РЕШЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
При выполнении проектных и разборчивых работ в геодезической практике возникает необходимость решения различных инженерно-геодезических задач. 1. Закрепление точки с проектной отметкой обычно осуществляют геометрическим нивелированием. Данная задача является наиболее распространенной при всякого рода строительстве. Положение точки в плане должно быть обозначено на местности, и вблизи ее должен располагаться постоянный или временный репер с известной высотой (рис.35). Рис. 35. Вынос проектной отметки
Установив нивелир посередине между репером и точкой, проектную высоту которой необходимо перенести на местность, по рейке, установленной на репере, определяют горизонт прибора (инструмента) ГИ = (62) а затем вычисляют отсчет по рейке на искомой точке В: . В месте вынесения проектной высоты устанавливают рейку, опуская ее или поднимая таким образом, чтобы получить расчетный отсчет b. В момент установления отсчета b забивают кол до уровня пятки рейки, высота которого будет соответствовать . Контроль заключается в повторном выносе. 2. Построение линий с проектным уклоном (рис.36) осуществляют при строительстве дорог, улиц, подземных коммуникаций. Для этого устанавливают проектную высоту начальной точки А и конечно точки В линии и обозначают их на местности. Рис. 36. Вынос линии с заданным уклоном
Устанавливают нивелир непосредственно у точки А таким образом, чтобы один из подъемных винтов прибора совпадал с направлением АВ. Измеряют высоту прибора i над точкой А. Наводят прибор на точку В и наклоняют трубу подъемным винтом до тех пор, пока отсчет по рейке, установленной в точке В, не будет равен b = i. Лучше всего для выноса линии с проектным уклоном использовать теодолит. 3. Определить высоты сооружения можно разными способами. Наиболее простым является способ тригонометрического нивелирования, который рассмотрим ниже. Для определения высоты необходимо измерить расстояние до препятствия d (рис.37) или определить засечкой, высоту прибора i и вертикальный угол v при наведении перекрестия сетки нитей теодолита на наивысшую точку сооружения, тогда высота определится: = (63) где - высота точки, над которой стоит теодолит.
Рис. 37. Определение высоты сооружения
В случае, когда расстояние d от точки стояния инструмента до сооружения невозможно измерить непосредственно, его можно вычислить по теореме синусов, применив прямую угловую засечку (рис.38):
(64) (65) Для выполнения инструментальных наблюдений и способе угловой засечки необходимо разбить базис, который должен быть измерен с высокой точностью, после чего приступают к измерению углов на точках А и В.
Рис. 38. Определение Рис. 39. К обратной геодезической недоступного расстояния задаче на плоскости
4. Обратная геодезическая задача. В результате решения данной задачи определяют дирекционный угол и расстояние d между точками А и В, показанными на рис. 39. По исходным координатам вычисляют приращения координат: , . (66) Тогда из треугольника АКВ , (67) , (68) . (69) Если возникает необходимость определения только горизонтальной проекции расстояния между точками с известными координатами, то пользуются формулой: . (70) При вычислении по таблицам тригонометрических функций сначала определяют румб направления: , (71) . (72) а затем вычисляют дирекционный угол. Таблица 9
Контролем решения ОГЗ будет служить сходимость результатов расстояний d, полученных из разных формул.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Инженерная геодезия / Под ред. Д. Ш. Михелева. - М.: Высш. шк., 2006. 2. Лабораторный практикум по инженерной геодезии: Учебн. пособие для вузов / В. Ф. Лукьянов, В. Е. Новак, Н. Н. Борисов [и др.]. – М.: Недра, 1990. – 334 с. 3. Практикум по геодезии [Текст] : учебное пособие для вузов / под ред. Г. Г. Поклада. - М. : Трикста : Академический Проект, 2011. - 487 с. 4. Федотов, Г. А. Инженерная геодезия [Электронный ресурс] : учебник / Г. А. Федотов. - 6-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 479 с. - (Высшее образование). - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=485299 5. Федотов, Г. А. Инженерная геодезия: учебник / Г. А. Федотов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2006. - 463с. 6. Теодолит 2Т30, 2Т30П. Паспорт. 7. Нивелир Н3. Паспорт. 8. Полярный планиметр ПП-М. Паспорт.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1467)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |