СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ВАЛЕОЛОГИЯ
"Зачем болезнь лечить, если можно ее в тело не пустить?" П.К. Иванов Высокий профессионализм социального работника, крепкое здоровье, семейное счастье, творческое долголетие — основные стержни жизненного успеха специалиста. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. И подлинная красота человека— это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека — это прежде всего процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить о состоянии здоровья как о динамическом процессе, который также улучшается или ухудшается, т. е. об ослаблении или укреплении здоровья в зависимости от возраста, пола, профессиональной деятельности, среды обитания. Здоровье человека в первую очередь зависит от факторов, его определяющих. Если изобразить их схематично, то они представляют собой схему из 3 понятий: биологические возможности человека; социальная среда; природно-климатические условия (по Б.Н. Чумакову). Первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50 — 55% Однако, наша страна сориентирована на развитие промышленного и оборонного потенциала и финансирование социальной сферы по остаточному принципу; недостаточный уровень расходов на охрану здоровья населения; ухудшение экологической обстановки, особенно промышленной экологии; традиционное для России пренебрежение государства, общества и индивидуумов ценностью долгой и здоровой жизни, положительное отношение значительной части населения к курению, употреблению алкоголя, крайне недостаточное воспитание жизнесохранительного поведения среди детей и молодежи в образовательных структурах, отрицательная роль средств массовой информации в деле пропаганды здорового образа жизни; резкое ухудшение качества жизни значительной части населения (безработица, нерегулярная выплата заработной платы, пенсий, пособий на детей, ухудшение качества продуктов питания, снижение доступности услуг здравоохранения, образования, культуры). По продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины — 100-е. Российские мужчины живут на 15 — 17 лет, а российские женщины на 7 — 10 лет меньше, чем мужчины и женщины в Западной Европе. Экономическими последствиями сверхсмертности и ухудшения здоровья населения России являются уменьшение численности трудового потенциала страны и ухудшение его качества. Происходит недополучение валового внутреннего продукта из-за преждевременной смертности и инвалидизации населения трудоспособного возраста. Постарение трудовых ресурсов и снижение их мобильности, увеличение иждивенческой нагрузки на трудовые ресурсы пожилыми и престарелыми ведет к росту затрат на социальное обеспечение и социальное обслуживание нетрудоспособных. Социальными последствиями преждевременной смертности населения в стране является рост числа неполных семей, вдов, вдовцов и детей-сирот, психологическое неблагополучие в таких семьях, феминизация бедности, уменьшение количества молодых людей призывного возраста, сокращение населения и его плотности, что наиболее опасно в приграничных районах, особенно на Дальнем Востоке и юге страны, в условиях дефицита свободных для освоения территорий и давления избыточного населения в сопредельных странах. Валеология призвана обеспечить разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жизни, повышению ценности здоровья для каждого человека, сделать болезнь невыгодной с точки зрения профессиональной карьеры и трудовых доходов. Именно с ее позиций обращается особое внимание на вопросы гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи в образовательных учреждениях, на профилактику курения, алкоголизма и наркомании; увеличивается количество учебных часов в учебных заведениях на занятия подвижными играми, физической культурой, хореографией и т. п. Валеологический подход в социальной работе позволяет разработать и осуществить государственную политику по защите здоровья населения от неблагоприятного воздействия потребления алкоголя и табака: запретить все виды прямой и скрытой рекламы алкогольной и табачной продукции; обеспечить эффективный государственный и общественный контроль за состоянием российского алкогольного и табачного рынка, качеством продукции; усилить разъяснительную работу среди населения, особенно молодежи, повысить информированность населения о негативном влиянии алкоголизма и курения табака на здоровье и жизнь людей; предусмотреть использование части дохода от акцизов на алкогольную и табачную продукцию для профилактики алкоголизма и курения табака; поэтапно увеличивать расходы на охрану здоровья населения до уровня развитых стран (8 — 9% ВВП). Основные усилия государства и общества необходимо сосредоточить на двух взаимосвязанных направлениях. Первое направление — это формирование у населения и руководителей органов власти и управления идеологии и практики жизнесохранительного поведения, изменение в этом отношении общественного сознания, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни на шкале государственных и индивидуальных ценностей. Второе направление — реформирование системы здравоохранения на основе приоритетного финансирования отраслей здравоохранения, дающих максимальный с точки зрения улучшения здоровья и снижения смертности населения эффект, при обязательном существенном увеличении расходов на охрану здоровья в ВВП. Среди важных резервов снижения смертности — усиление контроля за состоянием окружающей среды и условиями труда, повышение внимания к мерам, связанным с профилактикой дорожно-транспортного травматизма. Необходимо повысить эффективность первичного звена здравоохранения в оказании неотложной медицинской помощи пострадавшим от аварий, пожаров, несчастных случаев, стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий. Только совместными усилиями всех органов власти и управления, общественных объединений и населения можно обеспечить преодоление демографического кризиса в России. Важно знание валеологии и для старшеклассников, студентов. С учетом "хронических" недосыпаний, нарушения режима труда, питания и других факторов, связанных с образом и стилем жизни, развивается нервно-психическое напряжение. Информационная перегрузка головного мозга вследствие эмоциональных и интеллектуальных напряжений (особенно в период экзаменов) вызывает так называемые информационные неврозы. Эти патологические состояния вследствие умственного нервного переутомления вызывают соматические и вегетативные изменения. Каждый чувствовал эти изменения, связанные с истощением функциональных систем нервной системы, выражающиеся в потливости, слабости, потере аппетита, быстрой утомляемости и раздражительности. Поэтому физическая культура и спорт в условиях напряженного умственного труда, дефицита времени, ограниченности двигательной активности (возможно, нежелания или просто лени) приобретают, безусловно, профилактическое значение, являясь средством реабилитации и восстановления оптимального (для молодого человека) психофизиологического состояния. Познать свой организм, научиться стимулировать его действия, уметь снять нервно-мышечное напряжение и психоэмоциональное утомление — такова задача валеологии. Различные исследования доказали снижение заболеваемости, повышение физической работоспособности и интеллектуальных возможностей у тех, кто целенаправленно использовал систему реабилитационных восстановительных мер. В социальной работе используется ряд методов валеологии, самым распространенным среди которых является аутогенная тренировка, способствующая снятию нервно-мышечного напряжения, связанного с перестройкой нервной регуляции. Вопросы для самоконтроля Что такое валеология? Какое влияние оказывает валеология на развитие социальной работы? Какие валеологические методы используют в социальной работе? Ситуация Как проблема льготного распределения лекар ственных средств решается в вашем регионе? Какие нормативно-правовые документы регламентируют этот процесс? Кто и как контролирует доставку медикаментов прикованным к постели больным? Какую помощь в решении этой проблемы могут оказать волонтеры? По распоряжению Главы администрации Московской области из бюджета выделены специальные средства на закупку медпрепаратов для лечения сахарного Диабета, туберкулеза, онкологических заболеваний, психических болезней и гемофилии. Без перебоев и задержек будут теперь поступать в подмосковные аптеки жизненно необходимые лекарства, предназначенные для льготных категорий граждан. Прежде эти лекарства, которые должны выдаваться льготникам совершенно бесплатно, закупались за счет средств местных властей, из-за отсутствия финансов не всегда имеющих возможность вовремя расплатиться с аптеками. В результате аптеки, не получившие положенных денег, предпочитали сокращать ассортимент жизненно важных препаратов. Кроме того, отныне упрощена схема доставки медикаментов от производителя к продавцу. Раньше стоимость многих лекарств возрастала в несколько раз за счет длинной цепи перекупщиков и всевозможных накладных расходов. Отчасти поэтому местные власти не могли расплатиться с аптеками за медпрепараты, а льготники не получали полагающихся им лекарств. Теперь во многих подмосковных поликлиниках будут открыты аптечные киоски, куда жизненно необходимые медикаменты будут поставляться непосредственно от производителя, а цены на другие лекарства за счет прямых поставок будут значительно ниже. Список использованной литературы Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994. Информационный бюллетень Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской федерации.— 1998.— Вып.2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой.— М.: Изд-во АСО-ПиР РФ, 1995. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994. Чумаков Б.Н. Валеология: избранные лекции.— М.: Российское педагогическое агентство, 1997. Практические задания Валеологические аспекты социальной работы Цели: закрепление знаний о человеческом организме; владение умениями и навыками физического самосовершенствования; пропаганда здорового образа жизни среди разновозрастных групп населения. Составить план прохождения практики и подвести ее итоги. Провести опрос одного класса (беседу, интервью, анкетирование) учащихся старших классов по условной теме "Культура здоровья". Разработать курс занятий, посвященный здоровому образу жизни (20 часов), и провести урок здоровья для подростков. Составить перечень возможных "физкультминуток" для детей младшего школьного возраста и провести открытое занятие для педагогов начальной школы. Патронажная работа с людьми, нуждающимися в уходе. Приготовление простейших блюд и выпечки.
Современная Россия — одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Социальные работники имеют дело с остроконфликтными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т. п.) и призваны содействовать ослаблению социальной напряженности. Таким образом, содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие научные атрибуты не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения. Игнорирование конфликтологического рассмотрения теоретико-методологических проблем социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Например, часто отождествляют социальную работу с благотворительностью и милосердием, социальной медициной или другими ее проявлениями. В социальной работе происходит стык интересов: самого социального работника и клиента; отдельного клиента и других людей; группы клиентов; группы клиентов и остальной части общества; систем учреждений и групп клиентов; системы (учреждения) наблюдателя и социальных работников; различных групп профессионалов. Конфликтом в социальной работе может быть и несоответствие личных и профессиональных ценностей специалиста. У практического работника в семейной службе, являющегося, например, противником абортов, могут возникнуть трудности при обсуждении этой проблемы с беременной юной девушкой. Социальный работник клиники, осознающий возможности современной медицины, может столкнуться с правом на самоопределение пациента, который отказывается от спасающего жизнь переливания крови по религиоз-
ым причинам. В каждом отдельном случае социальный 'аботник должен взвесить обязательства перед клиен- оМ, работодателем, профессией, обществом прежде, чем принять решение. Конфликтологически насыщенными являются и некоторые методы социальной работы, такие, как "со-циодрама" и "психодрама", ибо они есть не что иное, как проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах. Любой конфликт имеет определенные структуру, сферу и динамику. Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта. Во внутренней позиции участников выделяют цели, интересы и мотивы; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации, но находится "за кадром", часто не проговаривается в ходе конфликта. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точкахзрения, пожеланиях. Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Необходимо стремиться, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не "перетекал" в личностную, нельзя переходить "на личности". Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания; реализации; затухания. Наиболее успешное разрешение конфликта проходит на стадии его возникновения. Один из эффективных способов "блокировки" конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в предметно-деятельностную. Социальная конфликтность достигла таких качественных и количественных параметров, при которых вероятен социальный взрыв и разрушение нашего общества. Поэтому конфликтологический анализ проблематики социальной работы является актуальным и чрезвычайно важным. Вопросы для самоконтроля В социальные конфликты — международные, межнациональные, межконфессиональные, межгосударственные — всегда включены конфликты личностные, меж-АУ людьми. А разве реже конфликты с собой? Какие, по-вашему, сложнее для шения? Как вы считаете, возможно ли сосуществование людей без конфликтов между ними? Нужна ли бесконфлик тность? Спор ищет правого или истину? Конфликт между поколениями — объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности? Что чаще всего приводит к конфликту — разные точки зрения или обстоятельства? В вашей жизни было, конечно же, немало всяких конфликтов. Какими вы гордитесь (если допустимо такое слово)? Каких стыдитесь? Что вы предпочитаете уклониться от возможного столкновения с другими людьми или влезть в конфликт, довести его до "победного конца"? Назовите все аргументы в пользу конфликтологического подхода к осмыслению сути социальной работы. Какие конфликтологические знания необходимы практикующему социальному работнику? Практическое задание (Использованы материалы учебного пособия "Основы социальной педагогики и социальной работы". Составитель А.В. Пьяненкова). Проанализируйте данные, благодаря которым спе циалисты ответили на вопрос: почему в Нижнем Нов городе уровень преступности значительно ниже, чем в Дзержинске, находящемся всего в 40 километрах от Нижнего Новгорода? Спроецируйте эти данные на свой микрорайон. Как бороться с организованной преступностью? Какова в этом роль социального работника? Нижний Новгород — исторический центр; |
Дзержинск
— молодой промышленный
город, строился в 50-е
годы «химиками»;
— низкий уровень культур
ного досуга;
— отсутствие традиций та
кого рода;
— отсутствие таких связей;
ему деликатной критикой, подскажите, что в его предложениях, на ваш взгляд, абсолютно несбыточно, а что вполне конструктивно...
Новая смена позиции. Вы — Реалист. Ваш прагматизм позволяет вам дать разумные советы двум вашим оппонентам, учесть самое ценное из сказанного ими. Скажите им об этом... Обратите внимание Скептика на излишне мрачный взгляд на вещи, ведь это непродуктивно... Поддержите Мечтателя; несмотря на свои недостатки, он очень славный и искренне желает решить эту проблему. С вашей помощью и под контролем Скептика он вполне способен найти выход из ситуации. Выскажите свое мнение по поводу проблемы...
Затем снова осуществляется переход в позицию Мечтателя и стимулируется поиск нестандартного решения. Ведущий может задать три-четыре круга по субличностям, обычно этого хватает, если уделяется достаточное время проработке проблемы в каждой позиции. Эмпирические данные убеждают в том, что во многих людях наиболее сильной оказывается субличность Скептик. Иногда он полностью "забивает", заглушает мнения других и фактически парализует "Я" человека на пути к решению проблемы. Уже осознание этого факта в результате выполнения упражнения позволяет считать эту психотехнику полезной. Можно посоветовать участникам практиковать "Разговор со сменой позиции" вне группы, активно поощряя Мечтателя и предоставляя Скептику меньшее, по сравнению с другими, время.
В результате обсуждения упражнения участники приходят к выводу о том, что в реалиях нашей жизни все три субличности являются для нас необходимыми. Именно через диалог, через сотрудничество между ними возможен конструктивный поиск оптимального решения возникающих проблем. Должен существовать баланс между влияниями каждой, поскольку они выполняют различные функции.
Список использованной литературы
Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994.
Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996.
Доэл М, Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер.
с англ. яз. под ред. Б.Ю. Шапиро.— М.: Аспект Пресс, 1995.
Мудрик А.В. Социальная педагогика.— М: Изд-во МПГУ,
1990.
Основы конфликтологии: Учебное пособие / Под ред.
В.Н.Кудрявцева.— М.: Юристъ, 1997.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-
ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.
Справочное пособие по социальной работе / Под ред.
А.М.Панова, Е.И. Холостовой,— М.: Юристъ, 1997.
ЗАНЯТИЕ 16
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
2019-11-13 | 556 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И ВАЛЕОЛОГИЯ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы