СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И РЕЛИГИЯ
"Матерью благотворительности является религия". Э. Эндрюсс "Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость — всегда отличать одного от другого". Молитва Традиционно социальную работу рассматривают как ответ на социальную несправедливость. Однако ее корни уходят глубоко в историю различных народов, когда люди приняли на себя моральное обязательство отвечать за судьбу других людей. Традиции социальной работы исторически легко прослеживаются в мировых религиях: "тседака" у евреев, "благотворительность" у христиан, "зака" — один из пяти столпов ислама. Выделяют (по И.Н. Яблокову) мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, регулятивную, культуротранслирующую и другие функции религии. Некоторые из них совпадают с назначением социальной работы как области практической общественной или профессиональной деятельности, другие же необходимо учитывать в социальной работе. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), ми-рочувствование (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценку) и проч. Придание смысла существованию предоставляет возможность тому, кто верует, вырваться, хотя бы в воображении, за пределы ограниченности, поддерживает надежду на достижение светлого будущего, блаженства, на избавление от страданий, несчастий, одиночества, морального падения. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается "свободой в духе", социальное неравенство превращается в "равенство" в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются "братством во Христе", в общине; безличные, вещные отношения безразличных друг другу индивидов возмещаются личностным бого-общением и общением в религиозной группе и т. д. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение и др. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих с божественными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т. д.), которые выступают в качестве идеальных медиаторов, посредников общения между людьми — в литургии, молитве, медитации, "тайнозрении". Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм (религиозного права, морали и проч.), образцов (многочисленных примеров для подражания), контроля (слежение за реализацией предписаний), поощрений и наказаний ("воздаяний" действительных, реальных и обещаемых Б посмертном существовании). Культуротранслирующая функция заключается в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев — письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, другие — отталкивала. Обеспечивалось охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществлялась передача накопленного наследия от поколения к поколению. Религиозная традиция, с одной стороны, как бы сдерживает притязания личности, избавляя ее от завышенной самооценки, но, с другой стороны, задает некоторый "идеал" личности, который простому смертному не превзойти, но приблизиться к нему возможно. Исследование различных религиозных учений имеет важное значение для социальной работы, так как истоки самой социальной работы как области практической социальной деятельности лежат в русле религиозного подвижничества и религиозной морали. Спасение души, загробная жизнь в райских кущах обещалась только праведникам, и заслужить себе право на бессмертие можно, лишь прожив свою земную жизнь в соответствии с догматами той или иной конфессии (религии). Помощь ближнему во всех религиях считалась добродетелью, что способствовало зарождению и развитию благотворительности как неформальной, не регулируемой государством, но поощряемой общественным мнением социальной работы. Храмы и монастыри становились центрами благотворительности, размах деятельности которых иногда был весьма впечатляющим даже по нынешним временам. Церковные приходы с помощью прихожан призревали сирот, беспомощных стариков, инвалидов, помогали бедным одеждой и продуктами, иногда буквально спасали от голода целые деревни, лечили, учили, врачевали душевные раны. Светская общественность училась у Церкви содержанию, формам и организации социальной работы. И в наше время религиозные учреждения не утратили своего влияния на социальную работу. Более того, социальная работа с отдельными группами населения провозглашается приоритетной в их деятельности: с детьми и молодежью, студентами высших учебных заведений, инвалидами, военнослужащими, языческими народами и т. д. Отдельные конфессии имеют свои учебные заведения по подготовке социальных работников и готовят их на основе новейших достижений в области различных человековедческих дисциплин. Так, например, Салезианский институт христианского воспитания в Варшаве готовит социальных педагогов для работы в светских организациях по трем специализациям: семейный социальный педагог, по работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, по работе с детьми-инвалидами. А, например, Финская протестанская церковь поддерживает деятельность Христианской ассоциации для мальчиков и девочек Финляндии (Christian Association for Boys and Girls in Finland — PTK), оказывая ей финансовую поддержку, выделяя помещения в церковных приходах, помогая организовывать летние детские лагеря. Сотрудничество двух ветвей социальной работы — религиозной и светской — необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее прогрессивных и эффективных технологий. Вопросы для самоконтроля Какие функции религии имеют значение для социальной работы? Как вы считаете, сохранены ли в современной российской семье религиозные традиции? Необходимо ли их пропагандировать в социальной работе? Сопоставьте функции социального работника и священника. Ситуация Какие нормативно-правовые документы препятствуют возникновению и деятельности сектантских групп? Какие меры профилактики сектантства среди молодежи вы считаете наиболее продуктивными? Известны ли вам случаи проявления сектантства в вашей местности? Какую работу предстоит провести социальному педагогу в приведенном ниже случае? Максим К., с детства увлекавшийся мистикой, мечтал вступить в секту сатанистов. Однако войти в ряды дьявольской организации он мог только после того как совершит... убийство. Он не решался на злодейство, пока кандидатуру на роль жертвы не выбрала его жена Ирина. Женщина обрекла на смерть своего бывшего любовника Юрия А., которому незадолго до трагедии исполнилось 33 года. Сатанистка заманила несчастного на берег пруда, где их ждал Максим вместе с активистом секты по прозвищу Сатан. Приверженцы дьявола напоили жертву водкой и спиртом, дождались, когда он уснет, и начали свой кровавый обряд. Они надели черные халаты, накрыли головы капюшонами и достали два ритуальных ножа. Запястья рук и голову жертвы сатанисты повязали черными лентами, расписанными бесовскими символами. Закончив все приготовления, Сатан вместе со своим учеником взялись за ножи и несколько раз ударили Юрия А. в грудь. Тело злодеи кинули в болото рядом с прудом, символизирующее, по учению мистиков, преддверие ада. Сразу после окончания обряда Максим раскаялся в содеянном. Он постригся в монахи и стал жить при одном из храмов в Ярославской области. Там его и задержали сотрудники милиции. Практическое задание Посещение храма Экскурсии в музеи архитектуры, монастыри. Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова Упражнение "Страшноватый суд" Указанное название мы дали игре, используя его как производное от выражения "Страшный суд". Хотелось снизить эффект эмоционально насыщенного восприятия апокалипсических картин, атрибутика которых отчасти используется в игре, и придать ей легкий юмористический оттенок. Вообще тема суда является чрезвычайно благодатной на занятиях, поскольку дает возможность участникам создать обратную связь чуть в более широких границах, чем позволяет обычное требование безоценочности. Так как это небольшое "нарушение безоценочности" происходит все же в рамках увлекательных игровых процедур, то оно воспринимается участниками без особых болезненных эффектов. Игру "Страшноватый суд" можно проводить в нескольких разных вариантах. Группой выбираются самые авторитетные участники для исполнения ролей "Черного Прокурора", "Белого Адвоката", "Справедливого Судьи". Именно они будут говорить о достоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах каждого. Остальные члены группы (только по желанию!) становятся "прибывшими душами", подлежащими оценке и суду (заметим, что это определение — "прибывшие души", на наш взгляд, все-таки предпочтительней, чем "души умерших"). Задача "Черного Прокурора" — как можно больше народу утащить к себе "на сковородку", а задача "Белого Адвоката" —обеспечить населением райские кущи. То, насколько убедительны их аргументы, и служит основанием для решения " Справедливого Судьи". Особое внимание уделяется умениям и качествам, необходимым для эффективной социальной работы. Для облегчения участи играющего роль "Черного Прокурора", которому все время требуется только выискивать что-то негативное в других членах группы (что эмоционально очень нелегко), можно на каждой новой "душе" "Черному Прокурору" и "Адвокату" меняться ролями. Список использованной литературы Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие. / Под ред. Л.В. Бадя — М.: Изд-во ЦСП РАО, 1994. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. М.: Наука, 1994. Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Путь к вере.— М.: Паломник, 2000. Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения: Пособие.— М.: Космополис, 1994.
ЗАНЯТИЕ 10 СОЦИАЛЬНАЯ» РАБОТА И ФИЛОСОФИЯ "Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза".Марк Аврелий В процессе изучения философии следует стремиться к выработке способности интегрировать теоретические и практические знания, приобретать и критически использовать информацию, проникать в содержание работ классиков философии, сопоставлять идеи древних мыслителей с реальными проблемами сегодняшнего дня. Философия — это методология (основа) научного познания, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека. К философским дисциплинам относят логику, эстетику, этику и др. Будучи системой научных знаний, социальная работа состоит из двух связанных разделов: теоретико-методологического (методологические основы познания, законы, научный аппарат и т. д.) и прикладного (практического применения общих теоретических положений) . Социальный работник в своей деятельности имеет Дело с человеком, взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами. Вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на проведение в жизнь высоких идеалов гуманизма. Именно через развитие идеи гуманизма рассматривается связь социальной работы с философской проблематикой. Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная еще античными философами, затем развивалась в Средние Века и в Новое время получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии. Демокрит, Платон, Аристотель, М. Квинтилиан, Т. Мор, Т. Кампанелла, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Дистверг, П. Наторп, Дж. Дьюи, Г. Плеханов, В. Ленин, П. Сорокин, Н. Бердяев, П. Лесгафт, П. Кап-терев, Н. Пирогов, К. Ушинский и многие другие философы до нашей и нашей эры причисляются сегодня к основоположникам психологии, педагогики, права, экономики и, в том числе, социальной работы. Распределите роли великих философов между членами вашего класса (самый простой вариант — вытягивание подписанных карточек). Подготовьте краткие сообщения (рефераты) о вкладе философов в развитие социальной работы. Свои сообщения сделайте в творческой форме: проведите собрание философов "за русским самоваром". Устройте дискуссию "Мой взгляд на российские проблемы". Чем бы мог обогатить социальную работу каждый из присутствующих? Кто же прав, Платон или Аристотель, в споре о первооснове — "социального" и "биологического" в судьбе человека? В чем смысл социальной работы? Какие формы коррекции поведения: коллективные или индивидуальные, являются наиболее эффективными в социальной работе? Аппарат философии социальной работы содержит ниверсальные категории культуры и формы мышления1 человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т. п. Вопросы для самоконтроля Дайте определение морали и нравственности. Соотнесите их с профессиональной этикой социального работника. Докажите или опровергните утверждение о том, что социальная работа — интегративная наука и межведомственная профессия. Ситуация Согласны ли Вы с автором приведенного ниже утверждения? Можно ли говорить о достоинстве человека, совершившего преступление? "Ведь даже преступника, заслуживающего суровейшего из всех наказаний, нельзя оскорблять, нельзя задевать его личное достоинство, нельзя использовать выражения, унижающие его человеческое "Я". Наказание — да! Но не грубость..." Перед любым человеком встают вопросы, которые смело можно отнести к философским: что такое человеческая личность и каковы ее место и роль в общественной жизни, ее истории? В чем смысл человеческой жизни? Какова общая картина развития современного общества, трудности; противоречия, тенденции и перспективы этого развития? Как в целом оценивать современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние нашей планеты? Как предотвратить нависшие над человечеством угрозы? Каким образом и нужно ли защищать и отстаивать великие гуманистические идеалы и ценности? Нужна ли смертная казнь? Можно ли официально запретить аборты? Все эти философские вопросы показывают, что философия социальной работы сводится, прежде всего, к проблеме человека и его сущности. Практическое задание Социальная работа с детьми Цель: практика предполагает знакомство обучающихся с многообразием специализаций в профессии социальная работа", открывает возможности широкого ознакомления со спецификой, различными сферами, профилями, учреждениями, с различными категориями населения, нуждающимися в социальной поддержке. При грамотной организации возможно решение совместно с заинтересованными учреждениями и ведомствами вопроса трудоустройства выпускников специализированных социально-педагогических групп. Организуемые экскурсии, встречи со специалистами, круглые столы, вспомогательная роль обучающихся , социальных службах, деловые и ролевые игры способствуют более глубокому пониманию выбранной профессии, ее специфики. Возможна работа с детьми: — дошкольного возраста (в семье и дошкольном — школьного возраста (в семье, общеобразователь ном учреждении, учреждении дополнительного образования детей, общественной организации — инвалидами (в семье, учреждении социальной защиты населения, медицинском учреждении); — девиантного поведения (в семье, инспекции по делам несовершеннолетних, приемниках-распределителях, следственных изоляторах и колониях); — попавшими в кризисные ситуации (в семье, учреждении социальной защиты и реабилитации). Задачи: 1) ознакомление с условиями жизнедеятельности детей, наблюдение за детьми, беседа с ребенком, родителями, воспитателями и др. Изучение творческих работ ребят (рисунки, поделки, стихи и т. д.); 2) беседа с администрацией, педагогами учреждения; 3) подбор анкет и тестов для детей, родителей, педагогов; 4) посещение семьи ребенка, проведение беседы с родителями и родственниками; 5) обсуждение результатов первичной диагностики с руководителями практики и на "круглом столе"; 6) подготовка и проведение игрового занятия с 7) подготовка тематического родительского собрания; 8) оказание помощи конкретному ребенку во взаимодействии с родителями (лицами, их заменяющими), педагогами, психологами, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с общественными объединениями и др.; 9) организация различных видов социально значимой деятельности детей, молодежи и взрослых, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении. Результаты: индивидуальный план прохождения практики; характеристика ребенка; сценарий мероприятия; программа или проект социально значимой направленности; дневник социально-педагогической практики; перспективная программа развития учреждения; рекомендации педагогам и родителям; коллективный выпуск стенной фотогазеты. Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова Одним из разделов философии является аксиология — наука о ценностях. Для социального работника чрезвычайно важно осознание личностных ценностей, реализуемых в профессиональной деятельности. Упражнение "Мои ценности" Преподаватель предлагает учащимся выполнить следующее: "Представьте себе, что вы находитесь в сокровищнице. Но здесь в сундуках хранится не золото и не драгоценные камни. Сюда каждый может положить то, что ему особенно дорого в жизни. Дорогим может быть, например, новый плейер, дружба с каким-то парнем или какой-то девушкой, мамина любовь, помощь всем нуждающимся, радость видеть благодарных тебе людей или что-то еще. Запишите на карточках все, что вам дорого, и распределите эти карточки по сундукам своей сокровищницы. Самый большой сундук — для самого дорогого. Сундуки размером поменьше — для вещей менее дорогих". На плакате сделаны специальные кармашки в виде сундуков разных размеров. Именно туда участники помещают свои карточки. Потом происходит общее обсуждение. Список использованной литературы Антология социальной работы: В 5 т. / Сост. М.В. Фир-сов.— м.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994. Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия. Культурологические размышления.— М.: Грааль, 1997. Григорьев СИ., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы.— М.: Наука, 1994 Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборни Исторический опыт социальной работы в России: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Бадя — М: Изд-во ЦСП РАО, 1994 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. Справочное пособие по социальной работе / Под ред A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Филонов Г.Н. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева.— М.: Мысль, 1975. Философский энциклопедический словарь / Н.В. Абаев, А.И. Абрамов, Т. Е. Андреева и др.— М.: Сов. энцикл., 1983. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 — 1994. ЗАНЯТИЕ 11
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |