Международные резервы страны
Насколько величина международных резервов страны соответствует критериям ее национальной безопасности? Из 60 стран, включенных в рейтинг МВФ по величине достаточности международных резервов, на 1 января 2019 г. Россия заняла 6 место. (табл.3.4). Таблица 3.4. Достаточность международных резервов отдельных стран для покрытия импорта товаров и услуг на 1 января 2016 года
468,5 |
28,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китай | 15 | 7 | 1 | 3 168,0 | 212,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уругвай | 15 | 8 | 50 | 15,6 | 1,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перу | 14 | 9 | 32 | 59,7 | 4,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия | 1 | 58 | 14 | 198,2 | 135,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Австрия | 1 | 59 | 46 | 23,2 | 19,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финляндия | 1 | 60 | 52 | 10,3 | 9,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Греция | 1 | 61 | 53 | 7,6 | 7,2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Нидерланды | 1 | 62 | 39 | 38,5 | 55,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мальта3) | 1 | 63 | 66 | 1,0 | 1,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бельгия | 1 | 64 | 43 | 26,9 | 39,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кипр | 1 | 65 | 69 | 0,9 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словакия | 1 | 66 | 59 | 5,2 | 8,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эстония | 0 | 67 | 70 | 0,8 | 1,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Словения | 0 | 68 | 68 | 0,9 | 3,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирландия | 0 | 69 | 60 | 5,2 | 27,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Люксембург | 0 | 70 | 67 | 0,9 | 9,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего по выбранным странам |
|
|
|
12 038,4 |
|
В соответствии с мировой практикой минимально достаточной считается величина резервных активов, соответствующая стоимости импорта товаров и услуг за 3 месяца.
Банком России используется пять различных показателей достаточности международных резервов РФ (табл. 3.5):
• Финансирование трехмесячного импорта — трехкратная величина среднемесячного импорта товаров и услуг, исчисленного методом скользящей средней из фактических значений за предыдущие 12 месяцев.
• Критерий Гвидотти — сумма платежей по внешнему долгу страны (включая процентные платежи) в предстоящие 12 месяцев.
• Критерий Редди — сумма трехмесячного импорта и платежей по внешнему долгу в предстоящие 12 месяцев.
• Финансирование 20% обязательств, включаемых в широкую денежную массу — 20% величины денежного агрегата M2Х.
• Композитный индикатор МВФ (ARA EM) предложен Международным валютным фондом как основа для оценки достаточности международных резервов стран с развивающимися финансовыми рынками в рамках консультаций по ст. 4 Устава МВФ. Рассчитывается по следующей формуле:
ARA EM = 150% ∙ (5% ЭТУ + 5% M2Х + 30% ВД + 15% ДПО),
где ЭТУ — экспорт товаров и услуг за предыдущие 12 месяцев;
M2Х — широкая денежная масса;
ВД — платежи по внешнему долгу в предстоящие 12 месяцев;
ДПО — долгосрочные портфельные обязательства.
Таблица 3.5
Показатели достаточности международных резервов РФ, млрд долл. (на 1 января каждого года)
Год | Фактическая величина международных резервов | Величина международных резервов, достаточная для финансирования | ||||
Трехме- сячного импорта | Критерий Гви- дотти | Критерий Редди | 20% обязательств, включенных в широкую денежную массу | Композитный индикатор МВФ | ||
2009 | 426,3 | 91,6 | 167,1 | 258,7 | 111,0 | 180,8 |
2010 | 439,5 | 61,8 | 154,4 | 216,2 | 126,5 | 191,1 |
2011 | 479,4 | 80,2 | 158,2 | 238,4 | 156,3 | 224,5 |
2012 | 498,6 | 102,5 | 177,0 | 279,5 | 177,0 | 239,2 |
2013 | 537,6 | 112,2 | 204,5 | 315,7 | 212,1 | 276,3 |
2014 | 509,6 | 117,4 | 234,6 | 352,0 | 228,4 | 296,8 |
2015 | 385,5 | 107,2 | 175,6 | 282,8 | 152,5 | 213,3 |
2016 | 368,4 | 70,5 | 127,7 | 198,2 | 141,0 | 171,5 |
2017 | 377,4 | 66,5 | 133,8 | 200,4 | 167,8 | 196,4 |
2018 | 432,7 | 81,7 | 136,5 | 218,3 | 189,8 | 215,0 |
Как видно из данных таблицы, по всем пяти критериям на протяжении 2009—2018 гг. международные резервы носили избыточный характер. Так, даже по самому строгому критерию Редди, международные резервы России на 1 января 2018 г. превысили норму в 1,98 раза.
Вывоз капитала
Крайне негативной тенденцией остается продолжающийся чистый вывоз капитала в рамках частного сектора. Этот вывоз за последние годы составил:
По предварительным данным ЦБ, в первом квартале 2019 года чистый отток капитала из России составил $25,2 млрд. Почти столько же, $25,1 млрд, вывели из России за весь 2017 год.
Речь идет о так называемом сальдо финансовых операций частного сектора — именно так ЦБ стал именовать разницу между ввозом и вывозом капитала частными лицами с декабря прошлого года. Это необязательно физический вывоз денег из страны: сюда входит приобретение иностранных активов вплоть до простой покупки долларов.[33]
Проведенный анализ показал, что, согласно официальным данным ЦБ РФ, в 2001—2018 гг. из России был выведен капитал в размере более 1,5 трлн долл. (рис.3.6.)[34].
Рис.3.6. Отток капитала из России, млрд долл.
Отток капитала – это вывоз денежной массы из страны в границы другого государства для более выгодного их вложения в более выгодные экономические инструменты и механизмы.
Основные факторы, вызывающие отток капитала из РФ:
- отсутствие стабильности в экономике и политике РФ. Ситуация 2014 года спровоцировала самый крупный отток капитала размером в 150 миллиардов долларов;
- отсутствие доверия к российской банковской системе. В 2008 году банковская система оказалась в кризисе и многие инвесторы, предприниматели и физлица потеряли в банках значительные средства, потерянное доверие не вернулось на прежний уровень;
- сложные налоги и бюрократическая система их учета, создающая большое давление на бизнес;
- слабая судебная система. Предприниматели плохо защищены с существующей правовой системой.
- высокий по сравнению с развитыми странами инфляционный уровень, который способствует обесцениванию вложенных капиталов.
Последствия оттока капитала: вывоз денежной массы отечественными бизнесменами приводят к
- уменьшению поступления денежных средств в бюджет России,
- отсутствию инвестиций извне,
- закрытию предприятий, к сокращению поступления налоговых поступлений, росту безработицы и уменьшением отчислений из бюджета на социальные нужды.
Стоимость российских активов за рубежом достигла 1,23 трлн долл. (данные ЦБ РФ на 1 октября 2016 г.).
По оценкам российских аналитиков, совокупная стоимость иностранных инвестиций российских физических лиц на конец 2011 г. составила 1,3—1,55 трлн долл. Это включает средства, хранящиеся на счетах в иностранных банках (750 млрд долл.), и стоимость приобретенной недвижимости (150—250 млрд долл.).
Учитывая тот факт, что 2012—2016 гг. были периодом рекордно высокой инвестиционной активности россиян на внешних рынках, можно оценить, что в конце 2016 г. активы российских физических лиц, накопленные за рубежом, стоили не менее 1,7—1,9 трлн долл. (в том числе на банковских счетах — 0,9—1 трлн долл.) [35] .
2019-10-11 | 375 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Международные резервы страны |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы