Приведем фрагмент урока по теме «Предлоги».
Цель: познакомить детей с понятием «предлог»; выучить правило о раздельном написании предлогов, выяснить назначение предлогов в речи Ход урока. Подготовительные упражнения Учитель: Составьте предложение по картинке (Птичка сидит на ветке). Ответы детей. Учитель открывает заранее записанное предложение. Учитель: Прочитайте. Сколько слов в этом предложении? 4слова. Учитель: Найдите слова, которые обозначают действия. сидит Объяснение нового материала Учитель: Какое слово из этого предложения мы не отнесли ни к какой группе? на Учитель: Это маленькое слово предлог. Оно хоть и маленькое, но очень важное. Запишите это предложение, выделив предлог . Предложение записывается в тетради Учитель: Предлоги очень часто встречаются в нашем языке. Составьте предложения по картинкам и выделите предлог. Устная работа с картинками, составляются предложения типа: Мальчик идет в школу. На клумбе цветут розы. Девочка сидит за столом. Лодка плывет по морю. 2 предложения записать в тетради. Учитель: Все предлоги мы записали отдельно. Почему? Это хоть и маленькое, но слово, а слова в предложениях пишутся отдельно. Чтение правила в учебниках. Учитель: Какие предлоги встречаются в русском языке? к, на, от и т.д. Учитель: Как предлоги пишутся с другими словами? Учитель: А знаете ли вы как предлоги стали отдельными словами? Учитель рассказывает сказку. Жили в стране Слов предлоги. Они были такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с существительными, что те обиделись на задир. Предлоги смеялись над словами. Когда с предлогами рядом ставили существительные и местоимения, то они так сильно отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Теперь она стали жить в разных домах. Они не стали разговаривать с бывшими соседями. Предлоги стали отдельными словами. Тогда решили записать в книгу Правил то, что предлог – это слово; с другими словами он всегда пишется раздельно. Учитель: Вот так и стали предлоги отдельными словами. Затем читается правило на стр.96 (Р.я. 1кл. М.Л. Закожурникова и др.) На протяжении многих лет в практике работы находит своё применение метод дидактических игр. Главное назначение данного метода – стимулировать познавательный процесс. В игре ребенок выступает активным преобразователем действительности. Существует большое разнообразие таких игр: различные лингвистические, игры-путешествия, головоломки, лингвистические сказки и др. Вот пример одной из сказок. В далекой-далекой стране, в городе Предложенск жили-были слова. Слова были разные и старались между собой не ссориться, но держаться как-то поодаль. Так слова, обозначающие предмет, жили на Предметной улице, слова, обозначающие действие, на Глагольной улице, слова обозначающие признак предмета, на Признаковой улице. Каждое слово что-то обозначало и отвечало на какой-то вопрос. И лишь на маленькой безымянной улице жили маленькие слова: «в»,«на», «за» и др. Всего около двухсот. Они не знали, что обозначают, не отвечали ни на какие вопросы. Другие слова над ними смеялись. Как-то на площади встретились слова «книга», «стол», «лежать». Смотрят друг на друга, косятся. А тут из-за угла вывернуло маленькое слово «на». «Книга», «стол», «лежать» начали над ним смеяться: «Что ты такое? Что ты обозначаешь?» Маленькое слово бегало между ними и просило замолчать. И тут неожиданно оказалось оно между словами «лежать» и «стол». Все замолчали: слова поняли, что они не должны ссориться, что они все связаны и помогают им в этом маленькие слова, которые с тех пор стали называться предлогами, а улица – Предлоговая. Рассказывание сказки целесообразно сопровождать показом красочных иллюстраций. В конце составляется предложение: «Книга лежит на столе». Детям предлагается ответить на вопросы к сказке: - О какой новой части речи мы узнали из сказки? (О предлогах) - Что такое предлог? (Это слово) - Для чего служит предлог в предложении? (Для связи),)Чтобы помогать) - Как пишется предлог с другими словами? (Отдельно) Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно использовать следующий прием работы: дерево с кармашками и отдельно слова: над, на, под, у (предлоги в виде листиков, грибочка, птички, ежика). Вынимая из кармашка, вставляя и располагая вокруг дерева маленькие слова дети убеждаются, что они «живут» самостоятельно, отдельно от предмета. Затем предлагается записать слова с предлогами и с некоторыми из них составить предложения. Вторая ступень работы – конструктивная: школьники сами вводят предлоги в составляемые по картинке словосочетания и предложения: птичка – клеткой (над) птичка – клетке (в) птичка – клеткой (под) птичка – клеткой (за) мальчик вышел – леса (из) мальчик вошел – лес (в) Для закрепления материала целенаправленно использовать такие упражнения: еще один вид упражнения «Помощник». Задание: Помогите вернуть предлоги на свои места. Я утра лесу гуляю росы я весь промок березку и мох, малину, ежевику, ежа и ежиху, которой ежат Все иголочки дрожат В работе с детьми можно использовать и такой занимательный материал: Я колобок, колобок амбару метен сусекам скребен, сметане мешен, печку сажен окошке стужен, Я дедушки ушел, Я бабушки ушел, А тебя, зайца, Не хитро уйти. Еще вариант конструктивного упражнения: Добавьте необходимые предлоги. Прочитайте, что получилось. голову плечи НАДЕВАЕТ ноги пальто ведра лейки ПОЛИВАЕТ шланга цветы лото лапту мяч ИГРАЕТ гитаре скрипке пластинке В дальнейшем, когда школьники будут учиться различать предлоги и приставки, понимание функций предлогов поможет им. Пока они не изучат состава слова и приставок, целесообразно больше работать с предлогами в готовом тексте. Можно использовать в работе и другой дидактический материал. 1. Покажи маленькие слова (показываем на грибах) в под за над у С полученными словами составьте предложения и запишите их. подчеркните предлоги. 2. Найдите предлоги, которые можно употреблять с каждым словом (с двумя, одним). Придумайте свои предложения. на от у к с в дом перед от без за под девочка стол Придуманные предложения записываем в тетрадь. Можно немного усложнять задания. 3. Используя схемы, составьте предложения. Нужные предлоги подберите сами. Составьте предложения, используя схемы и употребив предлоги.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |