Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль психолога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями



2019-08-13 335 Обсуждений (0)
Роль психолога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Чем выше уровень профессионализма, тем более отчетливо и осознанно специалист понимает цель, а следовательно, и смысл своей деятельности. Нельзя не согласиться с известным философом и педагогом Г. Гурджиевым, что « вопрос о цели – очень важный вопрос».Пока человек не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то «делать». Как же можно что-нибудь «сделать», не имея цели? «Делание» прежде всего предполагает цель» (7;с.174-178).

Цель психологической диагностики – выявление специфики развития ребенка, отражающей ключевые особенности формирования психических структур, построение предложений о вероятных причинах и механизмах, приведших к данному варианту дизонтогенеза (12;с.18).

 Это ,в свою очередь, означает постановку развернутого психологического диагноза и определение вероятного прогноза развития, а также направлений адекватной развивающей и коррекционной работы, психологического сопровождения.

К специфическим диагностическим задачам, решаемым психологом специального образования, следует отнести:

· Контроль динамики психического развития и эффективность специализированной помощи в коррекционной помощи ребенку;

· Определение на основе оценки динамики психического развития ребенка его дальнейшего образовательного маршрута, в частности, решение вопроса о необходимости ( целесообразности) дальнейшего пребывания ребенка в данном образовательном учреждении ( экспертная деятельность);

· Выявление в процессе сопровождения ребенка поведенческих и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде и социуме (14.с.46-64).

К основным принципам диагностической деятельности психолога следует отнести:

1) Системность динамической деятельности, выражающуюся в понимании непрерывности и специфичности психического развития ребенка на всем протяжении его жизни, учете неразрывной взаимосвязи всех процессов, функций и сфер его психики (структурно- динамический принцип) при оценке его психического развития.

2) Построение гипотезы и процедуры психологического обследования, а также анализа его результатов на основе целостного представления о ребенке с привлечением знаний различных отраслей психологии, специальной (коррекционной) педагогики;

3) Использование в полной степени алгоритма изменения диагностической гипотезы свете получаемых данных;

4) Построение процедуры обследования в соответствии с актуальным возрастом, особенностями поведения ребенка, обучаемости, адекватности, критичности; использование адекватных этим характеристикам методов, диагностических приемов и средств;

5) Использование полифункциональных диагностических средств, позволяющих получать многофункциональную информацию за счет особенностей построения методик, специфики предъявления стимульного материала и проведения исследования;

6) Системный многоуровневый анализ получаемых данных с применением технологий интегративной оценки результатов, дающий максимальную информацию не только о специфике развития и формирования различны функций и систем на феноменологическом уровне, но и позволяющий выявить комплекс и иерархию причин и механизмов, проводящих к данному варианту развития (22).

Все это, как уже говорилось, позволяет оценить уровень актуального развития ребенка с обязательным выходом на тип и структуру развития, то есть поставить психологический диагноз и определить вероятный прогноз развития.

 Использование в диагностической деятельности этих подходов,остроение на их основе методических приемов, средств и диагностического инструментарии позволяет определить такой подход как интегративный, а психологическую диагностику(оценку) – как в целом интегративную диагностику.

В то же время сам процесс подобной оценки может быть представлен как проходящий ,по крайне мере, в 2 этапа(21):

- первый этап – выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога ( даже если в условиях специального образовательного учреждения будут дети, нуждающиеся в большей помощи со стороны вспомогательного плана, чем основной контингент учреждения);

- второй этап – проведение индивидуальной углубленной оценки состояния ребенка и его адаптационных возможностей ( уровня социально-психологической и образовательной адаптации) в данном образовательном учреждении.

 Естественно, что первый этап такой оценки вполне возможен при групповом обследовании, в то время как второй этап – исключительно индивидуален.

Основываясь на изучении отечественной и зарубежной литературы по проблемам детства, на анализе основанных проблем, трудностей, успехов и неудач, сомнений, разочарований психологов, можно утверждать, целью психолога является психическое и психологическое здоровье детей.

Психолог оценивает современное образование, любую учебно - воспитательскую программу и систему с точки зрения того, обеспечивают ли они условия, необходимые для сохранения и укрепления психического и психологического здоровья детей и школьников. Только в этом случае он действительно представляет и защищает собой интересы ребенка как развивающейся личности.

Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей – проблема комплексная и многоаспектная. Она привлекала и привлекает внимание исследователей из самых разных областей науки и практики. Существуют разные подходы к пониманию и решению этой проблемы. В целом, все признают, что здоровье человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, радостного ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности. Но как достичь такого здоровья и сохранить его – проблема.

Психологическая служба в системе образования создана и функционирует для того, чтобы обучение и воспитание детей велись с учетом имеющихся научно-психологических знаний. Психологи принимают участие в решении проблем, касающихся жизни ребенка, практически с момента его рождения и как минимум до окончания школы.

В течение всего этого времени за психологическим развитием ребенка должно вестись систематическое наблюдение, в ходе которого регулярно проводятся психодиагностические обследования, оцениваются характер и темпы психического развития ребенка, даются рекомендации по его обучения и воспитанию, контролируется их реализация.

Психологическая служба в образовании обеспечивает своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их интеллектуального и личностного потенциала, имеющихся у ребенка задатков, способностей, интересов и склонностей (27;с.3-5).

 Еще одна сложная задача психологической службы в образовании состоит в том, чтобы постоянно контролировать соответствие процессов обучения и воспитания природным и социальным закономерностям психического развития детей.

Психолог, который работает в образовательном учреждении должен с научных психологических позиций оценивать содержание и методы обучения и воспитания детей, применяемые в различных детских учреждениях, давать рекомендации по их совершенствованию с учетом научных данных о развитии детей разного возраста. Кроме того, психологу образовательного учреждения пригодится много заниматься выявлением и устранением факторов, которые могут вести к отклонениям от нормального психического развития ребенка. Решая задачу, он опирается на знание законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые представлены в патопсихологии и дефектологии как пограничных между психологией и медициной научных дисциплинах (22).

Следующая задача, решаемая психологической службой в системе образования, состоит в прямой психологической помощи участникам образовательного процесса: ученикам, учителям, родителям и представителям администрации. Психолог при этом выступает в роли педагога, психотерапевта, консультанта, занимается психологической коррекцией. В своей практической работе он использует специальные методы воздействия на психику и поведение людей. Психологическая служба обеспечивает дополнение и обновление имеющихся у педагогов и руководителей образовательных учреждений психологических знаний, быстро устаревающих и утраивающихся.

Специальная задача психологической службы состоит в решении совместно с представителями других областей знаний – педагогами, дефектологами, врачами, юристами – различных вопросов, касающихся судеб детей, существенно отличающихся от своих сверстников и требующих к себе особого внимания и специфических форм педагогической работы (23). Так, отстающие в развитии дети нуждаются в обучении и воспитании по упрощенным, менее напряженным программам, соответствующим их возможностям, но эти программы должны не программам, соответствующим их возможностям, но эти программы должны не усугублять их отставание от нормальных детей, а напротив, обеспечивать ускорение их развития, сокращение разрыва в психологическом отношении между отстающими и обычными детьми. Создать такую учебную программу – облегченную, но ускоренно развивающую – значительно сложнее, чем разработать специальную усложненную развивающую программу для одаренных детей. Поэтому на практике психологи больше задействованы в работе с отстающими в психическом развитии детьми, чем с теми, кто опережает сверстником. Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким и органичным проникновением психологической службы в качестве неотъемлемого компонента системы образования.

Обучение в коррекционных школах направлено на формирование полноценной специализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание, направленное на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации. На основании этого психолог должен строить свою работу в данном коррекционном учреждении.

Целью работы психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащегося и обеспечивающей психологические условия ля охраны здоровья и развития личности учащихся, их родителей, педагогов и других участников образовательного процесса ( 30;с195-201).

Основными направлениями деятельности психолога коррекционной школы являются (27):

· Диагностическая работа с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Диагностическая работа состоит из двух этапов:

1. На первом этапе выявляются учащиеся, нуждающиеся в специализированной помощи педагога-психолога.

2. На втором этапе – проводится индивидуальная углубленная оценка состояния ребенка и его адаптационных возможностей в данном образовательном учреждении.

После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом- психологом составляется заключение, даются рекомендации для включения в работу с ребенком тех или иных специалистов.

Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностики доводятся до сведения педагогов школы.

· Коррекционно-развивающая работa психолога с учащимися ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни детей.

Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития личности в целом и отдельных аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом.

· Психологическое консультирование – учащихся, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей (23;с.206).

Психолог проводит как индивидуальные так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Встречи могут проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений или родительских собраний.

· Профилактическая работа психолога направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работа с детьми группы риска (22).

Педагог –психолог работает по запросу учителей школы, следит за соблюдением в школе комфортных психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического и личностного формирования детей.

 



2019-08-13 335 Обсуждений (0)
Роль психолога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль психолога в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)