Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Запишем цели и задачи.



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Запишем цели и задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок




СЛАЙД 1

Междисциплинарный курс 05.03* «Технология разработки индивидуальных образовательных маршрутов»

Ознакомление с содержанием МДК «Технология разработки индивидуальных образовательных маршрутов».

 МДК 05.03* «Технология разработки индивидуальных образовательных маршрутов» является структурным компонентом ПМ 05 «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Содержание данного курса предполагает получение определенных знаний и умений и ориентировано на формирование у студентов определенных компетенций и получение практического опыта в разработке ИОМ.

 

В результате освоения профессионального модуля студент должен уметь:

У23* определять способы коррекционно-развивающей деятельности с детьми;

У25* планировать индивидуальный образовательный маршрут воспитанника.

В результате освоения профессионального модуля студент должен знать:

З4 методику планирования и разработки образовательной программы, требования к оформлению соответствующей документации;

З22* теоретические основы планирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

! В результате освоения профессионального модуля студент должен иметь практический опыт:

ПО10* разработки индивидуального образовательного маршрута и проведения индивидуальной образовательной работы с ребенком дошкольного возраста- в ПОРТФОЛИО .

Теперь переходим непосредственно к содержанию модуля.

СДАЙД 2

И так, содержание модуля предполагает раскрытие нескольких вопросов:

1. Актуализация проблемы индивидуализации дошкольного образования. Основные понятия и термины.

2. Индивидуализация в планировании образовательного процесса. Возможности учета индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса.

3. Варианты планирования индивидуализации образования. Технология разработки индивидуального образовательного маршрута.

СЛАЙД 4

Вопрос 1. Актуализация проблемы индивидуализации дошкольного образования.

Проблема индивидуализации образования детей дошкольного возраста с той или иной остротой возникала на разных этапах становления дошкольного воспитания.

Но первые попытки реформировать систему воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста, внедрить в массовую практику идеи открытости, вариативности, индивидуализации образовательных траекторий были предприняты лишь в 90-х годах прошлого века. Однако, тогда идеи индивидуализации во многом остались нереализованными.

В настоящее время данная проблема становится все более актуальной. Определить характер преобразований, структурировать действия управленцев и педагогов призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором определены цели, задачи, основные принципы и подходы дошкольного образования.

СЛАЙД 5

П.1.4. ФГОС ДО определяет основные принципы дошкольного образования:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Иначе эти основополагающие принципы звучит как принципы индивидуализации образования или принципы приоритета интересов ребёнка (некоторые  исследователи обозначают их формулой «быть на стороне ребёнка»).

Записываем

СЛАЙД 6

    Федеральный государственный образовательный стандарт определяет цели и спектр задач дошкольного образования и некоторые из них направлены на индивидуализацию образования.

П.1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:

- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

П.1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-  обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Запишем цели и задачи.

 

СЛАЙД 7

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и поставленные цели и задачи, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошкольного образования (образовательная программа дошкольной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Следовательно, для реализации ФГОС ДО, необходимо не только определить содержание дошкольного образования, соответствующее пяти образовательным областям, но и раскрыть для педагогов возможности реализации в педагогической практике такой принципиально важной составляющей дошкольного Стандарта, как индивидуализация дошкольного образования.  

Что же такое индивидуализация образования? Предлагаю обозначить основной смысл данного определения и для этого рассмотреть основные термины и понятия.

СЛАЙД 8

Индивидуализация - открытие и утверждение своего «я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера (по определению Артура Владимировича Петровского)

 Индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности (по определению Нины Николаевны Михайловой)

Индивидуальный подход в образовании - выявление индивидуальных особенностей развития, поведения ребенка, требующих, с точки зрения взрослого, коррекционно-развивающего воздействия.

 ! «Индивидуализация образования» - это создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей детей; совместная деятельность воспитателя и ребенка на всех этапах образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов и темпов обучения зависит от индивидуальных особенности детей, уровня их способностей.

Вопрос 2

СЛАЙД 9

Вопрос 2. Индивидуализация в планировании образовательного процесса.

Актуальность индивидуализации планирования образовательного процесса.

 

На современном этапе развития дошкольного образования  проблема индивидуализации в планировании образовательного процесса приобретает новое звучание в аспекте раскрытия потенциала личности, становления» Я», поддержки индивидуальности, индивидуальных проявлений и способностей.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором особо актуализируется идея индивидуализации. В Стандарте заданы ориентиры, по которым можно проектировать (планировать) образовательный процесс.

Обратимся к  п. 3.2.1 где представлены «Психолого-педагогические условия реализации Образовательной программы».

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

СЛАЙД 10

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

СЛАЙД 11 Основные линии планирования индивидуализации образования.

Положение ФГОС ДО об «… использовании форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям» определяет содержательные линии в индивидуализации образования.

I . Технологическая линия в планировании с учетом индивидуальных особенностей детей предполагает «предоставление возможности выбора материалов, видов активности, участников деятельности и общения», «принятия детьми решений, выражения мыслей и чувств» (ФГОС ДО).

Формы взаимодействия с ребенком в технологической линии:

- с целью оптимизации социальных контактов со сверстниками: ситуации позитивного общения (участие застенчивого ребенка в театрализованной игре/проведение персональных выставок творческих работ ребенка/проведение Дней самопрезентаций «Знакомьтесь, это Я!»/проведение игрового шоу «Минута славы»); разрешение проблемных ситуаций подгруппового взаимодействия (как распределить роли в спектакле/кому поручить оформление зала/кто сможет участвовать в интеллектуальном конкурсе «Знатоки математики»); развитие групповых традиций (соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; проекты «Моя родословная», «Бессмертный полк», издательство книги «Мои увлечения»);

- с целью преодоления трудностей в освоении образовательного содержания используются ситуации практикования (увеличенное число или разная степень сложности игр, заданий, упражнений); дидактические игры разного содержания в зависимости от трудностей ребенка;

- с целью поддержки детских интересов, способностей и творчества следует создавать условия для культурных практик в разных видах деятельности (коллекционирование, занятия по интересам-рукоделье, робототехника и т.п.) посредством разнообразного взаимодействия с ребенком в центрах активности.

Например, при увлечении детьми роботами - трансформерами можно организовать в группе выставку технической игрушки.

 

СЛАЙД 12 Варианты планирования индивидуализации образования

 Методическая линия в планировании отражает формы индивидуализации образовательного процесса по двум составляющим:

1. Индивидуальная (дифференцированная) работа, включенная   в календарный (ежедневный) план.

2. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ).

3. Адаптированная образовательная программа как вариант планирования индивидуализации образования.

 

Предлагаю рассмотреть каждую форму подробнее.

СЛАЙД 13

1.Индивидуальная (дифференцированной) работа, включенная   в календарный (ежедневный) план.

Такая форма индивидуализации планируется с детьми по результатам проведения НОД систематическис целью закрепления (уточнения) пройденного материала. Индивидуальная работа, в отличие от других форм индивидуализации, по времени краткосрочна  (проводится непосредственно после проведения НОД) и может быть представлена как:

- отдельный раздел календарного плана;

-  в качестве подразделаво всех разделах календарного плана (в разделах«непосредственно-образовательная деятельность», «организация деятельности в режимных моментах», «организация ППС для самостоятельной деятельности»);

-  может планироваться по одной из пяти образовательных  областей отдельно в конкретно взятый день (например, в понедельник воспитатель акцентирует внимание на работе по развитию речи, во вторник – по познавательному и т.д.);

- индивидуальная работа планируется в течение одного дня по разным образовательным областям.

*Выбор варианта планирования зависит от предпочтений и насущных проблем образовательного процесса данной группы.

СЛАЙД  14

Алгоритм планирования индивидуальной работы.

1. Проведение педагогических наблюдений за ребенком. Фиксация результатов наблюденийв дневнике/картах.

2. Подбор форм, методов и приемов индивидуальной работы с учетом оснований для планирования.

3. Включение форм, методов и приемов индивидуальной работы в календарный план.

                                

СЛАЙД 15

Работа с раздаточным материалом № 2 - календарный план «Планирование индивидуальной работы »

Задание группам: Рассмотреть план, ответить на вопросы

- Какая форма планирования индивидуальной работы выбрана воспитателем (отдельный раздел плана/подраздел во всех разделах календарного плана)?

- Задачи каких областей включены в индивидуальную работу в календарном плане?

- Выделите одного ребенка, с которым запланирована индивидуальная работа. О каких трудностях в освоении программы у этого ребенка можно говорить? Составьте краткую характеристику на данного ребенка (имя ребенка; описание трудностей в освоении программы – какие образовательные области).

СЛАЙД 16 Методическая линия в планировании. Формы индивидуализации образовательного процесса.

Вторая форма планирования индивидуализации:

2.  Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Разберем данное понятие на составляющие:

Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный [Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд. – М., 1990.].

Индивидуальность –

1) особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;

2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств [Словарь иностранных слов. – М., 1981.]. 

Образование – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие.

Маршрут – путь, личностного роста (воспитания, развития, обучения) ребёнка.

Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен на воспитание обучающегося, развитие (физических способностей и т.д.), на обучение.

СЛАЙД 17

Понятие «Индивидуальный образовательный маршрут» определяется учеными (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) как  целенаправленно проектируемая (на определенную проблему) дифференцированная (основана на образовательных потребностях, индивидуальных особенностях и возможностях ребенка) образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.



2019-11-13 281 Обсуждений (0)
Запишем цели и задачи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Запишем цели и задачи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)