Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иные аспекты коллективного договора



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Иные аспекты коллективного договора 0.00 из 5.00 0 оценок




§ Юридический факт-обязательство, договор сделка.

§ Нормативный договор.

§ ЛНПА.

§ Вид договора о труде.

Коллективный договор – это локальное нормативное соглашение, регулирующее трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками и содержащее принятые в пределах их компетенции в особом договорном порядке нормы и обязательства по решению вопросов в социально-трудовой сфере.

2) стороны коллективного договора

Наниматель либо уполномоченный им представитель, профсоюзы и др. органы, уполномоченные представлять интересы работников.

Статья 354. Представительство интересов работников

Представительство интересов работников могут осуществлять соответствующие профессиональные союзы и иные представительные органы работников, действующие на основании актов законодательства.

Представительство интересов работников не могут осуществлять руководитель организации и его заместители.

Представлять интересы работников другие уполномоченные органы могут на основании международных обязательств РБ (конвенции МОТ, Декларация МОТ 1998).

На практике нормы реализуются только в первой части – по отношению к профсоюзу.

Статья 355. Представительство интересов нанимателя

Представителями интересов нанимателя выступают руководитель организации или лица, уполномоченные учредительными документами организации или локальными нормативными правовыми актами этих организаций.

Представительство интересов нанимателей на республиканском, отраслевом, территориальном уровнях осуществляют соответствующие объединения нанимателей.

3) содержание коллективного договора

Нормативная часть - новые нормы, сформированные в пределах компетенции. In favorem – улучшение.

Информационная часть – это воспроизведение в тексте нормативного договора норм законодательства о труде.

Обязательственная часть - это обязательство сторон, связанные с обеспечением социально-экономических отношений в сфере труда. Включает в себя повышенные нормы по охране труда.

Статья 364. Содержание коллективного договора

Содержание коллективного договора определяется сторонами в соответствии с генеральным, тарифным и местным соглашениями (при их наличии) в пределах их компетенции, а также настоящим Кодексом в предусмотренных им случаях.

Коллективный договор может содержать положения об (о):

1) организации труда и повышении эффективности производства;

2) нормировании, формах, системах оплаты труда, иных видах доходов работников;

3) размерах тарифных ставок (окладов), доплат и надбавок к ним;

4) продолжительности рабочего времени и времени отдыха;

5) создании здоровых и безопасных условий труда, улучшении охраны здоровья, гарантиях государственного социального страхования работников и их семей, охране окружающей среды;

6) заключении и расторжении трудовых договоров;

7) обеспечении занятости, профессиональной подготовке, повышении квалификации, переподготовке, трудоустройстве высвобождаемых работников;

8) регулировании внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

9) строительстве, содержании и распределении жилья, объектов социально-культурного назначения;

10) организации санаторно-курортного лечения и отдыха работников и членов их семей;

11) предоставлении дополнительных гарантий многодетным и неполным семьям, а также семьям, воспитывающим детей-инвалидов;

12) улучшении условий жизни ветеранов, инвалидов и пенсионеров, работающих или работавших у нанимателя;

13) создании условий для повышения культурного уровня и физического совершенствования работников;

14) минимуме необходимых работ (услуг), обеспечиваемых при проведении забастовки;

15) ответственности сторон за невыполнение коллективного договора;

16) гарантиях социально-экономических прав работников при разгосударствлении и приватизации;

17) ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работника;

18) других трудовых и социально-экономических условиях.

Коллективный договор может иметь приложения, являющиеся его неотъемлемой составной частью.

Коллективные договоры и соглашения – это результат коллективных переговоров и согласованного волеизъявления сторон (работников, нанимателей, в трехсторонних соглашениях – государственные органы).

Локальный нормативный правовой акт –это волеизъявление одного лица – нанимателя – проявление его нормативной власти. Процедура согласования или уведомления профсоюза при принятии некоторых локальных нормативных правовых актов не превращает эти акты в социально-партнерские, поскольку участие профсоюза является вторичным.

Нормативные положения применяются в течение всего срока действия коллективного договора, обязательственные положения погашаются с момента их выполнения.

Коллективные договоры выполняют правотворческую функцию, поскольку в настоящее время нормативные соглашения преобладают над обязательственными. Коллективный договор может содержать нормы других отраслей права: жилищного, гражданского и т. п.


16. Понятие и виды соглашений. Стороны и содержание соглашений

План:

1) понятие соглашения (двойственная юридическая природа), место СП-соглашений в системе источников

2) виды СП-соглашений

3) стороны СП-соглашений

4) содержание СП-соглашений

1) понятие соглашения, место СП-соглашений в системе источников

Легальное определение понятие социально-партнерское соглашения содержится в ст. 358 ТК.

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Важно знать: социально-партнерские соглашения относятся к категории нормативных соглашений, и, соответственно, включают в себя черты 1) договора-сделки и 2) нормативного акта, договора-обязательства. Но легальное определение отражает только одну сторону указанного источника, не рассматривая вторую сторону – нормативный договор.

Коллективное соглашение – это нормативное правовое соглашение, содержащее в себе принятые в пределах компетенции сторон в особом договорном порядке нормы и обязательства по решению вопроса в социально-трудовой сфере на уровне Республики Беларусь определенной отрасли, территории, профессии.

О. В. Чесалина

Анализ норм ТК позволяет сделать вывод, что законодатель не относит коллективные договоры и соглашения к законодательству о труде (смотри статью 7 ТК). Акты законодательства обладают бо́льшей юридической силой, чем локальные нормативные правовые акты (смотри статью 7 ТК, а также решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 20 марта 2002 года № Р-139/2002).

2) виды СП-соглашений

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

3) стороны СП-соглашений

Республиканский уровень: Совет Министров, Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), объединение нанимателей.

Отраслевой уровень: отраслевые министерства, отраслевые профсоюзы и объединения нанимателей.

Местный уровень: местные исполнительные и распорядительные органы, местные профсоюзы и союзы нанимателей.

Субъекты определены в ТК и в п. 2 указа Президента от 15 июля 1995 г. №278 «О развитии социального партнерства в РБ».

 

 

4) содержание СП-соглашений

Содержание коллективных соглашений формирует их условия. Согласно части 1 статьи 358 ТК соглашения содержат обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере, при этом согласно статье 360 ТК соглашения включают в себя нормативные положения.

Статья 360. Содержание соглашений

Содержание соглашений определяется сторонами в пределах их компетенции.

Генеральное соглашение может содержать положения о (об):

1) развитии социального партнерства и сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предупреждении трудовых конфликтов и забастовок, запрещении массовых увольнений;

2) основных критериях жизненного уровня работников и членов их семей, в том числе минимальном потребительском бюджете, минимальной заработной плате, пенсиях, государственных пособиях, стипендиях;

3) заработной плате работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных пособиях, стипендиях, пенсиях, компенсационных выплатах в зависимости от роста цен по сравнению с установленным минимумом;

4) обеспечении занятости;

5) охране труда и окружающей среды;

6) иных трудовых и социально-экономических условиях.

Тарифные и местные соглашения устанавливают социально-трудовые гарантии и преимущества для работников в зависимости от особенностей отрасли или региона по вопросам организации, условий, оплаты и охраны труда, заключения и расторжения трудовых договоров, при проведении приватизации и др.

 


17. Порядок заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения

План:

1) Коллективные переговоры и порядок их ведения

2) Стадии заключение коллективного договора

3)

Коллективные переговоры и порядок их ведения

Ст. 356 и 357.

Цель переговоров – определение условий труда, регулирование отношений между сторонами договора, между представителями сторон.

С инициативой о заключении коллективного договора может выступать каждая из сторон.

В РБ предусматривается обязанность ведения коллективных переговоров, но не обязанность заключения коллективного договора. Коллективные переговоры должны быть начаты в 7-дневный срок с момента направления требования об этом.

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями.

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей.

Для ведения коллективных переговоров стороны на равноправной основе создают комиссию из уполномоченных представителей.

Состав комиссии, сроки и место проведения коллективных переговоров определяются сторонами коллективных трудовых отношений.

Стадии заключения коллективного договора

1. Начало ведения коллективных переговоров.

2. Создание комиссии по ведению кол. переговоров (ст.357).

3. Разработка проекта КД (соглашения) - ст.360, 362, 364, 62 ТК).

4. Обсуждение проекта сторонами (368).

5. Подписание КД (С) уполномоченными представителями сторон (каждая страница) - 369.

6. Уведомительная регистрация коллективного договора (ст. 370, 371).

Соблюдение стадий обеспечивает такой принцип как полномочность принятия обязательств, в противном случае юридическая сила такого договора, т.е. подписанного с нарушениями, будет оспоримой.

Органы исполнительной власти, регистрирующие коллективные договоры и соглашения контроль за содержанием коллективных договоров не осуществляют, так как регистрация носит уведомительный характер. Основанием для отказа в регистрации является отсутствие перечня необходимых документов.

В большинстве государств действует обязательная регистрация пройти которую можно только при непротиворечии содержании договора законодательству.

Иные условия

Форма: письменная.

Срок: от 1 года до 3 лет.

Сфера действия:

1. Наниматель и все работники, от имени которых он заключен (ст. 365, 363, 354, 355 ТК).

2. Работники, от имени которых он не заключался (вновь принятых и др.) при условии, если они выразят согласие на это в письменной форме (ст. 365 ТК)

Все работники, в том числе впервые принятые, должны быть ознакомлены с коллективными договорами, соглашениями, действующими у нанимателя (статья 370 ТК, пункт 3 статьи 54 ТК).

Согласно части 2 статьи 367 ТК коллективный договор вступает в силу с момента подписания или со дня, который устанавливается сторонами. В части 2 статьи 367 определено, что коллективные договоры, соглашения действует до заключения нового коллективного договора, соглашения, если в них не предусмотрено иное.

Контроль за исполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами, а также профсоюзами в порядке, установленном законодательными актами.

Контроль за исполнением Генеральных соглашений осуществляет Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Тарифное соглашение - отраслевые советы по трудовым и социальным вопросам.

За неисполнение норм настоящей главы и обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашением. В зависимости от характера нарушения может быть предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная (ст. 9.18 КоАП) и гражданско-правовая ответственность.

В настоящее время в законодательстве предусмотрена ответственность только нанимателя и его уполномоченных должностных лиц, хотя субъектами ответственности названы стороны коллективных трудовых отношений. В ТК предусматривается ответственность нанимателей в части 4 статьи 357, 373, а также отсылочная норма к статье 140 ГК. Работники несут ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Изменение и дополнение

Изменение и дополнение коллективного договора, согласования урегулировано в статье 372 и производится по правилам, установленным для заключения коллективного договора.



18. Понятие занятости и трудоустройства, их формы

План:

1) понятие и признаки занятости

2) формы занятости

3) понятие трудоустройства

4) формы трудоустройства

1) понятие и признаки занятости

Занятость с точки зрения экономической теории – это общественные отношения по поводу участия в общественно-полезном труде на конкретном рабочем месте, целью которого является непосредственное соединение трудовых ресурсов со средствами производства, рабочей силы с рабочим местом.

Занятость как правовая категория определена в статье 1 Закона «О занятости населения Республики Беларусь».

Занятость - деятельность граждан Республики Беларусь (далее - граждане), связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности).

Признаки занятости

1. Активный, деятельный, целесообразный характер.

2. Свободный характер.

3. Легальность.

4. Доходность (з/п, доход, вознаграждение).

2) формы занятости

Критерием выделения форм занятости является сфера применения способности к труду (самодеятельная, наемная занятость, подготовка к будущей трудовой деятельности – обучение).

Занятыми считаются граждане:

1. Работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении общ. работ, а также на основе членства.

2. Зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП).

3. Работающие, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности.

4. Военнослужащие, государственные служащие милитаризованных образований.

5. Студенты дневной формы.

6. Осуществляющие уход за детьми, инвалидами.

7. Занимающиеся иной деятельностью (ремесленники, адвокаты).

Соответственно можно выделить 2 вида занятости в зависимости от получения материального вознаграждения:

· Оплачиваемая деятельность, то есть деятельность в общественном производстве (п.1, 2, 3, 4, 7);

· Деятельность не связанная с выполнением оплачиваемой работы (п. 5,6).

Занятый – это лицо, реализующие свое право на труд в форме, приносящей доход, который носит трудовой характер.

Декрет №3 от 02.04.2015 «О предупреждении социально иждивенчества» предусматривает другие подходы к понятию «занятый», на основе участия в уплате налогов и др. сборов.

С точки зрения количественного показателя выделяют следующие виды занятости:

Полная;

Неполная;

Сверхзанятость - работа по нескольким ТД, гражданско-правовым договорам.

3) понятие трудоустройства

Легального определения нет, но закон о занятости этим понятием оперирует.

Существует 2 подхода к понятию трудоустройства.

Под трудоустройством понимают организацию (устройство) труда. В таком смысле трудоустройство объединяет все формы трудовой деятельности. При этом трудоустройство предполагает только такие формы трудовой деятельности, которые устанавливаются при содействии трудоустраивающих органов и организаций.

В широком смысле под трудоустройством понимают содействие занятости в различных формах.

Трудоустройство – система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости.

На протяжении длительного периода, целью социального государства являлось содействие полной занятости. В настоящее время признается ее недостижимость, что связано с: кризисными явлениями в экономике и ростом экономически активного населения.

Трудоустройство в узком смысле подразумевает процесс поиска работы и факт приема на работу. В это понятие включается и самостоятельный поиск работы.

4) формы трудоустройства

· Трудоустройство при посредничестве 3-х лиц, т.е. обращение к посреднику. В РБ в госслужбу занятости населения по месту жительства либо в негосударственные организации по содействию занятости населения.

· Непосредственное трудоустройство.



2019-11-13 265 Обсуждений (0)
Иные аспекты коллективного договора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иные аспекты коллективного договора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (265)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)