктов;

- все виды посреднической деятельности, связанные с созданием и распространением инноваций.

Объектом ИД являются:

- все виды новшеств, воплощенных в новых или усовершенствованных товарах, которые приобрели статус инновации;

- объекты интеллектуальной собственности (изобретение, промышленные образцы);

- средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак и т.д.);   

- результаты научно-исследовательских работ (НИР), опытно-конструкторских технологических работ и экспериментальных разработок.

   ИД состоит из:

- научной деятельности;

- работ по доведению НИОКР и ОКР до уровня инновационных проектов

- деятельность по освоению (внедрению) инновационных проектов технологий производства продукции и т.д.

Сфера инновационной деятельности представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции(услуг) и развитой инфраструктуры.

В условиях рынка основными компонентами ИД выступают новшества, инвестиции и инновации. Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций.

Основным товаром рынка новшеств является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.

Рынок новшеств формирует научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы. Участие на рынке новшеств осуществляется в следующих основных формах

- развитие собственной научной и экспериментальной базы для проведения НИОКР;

- проведение исследований на кооперационных началах с другими организациями;

- оформление заказов на проведение НИОКР сторонней организации;

- приобретение лицензий на право производства товаров или услуг;

- покупка готового товара, технологии, ноу-хау и т.д.

При всем разнообразии форм участия организаций на рынке новшеств, определяющим условием является объем инвестиций в сферу научной деятельности, так и в процессе преобразования новшества в инновацию.В законодательном порядке закреплены следующие нормы инвестиционной политики промышленности:

- на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты федерального значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;

- остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основе;

- преимущественными формами предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг и выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам.                                   

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить, как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта. Инновационный процесс имеет циклический характер и может быть представлен как последовательность фундаментальных исследований, прикладных исследований, разработки, проектирования, строительства, освоения, промышленного производства, маркетинга, сбыта.

Субъектов инновационного процесса представляют 4 группы участников:

1) новаторы- они являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, научно-исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретения;

2) ранние реципиенты – организации первыми освоившие новшество. Потенциальная прибыльность нововведений на ранних стадиях диффузии неизвестно. Ранние реципиенты стремятся к получению дополнительной прибыли путем продвижения новшества на рынок;

3) раннее большинство – фирмы первыми внедрившими инновацию в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Большую роль играет использование накопленного опыта;

4) отстающие фирмы – они запаздывают с нововведениями, что приводит к производству новых изделий, которые морально устарели.

Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Следуют отметить, что диффузия зависит в значительной степени от количества ранних реципиентов. Вероятность доминирования на рынке будет большей для нововведения применяемого большим числом пионерских организаций. Этапы инновационного процесса проиллюстрированы на рисунке 2.

Создание новации
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Научная и  научно-техническая
Внедрение
Рост
Замедление роста
Спад
Бюджет-ное финан-сирование
ОКР
Инновационный лаг
Инвестиции
Момент возврата инвестиций
Время, t
НИР фунд.
НИР прикл.
Рискоинвестиции
Этап 4
Коммерциализация новации
Инвестиции в производство
Объем прибыли
Объем продаж
Жизненный цикл новации

 


  

Рисунок 2 - Этапы инновационного процесса

Результаты инновационной деятельности и инновационных процессов происходящих в научных, производственных и прочих сферах хозяйствования зависят от инновационной политики государства.

Под государственной инновационной политикой понимается комплекс целей, а так же методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов.

Следует различать научно-техническую и инновационную политику государства. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний и реализацию их в новой технике и технологиях.

Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности, т.е. это система мер, способствующих интенсивному осуществлению хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. К основным принципам государственной инновационной политики относятся:

- свобода научного и научно-технического творчества;

- правовая охрана интеллектуальной собственности;

- интеграция научной деятельности и образования;

- поддержка конкуренции в сфере науки и техники;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;

- координация инновационной деятельности;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- развитие индивидуального научного сотрудничества.

Этими принципами руководствуются все ведущие страны мира, однако между ними наблюдаются существенные различия в доле расходов на исследования валовом общественном продукте, чем и обусловлены различия государственных стратегий в этой области. В мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные. Суть стратегии активного вмешательства:

- государство признает научную и инновационную деятельность главной и определяющей составляющей экономического роста национального хозяйства;

- ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству;

изменяется законодательство и внешняя политика;

- государство организует и финансирует важнейшие программы и проекты;

- оказывается полномасштабная поддержка высшей школе;

- даются значительные льготы предприятиям, проводящим собственные НИР.

Данной стратегии придерживается Япония и некоторые другие страны.

Суть стратегии децентрализованного регулирования:

- приоритеты научно-технического развития выбирают ведущие организации и другие субъекты хозяйствования;

- государство создает необходимые правовые, экономические и другие условия, а именно:

- выделяются государственные ресурсы для создания развитой инфраструктуры инновационной сферы;

- представляются налоговые льготы и прочие стимуляторы инновационного процесса;

- выделяются бюджетные средства для формирования начального спроса на инновации;

- формирует условия для повышения инновационной активности всех участников инновационной сферы.

Данная стратегия реализуется в США, Великобритании и других странах.

Смешанная стратегия реализуется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор:

- по отношению к государственным предприятиям используется стратегия активного вмешательства;

- по отношению к частному сектору – стратегия децентрализованного регулирования.

Подобная практика получила развитие в Швеции и других странах.

Методы воздействия государства в области инновационной деятельности перечислены на рисунке 3.

Методы воздействия государства в области инновационной деятельности
Административные
Экономические (прямые)
Финансирование (целевое, предметно-ориентированное, проблемно-направленное)
Кредитование
Лизинг
Фондовые операции
Планирование
Программирование
Государственное предпринимательство
Экономические (косвенные)
Налоговое регулирование
Амортизационное регулирование
Кредитная политика
Ценовое регулирование
Регулирование экспортного и импортного режима
Антимонопольное регулирование
­­­­­­­­­­­­

 

 

                                                    

 

 

Рисунок 3 – Методы воздействия государства в области инновационной деятельности

Административные методы осуществления инновационной политики в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующие их развитию. Административное вмешательство государство в инновационную деятельность осуществляется посредством патентной политики государства и политики стандартизации. Это позволяет хозяйствующим субъектам охранять монополию на новизну и в тоже время достигается унификация продукции производителей.

Экономические методы отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов.

Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности систематизированы в таблице 3.

Таблица 3 – Формы государственной поддержки научной и инновационной деятельности

Формы государственной поддержки научной деятельности Формы государственной поддержки инновационной деятельности
Прямое бюджетное финансирование Прямое финансирование

Льготное налогообложение прибыли, получаемой от реализации научных разработок

Предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд
Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами

Освобождение от уплаты налога на собственность и землю, относящиеся к научным организациям

Снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей
Отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям

Освобождение от импортных таможенных тарифов на ввозимое имущество научных организаций, необходимое для проведения научных разработок

Право на ускоренную амортизацию оборудования
Создание сети технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов.

Литература:  [1]; [3]; [5]; [8]; [10]; [13].



2019-10-11 226 Обсуждений (0)
Тема 1 Методологические аспекты развития промышленной компании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1 Методологические аспекты развития промышленной компании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)