Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Школы Тибетского Буддизма



2019-08-13 219 Обсуждений (0)
Школы Тибетского Буддизма 0.00 из 5.00 0 оценок




Школа Ньингма

В VIII веке н.э. король Трисонг Децен пригласил к себе в Страну Снегов индийских ученых Вималамитру и Шантаракшиту, а затем великого учителя Падмасамбхаву (Гуру Ринпоче). В этот период появились первые монастыри и крупные учебные заведения, и начала складываться школа Ньингма «Старая традиция», старейшая из 4-х главных школ тибетского буддизма. Однако этой первой волне развития буддизма в Тибете суждено было почти полностью исчезнуть во время правления короля Лангдармы, который постарался уничтожить все, что было связано с учением Будды. К счастью, Падмасамбхава и его просветленная супруга Йеше Цогьял успели укрыть многие священные тексты в различных труднодоступных местах Тибета, оставив также предсказания о том, кто и когда должен их обнаружить.

Традиция школы Нингма представлена тремя линиями: главная линия: линия, линия устной передачи Дзогчен и линия сокровищ. Самой значимой из них является линия Дзогчен. Шесть монастырей, расположенных в трёх разных областях Тибета несут эту традицию. Это Дордже Драк и Миндрол Линг в Верхнем Тибете, Дзогчен и Сечен в Центральном Тибете, и Каток и Пальюл в Нижнем Тибете. Дзогчен. В настоящее время благодаря стараниям главного лидера школы Нингма, Его Святейшества Пенора Ринпоче по всему миру возникли тысячи нингмапинских организаций с миллионами последователей, практикующих Дзогчен. Дзогчен в переводе означает "великое совершенство". Если тантризм идёт путём преображения психических и тонких энергий для выхода из колеса бесконечных перерождений, исходя из представления, что каждый человек имеет природу будды, то дзогчен утверждает, что мы уже совершенны. Идейная основа дзогчен заключена в учении об Изначальном состоянии бытия, которое совершенно само по себе, т. е. природа человека — совершенна. Задача учителя — ввести ученика в это Изначальное состояние, которое характеризуется недвойственностью, т. е. неразличением "я" и мира.

Школа Кагью

Спустя почти триста лет с переводчиком Марпой пришло в Тибет учение, которое легло в основу другой школы - Кагью или «Передача Учения (Будды)». Марпа три раза ходил из Тибета в Индию, преодолевая заснеженные перевалы Гималаев, чтобы изучать и практиковать тайные тантрические учения и затем передать их своим соотечественникам. Начиная с XII века, одну из главных сохранившихся подшкол этой школы возглавляет Гьялва Кармапа, первый Лама в истории буддизма, который сознательно принимает перерождения на благо существ. Незадолго до смерти Кармапа оставляет своим ближайшим ученикам указания, письменные или устные, относительно того, когда и где следует искать его следующее воплощение. Просветленные Ламы хранят и передают учение и опыт просветления своим ученикам. Поэтому эта школа устного предания, прямой передачи учения Махамудра от учителя ученику. Учения Кагью передавались таким образом, непрерывно, до сегодняшних дней.

Школа Сакья

Примерно в то же время, что и Карма Кагью, создавалась школа Сакья, давшая миру многих великих ученых, мастеров буддийской философии и теории познания. Название происходит от местности Серая (Светлая) Земля. Традиция Сакья ассоциируется с семейством Кхон. Кхон Луи Вангпо Сунгва был учеником Гуру Ринпоче в восьмом веке. Все последующие тринадцать поколений Дхарма распространялась через клан Кхон. В 1073 году Кхон Кончок Гьялпо построил монастырь Сакья и основал традицию Сакья в Тибете.

Школа Гелуг

Четвертая школа тибетского буддизма - Гелуг «Традиция добродетели» или школа «желтых шапок», названная так из-за цвета головного убора монахов. Основана в XIV—XV вв. Гьялва Цонкапой (1357-1419), который почитается как воплощение бодхисаттвы Манджушри, олицетворяющего мудрость, всеведение. Цонкапа создал многотомный труд, интегрирующий многие учения и содержащий руководство «Ступени пути» (тибет. «Лам-рим»), который. до сих пор подробно и тщательно изучается как монахами, так и мирянами. В гелуг разработана обширная многолетняя образовательная программа и система учёных степеней учителей. Ученик Цонкапы Гьялва Гедун Друкпа стал первым из четырнадцати перерождений Далай Ламы. По традиции, Далай-Лама, являющийся духовным лидером Тибета, всегда был представителем этой школы и также считается эманацией Авалокитешвары – Бодхисаттвы Сочувствия. Четырнадцатый Далай Лама, Тензин Гьяцо, был удостоен Нобелевской премии в 1989 году в знак признания его героических усилий как миротворца, облегчающего страдания тибетского народа, находящегося под властью геноцида китайского правительства. Все существующие дацаны в Бурятии, Калмыкии и Тыве принадлежат школе гелуг.

Учения всех этих школ приводят к одинаковому результату, состоянию просветления. А вот методы несколько различаются: они предназначены для разных людей. Обычно говорят, что в школе Ньингма сосредоточены методы, трансформирующие, прежде всего, гнев и гордость, потому в этой школе практикуют люди, у которых названные чувства сильнее всего. В школу Карма Кагью приходят, в первую очередь, те, кто больше всего зависим от желаний и привязанности. В школе Гелугпа преобразуется неведение, а в школе Сакья – примерно равное соотношение этих мешающих чувств.

Учение БОН

Существует три различных типа традиции Бон. Это старый Бон - целиком шаманский; Юндрунг (или Вечный) Бон, и новый, или реформированный, возникший в ответ на соперничество со стороны других Буддийских школ.

Последователи Вечного Бона Юндрунг утверждают, что представляют пре-буддистскую цивилизацию Тибета. По меньшей мере часть этой религиозной традиции происходит не из Тибета, а была принесена в Центральный Тибет ещё до седьмого столетия из независимой тогда страны Жанг-жунг к западу от Тибета, а туда — из более удалённых местностей таджико или ирано-говорящей Центральной Азии на северо-западе.

Эта форма Бон известна как Юнгдрунг Бон, "Вечное Учение", термин, соответствием которому в санскрите было бы "Свастика-дхарма", где свастика или солнечный крест — это символ вечного и нерушимого, соответствующего практически во всём буддистскому термину "ваджра" или алмаз. В добавление к ритуальным текстам, относящимся к ш a манической и анимистической практике, эта древняя традиция владеет большим количеством текстов, также претендующих на пре-буддистское происхождение, и относящихся к высшим учениям Сутры, Тантры и Дзогчен. Ламы Бонпо, вместо того, чтобы обращаться к северноиндийскому принцу Сиддхартхе Гаутаме как своему Будде и источнику высших учений Сутры, Тантры и Дзогчен, обращаются к другому принцу, жившему в более ранние времена, к Шерабу Мивоче, родом из Олмо Лунгринг в далёкой Средней Азии, как своему Будде и источнику их учения. Следовательно, последнему был присвоен титул Тонпа или Учителя, буквально "тот, кто раскрывает [тайны]". Традиция Бонпо приписывает Тонпа Шенрабу поистине невероятную датировку, утверждая, что он процветал примерно восемнадцать тысяч лет назад.

Считается, что, начиная со времени правления второго короля Тибета, Митри Цанпо, некоторые тексты Бонпо, в особенности Отцовские Тантры были принесены из Жанг-Жунг в Центральный Тибет и переведены на тибетский язык.

Бонпо претерпели один за другим два цикла преследований, первый — во времена правления восьмого короля Тибета, Дригум Цанпо, и затем второй — во времена великого буддистского короля Тибета, Трисонг Децан в восьмом веке нашей эры. Согласно традиции, в обоих случаях преследуемые мудрецы Бонпо спрятали свои книги в различных местах в Тибете и прилегающих областях, таких как Бутан. Эти тайники стали заново открывать начиная с десятого столетия. Потому они известны как вновь открытые тексты или "скрытые сокровища" (терма).

Некоторые другие тексты никогда не были спрятаны, а оставались в обращении и передавались по непрерывной линии начиная с восьмого столетия. Эти тексты известны как snyan-rgyud, буквально — "устная традиция", даже если они существовали как написанные тексты, начиная с раннего периода. Эта разновидность Старого Бона процветала в Западном и Центральном Тибете вплоть до наших дней. Идея того, что многие учения возникли в западной части Тибетского плоскогорья, а не на Индийском субконтиненте, и что это происходило еще до времени исторического Будды, кажется почти невероятной тем, кто привык к общепринятой истории о проникновении буддизма в Тибет в седьмом веке.

Вторая разновидность традиции Бон – шаманистский Бон. Тибетский термин бон, вероятно, произошел от старинного глагола "bond-pa", что означает "призывать богов". В данном случае Бон подразумевает туземную пре-буддистскую шаманистическую и анимистическую культуру Тибета, культуру, которая имела много общего с другими шаманистическими племенными культурами Центральной Азии и Сибири. Хотя эти культуры включали в себя различные виды религиозной практики и верований, в центре их всегда находился практикующий, известный под именем шамана. Деятельность шамана характеризовалась вхождением в изменённое состояние сознания посредством ритмичного пения, битья в барабан, танца и так далее.

Основной социальной функцией такого практикующего было целительство. Традиционная форма центральноазиатского шаманизма, включая одержание духами, широко практикуется в Тибете и сегодня как среди буддистского населения, так и населения, исповедующего бон, а также среди тибетских беженцев живущих в Ладаке, Непале и Бутане.

На самом деле, в соответствии с традицией Бонпо, некоторые из этих практик, такие как вызывания богов и ритуалы изгнания злых духов были преподаны самим Тонпа Шераб в доисторические времена, во время его непродолжительного пребывания в Конгпо, что в Юговосточном Тибете.

Эти шаманические разновидности практик сегодня известны как "Причинные Пути Бон". Учения и практики, содержащиеся в Причинных Путях считаются дуалистическими в их философских взглядах. T о есть, боги, представляющие силы света и порядка, и зовущиеся Йе, и демоны, представляющие силы тьмы и хаоса, зовущиеся Нгам, имеют независимое существование, и практикующий в основном занимается тем, что выполняет ритуалы, которые призывают положительные энергии богов и отвращают отрицательные влияния демонов и злых духов.

Однако, как и Буддизм в целом, Юнгдрунг Бон полностью отрицает практику кровавых жертвоприношений, ибо происхождение этих практик приписывается демонам-каннибалам Синпо, а не Тонпа Шенраб. Таким образом, ламы Бонпо не желают отождествлять даже Причинные Пути Бон с шаманизмом Джангкрис или шаманами, и по сей день существующими в горах Непала.

Новый Бон возник в четырнадцатом столетии и продолжается до настоящего времени. Он был основан на открытии системы Терма. В целом эта система довольно схожа с Ньингмапа, и Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в ней также считается значительной личностью. На самом деле, некоторые тертоны (те, кто открывает термы), такие как Дордже Лингпа, открыли как Ньингмапа, так и Бонпо термы. Новый Бон процветает главным образом в Восточном Тибете.

Подобно Ньингмапа среди Тибетских Будистов, традиция Бонпо содержит как своё высшее учение систему размышлений, известную как Дзогчен, "Великое Совершенство". Эти учения раскрывают в непосредственном переживании Первозданное Состояние человека, иными словами, неотъемлемую врождённую природу Будды или Боддхичитту, которая находится за пределами времени, обусловленности и концептуальных ограничений. Это Естественное Состояние описывается в терминах его сущностной первозданной чистоты и его спонтанного совершенства в проявлении. Как буддийская школа Ньингма, так и Бонпо утверждают, что их традиции Дзогчен были принесены в Центральный Тибет в восьмом столетии: традиция передачи Ньингмапа — от Махасиддхи Шрисимха, жившего в Северной Индии, а традиция Бонпо, произошла от линии Махасиддхов, обитавших в окрестностях горы Кайлаш и озерной страны Жанг-жунг к западу и северу Тибета. Таким образом, очевидно, существуют две различные исторически подлинные линии передачи этих учений.

Современный Бон содержит в себе монашескую систему, очень похожую на монашескую систему буддистов, а также философию Мадхьямика, полностью сравнимую с другими школами Тибетского Буддизма. Согласно самим ламам Бонпо, основным различием между школами Бон и Будизма является скорее различие не в учении и доктринах, а в линиях передачи, так как Бонпо считают своим основателем Тонпа Шераб, а буддисты — Шакьямуни. На самом деле, обе эти выдающиеся личности — проявления просветления Будды в нашем мире, прозрения, технически известного как Нирманакайя. Его Святейшество Далай Лама признал Бон как пятую школу тибетского буддизма, наряду с Ньингма, Сакья, Кагью и Гелуг, и предоставил место представителям Бон в Совете по Делам Религии в Дхармасале.

Джона́нг

традиция тибетского буддизма, основанная в Тибете Кунпангом Чодже Цондру (1243—1313). Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не счи тают себя частью Сакья.

Традиция Джонанг сегодня

В 1960-е годы, во время Культурной революции в КНР, многие из великих мастеров линии были вынуждены покинуть монастыри, и бежать в сельскую местность Амдо, где они блуждали как кочевники или находили убежище в пещерах. Два следующих десятилетия последователи школы жили бездомными на собственной родине и собирались вместе только на летние затворы. После окончания Культурной революции в 1976 г., монахи Джонангпы начали возвращаться в свои монастыри, где восстановили и возродили свою уникальную духовную традицию. После того, как китайские власти открыли доступ иностранцам в некоторые районы древнего Тибета (входящие сейчас в провинции Сычуань и Цинхай), в изолированных областях было обнаружено не менее 40 монастырей, принадлежащих школе Джонанг, включая главный монастырь по имени Цангва, расположенный в районе Дзамтанг, провинции Сычуань. Эти монастыри, в которых живут приблизительно 5000 монахов, были найдены в Амдо и районах Гьяронг, Кингэй и в Тибетской Автономной Области.

Поскольку книги Долпопы были запрещены в XVII веке, они стали чрезвычайно редкими. В 1970-е и 1980-е годы некоторые из его книг были вновь открыты и переизданы. (Американская Библиотека Конгресса теперь имеет полный набор Собрания сочинений Долпопы, которые были переизданы в Дели в 1992.)

Учение Калачакры со времён основателя школы, Цонкапы, является важной частью традиции Гелугпа. Цонкапа не принял комментарий Таранатхи на практику Калачакры, написав собственный. Его Святейшество, действующий XIV Далай-Лама, активно дает посвящение в Калачакра-тантру. Более того, сейчас, когда под руководством Далай-ламы XIV идет консолидация всех школ тибетского буддизма, проводится всяческое содействие укоренению этой традиции за пределами Тибета. Так, Его Святейшество Далай-лама XIV подарил главе линии Его Святейшеству Богдо-гэгэну IX Халха Джецун Дамбе Ринпоче первый за пределами Тибета монастырь Джонанг, на склоне горы в г. Шимла, столице индийского штата Химачал-Прадеш. Монастырь был назван в честь монастыря Джонанг Пунцог Чойлинг, построенного когда-то Таранатхой, преобразованного в 1658 Далай-ламой V в монастырь линии Гелуг, а позже разрушенного во время Культурной революции. В воссозданном монастыре сейчас живут больше пятидесяти молодых монахов.

В настоящее время монастыри школы Джонанг существуют не только в Тибете, но и в Индии, Непале, на острове Тайвань и в США. В 2009 году в Москве открылся центр «Джонангпа» под руководством ламы Йонтена Гиалтсо.

Риме (тиб. Вайли) –

несектантская школа тибетского буддизма, которая была создана практикующими буддистами разных школ для сохранения практик и учений в жизни. В силу того, что многие буддизма в Тибете или даже в наши дни, набирая силу стараются ввести свои термины, учения и обособиться от остальных школ, то возникает угроза исчезновения подлинных традиций, которые насильно вытесняются и забываются.

Для сохранения всех традиций и учений, которые начались от Будды и было создано данное движение, которое позже стало называться школой, хотя до сих пор не имеет жесткого оформления и какой либо ограничивающей методологии.

Риме буквально означает «без границ» и считается несектантским движением, или движением, стоящим вне партий, которое возникло в Восточном Тибете в девятнадцатом веке. На самом деле Риме не может называться школой и, таким образом, в этом смысле не строго параллельно Гелугпа или любой другой школе. Это скорее специфическая точка зрения или ориентация, поддержанная практиками, приверженцами многих различных традиций. Риме представляет собой оценку множества подлинных тибетских традиций практики во всем их разнообразии и обязательство работать ради их выживания. При сохранении твердой убежденности в своих собственных традициях и при поддержании искренней преданности своему монастырю, ордену и наследию сторонники Риме изучали и получали обучение друг от друга несектантским способом.

Кроме того, они работали все вместе, чтобы сохранить различные подлинные традиции практики, существовавшие в их дни, но начавшие исчезать под давлениями сектантства и преследований.

Намкай Норбу (Namkhai Norbu) указывает, что, хотя в движении Риме участвовали наставники из различных школ, особенно важную роль в нем играет ориентация дзогчен. Дзогчен ищет прямого отношения к действительности, не ограниченного, не управляемого и не контролируемого определенной сектантской верой или философской точкой зрения. Это не подразумевает того, что дзогчен не имеет своей точки зрения, наоборот, его цель состоит в том, чтобы выйти за пределы любого осуждения концептуального размышления. Намкай Норбу пишет: «В дзогчене вы должны объединить все. Вы должны удалить барьер между вами и мной и понимать реальные условия так, как они есть. Это называется ji-shin-wa, при котором нет никаких барьеров». Этот подход показывает возможность прямого опыта без посредников и оценки мудрости живых духовных традиций, каким бы ни был их сектантский источник.



2019-08-13 219 Обсуждений (0)
Школы Тибетского Буддизма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Школы Тибетского Буддизма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)