Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теория познания Локка.



2019-08-13 3402 Обсуждений (0)
Теория познания Локка. 4.33 из 5.00 3 оценки




Родился : Джон Локк (1632—1704) — англий­ский философ. Родился в семье адвоката, Учился ::в Оксфорде, где по­лучил степень магистра, затем там же преподавал греческий язык и риторику.

Главные события в жизни: Недовольный полученным образованием (в основном это был схоластический перипатетизм), стал изучать медицину, физику и химию. В 1668 г. избран членом Лондонского королевского обще­ства. В 1672 г. стал домашним врачом, домашним воспитателем, а за­тем и секретарем лорда Эшли (будущего графа Шефтсбери), который был видным политическим деятелем илидером оппозиции эпохи Ре­ставрации. В это время Локк активно включился в политическую де­ятельность. В 1675 г. после отставки лорда Эшли с поста лорд-канц­лера Локк отправился во Францию, где изучал картезианство; в 1679 г. возвратился в Англию и продолжил сотрудничество с лордом Эшли. В 1682 г. лорд Эшли был вынужден бежать в Голландию, в 1683 г. Локк последовал за ним. Вернулся в Англию он только после «Слав­ной революции» в 1689 г. и оставшуюся часть жизни посвятил науч­ным занятиям.

В центре внимания Локка — проблемы гносеологии и социальной философии (политики, этики и педагогики).

Основные труды. «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о государственном правлении» (1690), «Письма о веротерпи­мости» (1691), «Мысли о воспитании» (1693).

 Теория познания Локка:

Главная  особенность философской системы Локка заключается в смещении его проблематике в сторону гносеологии.

Основным вопросов в философском творчестве мыслителей 17 века является вопрос об источнике человеческих знаний. В Решении этого вопроса Локк выступает продолжателем идей Гоббса и Гассенди, развивая и углубляя линию сенсуализма. Основополагающий принцип сенсуализма заключается в том, что « нет ничего в уме, чего прежде не было в ощущении». Непреклонное следование данному принципу выразилось у Локка в обстоятельной критике влиятельных в то время представлений об априорности, внеопытности по крайне мере основных наших знаний, иными словами, представлений о врожденности идей. Критики теории врожденных идей посвящена первая книга « Опыта о человеческом разумении». Локк подвергает критическому анализу не только представление о том, что человек от рождения располагает некими идеями, но и представления о том, что существуют врожденные принципы, «некие первичные понятия», которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою в мир. Локк считает необходимым указать путь каким мы приходим ко всякому знанию.

Философ считает, что «идеи и Понтия так же мало рождаются вместе с нами, как искусства и науки». Знание и общие принципы только кажутся нам врожденными ,в действительности же за ними скрывается опыт.

 Философ так же решительно отвергает врожденность идеи Бога.

На вопросы о том , как душа получает знание и идеи, Локк отвечает –из опыта. « На опыте основывает все наше знание, от него в конце концов оно происходит». Жизненный опыт, Локк называет внешним опытом . Внешний опыт даёт человеку ощущения, то есть впечатления , получаемые посредством зрения, слуха.. Все знания о внешнем мире, по Мысли Локка происходят из ощущений. Наряду с внешним, Локк выделяет и внутренний опыт, или рефлексию. При этом Локк обращается к Осмыслению человеческого сознания и его внутренней специфике. Он считает, что человек может не только получать знания о внешнем мире с помощью органов чувств, но и наблюдать, осознавать « внутренние действия нашего ума», получая знания «о своей собственной деятельности внутри себя». Особенности внутреннего опыта по мысли философа, объясняют такое важное свойство человеческого сознания, как наличие в нём определенных задатков.

Существенным элементом гносеологии Локка является Теория Первичных и вторичных качеств. Первичные качества- неотъемлемые ни при каких обстоятельствах свойства всех без исключения тел: величина, форма, число, положение, движение или покой. К этим объективным свойствам тел, признаваемых и всеми рационалистами, Локк прибавлял плотность(непроницаемость).

Вторичные качества – это всегда изменчивые, возникающие и исчезающие свойства, всегда доводимые до нашего сознания органами наших чувств: цвета,запахи,звуки…Они возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия на наши органы чувств невидимых частиц.

Локк полагает,что человеческое сознание из внешнего и внутреннего опыта преобретает содержание. Это содержание философ называет «идеями».,подразделяя из на простые и сложные.

К простым идеям, черпаемым во внешнем опыте, относят например идея протяженности,движения,покоя,теплого,холодного. Простые идеи, возникающие в процессе рефлексии,- это прежде всего идеи мышления(разума и воли).

Сложные идеи- всегда комбинации простых идей.(пример идея «друг»).

Главный способ-способ абстрагирования(отвлечения тех простых идей,признаков объекта), которые являются общими для всех совокупностей идей ( для всех предметов) данной группы.

В Философско гносеологическом учении Локка важно место занимает вопрос об истине и о видах человеческого знания. В « Опыте о человеческом разумении» философ рассматривает проблемы границ познания, природы истины и соотношения разума и веры. Философ выделяет по степени точности 3 вида познания.

Высшим уровнем познания Локк считает интуитивное. Интуиция даёт человеку самое точное знание, состоящее из самоочевидных истин. Интуитивное познание имеет место тогда, когда человеческий разум воспринимает «соответствие или несоответствие двух идей,непосредственно через них самих,без вмешательства каких-нибудь других идеё».

Вторым видом познания считается демонстративное, то есть происходящее посредством умозаключений, познания. Когда оказывается познание путём интуиции.

Третий уровень познания- чувственное, или сенситивное познание. Сенситивное познание, по Локку, есть познание « существования отдельных внешних предметов через наше восприятие и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи».

 



2019-08-13 3402 Обсуждений (0)
Теория познания Локка. 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Теория познания Локка.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)