ВЕДОМСТВЕННАЯ СПЕЦИШИКД СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
"Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок — девять ошибки". М. Горький Социальная работа в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики, милиции и других ведомств имеет специфику, определяемую прежде всего целями, задачами, средствами, формами работы. Наибольший интерес представляют особенности организации социальной работы в медицине и образовании. При реконструкции системы медицинского обслуживания населения в России сокращена доля полномочий и ответственности государственного сектора и возросла роль частной практики, страховой медицины, кооперации частных, государственных и акционерных форм организации медицинского обслуживания нуждающихся, что привело к недоступности высококачественного прогрессивного медицинского обслуживания для большинства граждан. Социальный работник в медицинском учреждении — пока редкое явление в условиях России, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня различные группы больных и работников здравоохранения. Практика и исследовательская работа социального работника в учреждениях здравоохранения опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. С помощью бесед выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных, выяс- няется, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую, моральную под- В работе с больными используются данные о специфике поведения в различных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность. Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных социологических и психологических сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения: 1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением; 2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации; 3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного; 4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента; 5) медико-социально-психологическое просвещение населения. Важнейшие задачи социальных работников в сфере образования — защита нуждающихся в помощи из числа преподавателей, сотрудников и обучающихся. Под контролем оказывается выполнение администрацией учебных заведений законодательных актов, регламентирующих поддержку нуждающихся из числа обучающихся и работающих в учебных заведениях. Кроме того, в его обязанности входит оказание помощи тем, кто оказывается в коллективе учебного заведения в кризисе, трудной ситуации (несчастный случай, конфликт с коллегами, с родственниками, администрацией, болезньидр.). Социальный работник сферы образования собирает данные о специфике развития образования как социального института, а также сведения о социальном положении, проблемах членов данного коллекти- ва учебного заведения, их правах на социальную поддержку. При этом активно используются и данные изучения общественного мнения различных групп работников и учащихся учебных заведений, сведения о нуждающихся в материальной и моральной поддержке, оказании услуг в комнатах социально-психологической разгрузки. В зависимости от решаемых задач и условий их решения социальный работник в учебном заведении использует: социальные биографии клиентов, их научные заслуги, признание, принадлежность к референтным внутриколлективным группам и др. Социальный педагог в школе сейчас не редкость. Он востребован жизнью, так как в школе или другом образовательном учреждении возникает множество проблем за пределами учебно-воспитательного процесса. Например, умер единственный родитель ученика второго класса; многие учащиеся нуждаются в льготных проездных билетах; в школе много детей из семей беженцев и мигрантов, из малообеспеченных семей; школу "присмотрели" группы распространителей наркотиков; образовались группы асоциального поведения среди учащихся 7 — 8-х классов; школьная территория вечером является местом сбора алкоголиков и бомжей; началась эпидемия мелкого воровства или националистических и расистских выходок и т. д. Совершенно очевидно, что силами только учителей, занятых учебным процессом и специально неподготовленных к решению подобных проблем, не справиться со всем многообразием негативных явлений и фактов, которые к тому же имеют свойство нарастать количественно и качественно, как снежный ком. Родительская общественность и учащиеся могут быть лишь подспорьем, помощниками, но никак не могут профессионально решать эти и другие сложные проблемы. Вот почему в наиболее сильных школах создаются собственные социально-психолого-педагогические службы, которые предназначены именно для решения задач обеспечения нормальной жизни такой сложной системы, как школа. Можно еще раз напомнить, что именно профессия "социальный педагог" в системе образования "пробила" дорогу профессии "социальная работа" в ее нынешнем понимании в России, и это очень показательно. Ведь именно педагоги особенно чутко ощущают социальные перемены через детей, они непосредственно связаны с семьями учащихся, с их микросоциумом, а через него воспринимают глобальные перемены очень конкретно, как люди действия. Практическая педагогика, по сути, есть набор способов социально-психологического воздействия на личность и группу. Невиданное ранее обострение социальной жизни, ломка привычных социальных стереотипов, расслоение общества вызвали к жизни социального педагога в системе образования. В свою очередь "задел" этой профессии оказал влияние на всю социальную работу в России, значительно усилив в ней социально-педагогический акцент, к чему другие страны с отлаженной десятилетиями системой социальной работы пришли или приходят только сейчас. Попробуйте самостоятельно определить специфику социальной работы в правоохранительных органах, комитетах по делам молодежи, воинской среде, церкви, профсоюзах, учреждениях культуры, спорта, досуга, на селе, в местах заключения, коммерческих учреждениях. Вопросы для самоконтроля Какие требования к специалистам предъявляют различные ведомства социальной работы? Как действуют административно-управленческие механизмы регулирования деятельности социального работника в сфере образования и медицины? Что означает принцип "межведомственность социальной работы"? Приведите конкретные примеры его реализации (или игнорирования) в вашей местности. Ситуация "На территории школы, в которой учится наш единственный десятилетний сын, стоит трансформаторная "Удка. Она была открыта, и Рома решил в ней спрятать- . ся, когда играл с ребятами в прятки. Тут-то и случилось ' непоправимое: сына обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. Исход плачевный: Роме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Мы с ним долго лежали в областной больнице. Наш врач хлопотал, чтобы мальчика отправили за границу на протезирование. Ждем вызова из Америки. Мы с мужем очень переживаем за будущее сына. Каким оно будет?" Существуют ли социальные службы, которые призваны помогать людям в подобных ситуациях? Какие фонды могут помочь данной семье? Какую помощь может оказать социальный педагог и социальный работник в подобной ситуации? Практическое задание Межведомственность социальной работы В результате данной практики проверяются умения обучающегося: — владеть основами социального межведомственного проектирования, программирования и моделирования; — организовать свой труд, владеть основами компьютерных методов сбора, хранения и обработки информации; — работать в коллективе, организовать работу исполнителей, используя основы педагогики, психологии, конфликтологии и других изучаемых дисциплин. Задачи: 1) раскрыть на практике междисциплинарность и межведомственность социальной работы, используя разнообразные технологии реализации концепции самопомощи, стимулирования; социальное проектирование, моделирование и др.— на выбор учащихся; 2) провести психолого-педагогическую диагностику коллектива учреждения (по выбору). Результаты: индивидуальный план прохождения практики; характеристика клиента; дневник социально-педагогической практики; план работы учреждения; рекомендации сотрудникам учреждения; стенная фотогазета.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (380)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |