Основные принципы работы с людьми в рамках психологического учреждения
1) Принцип ответственности, предполагающий, что каждый специалист ответствен за последствия своего влияния на личность. Он должен, насколько это возможно, осознавать, что его услуги не будут использованы во вред клиенту, воздерживаться от действий и заявлений, угрожающих неприкосновенности личности. Он следит, чтобы его выводы и заключения не оскорбляли человеческого достоинства клиента, не использовались другими для угнетения и подавления личности. 2) Принцип компетентности. Если психолог понимает, что его профессиональной компетентности для решения проблем данного клиента недостаточно, он предоставляет другим, более опытным коллегам решать поставленную клиентом задачу. Если и другие специалисты отказываются по причине своей некомпетентности в данной области решить проблему, они рекомендуют клиенту, куда ему обратиться. При этом они остаются ответственными за клиента до тех пор, пока другой специалист не примет на себя ответственность за решение проблемы клиента. 3) Принцип добровольности как необходимость решения консультативных, диагностических, терапевтических, коррекционных задач на добровольной и свободной для клиента основе, то есть на основе его собственного обращения в центр, возможности у каждого обратившегося прекратить контакт со специалистом (центром) в любой момент и по собственному желанию. При работе с малолетними детьми, а также с людьми, совершившими правонарушения, в отношении которых допустимо применение некоторых насильственных мер, отклонения от принципа добровольности могут иметь место только с учетом соответствующих законодательных норм или с согласия родителей. Но и при этом установление в отношениях с клиентом атмосферы взаимопонимания и сотрудничества остается требованием непреложным. 4) Принцип конфиденциальности, содержащий в себе требование сохранения тайны в отношении того, что сообщает клиент или что стало известно о его частной жизни и жизненных обстоятельствах. Психологи не сохраняют конфиденциальности, если этим могут нанести вред клиенту и если существует реальная опасность для него самого или других людей в связи с сохранением этой тайны. Однако в этом случае необходимая информация должна передаваться только тем лицам, которые способны или/и имеют право предпринимать действия, адекватные ситуации. Исключение составляют также случаи, когда сами клиенты просят, чтобы информация была передана в соответствующие инстанции. 5) Принцип безоценочного отношения к клиенту, отсутствие какой бы то ни было селекции по признаку его "удобства" для специалиста, симпатии или антипатии, за которыми стоит оказание помощи без осуждения или недовольства, на основе доброжелательности, желания понять и поддержать. 6) Принцип работы по методу междисциплинарных команд, который гарантирует в каждом конкретном случае решение проблем клиента путем преодоления профессиональных ограничений (узкая специализация, ограниченное число специалистов) и возможностей их изучения и "лечения" всеми и каждым специалистом. Это означает, что "плотнее" других занятый данным случаем сотрудник, ответственный за него, делает регулярные сообщения о ходе своей работы для всех членов команды, высказывает вслух сомнения, анализирует собственные действия и т.д. Все сообщения обсуждаются командой, совместно определяются направления дальнейшей работы ("мозговая атака"). 18. Особенности диагностической работы организационного психолога Специфика диагностической работы в организации заключается в том, что предметом изучения здесь становятся характеристики психики человека как работника, субъекта труда. Поэтому психолог в работе с персоналом проводит не диагностику вообще, а профессиональную психодиагностику, цель которой, по определению Н.В.Самоукиной, заключается в том, чтобы «при помощи определенных психодиагностических средств и методов произвести объективную оценку способностей и деловых качеств человеку и разработать практические рекомендации по совершенствованию индивидуального стиля его профессиональной деятельности». Особенности диагностической работы организационного психолога определяются ее принципами, которые заключаются в следующем: · в вероятностном характере диагностической оценки; · в зависимости результатов диагностики от осознания материалов; · в открытости и искренности ответов обследуемого; · в зависимости целей диагностики от целей развития; · в отсутствии оценки психодиагностических результатов как «хороших» или «плохих»; · в наличии в реальности смешанных психологических типов. 19. Методы психодиагностики в организации. Правила применения психодиагностических методик Организационный психолог в своей диагностической работе использует, как правило, традиционный набор методов сбора данных о субъекте: · наблюдение; · анкетирование; · опрос; · тестирование; · эксперимент. Особую ценность для большинства практических психологов представляет весь тестовый инструментарий. Тесты могут быть классифицированы по разным признакам, например, объективные и субъективные, индивидуальные и групповые, письменные и устные и т.д. Для целей профессиональной психодиагностики целесообразно классифицировать тесты с точки зрения измеряемых ими характеристик. Можно выделить пять основных категорий тестов: 1. интеллектуальные, 2. способностей, 3. психомоторные, 4. личностные и интересов, 5. проективные. Правила использования психодиагностических тестов: · необходимо применять лишь теоретически хорошо обоснованные и практически проверенные методики; · обязательно соблюдать профессиональную тайну как в отношении технологии тестирования, так и по поводу его результатов; · строить отношения с обследуемыми на партнерской основе. Это означает, что нельзя злоупотреблять их доверием; следует обязательно предупреждать о том, как будет использоваться диагностическая информация и кто будет иметь к ней доступ; необходимо создавать условия для получения испытуемым информации по данным тестирования; · при запросе со стороны испытуемого о результатах тестирования предоставлять информацию в позитивном виде, делая ударение на потенциальных возможностях испытуемого и избегая негативных оценочных суждений; · не допускать психодиагностической и аналитической работе, требующей высокой профессиональной квалификации, лиц, не прошедших специальное обучение, а также нарушающих требования профессиональной этики. Для создания благоприятной психологической атмосферы, снижения напряженности у испытуемого и в конечном итоге получения достоверного результата при тестировании следует придерживаться следующих основных правил: · заранее согласовывать с испытуемым дату, время обследования, обязательно сообщать о его продолжительности; · тестирование следует проводить в отдельном помещении, с соблюдением необходимых санитарно-гигиенических норм (площадь на одного испытуемого не менее 3 м2, наличие вентиляции, окон, приятный интерьер и пр.), при отсутствии телефонов и других отвлекающих моментов; · перед тестированием важно установить психологический контакт с испытуемым, еще раз сообщить о времени, необходимом для прохождения тестирования, выразить уверенность в способности испытуемого справиться с заданиями, сообщить, что полученная информация является конфиденциальной, позволяет выявить потенциал кандидата (в том числе скрытый) и является не только основанием для принятия кадрового решения, но и подспорьем в ходе его профессиональной адаптации на новом месте работы; · не следует сообщать испытуемому подробности об интерпретации результатов — это может повлиять на уровень их достоверности и будет способствовать девалидизации методики; · в отношении испытуемого следует занять партнерскую позицию («Мы делаем с вами общее дело, мы заинтересованы в получении достоверной информации и будем вам благодарны за нее»), взаимодействие с позиции силы («Сейчас мы все про вас узнаем!») недопустимо; · во время психодиагностического обследования следует быть приветливым, вежливым и проявлять готовность прийти на помощь в случае необходимости; · во время тестирования следует предусмотреть 10-минутные перерывы через каждый час работы; · при интересе со стороны испытуемого к результатам тестирования следует выразить готовность предоставить эту информацию в устной конспективной форме и сообщить, когда это может быть сделано; · при завершении обследования следует проинформировать испытуемого о дальнейшем взаимодействии (сроки, форма и пр.) и обязательно поблагодарить за проделанную работу. 20. .Диагностическая работа психолога в решении задач профессионального поlбора персонала Для оптимизации профессионального отбора специалистов необходимо: · принять решение о необходимости отбора специалистов по той или иной категории специальностей; · определить методические подходы к оценке профессиональной пригодности специалистов; · выбрать критерии, которые позволили бы эффективно прогнозировать успешную деятельность (обучение) по данной специальности, в соответствии с систематизацией специальностей. Данная работа невозможна без психологического анализа деятельности, цель которого — выявление требований, предъявляемых профессиональной деятельностью к психофизиологическим и личностным характеристикам человека, т. е. профессионально важным качествам данной специальности. Они составляют основу ролевых характеристик специалиста. Определение профессиональной пригодности, таким образом, осуществляется организационным психологом с использованием профессиограмм, составленных им или уже описанных в специальной литературе и адаптированных под условия конкретной организации. При разработке профессиограммы в интересах профессионального отбора и оптимального распределения кадров особенно важно выявить профессионально важные качества, которые эффективно дифференцируют людей по успешности их профессиональной деятельности и в течение всей продолжительности этой деятельности являются устойчивыми, почти не поддающимися совершенствованию. 21. Диагностическая работа психолога в решении задач определения профессиональной компетентности персонала и профессиональной адаптации сотрудника Работа в аттестационной комиссии является одним из направлений деятельности психолога организации как диагностического плана, так и консультативного. В результате аттестации кадров принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении работника. Виды аттестации: · по результатам прохождения испытательного срока (при положительном результате аттестации этого вида с работником заключается контракт); · аттестация на соответствие занимаемой должности (делается вывод о необходимости понижения в должности, занесении в резерв кадров на вышестоящую должность или о соответствии занимаемой должности); · внеочередная аттестация (проводится в случае производственной необходимости и рассматривает вопросы, связанные с целесообразностью тех или иных кадровых перемещений). Определение социальной и профессиональной адаптации работника. В процессе аттестации психолог определяет степень социальной и профессиональной адаптации работника к условиям организации и занимаемой должности. Результатами профессионально-психологической оценки являются три заключения работников службы по работе с персоналом: 1) соответствует перспективам организации; 2) соответствует рабочему месту и должности (должностное соответствие); 3) не соответствует рабочему месту и должности. Наиболее экономичной в данном случае является методика изучения степени удовлетворенности условиями труда. Схема оценки объективной адаптации сотрудника: · Метод групповой оценки личности (ГОЛ); · Методика Р. Бейлса. Схема оценки субъективной адаптации сотрудника: · Диагностическая беседа; · Методика изучения удовлетворенности условиями труда; · Оценка НПУ. ///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\///*\\\ Объективные критерии профессиональной адаптации: · количество и качество труда (производительность труда и процент брака); · производственный разряд, т. е. уровень квалификации; · уровень трудовой дисциплины. Субъективные показатели профессиональной адаптации: · удовлетворенность своей специальностью; · установка на продолжение работы по специальности. Для социальной адаптации объективным критерием является степень участия сотрудника в коллективных мероприятиях, а в качестве субъективного - степень удовлетворенности взаимоотношениями в группе и наличие установки на продолжение работы в ее составе.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |