Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мозговая атака (мозговой штурм) и обратная мозговая атака



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Мозговая атака (мозговой штурм) и обратная мозговая атака 0.00 из 5.00 0 оценок




Другие названия: прямая мозговая атака (Brainstorming). Автор метода А. Осборн (США), конец 30-х гг. ХХ века.

Наиболее известным методом психологической активизации мышления является «мозговой штурм», предложенный А. Осборном (США) в 40-х годах. «Мозговой штурм» является коллективным методом поиска изобретательских решений и новых бизнес идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов», а также разделение процесса генерации и критики идей во времени. Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:

o Нельзя критиковать предлагаемые идеи, споры и обсуждения запрещаются.

o Приветствуются любые идеи, в том числе фантастические. Нет плохих идей.

o Поощряется развитие, усовершенствование и комбинирование чужих идей.

o Идеи следует излагать кратко, не прерывать эстафету идей.

o Главная цель — получить как можно больше идей.

Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» является создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни высказывать нелепые идеи из-за боязни их критики, привлечение в группу специалистов различного профиля, склонность их к творческой работе. Руководителем группы (ведущим) должен быть специалист по методам технического творчества.

Цель метода — стимулировать группу к быстрому генерированию большого количества разнообразных идей.

Суть метода

o Разделение во времени процесса генерации идей и процесса их оценки.

o Групповой процесс выдвижения идей.

o Процессом управляет профессиональный ведущий, который способен обеспечить соблюдение всех условий и правил.

o Идеи — это еще не решение проблемы, а зарождение направления ее решения.

o Универсальность метода обратно пропорциональна его эффективности.

План действий

o Отобрать группу лиц для генерации идей и группу лиц для оценки идей (по 4-8 человек).

o Ознакомить участников с правилами мозгового штурма.

o Четкое формулирование проблемы и представление ее в форме, наиболее удобной для участников.

o Строго выполнять правила мозгового штурма.

o После окончания заседания "генераторов" идеи рассматриваются группой экспертов-специалистов в данной области.

Правила проведения мозгового штурма

o Количество идей предпочтительнее качества.

o Критика идей на этапе генерации запрещена.

o В группе генерации идей не должно быть начальства.

o Нет плохих идей! Приветствуются любые идеи.

o Любая идея должна быть развита, даже если ее уместность кажется в данный момент сомнительной.

o Поощрение шуток, каламбуров, фантастических идей.

o Оказание поддержки и поощрение для освобождения участников заседания от скованности.

o Идеи излагайте кратко.

o Все выдвинутые идеи фиксируются и затем редактируются.

o При оценке идей заведомо ошибочные и нереальные отбрасываются.

Этапы мозгового штурма

Подготовка

o Назначение ведущего.

o Подбор участников для рабочих групп.

o Подбор фактического материала.

o Обучение и инструктаж участников.

o Обеспечение деятельности участников.

Выдвижение идей

o Уточнение задачи.

o Генерация идей.

o Проработка и развитие наиболее ценных идей.

o Запись предложений.

o Редактирование списка идей.

Оценка и отбор идей

o Уяснение проблемы.

o Определение критериев оценки.

o Классификация и оценка идей.

o Развитие идей на основе анализа.

Достоинства

ü Легкость освоения и простота в обращении.

ü Незначительные затраты времени на проведение.

ü Универсальность метода.

ü Наиболее эффективен при решении организационных проблем, а также технических задач невысокого уровня сложности.

Недостатки

ü Решение относительно простых задач.

ü Отсутствие критериев, дающих приоритетные направления выдвижения идей.

ü Нет гарантии нахождения сильных идей.

Обратная мозговая атака

Одной из разновидностей «мозгового штурма» является «Обратная мозговая атака». Здесь процесс поиска технических решений или бизнес идей разделен на три этапа.

На первом этапе выявляются все возможные недостатки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.

Вторым и третьем этапом являются этапы обычного «мозгового штурма».

Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число изобретательских решений и бизнес идей по его совершенствованию.

Корабельный совет

Корабельный совет — совещание, созываемое руководителем для решения проблемы в условиях дефицита информации и времени. Может использоваться для поиска решений в различных областях человеческой деятельности.

Другое название: «Совещание пиратов». Авторы метода Гильде В., Штарке К.Д. (ГДР) 1970 г.

Цель метода — максимально использовать опыт, знания и фантазию всех без исключения участников совещания для решения проблемы.

Суть метода:

Строгое выполнение каждым участником определенных правил, одним из которых является заранее установленная очередность выступлений от «юнги» до «капитана»: от младшего к старшему. Успех работы совещания зависит главным образом от умения руководителя — «капитана» — создать спокойную деловую обстановку, стимулирующую участников на активный поиск решения проблемы.

План действий.

1. Объявить участникам очередность выступлений.

2. Четко сформулировать проблему и представить ее в форме, наиболее удобной для участников.

3. Заслушать каждого участника о путях решения проблемы (этап — «Выдвижение идей»).

4. Отобрать 2-3 идеи для проработки.

5. Критика отобранных идей (этап — «Критика идей»).

6. Защита и развитие идей, подвергнутых критике (этап — «Защита идей»).

7. Выбор руководителем тех предложений, которые помогут лучше решить проблему.

8. Реализация решений.



2019-11-13 210 Обсуждений (0)
Мозговая атака (мозговой штурм) и обратная мозговая атака 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мозговая атака (мозговой штурм) и обратная мозговая атака

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)