Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2 Определение направлений инновационного развития промышленной компании



2019-10-11 256 Обсуждений (0)
Тема 2 Определение направлений инновационного развития промышленной компании 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание темы

Особенности инновационных организаций. Разработка инновационного поведения, исследование инновационной активности. Формирование инновационных стратегий. Инновационные стратегии развития предприятия. Порядок принятия решений по инновационному развитию и выбору инновационной стратегии промышленной компании.

Методические указания

Цель темы - получить представление об основных направлениях инновационного развития промышленной компании.

В результате изучения темы будут получены знания, позволяющие разработать инновационное поведение компании, проанализировать её инновационную активность и инновационный потенциал с целью выбора инновационной стратегии.

При освоении темы необходимо уяснить, что инновационная организация – это организация разрабатывающая, производящая и реализующая инновационные продукты или услуги. В инновационных организациях главным видом деятельности является создание инноваций, в отличие от производственных организаций, осуществляющих выпуск и реализацию продукций.

Задачами инновационных организаций являются:

- разработка и распространение инноваций;

- удовлетворение как текущих, так и будущих потребностей потребителей;

- расширение рынков сбыта инноваций;

- совершенствование интеллектуального и инновационного потенциала организаций;

- обеспечение конкурентоспособности и эффективности на внутреннем и внешних рынках.

Характеристика инновационных организаций приведена в таблице 4

Таблица 4- Характеристика инновационных организаций

Инновационный тип организации Выполняемые производственные функции Вид инновационного продукта
Создатель инноваций Разработка, освоение и производство нововведения с коммерческим назначением Новый продукт, технология, услуга предназначенные для реализации
Пользователь инноваций Приобретение, освоение и эксплуатация нововведения на предприятии Технология, оборудование, документация для выпуска новой продукции и т.д.
Разработчик и пользователь инноваций Разработка и эксплуатация нововведения для собственных нужд и возможная реализация на рынке Программное обеспечение, нестандартное оборудование
Носитель инноваций Разработка и использование организационных и других нововведений для собственного развития Новая информационная технология, новая система оплаты и премирования труда, новая система управления качеством
Предприятие нововведение Создание предприятия принципиально нового типа -
Смешанные организации Комплексное решение задачи: обновление продукции, технологии, организации, управления -

 В современных условиях новыми формами инновационных организаций являются:

- малые инновационные организации;

- научно-технологические парки(технопарки);

- технополисы;

- бизнес-инкубаторы;

- виртуальные инкубаторы.

Инновационные организации создают инновации, апробируют их и осуществляют диффузию их в другие отрасли. Тем самым они формируют предпосылки для развития экономики страны и рождение нового технологического уклада.

Порядок принятия решений по инновационному развитию и выбору инновационной стратегии в промышленной компании представляет собой взаимосвязь методов оценки инновационного поведения, инновационной активности, инновационных стратегий, инновационных проектов и инновационного потенциала.

На этапе оценки инновационного поведения решается вопрос изменения положения предприятия во внешнем окружении при осуществлении стратегий инновационного развития: либо наступательная стратегия – развитие на базе новых продуктов или технологий, либо стратегия заимствования (последователя), основанная на улучшающих инновациях.

На этапе анализа инновационной активности, оценивается современное состояние субъекта в сфере НИОКР и его внутренней среды с целью предварительного вывода о выборе инновационной стратегии – лидер или последователь.

Третий этап заключается в предварительном расчёте вложений, необходимых для эффективного инновационного развития хозяйственного субъекта. Изучаются способы, выбираются участники, устанавливаются сроки реализации новых или улучшающих нововведений.

На четвертом этапе отбирается наиболее эффективный проект развития предприятия на основе оценки коммерческой эффективности и сравнительного анализа проектов в форме бизнес-планов.

На пятом этапе принимается окончательное решение в пользу стратегии лидера, либо стратегии последователя, на основе анализа инновационного потенциала, который позволяет сделать вывод о достаточности финансовых средств предприятия для обеспечения как текущей, так и перспективной инновационной деятельности.

Разработка инновационного поведения направлена на определение внешних стратегических изменений, которые могут возникнуть в промышленной компании в результате внедрения продуктовых и технологических нововведений. Определение инновационного поведения рекомендуется осуществлять в рамках анализа внешней среды, с целью отбора наиболее перспективных направлений развития хозяйственной деятельности предприятия. Данный подход позволит более углубленно проводить SWOT-анализ и в результате выбрать наиболее эффективные долгосрочные ориентиры развития хозяйствующего субъекта на базе внедрения нововведений.

Основная задача оценки инновационного поведения состоит в том, чтобы определить изменения экономических условий и отношений предприятия с конкурентами, партнерами, доставщиками, потребителями, инвесторами при внедрении продуктовых или технологических инноваций.

Инновационное поведение прогнозируется на базе ряда нижеследующих показателей.

Рост патентного портфеля:

 ,                                                          (1)

где  – рост патентного профиля после реализации стратегии инновационного развития, %;

 – изменение объема патентного портфеля в результате разработки технологической инновации, руб.;

 – патентный портфель до реализации инновации, руб..

Рост доли рынка

,                                                           (2)

где  – рост доли рынка после реализации стратегии инновационного развития, %;

 – изменение объема продаж в результате внедрения нового или улучшенного продукта, руб.;

 – общий объем рынка данного товара, руб..

Рост внереализационных доходов:

,                                                            (3)

где  – рост внереализационных доходов от возможной продажи лицензий, %;

 – изменение объема внереализационных доходов в результате возможной продажи лицензий, %;

 – объем внереализационных доходов до реализации инноваций, руб.. 

Рост товарного портфеля:

,                    (4)

где  – рост товарного портфеля при реализации стратегии инновационного развития, %;

 – диверсификация товарного портфеля в результате разработки инновации, ед.;

 – товарные позиции до реализации инновации, ед..

Рост стоимости компании:

,                                                              (5)

где  – рост стоимости компании после реализации стратегии инновационного развития, %;

 – изменение капитализированной стоимости компании при реализации стратегии инновационного развития, руб.;

 – стоимость компании до реализации инновации, руб.

Рост стоимости акций:

 ,                                                              (6)

где  – рост стоимости акций в результате осуществления стратегии инновационного развития, %;

 – изменение стоимости акций после реализации стратегии инновационного развития, руб.;

 – стоимость акций до реализации инноваций, руб.

Важнейшим этапом в разработки стратегии инновационного развития является оценка инновационной активности предприятия.

Под инновационной активностью понимается интенсивность осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по разработки и вовлечению нововведений (новых технологий и продуктов) в хозяйственный оборот.

Оценка инновационной активности является составным элементом анализа внутренней среды предприятия. Прежде всего рекомендуется проанализировать инновационную инфраструктуру предприятия, то есть тот начальный уровень, который оно должно иметь, чтобы осуществлять разработку и реализацию базисных или улучшающих инноваций и выбирать стратегию лидера, либо вовлекать в хозяйственную деятельность усовершенствованные технологии или продукты и выбирать стратегию последователя.

 Недостаток или отсутствие отдельных элементов инновационной сферы подчеркивает необходимость их наращивания. Так, для внедрения принципиально новых инноваций требуется наличие собственного научного подразделения, конструкторского отдела, патентного отдела и т.д. (таблице 5)

Таблица 5- Элементы инновационной инфраструктуры

Элементы инфраструктуры

Инновации

базисные улучшающие
1 2 3
Инновационно-ориентированные подразделения Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел Собственное подразделение ОКР, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции
Профессиональный кадровый состав Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателя Персонал, заинтересованный в инновациях; кадры, обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР; маркетологи
Финансовые ресурсы Федеральные, грантовые, инвестиционные, собственные, заемные Собственные, заемные
Материально-техническое оснащение Опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование Пилотные установки, лабораторное оборудование
Интеллектуальная собственность Изобретения, товарные знаки, знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и планы-проекты Полезные модели, ноу-хау, бизнес-планы освоения инноваций
Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности Информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, ВУЗами, в т.ч. зарубежными, ресурс платежей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития Опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием

 

 Оценка инновационной активности промышленной компании осуществляется с помощью системы показателей и сравнения полученных значений с установленными величинами. В качестве эталонных величин выбираются достигнутые лучшие результаты предприятия в инновационной деятельности, либо среднеотраслевые значения, либо статистические данные ведущих отечественных или зарубежных компаний.

В зависимости от текущего состояния предприятия, его результатов в инновационной сфере, а также результатов сравнения с эталонными показателями выбирается либо стратегия лидера, т.е. внедрение базисных нововведений, либо стратегия последователя- освоение улучшающих технологий, или продуктов.

Совокупность показателей инновационной активности включает ряд коэффициентов.

Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью - (  ):

 ,                                                                   (7)

где  – интеллектуальная собственность, руб.;

 – прочие внеоборотные активы, руб..

При этом, если ≥ 0,10…0,15 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,10…0,05 – выбирается стратегия последователя.

Коэффициент персонала, занятого в НИР и ОКР - ( ).

 ,                                                                    (8)

где  – число занятых в сфере НИР и ОКР, чел.;

- средняя численность работников предприятия, чел..

При этом, если ≥ 0,20…0,25 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,20…0,15 – выбирается стратегия последователя.

Коэффициент имущества, предназначенного для НИР и ОКР - ( ):

 ,                                                       (9)

где  – стоимость оборудования опытно-приборного назначения, руб.;

 – стоимость оборудования производственного назначения, руб..

При этом, если ≥ 0,25…0,30 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,25…0,20 – выбирается стратегия последователя.

Коэффициент освоения новой техники - ( ):

 ,                                                           (10)

где  – стоимость вновь введенных основных фондов, руб.;

 – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб..

 При этом, если ≥ 0,35…0,40 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,35…0,30 – выбирается стратегия последователя.

Коэффициент освоения новой продукции - ( ):

 ,                                                       (11)

где  – выручка от реализации новой или усовершенствованной продукции, руб.;

 – общая выручка от реализации всей продукции, руб..

При этом, если ≥ 0,45…0,50 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,45…0,40 – выбирается стратегия последователя.

Коэффициент инновационного роста - ( ):

 ,                                                              (12)

где  – стоимость научно-исследовательских проектов, руб.;

 – общая стоимость прочих инвестиционных расходов, руб..

При этом, если ≥ 0,55…0,60 – выбирается стратегия лидера;

≤ 0,55…0,50 – выбирается стратегия последователя.

Анализ инновационной активности не позволяет ответить на вопрос: не приведет ли выделение финансовых средств на разработку и освоение инноваций к нарушению платежеспособности предприятия и сможет ли хозяйствующий субъект осуществлять успешное финансирование как текущей производственной, так и долгосрочной инновационной деятельности? С этой целью делается оценка финансового потенциала предприятия.

В хозяйственной практике для решения подобных задач применяется методика оценки финансовой устойчивости предприятия, определяющая способность его обеспечивать производственный процесс: а) собственными оборотными средствами; б) собственными оборотными средствами и долгосрочными кредитами; в) собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными кредитами. Принято выделять четыре типа финансовой устойчивости:

1) абсолютная финансовая устойчивость, когда источниками покрытия затрат являются собственные средства;

2) нормальная финансовая устойчивость, когда источниками покрытия затрат являются собственные средства и долгосрочные кредиты;

3) неустойчивое финансовое состояние, когда источниками покрытия затрат являются собственные средства, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

4) кризисное финансовое состояние, когда у предприятия отсутствуют источники покрытия затрат.

Подставив в формулы расчета абсолютного, нормального и неустойчивого финансового состояния затраты на разработку и внедрение базисных ( ) и улучшающих ( ) инноваций, которые определяются на этапе разработки инновационных проектов, можно определить достаточность (потенциал) финансовых ресурсов не только для текущих производственных потребностей, но и инновационных затрат, необходимых для осуществления инновационных проектов. Расчет источников формирования затрат для обеспечения производственного процесса и инновационного развития примет следующий вид.

1. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств ( ) для обеспечения текущей (производственной) и инновационной деятельности:

 ;                              (13)

 ,

где  – запасы и затраты.

2. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников ( ) формирования производственных запасов и внедренческих затрат:

 ; (14)

 ,

где  – долгосрочные заемные источники формирования запасов и затрат.

3. Излишек (+) или недостаток (-) общий величины основных источников для формирования запасов и затрат ( ):

 ; (15)

 ,

где  – краткосрочные кредиты и займы.

При определении инновационного потенциала используется трехмерный показатель:

 ,     (16)

где = ;

= ;

= .

Значение функции S(x) определяется следующим образом:

S(x)=1, если х≥0;

S(x)=0, если х˂0.

С учетом определяемых значений функции S(x) можно выделить четыре типа инновационного потенциала предприятия:

S=(1;1;1) – высокие инновационные возможности;

S=(0;1;1) – средние инновационные возможности;

S=(0;0;1) – низкие инновационные возможности;

S=(0;0;0) – нулевые инновационные возможности.

В таблице 6 представлены возможные типы инновационного потенциала предприятия и рекомендуемые стратегии инновационного развития.

Таблица 6 - Типы инновационного потенциала предприятий

Источники покрытия затрат и показатель инновационного потенциала Краткая характеристика типа инновационного потенциала предприятий Рекомендуемая стратегия инновационного развития

Высокие инновационные возможности

Собственные средства S=(1;1;1) Высокая обеспеченность собственными ресурсами. Реализацию стратегий инновационного развития предприятие может осуществлять без внешних заимствований Лидер- освоение новых технологий

Средние инновационные возможности

Собственные средства плюс долгосрочные кредиты S=(0;1;1)   Нормальная финансовая обеспеченность производства необходимыми ресурсами. Для эффективного вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот необходимо использование некоторого объема заемных средств Последователь или лидер- освоение новых или улучшающих технологий

Низкие инновационные возможности

Собственные средства плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы S=(0;0;1) Удовлетворительная финансовая поддержка текущих производственных запасов и затрат. Для реализации стратегии инновационного развития требуется привлечение значительных финансовых средств из внешних источников Последователь- освоение улучшающих технологий

Нулевые инновационные возможности

- S=(0;0;0) Дефицит или отсутствие источников формирования затрат -

Инновационная стратегия– это целенаправленная деятельность по определению важнейших путей и выбору приоритетов перспективного развития предприятия и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий на основе инноваций.

Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия и относится к функциональным стратегиям. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств. Классификация инновационных стратегий дана на рисунке 4.

Инновационные стратегии
Активные (технологические)
Пассивные (маркетинговые)
Стратегии лидерства
Имитационные стратегии (последователя) : - следование за лидером; - копирование; - зависимость; - усовершенствование.

 

 


Рисунок 4 - Классификация инновационных стратегий

Поведение промышленной компании в новых рыночных условиях характеризуется двумя группами стратегий: активные и пассивные. Активные стратегии выбираются, когда в качестве главного фактора успеха выступает использование новой технологии или нового продукта. При этом выделяются два принципиально различных типа стратегий: лидерства и последователя (имитации).

Если технология, продукт или услуга являются совершенно новыми для рынка, то реализуется стратегия лидерства. Если инновация уже известна рынку, но предприятиям она используется впервые- выбирается стратегия последователя.

Пассивные стратегии представляют собой постоянные инновации в области маркетинга. Это может быть стратегия нововведений в области дифференциации товара, или стратегия сегментации, представляющая собой поиск новых рыночных сегментов или целевых рынков, или использование новых методов охвата групп покупателей, или новых методов сбыта продукции и коммуникационной политики.

Рассмотрим более подробно каждую и активных инновационных стратегий.

Стратегия лидера предполагает выбор предприятием политики постоянного вывода на рынок абсолютно новой продукции (технологии) и означает:

- разработку новой идеи;

- проведение НИОКР;

- выпуск пробного образца;

- запуск серийного производства;

- внедрение нововведения на рынок;

- постоянный контроль жизни товара на рынке.

Необходимым условием становится составление маркетинговой программы по инновационному продукту. Результатом реализации данной стратегии является, как правило, высокая прибыль и конкурентные преимущества.

Выбор стратегии лидера имеет ряд негативных моментов, связанных с отсутствием рыночного опыта реализации нового продукта, а именно с высокой степенью риска и неопределенности. При этом различают:

а) технологическую неопределенность, заключающуюся в отсутствии гарантии воплощения разработанной новой технологической идеи в конечный продукт;

б) рыночную неопределенность, связанную с трудностью прогнозирования покупательской реакции на совершенно новый продукт;

в) неопределенность реакции на инновацию со стороны конкурентов и контрагентов.

Характерными чертами имитационной стратегии следования за лидером являются следующие:

а) последователь начинает производство и реализацию нового продукта после технологического лидера;

б) параллельно проводится технологическая и маркетинговая корректировка нововведения благодаря изучению ошибок лидера и превращения просчетов лидера в свои конкурентные преимущества;

в) последователь снижает себестоимость новой продукции за счет гибкости и экономии на масштабах;

г) определяющим фактором успеха стратегии последователя является узнаваемость и высокая репутация корпоративного бренда;

д) минимизируется риск и неопределенность с которыми сталкиваются лидеры.

Основными условиями избрания стратегии копирования являются:

- отсутствие подразделения НИОКР;

- значительный потенциал в области маркетинга и продвижения товара;

- наличие необходимых условий для массового производства нового продукта.

Реализация данной стратегии заключается в приобретении лицензии на право производство нового товара, при этом активно используются ценовые факторы для повышения рентабельности производства благодаря доступу к более дешевому сырью, материалам, трудовым ресурсам, наличию мощной адаптированной производственной базы.

Как показывает мировая практика, 60% запатентованных инноваций копируется в течении 4 лет.

Основными особенностями стратегии зависимости являются:

а) очень низкая инновационная активность избравших данную стратегию фирм;

б) внедрение инновации происходит по требовании компании-лидера или по требованию потребителей;

в) рынок полностью перестраивается на продукцию нового уровня.

Стратегия усовершенствования выбирается с главной целью снижения себестоимости производимого товара за счет снижения затрат на рабочую силу, автоматизации производства, переработки отходов и вторичного сырья и т.д.

Используя вышеперечисленные и некоторые другие методы предприятия - последователи оптимизируют структуру своих расходов с целью снижения цен на свою продукцию.

В таблице 7 представлена матрица выбора инновационной стратегии в зависимости от состояния внутренней и внешней среды промышленной компании.

Таблица 7- Матрица выбора инновационной стратегии

Внутренняя среда обновления

Внешняя среда

Стабильная Нестабильная макроэкономическая среда, стабильный спрос, умеренная конкуренция Стабильная макроэкономическая среда, изменчивая рыночная среда, активная конкуренция Высокая неопределенность, риск и изменчивость среды
Модернизация Умеренно наступательная Сфокусированная стратегия дифференциации Следование за лидером Защитная от внешних угроз
Частичное обновление технологий, модернизация оборудования, обновление продукции Наступательная стратегия широкой дифференциации Стратегия широкой дифференциации Сфокусированная стратегия дифференциации Следование за лидером
Системное обновление производства на основе кластеров новшеств Наступательная, лидирующая Укрепление позиций, лидирующая  Ситуационная, лидирующая Умеренно наступательная стратегия дифференциации
Внедрение радикальных технологических решений и реконструкция производства Атакующая, лидирующая Умеренно наступательная, лидирующая Укрепление позиций, лидирующая Новаторская, ситуационная

Литература [2];[8];[9];[11];[12]; [13].



2019-10-11 256 Обсуждений (0)
Тема 2 Определение направлений инновационного развития промышленной компании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2 Определение направлений инновационного развития промышленной компании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (256)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)