И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА
"Точные науки называются такими не потому, что они достоверны, а потому, что в точных науках ученые знают меру неточности своих утверждений". А.А. Любищев "Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совершенные". В.Л. Леви Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конкретными ситуациями, повышении культуры и развитии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах и др. Характер информационной услуги в социальной работе может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача информации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического исследования, получение документов, доступ к информационным источникам, профессиональная подготовка, вспомогательная услуга и т. д. Информационно-справочные услуги, оказываемые социальными службами населению посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по телефону, при личной встрече или при общении с автоответчиком). Помимо этого, система информационно-справочных услуг — это планирующий, политический и исследовательский механизм, способный выявить тенденцию, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг. Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии. Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации. В социальной работе информация часто собирается в форме опроса и обрабатывается на компьютере. Или, что более вероятно, через обследование отдельного клиента. Сбор данных при помощи видеотехники является очень полезным средством обеспечения дополнительного материала к отчету об обследованиях применительно к отдельной личности. Профессиональная деятельность социального работника может быть очень эффективно изучена посредством видеотехники. Реальное поведение, которое легко можно запечатлеть при помощи видеокамеры, является очень хорошим ориентиром для развития умений и навыков, всей системы отношений социального работника и клиента. Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к высшим слоям общества. Неудивительно также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользоваться плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низкий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней. Беглый взгляд на литературу об информационной или компьютерной технологии в социальной работе показывает, что в подавляющем большинстве статей говорится о том, как можно использовать компьютер. Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкооа Упражнение "Социальные шахматы" — Любите ли вы играть в шахматы? Наверняка среди вас есть прекрасные игроки, способные сразиться даже с гроссмейстером. Что же, в таком случае мы с вами сейчас и поиграем в шахматы... Спешу развеять ваше недоумение — не стоит озираться в поисках шахматных досок. Нам они не понадобятся, поскольку наши шахматы совершенно особые. В такие шахматы можно Участники группы по очереди берут карточки. Хорошо бы заранее приготовить плакат, изображающий шахматную доску с расставленными на ней фигурами до начала партии. После того, как роли распределены, звучит продолжение инструкции. — Наша комната становится шахматной доской. На ней нужно расставить фигуры, причем именно так, как они обычно располагаются перед началом игры. Тех, кто понятия не имеет о том, как правильно расставляются шахматные фигуры на доске, я прошу обратить Задача, стоящая перед игроками, далеко не проста. С одной стороны, вроде бы проходит командное соревнование, а с другой — ни один из участников вначале не знает членов своей команды. Чрезвычайно интересно наблюдать за тем, какие способы изобретаются игроками для разрешения ситуации и общения с партнерами. Если есть возможность, неплохо заснять происходящее на видеокамеру для последующего анализа. Список использованной литературы Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности. Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования. Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения. Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то: научная организация труда, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь. Наибольший эффект развития личности достигается при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление. Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со своим развитием, интересами. Мастерство социального работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теоретическая и практическая психологическая и педагогическая подготовка. Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогики социальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьей, направлена на создание системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного пространства, развитие и самореализацию личности. Некоторые исследователи считают, что свое начало педагогика социальной работы ведет с конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев Мэри Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа. Социальная незащищенность, особенно детей, молодежи, людей пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к социальной политике, более настойчиво искать способы объединения (на межведомственной основе) социально-экономических, правовых, эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее проблемами. Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной работы, деятельность социального работника представляется очень простой. Хотя для практической успешной работы нужны знания в многих областях. В зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения действия социального педагога будут различны. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педагогики необходимо широкому кругу социальных педагогов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства. Тем учащимся, кто выберет для себя профессии "социальной карьеры" (так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции) и, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к ее требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретет полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.
Вопросы для самоконтроля Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или возвеличивается ею достоинство каждой из названных наук? Зачем нужна научная педагогика, если есть проверенная веками педагогика народная? Сопоставьте функции педагога и социального работника. Ситуация Чем Вы объясните поведение Саши? В помощи ка ких специалистов нуждаются приемные родители и Саша? Разработайте план работы с семьей. "Саше К. десять лет. Ему не было еще и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опостылевшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет. Сашуусыновилипочтив Шлет. Он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье неловко и неудобно. Затосковал о детском доме. Приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному. Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше — больше. Чуть что не по нему — на автобус и куда глаза глядят. Детский психиатр признал Сашу нормальным ре-бенком, но остро нуждающимся в коллективе. Саша захотел вернуться в детский дом".
Практическое задание Осуществление социально-педагогического проектирования трудового(учебного) коллектива: а) определить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу развития коллектива; в) подобрать содержание и средства развития коллектива; г) описать, каким должно быть самоуправление коллектива; д) подобрать способ отражения результатов деятельности коллектива (рекомендовать, как организовать информационную базу данных).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |