Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взгляды и теории отечественных психологов



2019-08-13 629 Обсуждений (0)
Взгляды и теории отечественных психологов 0.00 из 5.00 0 оценок




Важным психическим процессом, являющимся условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - её качественное выполнение, называют внимание. [10. с. 250]

В течение многих десятков лет, вопросом изучения внимания занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Среди российских ученых: С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.

По мнению Т.Рибо, внимание, независимо от того является оно усиленным или ослабленным, чаще всего связано с эмоциями и возникает от них, т.е. эмоции и произвольное внимание, по его предположениям, имеют особенно тесную зависимость. [32. с. 75]

Отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает в нескольких собственных работах, что внимание - есть особый вид психической деятельности, которая выражается в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. [11. с. 125]

С.Л. Рубинштейн считает, чт внимание является избирательной направленностью на тот или иной объект и сосредоточенностью на нем, углубленностью в направленную на объект познавательную деятельность. [31. с. 524]

Российские ученые Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев подмечали существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве происходит выделение предмета, на котором необходимо сосредоточиться.

Проследить историю развития внимания, пытался отечественный учёный Л. С. Выготский. Из его работ известно, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. [5. с. 147]

В противоположность ему, П.Я. Гальперин предполагает, что внимание является идеальным , свернутым и автоматизированным действием контроля, учением о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий. [7. с. 110]

Н.Н. Ланге отметил следующие важные подходы к изучению внимания:

1. Внимание как результат двигательного приспособления. Те, кто придерживаются этого подхода, исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не является возможным без мускульных движений. Органы чувств приспосабливаются к условиям наилучшего восприятия, именно с помощью движений.

2. Внимание как результат ограниченности объёма сознания. Не стараясь объяснить, что они подразумевают под объемом сознания и какова его величина.

Вниманием называют направленность на объект и сфокусированность на нем так, что он становится отчетливым и выпуклым в поле сознания. Привлечение внимания отражает направленность, сосредоточенность - его поддержание, а результат говорит о том, что внимание считается обязательным условием результативности любой деятельности, будь то восприятие реальных предметов и явлений, выработка двигательного навыка или операции с числами, словами, образами, которые совершаются в уме. настоящего

Психологическим феноменом в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения, представляется внимание. С одной стороны, вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления рассматривается в психологической литературе. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие в противоположность им, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

Однако существуют разные предположения о том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни придерживаются мысли, что внимание является познавательным психическим процессом. Другие находят связь внимания с волей и деятельностью человека, основывая свою точку зрения на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само оно требует проявления определенных волевых усилий.

В итоге у нас имеется множество определений внимания, ставших более или менее устойчивыми и общепризнанными. Тем не менее, их разноречивость чрезвычайно велика. Один из основных представителей крупнейшей психологии Вильгельм Вундт определяет внимание в форме «фиксационной точки зрения» как наиболее ясное поле нашего сознания.

[Вундт, c. 178-179].

Данная ясность завоёвывается путем перехода содержания из зоны перцепции, т.е. смутного, неотчетливого восприятия, в зону апперцепции, т.е. ясного и отчетливого сознания. Следует отметить, что здесь выделяется лишь субъективный характер нашего переживания, его ясность и отчетливость, однако этого недостаточно. Вундт, придерживаясь другой точки зрения, понимает апперцепцию как проявление особой «психической активности». По мнению Вундта, причинность в психологии не считается схожей с причинной зависимостью физических явлений. Вундт также отмечает, что закон эквивалентности причины и следствия, закон сохранения энергии не имеют никакого отношения к психической деятельности.

В психической деятельности существует процесс творческого синтеза, формирование из одной мысли все большего и большего числа мыслей, без всякого равенства с предыдущим.

Вундт пишет: «Творческий синтез создает духовные ценности, физические энергии суть процессы природы, измеримые величиною механической работы. Оба принципа принадлежат к абсолютно различным областям воззрения на вещи». [Вундт, 1880-1881].

Американский психолог, представитель эмпирической психологии более позднего периода, Э. Титченер, в противоположность Вундту, даёт определение вниманию как свойству ощущения, как «сенсорной ясности». Данная сенсорная ясность - есть выступление того или другого ощущения с большей или меньшей силой, по мнению Титченера, есть одно из основных свойств ощущения, подобно таким свойствам, как качество, интенсивность и длительность. По его словам: «Ясность - это качество, которое дает ощущению его особенное положение в сознании: более ясное ощущение господствует над другими, держится самостоятельно и выделяется среди них: менее ясное ощущение подчинено другим ощущениям и сливается с фоном сознания». [Э.Б. Титченер, 1914]

По мнению Титченера, ясность ощущения объясняется нервным предрасположением, тогда как качество ощущения обусловливается нервной дифференциацией. Несмотря на то, что предположение Титченера и является на первый взгляд прямой противоположностью вундовской теории, однако нельзя не подчеркнуть, что в них имеются общие черты. Биологический характер внимания наиболее привлекает Титченера. Он как будто не принимает активность личности вместо особого принципа апперцепции, введенного Вундтом, он рассуждает о ясности как о простом свойстве ощущения. Однако данное свойство выражает преобладание ощущения в сознании, т.е. не внешнее, а внутреннее его качество, которое зависит от субъекта, от «предрасположения» его нервной системы. Выделение нервного момента в ясности, т.е. во внимании, является, конечно, ценным. Однако объяснения данному «предположению» Титченер не дает. Он даёт описание, вместо того, чтобы дать объяснение явлению. Вдобавок, личность и ее активность совсем исчезают. Именно по этой причине, описание Титченера имеет в значительной степени механический характер.

К тому же биологический характер входит в определение у известного психолога Эббингауза. Данный исследователь определяет внимание выбором или отбором, которые получаются в результате поддержки нервного возбуждения и торможения всех остальных. [Эббингауз, кн. 4, гл. 1,1911].

Данное мнение могло бы быть принято, если бы были выяснены причины происхождения вышесказанных возбуждений и торможения других.

Следующий представитель, так называемой «эмпирической психологии» Георг Мюллер предполагал, что понимание внимания как свободного протекания возбуждений и торможения всех прочих возбуждений, является недостаточным. По его мнению, раздражение идет обратно к периферии, к органу чувств, чем это периферическое раздражение поддерживается и усиливается. Внимание, таким образом, является как бы «сенсорной поддержкой» ощущения. Мюллер понимает под вниманием, следовательно, какой-то добавочный механизм. О данной гипотезе нелегко утверждать что-нибудь вполне определенное. Однако, даже при том, что мы имеем какое-то добавление или усилие к начальному ощущению, все же не оно составляет сущность внимания, так как «сенсорное добавление» будет поддерживать впечатления, которые уже были отобраны, и, следовательно, вопрос снова, как и у Эббингауза, сводится к процессу отбора или выбора впечатлений.

Если поискать четкое определение у наших советских психологов, то и здесь нам не удастся его найти, и будет приобретено самое разнообразное понимание и самое различное объяснение понятия внимания. Например, если мы, для начала, возьмем определение П.П. Блонского в его «Психологических очерках».

Сделав акцент на том, что выражение внимания и страха почти идентично, что «внимание и страх - два слова, обозначающие один и тот же моторный симптомокомплекс», только страх более ярко выражен, что «страх, с этой точки зрения, есть максимальное выраженное внимание»; выделив затем, все же, что страх - это эмоция, чувство, а во внимании элемент чувства отходит на задний план, П.П. Блонский даёт определение далее сниманию, как «преобладанию симпатических рефлексов над ваготоническими», как «максимальному бодрствованию».

«Внимание есть преимущественно кортикальное явление». Из данного высказывания он старается выйти путем признания того, что «внимание, вероятно, есть по своему существу в развитом виде - кортикальный процесс». Однако и это не спасает данное определение, так как даже активное внимание Блонский понимает чрезвычайно биологически и механически. Так, по его мнению, «когда мы говорим об активном внимании, мы, собственно говоря, имеем в виду определяемость установки органов чувств мыслью» [Блонский, 1927, С 25].

Иное объяснение вниманию дает К.Н. Корнилов.

По его мнению, «объективно это обычно выражается в необходимом приспособлении тела для наилучшего восприятия объекта». Но данным предположением внимание не ограничивается, так как оно субъективно сводится, прежде всего, к заострению внимания на данном аспекте или, как называют иногда некоторые из психологов, к ограничению поля сознания и затем к интенсивному сосредоточению мыслей на данном объекте, для того же процесса.

Из всего этого мы делаем вывод, что выбор выражается и в установке проявления этого выбора, а вовсе не является только «субъективной стороной» внимания. Однако и само принятие выбора, а с ним вместе и всего процесса кажется нам недостаточным. К.Н. Корнилов утверждает: «Вот эта-то психическая функция, которая заключается в выделении и сосредоточении нашего сознания на одном или нескольких объектах внешнего мира или наших представлениях, и называется вниманием». Сосредоточением и выбором нашего сознания на одном или нескольких объектах внешнего сознания на наших восприятиях, по нашему заключению, наше внимание не ограничивается. По нашему мнению, внимание - это направленность всей нашей деятельности, а не только процесса восприятия. Мы считаем, что определение К.Н. Корнилова слишком статично и неподвижно. Фиксация сознания на каком-либо объекте понимается им как особый процесс, отдельный от всей прочей деятельности.

Самому обычному использованию данного слова противоречит понимание внимания как неподвижного статического выбора. По этой причине, вместо выбора мы можем утверждать о направленности нашей деятельности на данный отрезок времени, выбор, который выражается в самой этой деятельности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внимание не есть только выбор объекта нашего восприятия, а выбор всей нашей деятельности, но отнюдь не исчерпывает ее. Исходя из данной точки зрения, внимание не подразумевается под «субъективной» стороной «установки», как это можно подчеркнуть из описания К.Н. Корнилова. Направленность и сосредоточение нашей психической деятельности -вот что является вниманием. Так как наше сознание никогда не бывает неподвижном состоянии, содержание нашей направленности все время несколько изменяется. Однако данные изменения не должны быть настолько большими, чтобы поменять общее русло протекания всей деятельности. В этом случае речь идет об устойчивом внимании. Если вся направленность подвергается изменениям, то мы говорим об изменении внимания.

Например, давайте представим себе школьника, который выполняет домашнее задание по математике. Он очень углублен в решение задачи, сосредоточен на ней, обдумывает ее условия, переходит от одного вычисления к другому. Анализируя каждый из этих эпизодов, мы можем сделать вывод, что он обращает внимание на предметы, выделяемые им из других. Сопоставляя все эти случаи, можно утверждать том, что его психическая деятельность на что-то направлена или на чем-то сосредоточена. Данную направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном Рогов называет вниманием. [18. с. 210]

Под направленностью психической деятельности, в свою очередь,нужно понимать ее избирательный характер, т.е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных явлений, предметов или выбор определенного рода психической деятельности. Понятие направленности также включает в себя сохранение деятельности на определенный промежуток времени.

Выбрать ту или иную деятельность - недостаточно, для того,чтобы быть внимательным необходимо удержать этот выбор, сохранить его.

Следующим описательным элементом внимания является сосредоточенность. То есть наибольшая или наименьшая углубленность в деятельность. Давно известен сам факт того, что чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания,т.е. требуется большая углубленность. Несмотря на это, сосредоточенность пересекается с отвлечением от всего постороннего.

Наблюдается тесная связь между направленностью и сосредоточенностью. Причём одно явление не существует без другого.

К примеру, когда человек направляет на что-либо свое внимание, то вместе с этим, он сосредотачивается. И в обратном порядке, когда человек сосредотачивается на чем-либо, то он направляет на это свою психическую деятельность. Однако, даже не смотря на тесную связь между ними, эти понятия не могут называться тождественными. С переходом от одного занятия к другому - связана направленность, а с углубленностью в занятие-сосредоточение. [18. с. 207]

Четкость и ясность сознания, обдумывание смысла психической деятельности в тот или иной момент времени, обеспечиваются вниманием. Исследователь А.Г. Маклаков отмечал то, что внимание, как и любой психический процесс, имеет связь с определенными физиологическими явлениями. Возбуждение одних нервных центров и торможение других, составляет физиологическая основа выделения отдельных раздражителей и течение процессов в определённом направлении. Раздражитель, который воздействует на человека, вызывает активизацию мозга. Прежде всего, активизация мозга осуществляется ретикулярной формацией. Воздействие на восходящую часть ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности.

Наиболее значимым среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации является ориентировочный рефлекс. Именно он осуществляет врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Тем не менее, внимание не может быть определено лишь одним ориентировочным рефлексом. Это объясняется тем, что физиологические механизмы внимания требуют большей трактовки. Обычно, в психологической литературе рассматривают две основные группы механизмов, которые осуществляют фильтрацию раздражителей: периферические и центральные.

Настройку органов чувств относят к периферическим раздражителям. Например, уловив слабый звук, человек поворачивает голову в сторону звука, и вместе с этим, мышца, которая этому соответствует, натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. Натяжение барабанной перепонки, при сильном звуке, ослабевает, что осложняет передачу колебаний во внутреннее ухо. Также, на обострение слуха влияет остановка или задержка дыхания в момент наивысшего внимания. [18. с. 208]

Оригинальное определение внимания предложил современный отечественный психолог П.Я. Гальперин. Главные положения его концепции сводятся к следующим понятиям:

- одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности является внимание. Оно же и представляет собой психологическое действие, которое направлено на содержание образа, мысли, другого феномена, которые имеются в данный момент в психике человека;

- внимание, по своей функции, представляется как контроль над этим содержанием. Каждое действие человека имеет ориентировочную, исполнительскую и контрольную - части. Эта и последняя и представлена вниманием как таковым;

- в отличие от действий, которые направлены на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не включают отдельного, особого результата;

- исходя из мнения о внимании как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - считаются результатом формирования новых умственных действий. [Гальперин П.Я.С. 167-174]

Вполне очевидно, что теории, которые были указаны, имеют опору на реальные факты, однако, идеализируя выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно осмыслить феномен внимания возможно только в совокупности всех его свойств. На сегодняшний день общепринято следующее определение:

Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Как считает Д.Е. Бродбента, внимание является фильтром, который отбирает информацию именно на вдохах, т.е. на периферии. Он отметил, что когда человеку подавали разную информацию одновременно в оба уха, то согласно инструкции, он должен был ее воспринимать лишь левым, а информация, которая подавалась в правое ухо, полностью игнорировалась. Далее было доказано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам.

Занимавшийся данным вопросом учёный У. Нейсер назвал эти механизмы предвниманием, связывая их с относительно грубой обработкой информации, то есть такой как: выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле.

С возбуждением одних нервных центров и торможением других связаны основные механизмы внимания. Выделение внешних воздействий, происходит именно на упомянутом уровне, что связано с силой вызванного или нервного возбуждения. Сила нервного возбуждения контролируется силой внешнего раздражения. Большая степень возбуждения подавляется слабое возбуждение, которое возникает вместе с ним и предопределяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Но не стоит исключать возможности слияния двух или нескольких раздражителей, которые действуют одновременно, усиливая друг друга. Данный вид взаимного влияния раздражителей также считается одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении. [7. с. 96]

Упоминая о физиологических основах внимания, нельзя не вспомнить еще об иррадиации нервных процессов и доминанте - двух очень значимых явлениях. Установленный Ч. Шеррингтоном закон индукции нервных процессов, который широко использовался И.П. Павловым, в определенной степени определяет динамику физиологических процессов, которые обеспечивают внимание. По данному закону возбуждение, которое возникает в одной области коры головного мозга, в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция).

Согласно выдвинутому А.А. Ухтомским, признаку доминанта, в мозге всегда существует временно командующий очаг возбуждения, который объясняет работу нервных центров в данный момент и придает, тем самым, поведению человека определенную направленность. С помощью особенностей доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, которые поступают в нервную систему, с одновременным подавлениям активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше увеличивается. Благодаря данным свойствам, доминанта называется устойчивым очагом возбуждения, что, позволяет определить нервный механизм интенсивности внимания.



2019-08-13 629 Обсуждений (0)
Взгляды и теории отечественных психологов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взгляды и теории отечественных психологов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)