Изображение и звук в игровом и неигровом фильме. Общее и особенное.
Всем понятно, что радиофильмы надо слушать, что немой кинофильм надо смотреть. Но не всем понятно, что звукозрительный фильм – это не механическое соединение радиофильма с немым фильмом, а такое сочетание одного с другим, которое исключает самостоятельное существование изобразительной и звуковой линии. Рождается третье произведение, которого нет ни в звуке, ни в изображении, которое существует только в непрерывном взаимодействии фонограммы и изображения» . Это слова Дзиги Вертова, основоположника теории документального кино. Создать звукозрительный образ — значит раскрыть характер героя, выразить авторскую позицию по отношению к происходящему в кадре, а в конечном счете - вызвать определенные эмоции у зрителя, ради чего и снимается картина.
Звукозрительный образ — это больше, чем одновременное восприятие изображения и звука. Это то, что возникает при их взаимодействии. То, что пробуждает у зрителя настоящие чувства, а художнику помогает донести до другого человека свой замысел, описав свою идею не вербально, а образно, зародив в другом то же, что видит внутри себя. Образ появляется не мгновенно, это не фотография или цитата, которые несут смысл сами по себе. Звукозрительный образ — это всегда развитие, последовательность, совокупность деталей и характеристик. Нельзя создать образ, используя какой-то один прием. В правильном совмещении приемов во многом и состоит создание образа. Но это процесс не механический, а творческий. Сергей Эйзенштейн привнес в кинематограф такое понятие, как контрапункт, то есть несовпадение. В своей работе «Вертикальный монтаж» этому уделено много внимания. Смысл контрапункта в том, что музыка, шум или речь (составляющие звуковой части картины) не сопровождают действие, не пассивно следуют за ним, а являются его соучастниками. Естественно, мы говорим не об информативной роли речи, а об эмоциональной: об интонациях, плановости, темпе и так далее. Вспомним фильм «Летят журавли». На вечеринке, которую устроили во время войны (уже контрапункт, но явный), звучат слова любви. В романсе, который исполняют под рояль. В комнатке, с обещанием достать машину, пусть даже «скорую». Любви. Мнимой любви. Как становится очевидной эта подмена? Контрапункт, несоответствие обстановки (война, а тут эта попойка, голод, а у них - «Ну, кажется я всего отведала») и признаний. Одним словом, не признание в любви, а сплошное лицемерие. А когда письмо, которое так никто и не решился прочесть вслух, — так оно разнилось с происходящим — Вероника читает вполголоса. И то только первые строки. Потом — Борис. Шепотом. Только для нее одной. Потому что любовь — подлинная. Настоящая. И это мы понимаем именно благодаря звуку. Здесь скрыто еще одно несоответствие — показной любви и искренней. И благодаря этим словам, в письме, мы ждем Бориса. Знаем, что погиб. Но ждем. И на вокзале ждем. И после титров. Например, крупным планом показаны часы, а тиканье часов — это всем знакомый звук, подчас даже раздражающий, который мы в целом привыкли уже не замечать в обыденной жизни. То есть ничего нового тиканье часов, в общем, сообщить нам не может. Только то, что время идет. Но и это не новость. Так что часы крупным планом, сопровождаемые их тиканьем — это событие без внутреннего конфликта. А если включить точно такое же тиканье, например, в сцене с аудиторией во время сложного экзамена, это расширит границы кадра и даже больше: это даст зрителю осознать не тот факт, что время бежит вообще, а то, что времени не хватает именно сейчас. И это будет новым звукозрительным образом, который заставит зрителя переживать за героя. Вообще расширение границ кадра — это именно то, что нужно для полноты повествования. Эйзенштейн говорил, что скрип сапога нужно давать отдельно от изображения сапога. «Мы говорим o “внутреннем звучании”, o “внутренней созвучности линий, форм, красок”. При этом мы имеем в виду созвучность c чем-то,соответствие чему-тои в самом внутреннем звучании какой-то смыслвнутреннего ощущения». Чему? Конечно, зритель сопоставляет увиденное на экране с собственным опытом. Героя - с собой или знакомыми, события в кино — с событиями своей жизни.
Существует два способа создания звука к документальному фильму. Один предполагает максимальную реалистичность, прямую иллюстрацию, второй — некоторую поэтичность повествования. Все зависит от того, нужно ли достоверно, объективно показать реальность или выразить субъективную авторскую позицию. Если в первом случае звуковое решение строится на передаче достоверного звучания, упор делается на шумы, музыку нужного времени (или нужного места, и так далее), то во втором варианте упор нужно сделать на невербальное выражение мысли, звуковой контрапункт, на создание художественных образов, ассоциаций. Речь в документальном кино. Зритель воспринимает слово и изображение в единстве звукозрительного образа. Соотношение вербальных и невербальных компонентов не должно быть перекошено в ту или иную сторону, а при переносе информационной составляющей полностью в речь именно это и происходит, а в результате фильм становится не более познавательным, а более скучным. Вообще чрезмерная многословность принижает выразительность речи, мешает зрителю эмоционально воспринять информацию. В игровом кино утомляют долгие диалоги, а прямое утверждение факта в неигровом кино выглядит навязчиво. Кроме того, напечатанный абзац можно перечитать, если смысл остался не совсем ясным. А в кино есть риск того, что не поняв что-то одно, зритель не понимает и дальнейшего. Поэтому особое внимание нужно уделить дикции и правильному построению предложения. Следует разбивать сложные предложения на более понятные, более простые для восприятия на слух. Диалог в кино — это совсем не то же самое, что диалог в литературе. В кино крайне редко главная мысль сказана напрямую, в то время как в литературе это вполне естественно. В кино другой язык, язык образов, их последовательность. Вот цитата из лекции А. Тарковского. «Нельзя в высказанных персонажами словах сосредоточивать смысл сцены. "Слова, слова, слова" - в реальной жизни это чаще всего лишь вода, и только изредка и на короткое время вы можете наблюдать полное совпадение слова и жеста, слова и дела, слова и смысла». Формы существования речи в кино — авторский комментарий, интервью, диалоги, монологи, дикторский текст. Большое значение имеет темп подачи материала, важно правильно подобрать его, а также интонацию, с которой произносятся фразы. Для повышения средств выразительности речи можно использовать следующие средства: Варьирование тональностью выступления. Речь не должна быть монотонной, лишенной особенностей подачи различных ее структурных частей. Выделение главных мыслей. Как правило, любое сообщение, звучащее с экрана, имеет различную смысловую нагрузку, меняющуюся по ходу действия. Одни части речевой составляющей можно рассматривать в качестве ее основных тезисов, другие следует отнести к разряду комментариев, пояснений.Восприятие речи будет более осознанным, ее смысловое воздействие на слушателей станет более глубоким, если по ходу выступления главные мысли отделяются от вспомогательных высказываний и разъяснений. Имеют большое значение способы выражения мысли, такие как: постановка в ходе выступления риторических вопросов, использование форм диалога, призыв к действиям, применение повторов, демонстрация заинтересованности и убежденности.
Шумы в документальном кино — это нечто особенное. Именно посредством шумов передается действительность. В силу конкретности и однозначности шумы в документальном фильме во многом предпочтительнее музыки, подчас верно найденный звук может точнее передать время или событие, кроме того, в документальном кино, как и в игровом, звук может нести определенную окраску, обозначающую авторскую позицию или субъективное ощущение персонажей фильма. Роль шумов не только в стремлении описать реальность максимально достоверно. Вплетать шумы в повествование нужно с точки зрения художественной выразительности. Шумы тоже могут выражать авторскую позицию или нести определенный смысл — все зависит от характера их звучания. Достаточно привести в качестве примера «Сталкер» А. Тарковского, где весь звук, в том числе и шумы, работает на реализацию режиссерского видения. Введение шумов в картину должно быть осмысленным. Шумы с помощью фантазии зрителя могут оживить застывшую улицу на фотографии, сделать акцент на наиболее важных деталях кадра, подчеркнуть эмоцию. Музыка в документальном кино может выполнять роль обобщающего компонента. Еще одно качество музыки — символизировать эпоху, человека, место действия. Сочетаясь с шумами, музыка может многое привнести в ткань повествования, но вносить ее стоит осторожно, так, чтобы не разрушить стилевое единство фильма. Нужно помнить о том, что слишком однообразное звуковое оформление фильма делает фильм скучным, монотонным. Попытка «оживить» сцену закадровой музыкой на шумном синхроне может привести к тому, что слова останутся непонятыми зрителем. Нужно уделить внимание темпу речи, ее разборчивости, месту съемок, на котором шум не будет помехой в восприятии слов. Основная мысль фразы должна быть понятна с первого раза. Звукорежиссер, как один из создателей документального фильма, должен понимать: зависимость результата от авторского вклада в документальном кино в ряде случаев гораздо выше, чем в игровом. В создании фильма должны принимать участие люди думающие, тонко чувствующие, образованные, культурные, неравнодушные. Зритель, который смотрит документальный фильм, анализирует показанное и сравнивает с тем, что видел сам, со своим жизненным опытом, и нужно учесть и этот момент тоже. Нужно дать возможность зрителю самому сделать вывод. Кино должно превратиться в личное переживание зрителя. Музыка обладает, пожалуй, самыми широкими средствами для реализации творческого замысла художника. Появившаяся точно в нужном месте мелодия способна выразить многое, причем музыка уникальна тем, что она еще менее конкретна, чем поэтический образ, и оставляет для воображения намного больше места, чем точно подобранный синхронный шум или написанная на бумаге и сказанная актером реплика. Говорят, что музыка — это душа предмета и тело мысли. Она сама является художественным образом, визуальная часть которого часто скрыта от посторонних взглядов в душе слушающего. Музыка ни в коем случае не должна использоваться (именно использоваться) в качестве так называемого «фона». Порой происходящее в кадре само по себе не является звеном в цепи звукозрительных образов, а существует для того, чтобы что-то происходило (как в телесериалах, когда музыка заполняет бреши в художественной части повествования). Это в корне неправильное использование музыки. Включая в сцену музыку, нужно опираться на то, что должно получиться в конечном счете. И только продумав, какой эмоции нужно добиться, можно начать отбор или написание музыки. Само построение кинофильма во многом схоже с построением музыкальной пьесы. Возникновение, развитие конфликта, кульминация, развязка — это этапы развития и действия на экране, и темы музыкального произведения.
Применительно к героям музыка может служить их характеристикой, подчеркивать их особенности, личностные качества. Герой, начав у зрителя ассоциироваться с какой-либо мелодией, может еще не появиться в кадре, но его присутствие не станет неожиданным, если незадолго до этого зазвучала «его» мелодия. Музыка может ассоциироваться не только с человеком, но также с определенным событием, местом, отрезком жизни, становясь самостоятельным смысловым элементом. Для этого наиболее уместна форма лейтмотива, когда одна мелодия в разных вариациях пронизывает фильм насквозь. Музыка в кино подразделяется на специально написанную для данной картины и компилятивную, то есть отобранную и смонтированную под имеющийся материал. Конечно, приоритет можно отдать музыке, написанной для конкретного фильма. Каждый фильм требует отдельного подхода, но для всех картин важно получить результат, о котором говорил Эйзенштейн: «Музыка стелется по кадру, обвивает собой героев и действие и, не теряя своей самостоятельной линии, сплетается с бегущим строем изображений — в единый поток впечатлений» (Эйзенштейн С.М. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3. С. 488).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1118)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |