Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности пространственно-временной организации психологической службы



2019-08-13 530 Обсуждений (0)
Особенности пространственно-временной организации психологической службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Психологическую помощь можно оказывать в различных пространственных и временных условиях, но считается, что для повышения эффективности существенное значение имеют особенности пространственной и временной организации этого процесса.

Во-первых, у клиента и консультанта должно быть достаточно времени, и выбор этого времени должен быть сделан правильно, то есть должны быть обеспечены возможности спокойно, не спеша, и «на свежую голову» участвовать в консультативном сеансе у обоих.

Во-вторых, время самой консультации должно быть правильно организовано, под чем подразумевается чёткое обозначение начала и конца консультативного сеанса, а также наличие этапов консультативного сеанса.

Часы – важный атрибут кабинета психолога. Часы на стене или на столе, как важный атрибут кабинета консультанта позволят напомнить всем участникам психологического консультирования о том, что время идёт и им обоим необходимо работать активно и динамично.

Каждый этап беседы разворачивается в определенном временном пространстве, в отведенный отрезок времени. Психолог по возможности принимает меры для того, чтобы использовать время наиболее эффективно, используя напоминание, задавая вопросы, акцентируя внимание на важных деталях, разделяя процесс беседы на необходимые этапы в зависимости от целей и задач отдельной встречи. Длительность консультативной встречи может варьироваться. В большинстве случаев - от 45 минут до 1 часа.

Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным этапам следующим образом:

1) Начало беседы (5-10 минут)

2) Расспросы клиента (20-30 минут)

3) Коррекционное воздействие (10-15 минут)

4) Подведение итогов (5-10 минут)

В качестве наиболее подходящего места для проведения психологического консультирования, указывают специально оборудованный кабинет, позволяющий обеспечить уединённость, удобство и комфорт, в котором должны отсутствовать элементы, которые могут привлечь излишнее внимание клиента, и отвлекающие его от процесса консультирования. Вместе с тем, консультирование может быть успешным и без наличия специально оборудованного кабинета. Для этого, консультант может специально организовать некоторую часть пространства, лучше всего в углу, где можно посадить клиента спиной к двери, ограничив его поле зрения, и тем самым, максимально сосредоточив его на самом себе.

Эффективным вариантом посадки консультанта и клиента, считается положение друг напротив друга и чуть наискосок, которое позволяет с лёгкостью видеть лицо собеседника, и вместе с тем даёт возможность отвести глаза в сторону без особого труда. Расстояние между консультантом и клиентом не должно быть слишком маленьким, то есть они не должны сидеть слишком близко друг к другу, и должны иметь пространство для ног, достаточное чтобы иметь возможность, чтобы встать или сесть на своё место. Иногда полезно, когда между ними находится что-то вроде журнального столика, куда можно что-либо положить или при необходимости вести запись. Вместе с тем, стол не должен быть большим, так как может стать помехой и восприниматься как барьер между клиентом и консультантом.

Основные требования к организации пространства:

1) В помещении должно быть чисто.

2) Достаточно пространства. Особенно при использовании техник арт-терапии.

3) Нельзя перегружать кабинет (техническими средствами, картинами, мебелью).

Кабинет психологической службы (требования к организации и оформлению). Оборудование помещений для оказания психологической помощи

Предусматривается несколько вариантов организации рабочего пространства.

Кабинет организован в одном помещении:

Выделяется рабочая зона психолога, зона для проведения коррекционно-развивающих занятий, зона для консультирования.

Площадь кабинета должна быть не менее 25 кв.м.

Площадь зоны для проведения занятий должна предусматривать размещение рабочих столов для работы с детьми и педагогами (группы 10-12 человек).

Кабинет организован в нескольких помещениях:

Выделяется рабочий кабинет психолога (для работы с диагностическими материалами, обработки результатов, работы с документацией)

Выделяется помещение для проведения занятий с детьми и педагогами, тренинговой, консультационной работы.

Оснащение кабинета

В рабочей зоне психолога необходимо размещение:

· письменного стола, рабочего кресла;

· шкафов, полок для размещения методических пособий, литературы;

· диагностических методик, документации, канцелярских принадлежностей;

· психологического инструментария (диагностический минимум) в зависимости от задач образовательного учреждения;

· магнитофона, компьютера, ксерокса, сканера

Зона для проведения занятий с детьми и педагогами:

· комплекты мебели (столы, стулья) для аудиторной работы;

· кресла для тренинговых занятий;

· ковровое покрытие

Зона для проведения консультаций:

· комплект мягкой мебели;

· светильник с приглушенным светом

Организация эстетической среды: Для оформления кабинета психолога рекомендуется использовать светлые тона обоев и штор. Предусматривается размещение комнатных растений.

///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\

Интерьер в кабинете психолога играет важную роль, поэтому к нему предъявляются определенные требования:

- для пола рекомендуется мягкое ковровое покрытие темно-зеленого цвета; возможным покрытием для пола является линолеум, так как он долговечен и легко моется.

- цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом, возможна обивка стен драпировочной тканью.

- в оформлении кабинета желательно использовать элементы ландшафтотерапии (фотообои, слайды с подсветкой, панно с изображением пейзажа: лес, поле, горы, водные просторы, естественные краски которых содержат основную гамму цветов от голубого до зеленого), декоративно-художественные композиции из комнатных растений;

- окна рекомендуется завешивать шторами из плотной светонепроницаемой ткани в тон стен;

- кресла должны быть мягкими, с удобными спинками и подлокотниками, а в зоне релаксации - с подголовниками или высокими спинками.

- помещениях кабинета не рекомендуется использовать блестящие поверхности. Исключен фиолетовый цвет. Ограничен в использовании красный, оранжевый, желтый, которые способствуют повышению активности центральной нервной системы.

- светильники настенные, потолочные, настольные (для разных видов работ необходим определенный свет). Лампы накаливания для освещения кабинета использовать не рекомендуется.

К числу обязательных компонентов меблировки кабинета педагога — психолога относятся:

• рабочий стол психолога;

• шкафы (для хранения методических пособий, материалов обследований, техники и др.);

• рабочие места для детей (количество зависит от размеров помещения и специфики работы);

• журнальный стол;

• кресла;

• стулья.

Технические средства необходимы психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционной работы и пр. Психологу необходимо иметь:

- ксерокс;

- систему видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

- систему звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей;

- компьютер;

- технику, необходимую для физиологических замеров.

По возможности, кабинет делится на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку:

• консультативная;

• диагностическая;

• тренинговая (коррекционно-развивающая);

• психологической разгрузки (релаксации);

• зона организационно - планирующей деятельности (личная зона).



2019-08-13 530 Обсуждений (0)
Особенности пространственно-временной организации психологической службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности пространственно-временной организации психологической службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (530)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)