Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова
Упражнение "Социальная помощь семье" Учащиеся разбиваются на группы по 4 — 5 человек. Каждая группа придумывает (или использует реальную) семейную ситуацию, которая требует помощи социального работника. Эта ситуация подробно описывается для соседней группы. Таким образом ситуации "передаются" по кругу. Через 10 — 15 минут каждая группа должна предложить конкретную программу социальной работы с данной семьей. После описания такой программы другие группы вправе задать по одному уточняющему вопросу выступающей команде. Список использованной литературы Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. ' Государственная система социальной помощи семье и детям: официальные документы и материалы.— М., 1991.— Вып.1. Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994. Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: Теория и практика.— М.— Вологда: Русь, 1997. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997. О социально-педагогической работе с детьми: Методическое письмо.— М.: Изд-во Минобразования России, 1995. Семья в России: Научный общественно-политический журнал НИИ семьи Минсоцзащиты России.— 1995 — 1997. Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992-—1998. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997. Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро- ' вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ, 1993. Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М: Изд-во ЦСП РАО, 1996. Шуман СТ., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины и пути устранения.— Брест: Лаборатория практической психологии и педагогики, 1992. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта).— Соликамск: Соликамская типография, 1996. ЗАНЯТИЕ 37 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С " ГРУППАМИ РИСКА " "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". Вильгельм фон Гумбольдт "Единственным дефицитом в нашем мире изобилия становится дефицит человеческого участия". Хелен Хейз "Группы риска" — это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели. К "группе риска" относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся "трудными" для других. Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов :оциальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности общества. Социальная защита этой категории населения осуществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь. Социальная работа с инвалидами Главным результатом социальной работы с инвалидами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальном формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические дисциплины и готовиться к трудовой жизни. Социальная работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия для досуга. Социальные службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий; непрерывность и этапность их проведения; комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, профессионального, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объема, характера и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, тру-дотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования. В целях профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд. Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулатор-но-санаторных условиях, но и по месту жительства —j оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много слож-. ных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др. Социальная работа с беженцами После распада Союза ССР, суверенизации регионов, образования и укрепления новых государств возросла миграционная мобильность населения. Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответственно обозначился ряд социальных проблем "группы риска"такого характера. Ухудшение материального положения, смена места жительства, эколого-климатические изменения, необустроенность в жилищном и социальном плане ве-Дет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев. Большая часть беженцев — это семейные люди (например, в Москве — около 54,3%, в Ставропольском крае — около 73,6%). Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значе-ниятой психологической травме, которую переживает их ребенок. В тех ситуациях, когда дети теряют родителей, одного или обоих, это не может не привести к серьезным социальным последствиям. Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких категорий, как "травма", "утрата", "жестокое лишение". Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние здоровья беженцев, вызывая серьезные последствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности. Дети беженцев часто получают психические травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения. Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школьного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них резко падает успеваемость в школе. Категория "утрата" является определяющей характерной чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большинства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способно- стей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников. Дети беженцев испытывают также жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал. Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство. Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незнание языка и культуры страны нового поселения приводит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе. Одна из мер профилактики "трудности" беженцев — заблаговременный отбор регионов возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.). Социальная работа с жертвами насилия Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия. Выделяются следующие социальные формы насилия. 1 ■ Физическое, включая телесное повреждение. 2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации. 3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов. 4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе. Определяющее место среди мер социальной защиты занимает социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявления агрессии и насилия. Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1995 г. их число возросло по сравнению с 1990 г. в 3 раза. По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблениям подвергались в детстве от 20 до 30% взрослых женщин и 10% мужчин. Их наносили в основном кто-нибудь из родственников или знакомых. Лишь в 25% случаев сексуальную травму вызывали действия незнакомых людей. 90% насилий такого рода совершали мужчины. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последними принимает более отягощенные формы. Случаи сексуального насилия выявлены во всех социальных слоях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные. Подвергшийся насилию ребенок обычно находится в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуждается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье. Педагогам следует оградить пострадавшего от излишнего любопытства класса или насмешливого отношения. В случаях назойливого и нетактичного вмешательства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрывают факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут перенестись на других детей. Поэтому следует немедленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд. Уменьшению вероятности сексуальных проступков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В.Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бывают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости, не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься и т. д. В России для жертв насилия создаются социальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения психологической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах. Социальная работа с бездомными В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова бездомный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта". Бездомность как социальное явление присуще человечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т. д. Для России причинами, усугубляющими возникновение проблемы бездомности, в настоящее время являются: — отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна; — безработица, обусловливающая нехватку средств ДЛЯ оплаты жилья; — низкие доходы многих семей и отдельных граждан; — социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения). Факторами роста численности бездомных в Российской Федерации и в целом в СНГ являются: распад СССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэтнические конфликты; последствия рыночной экономики; регламентация прописки. Основные категории, составляющие характеристику бездомных: бывшие осужденные, утратившие социальные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитатели общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "наулице" инвалиды, алкоголики, наркоманы. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменившие место дислокации части; мигранты. Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны." открыты дома ночного пребывания, ночлежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с прачечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественники" , отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных товариществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам. В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская помощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно — пожалуй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы оплаты квартир, расширения ЖСК, материального содействия индивидуальному жилищному строительству. Социальная работа с детьми отклоняющегося поведения Правильнее говорить об "отклоняющемся от нормы поведении". Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение. Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм: — корыстной ориентации (правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.); — агрессивной ориентации (действия, направленные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство); — социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид). Отклоняющееся (девиантное) поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинк-вентный), когда человек не стал субъектом преступления, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек становится субъектом преступлений, которые рассматриваются следственными и судебными органами и представляют серьезную общественную опасность. Основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим образом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с применением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными Учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к ал- коголю, наркотикам, снотворным и транквилизирующим средствам, курение (симуляция, игра с сигаретой, способ расслабления, поддержка имиджа, привычка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное поведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, действия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, охраняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активистам", увлечение азартными играми, ношение холодного оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; специфические детали одежды и др.). В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которые до последнего времени пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голодают, имеют аномалии в развитии. Особенно важна проблема злоупотребления некоторыми школьниками спиртными напитками и наркотиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) —для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкоголя для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятельности которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков и употребление наркотиков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллективной деятельности и развлечений, неуверенные в себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьников от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и самоутверждались. Еще одно побуждение к пьянству связано с вхождением некоторых школьников в криминальные группы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики — основа всех развлечений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подростки. Делается это из чувства солидарности. Опьянение таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и самостоятельного человека. Этим учащимся важно раскрыть подлинно ценные качества современного человека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоутверждаясь в полезном деле. Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует наладить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по восстановлению у них подлинных нравственных установок и ценностей. В подростковом возрасте отмечаются случаи хронического алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные правовые меры против спаивания подростков. Так, запрещены продажа им и распитие спиртных напитков. Появление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ве-Дет к административной ответственности, а это же влияние при служебной зависимости или при совершении преступления — к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подростка. В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточно порицания или запрета, устранения вредных влиянии со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообразных и широких интересов. Противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяжкие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по отношению к взрослым. Для оказания помощи таким детям создаются специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, отказавшихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Социальная работа с беспризорными детьми Проблема беспризорных детей, как и в годы Гражданской, Великой Отечественной войны и послевоенный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремление получить сильные впечатления. Но в периоды социальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не таким уж редким явлением и имеет социально-экономические и социально-педагогические причины. Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 7—9 лет это случается обычно из-за педагогической некомпетентности родителей, а также при стремлении некоторых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10— 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Основными побудителями к бегству являются: принадлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя . ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие I родителей к трудностям их детей в школе. Благоприят- ный выход из таких ситуаций во многом бывает связан поМощью школьнику со стороны учителей и социального работника. Их долг, увидев неблагополучие в поведении ребенка, — глубоко разобраться во всем происходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объединениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно их поддерживать-Побеги подростков из дому могут совершаться под влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подростка, но и сделать для него привлекательным пребывание в семье, ученическом коллективе общественной организации. Социальный работник может с помощью товарищей подростка по дворовой компании изучить район передвижения, установить связи с проживающими там детьми-бродягами и т. д. Подростки могут покинуть родной очаг и из-за излишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирается и изучается маршрут побега, заготавливаются необходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомонность вызывают негативные реакции со стороны взрослых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжничество открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Для предотвращения побегов таких школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в которой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку. Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обычно под влиянием более старших и опытных товарищей. В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются veHaMH преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую проституцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения эпидемии СПИДа. Почти в каждом российском городе есть мафиозная структура, использующая беспризорных. Другая опасность — хулиганство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызванные необходимостью иметь кусок хлеба. Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь. Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей. Приемник-распределитель принимает детей: подкинутых; заблудившихся; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; направляемых по решению комиссий по делам несовершеннолетних; нуждающихся в особых условиях воспитания; самовольно оставивших семью; самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специальных школ и профессиональных училищ. Сроки содержания в приемнике-распределителе зависят от причин и обстоятельств помещения в приемник, но не превышают 60 суток. К сожалению, многие дети-беспризорники, оставшиеся без образования, профессиональной подготовки, собственного жилья, пройдя приемники-распределители и приюты, попадают в основном в следственные изоляторы и тюрьмы. В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты (приюты-пансионы для проживания до одного года с последующим возвращением в семью и приюты-общины длительного проживания для детей, чье пребывание в семье невозможно). Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным; необходимо удержать ребенка в семье, не дать ему уйти, потому что в тысячу раз дешевле не допустить миграцию детей на улицу, чем впоследствии искать их, лечить, реабилитировать и перевоспитывать.
Социальная работа с людьми суицидального поведения Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (отлат. sui — себя, caedere —убивать) —намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимаются: 1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; 2) относительно массовый добровольный уход из жизни некоторого количества людей. В узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с Указанием ее причины. В широком смысле суицид — саморазрушительное поведение, к которому относятся пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п. Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности и разделяется на: — демонстративное суицидальное поведение (театральное разыгрывание сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики — к изображению попыток самоповешения, порезов вен, отравления неядовитыми веществами; — аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффекта (сильного и относительно кратковременного эмоционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возможность допускается. Однако и здесь чаще всего присутствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аффективную демонстрацию, аффективную демонстрацию с желанием "произвести впечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме — это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже — порезы вен; — истинное суицидальное поведение — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. В таких ситуациях поведение строится так, чТобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинения близких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отравление, мальчики — самоповешение, реже отравление. Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы, сокращается в годы войн. Низкий уровень самоубийств отмечается в странах с сильным
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |