Советы по выполнению практического задания
Посещение семьи на дому позволяет социальному работнику ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, педагогическая образованность родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка). Что должно интересовать социального работника? Порядок и чистота в доме. Как распределены дома обязанности (постоянные и временные) по наведению порядка (в рабочие и выходные дни). Что взрослые и Дети делают совместно. Как распределены трудовые задания вне дома (покупки в магазине, работа на даче и огороде и т. п.). Как члены семьи оценивают свою и общественную деятельность. Книги, журналы, газеты в доме. Есть ли в семье библиотека. Кто занимается ее сохранностью и пополнением. Какая доля книг предназначена для детей. Какие книги родители рекомендовали им в последнее время. Посещение библиотек вне дома. Умеют ли дети беречь книги. Обсуждаются ли в семье прочитанные книги, как часто, каким образом. Какие периодические издания семья выписывает. Что выписано специально для детей. Регулярно ли они читают свои газеты, журналы. Что из прочитанного обсуждалось совместно. Телевидение, музыка, радио. Какие радио-, телепередачи регулярно прослушиваются (смотрятся) всей семьей. Происходит ли обмен мнениями о передачах. Какова коллекция музыкальных записей в доме. Какая часть из них предназначена для детей. Разделяют ли члены семьи выбор музыкальных увлечений друг друга. Что известно детям о работе старших членов семьи. Знают ли они об их успехах, трудностях. Рассказывают ли родители о своей работе, что. Организуются ли совместные выезды детей и взрослых на природу. Когда и куда были совершены последние походы с детьми (в кино, театр, музей, на выставку и т. д.). Предпочитают ли родители проводить отпуск вместе с детьми. Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к эти увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения. Считают ли они, что увлечения сына (дочери) помогают (мешают) учению и развитию. Как они обосновывают это мнение. Семейные праздники. Поощрения и наказания в семье. Как родители поощряют успехи ребенка в обучении и воспитании. Каким образом они развивают у детей чувство ответственности за порученное дело (дома и вне его). Делится ли с ними сын (дочь) своими успехами и неудачами вне дома. Знают ли в семье друзей детей и их родителей. Часто ли они встречаются, какие проблемы обсуждают. Разрешают ли родители приводить друзей в дом, чем они занимаются. Как отмечаются в доме достижения ребенка. Проявляется ли в семье уважение к трудностям, проблемам, достижениям ребенка, в чем оно проявляется. Взаимоотношения в семье. Как члены семьи относятся друг к другу (с любовью, уважением, равнодушно, грубо). Как родители учат детей уважению к старшим. Чем, по их мнению, интересны для детей отец, мать, другие члены семьи. Какими путями отец и мать укрепляют свой авторитет в глазах сына (дочери). Какие проблемы они не считают возможным обсуждать в присутствии детей. Как учат их вежливости, тактичности. Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу: I. Отношения между родителями: — на основе гуманной направленности: а) согласованные положительные, б) несогласованные, в) согласованные отрицательные; — на основе чувства любви: а) согласованные положительные (взаимная любовь) , б) несогласованные (односторонняялюбовь), в) взаимно отрицательные (взаимное безразличие, разочарование, ненависть); — на основе черт характера супругов: а) согласованные (взаимная тактичность, уступчивость), б) подчинение, неравноправие, в) конфликтность, несогласованность; — на основе взглядов на воспитание: а) согласованные правильные, б) несогласованные, противоречия друг другу, в) согласованные неправильные. II. Отношение между родителями и детьми: — равноправные (разумная любовь, уважение и требовательность), — авторитарные (угнетение детей, подавление их воли), — избалованность детей, отсутствие требовательности, — полное равнодушие к детям. III. Отношения семьи и ближайшего окружения на основе взглядов на воспитание детей: а) несогласованные правильные, б) несогласованные, в) согласованные неправильные. IV. Общая семейная атмосфера: — доброта, оптимизм, спокойствие, уравновешенность, — озлобленность, нервозность, угнетенность, подавленность, — неустойчивость, переменчивость, неуравновешенность. Критерии воспитательной активности семьи: — понимание целей воспитания; — наличие конкретных воспитательных задач; — единство и согласованность требований взрослых в семье к детям; — ежедневное общение с детьми, полная осведомленность о жизни ребенка (интересы, дела, успехи, неудачи, жизнь школьного коллектива и дворовой компании, общественная работа, проблемы, друзья и т. п.); — устойчивый контакт и сотрудничество с педагогами, социальным работником, психологом; — поиск педагогических рекомендаций, советов, повышающих эффективность семейного воспитания; — сознательное овладение психолого-педагогическими знаниями.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |