Не лги, не убивай, не бери чужого, что не было дано, не причиняй вреда путем полового насилия, не употребляй наркотических веществ.
ХИНАЯНА Первые поучения о Малом пути, или Хинаяне, Будда давал людям, желающим избавиться от собственных страданий. 4 Благородные Истины: Истина о том, что существует страдание Что подразумевается под фразой "есть страдание"? С безначальных времен ум подвержен неведению, из-за которого существа не могут видеть все таким, каким оно является на самом деле, воспринимают мир двойственно, то есть чем-то отдельным от себя. Говорится, что ум подобен глазу - он может видеть все вокруг, но не видит сам себя. Учение, которое дал Будда- это зеркало, которое помогает уму заглянуть в свою суть. Но пока нет этого зеркала, ум воспринимает все иллюзии как реальные. Отсюда проистекают 5 видов мешающих эмоций: привязанность - когда мы хотим обладать чем-то и удержать это; гнев - когда нам что-то не нравится и мы хотим оттолкнуть это; ревность, или зависть - когда мы не хотим, чтобы был счастлив кто-то еще кроме нас; гордость - когда мы считаем себя лучше других; и запутанность - когда мы не знаем, чего хотим. Также понять, каким все является, мешают жесткие представления о мире. Мешающие эмоции и жесткие концепции заставляют людей страдать и вовлекают их в бесконечный круг перерождений - сансару. Будда Шакьямуни дал понять, что все состояния ума по сравнению с состоянием Просветления являются страданием. Вторая истина У страдания есть причина. Под причиной страдания понимается базовое неведение непросветленного ума, из-за которого появляются мешающие эмоции и жесткие концепции.
Третья истина У страдания есть конец, от него можно избавиться. Несмотря на то, что ум с безначальных времен пребывает в неведении, Будда говорит, что этому можно положить конец. "Конец страдания" означает, что с достижением состояния будды растворяются жесткие представления, мешающие эмоции преобразуются в мудрость, и отсекается корень страдания - неведение. Четвертая истина Есть путь ведущий к окончанию страдания.
Будда Шакьямуни не только указал на цель - достижение состояния Просветления, и сказал, что это возможно. Он также дал методы, помогающие достичь этого состояния. Этот путь состоит в применении вневременных эффективных средств, находящих высшее выражение в медитации, которая полностью использует и раскрывает все качества тела. речи и ума. Будда в течение 45 лет передавал своим ученикам 84 000 поучений, которые позже стали доступны людям с различными желаниями и способностями. В четвертой истине находится начало буддийского Восьмеричного пути, то есть пути, который ведет к окончанию страдания. Этот путь также называют срединным, так как в нем нет крайностей и его могут практиковать все люди - жители города, деревень, монахи, йоги и т.п. Плодом практики является прекращение страдания Благородный восьмеричный путь: Этапы Восьмеричного Пути Восьмеричный путь предполагает три этапа 1. Мудрости (санкс. праджня) 2. Нравственности (или соблюдения обетов, санск. шила) 3. Сосредоточения (санск. самадхи) - то есть психопрактики. Первый включает в себя две ступени, остальные по три, всего восемь ступеней. Мудрость - Правильное воззрение Путь начинается с «правильного воззрения» - понимания Четырех Благородных Истин, которое приводит к размышлениям о взаимозависимом существовании, и уме как единственной реальности, в которой возможно освобождение. Путь к освобождению лежит в сознании — это преодоление неведения и порождаемых им омрачений посредством мудрости. -Правильное намерение Постигнув посредством Правильного воззрения, что источник страдания находится в его сознании, человек должен изменить свои желания-намерения и привычки. В буддизме рекомендуется изменить в своём сознании следующие намерения: намерение чувственных наслаждений заменить на непривязанность к мирским вещам и посвящение себя духовному пути; намерение злобы заменить на доброжелательность; намерение вреда или жестокости к окружающим заменить на сострадание. По мере углубления практики и осознания изменчивости бытия, зависимость от наслаждений, богатства, власти и славы отпадает сама собой. Воспринимая мир как целое, последователь Буддадхармы переживает чувство единства с ним и всеми существами, что побуждает к доброжелательности и состраданию. Нравственность В буддистской этике зафиксированы Пять Заповедей: не лги, не убивай, не бери чужого, что не было дано, не причиняй вреда путем полового насилия, не употребляй наркотических веществ. Соблюдение этих Заповедей ведёт к благополучию на всех уровнях. Моральная дисциплина - основа для всего дальнейшего пути совершенствования в сосредоточении и мудрости. -Правильная речь воздержание от лжи; воздержание от речей, сеющих распри ; воздержание от грубых слов; воздержание от пустословия. -Правильное поведение Воздержание от желания убивать других существ, от убийства как ремесла. Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр. Воздержание от причинения сексуального вреда - изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан - обет безбрачия. -Правильный образ жизни Здесь внимание обращено на способы получения средств к существованию, поскольку труд занимает важное место в жизни человека. Следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Так говорится, что необходимо воздерживаться от работы в следующих сферах деятельности: -связанными с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция; -так или иначе связанными с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств. -связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ; -связанными с одурманивающими веществами: производство и торговля алкоголем, наркотиками; - любая деятельность, связанная с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями: гадание, мошенничество. Правильный образ жизни предполагает независимость от материального, разумную, здоровую жизнь без излишеств и роскоши, благодаря чему можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий. Сосредоточение -Правильное усилие Руководствуясь правильными взглядами, поведением и образом жизни, человек встречает препятствия в виде глубоко укоренившихся в нем самом старых вредных или ограничивающих убеждений, и новых жестких идей. Приходится непрерывно совершенствоваться, постоянно стремиться к освобождению от жестких идей и убеждений. Поскольку ум не может оставаться пустым, его стоит стремиться заполнять позитивными идеями, закрепляя их в уме. Такое четырёхстороннее постоянное старание признается правильным. -Правильное направление мысли Необходимость постоянной бдительности, при которой человек постоянно должен рассматривать: тело — как тело, ощущение — как ощущение (чувства), ум — как ум, состояние сознания — как состояние сознания (*на пали здесь используется термин dhammesu) Вместо "Это- я", или "это -мое" Иначе тело, ум, ощущения и умственные состояния воспринимаются как нечто постоянное и ценное. Отсюда появляется чувство зависимости от них, переживание несчастья. -Правильное сосредоточение Освоив предыдушие этапы и углубив осознавание, человек затем готов пройти шаг за шагом четыре стадии все более и более глубокого сосредоточения. Они ведут к прекращению страданий - к личному Освобождению, или Малой Нирване, которую выражает состояние архата. МАХАЯНА (санскр. महयान , «великая колесница»; тиб. Тхег Чен) - также называется Великим путем. Второй поворот колеса учения Будды связан с распространением поучений махаяны, практики на благо всех существ. Также Махаяна называется Бодхисаттваяной, так как практикующие ее считаются Бодхисаттвами. Важнейшая идея Махаяны - Бодхичитта (Просветленный настрой), союз мудрости и сочувствия, неотделимых от природы Будды. Великий Путь соответствует северной ветви буддизма и распространен в таких странах как Тибет, Лхадак, Непал, Сикким, Бутан, а также в Монголия, Китай, Япония, Вьетнам, Тайвань, Корея, Бурятия, Тува, Калмыкия и др. Через 8 лет после первого поучения в Сарнатхе к Будде пришли совсем другие люди. Это было в Раджгире, на Горе грифов, неподалеку от Бодхгаи. Эти ученики обладали избытком энергии для других и неличностным настроем. Их жизнь была достаточно благополучна для них, или по крайней мере они были вполне счастливы с тем, что имели, и их больше волновала возможность помочь другим, нежели заполучить что-то для себя. Поэтому им Будда давал поучения о сочувствии и мудрости - способности ставить себя на место другого и видеть то, каким все является на самом деле, не цепляясь за надежды и опасения, и таким образом помогать другим быть счастливыми.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |