Особенности внимания у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
В развитии внимания у школьников с умственной отсталостью психологами отмечаются существенные отклонения: многие ученики с нарушениями интеллекта не могут концентрировать свое внимание, что проявляется в отвлекаемости от выполняемой деятельности и переключении на другие объекты. Внимание нарушено у всех умственно отсталых школьников, но эти нарушения проявляются индивидуально, и у каждого ребенка имеются и сохранные стороны внимания. У нормально развивающихся младших школьников доминирующим является произвольное внимание, тогда как у умственно отсталых сверстников - непроизвольное. Установлено, что при умственной отсталости страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание, и Л. С. Выготский видел в недоразвитии произвольного внимания результат недостаточной дифференцированности и опосредствованности личности ребенка с нарушением интеллекта, а также расхождения линий как его органического, так и культурного развития. Произвольное целенаправленное внимание, по Г. Е. Сухаревой, трудно привлекается, плохо фиксируется и легко рассеивается, и одной из важных причин подобных нарушений внимания является диффузность недоразвития всей познавательной сферы. По А. Н. Граборову, слабость произвольного внимания определяется отсутствием целевого направляющего признака внимания, что выражается в стремлении ребенка с нарушением интеллекта обойти трудности и не пытаться их преодолеть. Таким образом, в области произвольного внимания у умственно отсталых школьников нарушения более выражены и устойчивы, что связано со слабостью воли, оно практически никогда не достигает такого уровня концентрации, как у нормальных детей. Даже если ребенок выглядит сосредоточенным на выполнении какого-либо задания, продуктивность его деятельности может оказаться низкой по причине того, что его внимание концентрируется на внешнем объекте. Формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, целенаправленность, дисциплинированность и т.д. так же сопровождается вниманием, и нарушения произвольного внимания у школьников с недостатками умственного развития препятствуют формированию у них целенаправленности поведения и деятельности, резко снижают их работоспособность. Непроизвольное внимание при умственной отсталости так же отличается своеобразием. По сравнению с произвольным, непроизвольное внимание более сохранно, так как оно меньше зависит от сознания и больше связано с внешними объектами. Из-за того, что у умственно отсталых детей сужен круг интересов, число объектов способных привлечь непроизвольное внимание умственно отсталого заметно меньше, чем в норме. В самом функционировании внимания имеет место ряд особенностей: трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, неустойчивость, быстрая и легкая отвлекаемость и рассеянность. Внимание олигофренов, как уже было сказано, плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, поэтому многие авторы отмечают, что внимание умственно отсталого ребенка не достигает такой высокой степени концентрации, как у нормально развивающихся детей. Трудность, а порой и невозможность длительной концентрации, отражаются, прежде всего, на деятельности, которая требует значительного умственного напряжения. «А.Р.Лурия сделал вывод о том, что устойчивое активное концентрированное тем или иным способом внимание у олигофренов через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивное инертное выполнение предложенной деятельности». [Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М., 1982]. Также у школьников с умственной отсталостью наблюдаются трудности и в переключении внимания, на которые указывали многие авторы. Например, В. И. Лубовский отмечает выраженные синкинезии, застревание на отдельных движениях, нарушения переключения внимания; А Е. А. Герсамия объясняет нарушения переключения спецификой фиксированной установки, в результате чего внимание данной категории как бы прилипает к одному способу действия и не может переключиться на новую цель. Б. В. Зейгарник пишет о трудностях переключения внимания и инертности мышления олигофренов, полагая, что эти трудности приводят к снижению операций обобщения и отвлечения. Многими исследователями также отмечается узость объема произвольного внимания, которая проявляется в особенностях запоминания, когда обследуемый вначале запоминает четыре слова из десяти предложенных, а после повторного зачитывания он воспроизводит уже четыре слова другие, но не может воспроизвести те, которые он назвал ранее. С. Я. Рубинштейн, характеризуя нарушения целенаправленности деятельности у умственно отсталых школьников, причиной ошибок при большом объеме работы считает узкий объем внимания. При исследовании устойчивости, сосредоточенности и избирательности внимания умственно отсталых школьников отмечается снижение показателей, характеризующих точность работы. По данным С. Я. Рубинштейн, именно точность работы, отражающая степень устойчивости внимания, имеет большое клиническое значение, в сравнении с другими показателями работоспособности. Такие авторы, как С. Я. Рубинштейн, Т. И. Тепеницина, указывали, что одной из причин неустойчивости внимания данной категории являются колебания психической активности как проявления кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга, где результатом этих состояний могут быть повышенная истощаемость и утомляемость психических процессов. Н. С. Осипова сделала вывод, что невнимательность умственно отсталых школьников в процессе чтения и письма не обязательно имеет источником нарушения корковой динамики. Рассматривая внимание как свернутое, автоматизированное «умственное» действие контроля, автор считает, что этому действию можно и нужно специально обучать, привлекая, в частности, соответствующие приемы в виде поэтапного формирования умственных действий. В результате экспериментального исследования при соблюдении требований теории поэтапного формирования у умственно отсталых школьников были сформированы навыки самоконтроля, что обеспечило успех овладения ими формируемым действием внимания. Возбудимые олигофрены, как экспериментально обнаружила С. В. Лиепинь, менее отстают от нормально развивающихся школьников в показателях устойчивости, распределения и объема внимания, в то время как у тормозных патологическая инертность сочетается с безразличным отношением к ситуации эксперимента.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |