Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА



2019-11-13 263 Обсуждений (0)
И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




"Точные науки называются такими не пото­му, что они достоверны, а потому, что в точ­ных науках ученые знают меру неточности своих утверждений".

А.А. Любищев

"Мы еще слишком автоматы, или автоматы недостаточно совершенные".

В.Л. Леви

Социальная информатика изучает применение информационных систем в различных практических областях: в управлении персоналом, работе с конк­ретными ситуациями, повышении культуры и разви­тии коллективов учреждений, при уходе за больными по месту их жительства, планировании отпусков для матерей и программах вмешательства при кризисах и др.

Характер информационной услуги в социальной работе может быть различным: информация, совет, справка, юридическая помощь, хранение и передача ин­формации, подбор клиентов, обработка и интерпретация результатов тестирования или социологического иссле­дования, получение документов, доступ к информацион­ным источникам, профессиональная подготовка, вспо­могательная услуга и т. д.

Информационно-справочные услуги, оказывае­мые социальными службами населению посредством компьютерной техники и являющиеся по своей сути связующим звеном многочисленных внешних систем услуг, должны быть общедоступными и бесплатными, несмотря на способ обращения (письменно, по теле­фону, при личной встрече или при общении с автоот­ветчиком).

Помимо этого, система информационно-справоч­ных услуг — это планирующий, политический и исследовательский механизм, способный выявить тенденцию, обозначить недостатки, неадекватность и неэффективность существующих услуг.

Социальная информатика — это единство знаний, навыков и позиций применительно к информационным технологиям, с которыми обучающим предстоит иметь дело в будущей профессии.

Социальная информатика не ограничивается изучением компьютера или обучением навыкам работы с компьютером, социальная информатика — это наука об информации.

В социальной работе информация часто собирается в форме опроса и обрабатывается на компьютере. Или, что более вероятно, через обследование отдельного клиента. Сбор данных при помощи видеотехники является очень полезным средством обеспечения до­полнительного материала к отчету об обследованиях применительно к отдельной личности.

Профессиональная деятельность социального работника может быть очень эффективно изучена по­средством видеотехники. Реальное поведение, которое легко можно запечатлеть при помощи видеокамеры, является очень хорошим ориентиром для развития умений и навыков, всей системы отношений социального работника и клиента.

Однако, когда технологические нововведения внедряются в социальную сферу, а неравенство между богатыми и бедными растет, неудивительно, что лица, которые первыми воспринимают новые технологии, принадлежат к высшим слоям общества. Неудивитель­но также, что лица, которые находятся в самом низу социальной структуры, могут никогда не воспользовать­ся плодами новой технологии. Печальная реальность такова, что самые бедные люди и имеющие самый низ­кий уровень образования, больше всех нуждающиеся в преимуществах новой технологии, вероятнее всего, не будут иметь доступа к ней.

Беглый взгляд на литературу об информационной или компьютерной технологии в социальной работе показывает, что в подавляющем большинстве статей говорится о том, как можно использовать компьютер.

Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкооа

Упражнение "Социальные шахматы"

—   Любите ли вы играть в шахматы? Наверняка среди вас есть прекрасные игроки, способные сразиться даже с гроссмейстером. Что же, в таком случае мы с вами сейчас и поиграем в шахматы... Спешу развеять ваше недоумение — не стоит озираться в поисках шахматных досок. Нам они не понадобятся, поскольку наши шахматы совершенно особые. В такие шахматы можно
сыграть только на наших занятиях. И для этого, кстати, совсем не обязательно знать даже то, как движутся шахматные фигуры. Фигурами станете все вы. Каждый из вас возьмет одну из карточек, лежащих на столе, и прочтет написанное на ней название и цвет доставшейся ему шахматной фигуры, например, "Черная ладья" или "Белый ферзь". Показывать карточку и говорить
кому-либо о том, что вы за фигура, нельзя ни в коем случае.

Участники группы по очереди берут карточки. Хорошо бы заранее приготовить плакат, изображающий шахматную доску с расставленными на ней фигурами до начала партии. После того, как роли распределены, звучит продолжение инструкции.

—   Наша комната становится шахматной доской. На ней нужно расставить фигуры, причем именно так, как они обычно располагаются перед началом игры. Тех, кто понятия не имеет о том, как правильно расставляются шахматные фигуры на доске, я прошу обратить
внимание на плакат. Ваша задача — как можно быстрее построиться в нужном порядке. Иными словами, каждый должен занять в шеренге своих соратников
место, предписанное выпавшей ролью. Посмотрим, какие фигуры — белые или черные — сумеют построиться быстрее и без ошибок. Я не стану указывать, какая сторона нашей комнаты будет занята белыми, а какая — черными фигурами. В этом вы определитесь сами, вступая во взаимодействие друг с другом. От вас требуется четкое соблюдение правил. В чем они состоят? Самое
главное — вы можете общаться друг с другом только невербально. Запрещается писать — на бумаге или в воздухе — слова, обозначающие цвет и выпавшую вам фигуру. Запрещается показывать на белые или черные предметы, объясняя свой цвет. Если всем все ясно — начали!

Задача, стоящая перед игроками, далеко не проста. С одной стороны, вроде бы проходит командное соревнование, а с другой — ни один из участников вначале не знает членов своей команды. Чрезвычайно интересно наблюдать за тем, какие способы изоб­ретаются игроками для разрешения ситуации и об­щения с партнерами. Если есть возможность, неплохо заснять происходящее на видеокамеру для последующего анализа.

Список использованной литературы

Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.

Методология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

Мудрик А.В. Социальная педагогика: М.: Изд-во МПГУ, 1990. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для училищ по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы.— Женева: Изд-во Центра по правам человека ООН, 1995.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Фарсов М.В. Введение в теоретические основы социаль­ной работы (историко-понятийный аспект).— М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.

 

 


     
 


Педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальные знания позволяют ори­ентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, с помощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реально­го лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые, человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудо­вой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуют­ся специальные приемы его обеспечения, как-то: науч­ная организация труда, учет индивидуальных особен­ностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.

Наибольший эффект развития личности достига­ется при включении в различные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процессе доучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.

Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческие группы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии со сво­им развитием, интересами.

Мастерство социального работника зависит от его культуры, от полученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имеет теорети­ческая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.

Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодей­ствий в различных региональных условиях есть глав­ная сфера педагогики социальной работы, рассматри­ваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьей, направлена на созда­ние системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного про­странства, развитие и самореализацию личности.

Некоторые исследователи считают, что свое нача­ло педагогика социальной работы ведет с конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев Мэри Ричмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.

Социальная незащищенность, особенно детей, мо­лодежи, людей пожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход к социальной полити­ке, более настойчиво искать способы объединения (на межведомственной основе) социально-экономических, правовых, эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей для поддержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с ее проблемами.

Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальной работы, деятельность социального работника представляется очень простой. Хотя для практической успешной работы нужны знания в многих областях.

В зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения действия социального педагога будут различны. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами социальной педаго­гики необходимо широкому кругу социальных педаго­гов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.

Тем учащимся, кто выберет для себя профессии "социальной карьеры" (так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции) и, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к ее требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретет полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.

 

Вопросы для самоконтроля

Иногда говорят: "Психология без педагогики бесполез­на, педагогика без психологии бессильна". В чем, по-вашему, смысл этой формулировки? Унижается или воз­величивается ею достоинство каждой из названных наук?

Зачем нужна научная педагогика, если есть проверен­ная веками педагогика народная?

Сопоставьте функции педагога и социального работника.

Ситуация

Чем Вы объясните поведение Саши? В помощи ка­ ких специалистов нуждаются приемные родители и Саша? Разработайте план работы с семьей.

"Саше К. десять лет. Ему не было еще и трех, когда без вести пропала его мать. То ли сбежала из опосты­левшего ей дома, то ли погибла от чьей-то злой руки, кто теперь скажет.

Сашуусыновилипочтив Шлет. Он очень хотел иметь семью, свой дом, папу и маму. Но когда было оформлено усыновление, мальчик почувствовал себя в семье нелов­ко и неудобно. Затосковал о детском доме. Приемные родители взяли из детдома еще и дочку, четырехлетнюю Аню, чтобы Саше не было скучно расти одному.

Но вот однажды после незначительной семейной ссоры Саша отправился на автобусную станцию, сел в первый попавшийся автобус и уехал за 40 километров, в другой город. Его нашли. Через некоторое время он снова убежал. Дальше — больше. Чуть что не по нему — на автобус и куда глаза глядят.

Детский психиатр признал Сашу нормальным ре-бенком, но остро нуждающимся в коллективе. Саша захотел вернуться в детский дом".

 

Практическое задание

Осуществление социально-педагогического про­ектирования трудового(учебного) коллектива: а) оп­ределить ближнюю, среднюю, дальнюю перспективу развития коллектива; в) подобрать содержание и сред­ства развития коллектива; г) описать, каким должно быть самоуправление коллектива; д) подобрать способ отражения результатов деятельности коллектива (ре­комендовать, как организовать информационную базу данных).



2019-11-13 263 Обсуждений (0)
И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: И СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)