Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова 0.00 из 5.00 0 оценок




Упражнение "Социальная помощь семье"

Учащиеся разбиваются на группы по 4 — 5 чело­век. Каждая группа придумывает (или использует ре­альную) семейную ситуацию, которая требует помощи социального работника. Эта ситуация подробно описы­вается для соседней группы. Таким образом ситуации "передаются" по кругу. Через 10 — 15 минут каждая

группа должна предложить конкретную программу социальной работы с данной семьей. После описания такой программы другие группы вправе задать по од­ному уточняющему вопросу выступающей команде.

Список использованной литературы

Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.— М.: SvR-Аргус, 1994. '

Государственная система социальной помощи семье и детям: официальные документы и материалы.— М., 1991.— Вып.1.

Гуслякова Л.Г., Кувшинникова В.А., Синцова Л.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе.— М.: Наука, 1994.

Дружинин В.Н. Психология семьи.— М.: КСП, 1996. Лодкина Т.В. Семейный социальный педагог: Теория и практика.— М.— Вологда: Русь, 1997.

Методология и технология комплексного социально-педа­гогического проектирования (региональный уровень): Коллективная монография / Под ред. В.И. Загвязинско-го.— Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав-ленок.— М.: ИНФРА-М, 1997.

О социально-педагогической работе с детьми: Методи­ческое письмо.— М.: Изд-во Минобразования России, 1995.

Семья в России: Научный общественно-политический журнал НИИ семьи Минсоцзащиты России.— 1995 — 1997.

Социальная работа: журнал АСОПиР и РАО. № 1—8.— 1992-—1998.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой.— М.: Юристъ, 1997.

Теория и методика социальной работы: В 2 ч. / Под ред. И.Г. Зайнышева.— М.: МГСУ, 1994.

Теория и методика социальной работы: Краткий курс / Под ред. В.И. Жукова — М.: Союз, 1994.

Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Пав-ленка.— М.: ГАСБУ, 1993, 1995. Вып.1—2.

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2 т. / Под ред. Яркиной Т.Ф., Бочаро- '

вой В.Г.— М.— Тула: Изд-во Ассоциации социальных пе­дагогов и социальных работников РФ, 1993.

Торохтий B . C . Психология социальной работы с семьей.— М: Изд-во ЦСП РАО, 1996.

Шуман СТ., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины и пути устранения.— Брест: Лаборатория практической пси­хологии и педагогики, 1992.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т./ Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта).— Соликамск: Соликамская типография, 1996.

ЗАНЯТИЕ 37

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С " ГРУППАМИ РИСКА "

"Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку".

Вильгельм фон Гумбольдт

"Единственным дефицитом в нашем мире изобилия становится дефицит человеческо­го участия".

Хелен Хейз

"Группы риска" — это категории людей, чье соци­альное положение по тем или иным критериям не име­ет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жиз­ни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального обли­ка, биологической гибели. К "группе риска" относят следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожи­лые, одинокие, престарелые люди и умственно отста­лые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкого­лики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, СПИД-больные, люди, занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испыты­вающих затруднения в общении и становящихся "труд­ными" для других.

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов :оциальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизован­ности общества.

Социальная защита этой категории населения осу­ществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.

Социальная работа с инвалидами

Главным результатом социальной работы с инвали­дами является достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под соци­альными функциями (их еще называют социальными умениями) понимаются трудовая деятельность, обуче­ние, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться соци­альным умениям при минимальном формальном обуче­нии, инвалиды нуждаются в тщательном и системати­ческом обучении этим навыкам. Главная цель — с детства научить инвалида двигательным и социальным навы­кам, основам грамоты и счета (например, одевание, умы­вание, умение пользоваться столовыми приборами, об­ращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и т. д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возмож­ность в рамках медико-социальной реабилитации изу­чать академические дисциплины и готовиться к трудо­вой жизни.

Социальная работа с инвалидами и их реабилита­ция приобретают в социальной политике весомое зна­чение. В настоящее время организованы дневные ста­ционары, в которых обеспечены условия для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходи­мые условия для досуга.

Социальные службы, организующие и осуществ­ляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитацион­ных мероприятий; непрерывность и этапность их про­ведения; комплексный характер реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагоги­ческого, психологического, профессионального, соци­ально-бытового, технического аспектов; индивиду­альный подход к определению объема, характера и

направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях спе­циалистов различных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, тру-дотерапевтов, техников по протезированию, специа­листов по профессиональному обучению и др.), а так­же необходимого оснащения и оборудования.

В целях профессионального обучения и переобу­чения в различных регионах организованы специаль­ные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения в составе центров ре­абилитации. Для трудоустройства используются специ­альные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилита­ции играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулатор-но-санаторных условиях, но и по месту жительства —j оказание помощи семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много слож-. ных проблем, в том числе медицинских, экономичес­ких, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установ­лении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессио­нальных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенка-инвалида, формиро­вание специфического уклада жизни семьи) и др.

Социальная работа с беженцами

После распада Союза ССР, суверенизации регио­нов, образования и укрепления новых государств воз­росла миграционная мобильность населения.

Начиная с 1989 г. в миграционном движении стала заметно выделяться категория "беженцы", и соответ­ственно обозначился ряд социальных проблем "груп­пы риска"такого характера.

Ухудшение материального положения, смена мес­та жительства, эколого-климатические изменения, не­обустроенность в жилищном и социальном плане ве-Дет к повышенным показателям нарушения состояния здоровья у вынужденных переселенцев.

Большая часть беженцев — это семейные люди (например, в Москве — около 54,3%, в Ставропольском крае — около 73,6%). Пытаясь решить жизненно важ­ные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значе-ниятой психологической травме, которую переживает их ребенок. В тех ситуациях, когда дети теряют родите­лей, одного или обоих, это не может не привести к се­рьезным социальным последствиям.

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская помощь. Спе­циалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают психологические последствия таких кате­горий, как "травма", "утрата", "жестокое лишение". Такие стрессовые ситуации негативно влияют на со­стояние здоровья беженцев, вызывая серьезные по­следствия на долгие годы. Главная задача социальной работы с беженцами — развитие у них способности самостоятельно преодолевать трудности.

Дети беженцев часто получают психические трав­мы, будучи свидетелями убийства своих родителей. Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрес­совых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные сред­ства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуаци­ях проявляют в своей поведенческой манере еще более страстную привязанность к ним. Дети младшего школь­ного возраста, пережив стрессовые ситуации, стано­вятся раздражительными, грубыми, у них появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пере­житого у них резко падает успеваемость в школе.

Категория "утрата" является определяющей харак­терной чертой статуса беженца. При этом дети лиша­ются своих домов, привычных вещей, своих друзей, а часто родителей и близких родственников. Для большин­ства детей потеря родителей — это полная катастрофа, вызывающая тяжелые психические расстройства, ко­торые могут неоднократно проявляться на протяжении их дальнейшей жизни. Для таких детей характерны неврозы, депрессии, ухудшение умственных способно-

стей, ослабление активности. Не исключается для них и опасность оказаться в числе преступников.

Дети беженцев испытывают также жестокие лише­ния из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицин­ского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ве­дет к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых соци­альных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого мо­жет вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сде­лать ребенка преступником или толкнуть его на само­убийство.

Положение детей беженцев в школе очень часто наносит ущерб их самоутверждению. Например, незна­ние языка и культуры страны нового поселения приво­дит к тому, что они чувствуют себя неловко, отстают от других учащихся в изучении школьных предметов. А стремление сохранить собственную идентичность, приверженность прежним ценностям лишь обостряют проблемы пребывания в школе.

Одна из мер профилактики "трудности" бежен­цев — заблаговременный отбор регионов возможно­го расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жи­лье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т. д.).

Социальная работа с жертвами насилия

Постоянно меняющаяся ситуация развития обще­ства рождает проблемы насилия.

Выделяются следующие социальные формы на­силия.

1 ■ Физическое, включая телесное повреждение.

2. Эмоциональное или психическое: в виде словес­ных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.

3.           Сексуальное, осуществляемое как внутри груп­пы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.

4.        Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

Определяющее место среди мер социальной защи­ты занимает социальный контроль по сдерживанию и преодолению проявления агрессии и насилия.

Насилию подвержены любые категории населения: дети, молодежь, женщины, пожилые люди, мужчины, иммигранты, мигранты, иностранцы и др. Продолжа­ется рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В 1995 г. их число возросло по сравнению с 1990 г. в 3 раза.

По данным исследований, проведенных в США и Великобритании, различным сексуальным оскорблени­ям подвергались в детстве от 20 до 30% взрослых жен­щин и 10% мужчин. Их наносили в основном кто-ни­будь из родственников или знакомых. Лишь в 25% случаев сексуальную травму вызывали действия незна­комых людей. 90% насилий такого рода совершали муж­чины. Девочки в 3 раза чаще становятся жертвами насилия, чем мальчики. Однако насилие над последни­ми принимает более отягощенные формы. Случаи сек­суального насилия выявлены во всех социальных сло­ях общества. Однако в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные.

Подвергшийся насилию ребенок обычно находит­ся в состоянии острого страха и возбуждения. Он нуж­дается в поддержке и успокоении со стороны взрослых. Лучше всего обеспечить его быстрое возвращение к обычной жизни в семье.

Педагогам следует оградить пострадавшего от из­лишнего любопытства класса или насмешливого отно­шения. В случаях назойливого и нетактичного вмеша­тельства окружающих лучший выход — сменить школу или даже место жительства. Многие родители скрыва­ют факт насилия над своим ребенком. Но действия насильника в дальнейшем непредсказуемы и могут

перенестись на других детей. Поэтому следует немед­ленно и решительно предпринять ответные защитные меры, вплоть до обращения в милицию и суд.

Уменьшению вероятности сексуальных проступ­ков детей значительно способствует должный контроль со стороны взрослых и подготовка детей. В.Е. Каган советует разъяснять детям простые истины: люди бы­вают разные, у некоторых на уме дурное; бояться всех людей ни к чему, но не надо идти туда, где тебя никто не сможет защитить при необходимости, не следует брать от чужих сладости и подарки, уходить с ними погулять или покататься и т. д.

В России для жертв насилия создаются социальные гостиницы и кризисные центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего наси­лия; работают телефоны доверия, отделения психоло­гической разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

Социальная работа с бездомными

В "Словаре русского языка" СИ. Ожегова бездом­ный трактуется как "человек, не имеющий жилья, приюта".

Бездомность как социальное явление присуще че­ловечеству на всем протяжении его существования. Как правило, ее обострение или "взрыв" приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, эколо­гических локальных катастроф, землетрясений, навод­нений, различных кризисных процессов и т. д.

Для России причинами, усугубляющими возник­новение проблемы бездомности, в настоящее время являются:

—              отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;

—    безработица, обусловливающая нехватку средств ДЛЯ оплаты жилья;

—   низкие доходы многих семей и отдельных граждан;

—         социальное нездоровье общества (доля душев­нобольных, лиц с отклоняющимся поведением, нарко­манов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Факторами роста численности бездомных в Россий­ской Федерации и в целом в СНГ являются: распад

СССР; нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств; межнациональные и межэт­нические конфликты; последствия рыночной экономи­ки; регламентация прописки.

Основные категории, составляющие характеристи­ку бездомных: бывшие осужденные, утратившие соци­альные связи; укрывающиеся от официальных органов или частных лиц; жители чердаков и подвалов; обитате­ли общежитий, ночлежек, домов, предназначенных под снос; кочующие цыгане; иностранцы, обучавшиеся или работавшие по контракту в России; безнадзорные дети; оставшиеся "наулице" инвалиды, алкоголики, наркома­ны. Но особого внимания требуют люди, потерявшие жилье по не зависящим от них причинам: беженцы; вынужденные переселенцы; военнослужащие, сменив­шие место дислокации части; мигранты.

Формы и методы социальной работы с бездомными разнообразны." открыты дома ночного пребывания, ноч­лежки; для бомжей и бродяг организуются "телефоны доверия"; работают приюты, столовые и душевые с пра­чечными; социальные центры и т. д. В 1992 г. создан Российский фонд помощи беженцам "Соотечественни­ки" , отделения фонда существуют в 20 регионах России. Есть примеры создания жилищно-строительных това­риществ и ассоциаций фермерских хозяйств, которые осуществляют комплексную помощь переселенцам.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почув­ствовать человеческое отношение. Предложение эле­ментарных услуг (ночлег, питание, медицинская по­мощь) не должно вызывать чувство обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на по­ложительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты. Правда, одного милосердия здесь явно недостаточно — пожа­луй, это тот случай, когда реальное решение вопроса полностью зависит от финансов. Для решения жилищ­ной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной систе­мы оплаты квартир, расширения ЖСК, материально­го содействия индивидуальному жилищному строи­тельству.

Социальная работа с детьми отклоняющегося по­ведения

Правильнее говорить об "отклоняющемся от нор­мы поведении".

Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяются тестовыми и экспериментальными ме­тодиками. Однако не все параметры отклоняющего­ся поведения можно теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблю­дение.

Отклоняющимся (асоциальным, девиантным) назы­вают поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм:

—    корыстной ориентации (правонарушения и про­ступки, связанные со стремлением получить матери­альную, денежную, имущественную выгоду: хищения, кражи, спекуляции, протекции и т. д.);

—     агрессивной ориентации (действия, направлен­ные против личности: оскорбление, хулиганство, побои, изнасилование, убийство);

—      социально-пассивной ориентации (стремление ухода от активной общественной жизни, уклонение от своих обязанностей и долга, нежелание решать личные и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, самоубийства, суицид).

Отклоняющееся (девиантное) поведение можно разделить на два уровня: докриминогенный (делинк-вентный), когда человек не стал субъектом преступле­ния, и криминогенный, выражающийся в преступных уголовно-наказуемых действиях, когда человек стано­вится субъектом преступлений, которые рассматри­ваются следственными и судебными органами и пред­ставляют серьезную общественную опасность.

Основные нарушения поведения в подростковом возрасте можно классифицировать следующим обра­зом: 1) прогулы (отдельных уроков, целых учебных дней); 2) побеги из дому; 3) воровство; 4) ограбления (с приме­нением угрозы или силы); 5) участие в драках; 6) частые конфликты (с классным руководителем, отдельными Учителями, администрацией школы, членами семьи, одноклассниками, сверстниками, представителями противоположного пола и т. д.); 7) приобщение к ал-

коголю, наркотикам, снотворным и транквилизирую­щим средствам, курение (симуляция, игра с сигаре­той, способ расслабления, поддержка имиджа, привыч­ка; 8) девиации сексуального поведения (мастурбация, петинг, ранняя половая жизнь и др.); 9) суицидное по­ведение; 10) страхи (темноты, одиночества, разлуки с родными и близкими и др.); 11) навязчивые тики, дей­ствия и ритуалы (мигание, наморщивание лба и носа, подергивание плечами, хмыканье, сосание пальцев, кусание ногтей, ритуалы и ритуальные действия, ох­раняющие от неудач, навязчивые мысли и т. д.); 12) сквернословие; 13) черты девиантного поведения (развязность, отрицательное отношение к "активис­там", увлечение азартными играми, ношение холодно­го оружия (ножей, кастетов и проч.); татуировки; спе­цифические детали одежды и др.).

В обществе появилась значительная по своим мас­штабам категория детей, которые до последнего време­ни пребывают как бы в статусе "ничьих". Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабили­тации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, нередко голо­дают, имеют аномалии в развитии.

Особенно важна проблема злоупотребления не­которыми школьниками спиртными напитками и нар­котиками. Причины: 1) любопытство (какое влияние окажет на меня алкоголь?) —для недопущения этого явления нужен систематический контроль родителей за поведением ребенка и разъяснение вреда алкого­ля для человеческого организма, особенно детского; 2) вхождение в молодежную группу, целью деятель­ности которой является добывание и совместное рас­питие спиртных напитков и употребление наркоти­ков — в основном это подростки с низким уровнем психического развития, лишенные полезной коллек­тивной деятельности и развлечений, неуверенные в

себе, пассивные. Для отвлечения всех этих школьни­ков от пагубного пристрастия к спиртному требуется вовлечение их в деятельность здорового коллектива сверстников, где бы они духовно развивались и са­моутверждались.

Еще одно побуждение к пьянству связано с вхож­дением некоторых школьников в криминальные груп­пы. Инициаторами его являются молодые люди, для которых алкоголь и наркотики — основа всех развле­чений и необходимое условие проведения досуга. Им подражают менее решительные и волевые подрост­ки. Делается это из чувства солидарности. Опьяне­ние таким школьникам требуется не само по себе, а для утверждения себя в качестве взрослого и само­стоятельного человека. Этим учащимся важно рас­крыть подлинно ценные качества современного че­ловека и вызвать желание следовать им, формируя свой характер и развивая свои способности, самоут­верждаясь в полезном деле.

Пьянство девушек свидетельствует о значительной деформации личности. В таких случаях следует нала­дить всесторонний контроль за проведением досуга и вести настойчивую и продолжительную работу по вос­становлению у них подлинных нравственных устано­вок и ценностей.

В подростковом возрасте отмечаются случаи хрони­ческого алкоголизма. Социальному работнику важно знать, что обществом предусмотрены определенные пра­вовые меры против спаивания подростков. Так, запре­щены продажа им и распитие спиртных напитков. По­явление школьников в пьяном виде влечет за собой штраф родителей. Спаивание несовершеннолетних ве-Дет к административной ответственности, а это же вли­яние при служебной зависимости или при совершении преступления — к уголовному наказанию. Те же меры предусмотрены при систематическом спаивании подро­стка.

В любых случаях при борьбе со злоупотреблением молодежью спиртными напитками бывает недостаточ­но порицания или запрета, устранения вредных влия­нии со стороны, нужна большая работа по развитию нравственности учащихся, привитию им разнообраз­ных и широких интересов.

Противоправные действия детей до 14 лет не вле­кут за собой для них уголовную ответственность. Отве­чают за детей родители или воспитатели. В период от 14 до 18 лет школьники судебно наказуются только за тяж­кие преступления, причем меры пресечения к ним применяются существенно менее строгие, чем по от­ношению к взрослым.

Для оказания помощи таким детям создаются спе­циализированные учреждения по социальной реаби­литации детей, утративших семейные связи, отказав­шихся жить в интернатных учреждениях, оставшихся без попечения, постоянного места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся со­циально-реабилитационные центры для несовершен­нолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения ро­дителей.

Социальная работа с беспризорными детьми Проблема беспризорных детей, как и в годы Граж­данской, Великой Отечественной войны и послевоен­ный период, возникла в последнее десятилетие. По некоторым данным, в современной России более двух миллионов беспризорников. Иногда к побегу из дома подростка толкает склонность к фантазии и стремле­ние получить сильные впечатления. Но в периоды со­циальной нестабильности, усугубляющей семейное неблагополучие, уход детей из дома становится не та­ким уж редким явлением и имеет социально-экономи­ческие и социально-педагогические причины.

Дети до 7 лет практически не уходят из дому. В 7—9 лет это случается обычно из-за педагогической неком­петентности родителей, а также при стремлении неко­торых детей к повышенной коммуникативности. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в 10— 13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам.

Основными побудителями к бегству являются: при­надлежность к социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя . ведущих с окружающими людьми, и т. д.); безразличие I родителей к трудностям их детей в школе. Благоприят-

ный выход из таких ситуаций во многом бывает связан поМощью школьнику со стороны учителей и социаль­ного работника. Их долг, увидев неблагополучие в по­ведении ребенка, — глубоко разобраться во всем про­исходящем вокруг него в школе и неформальной среде общения (различных компаниях, молодежных объеди­нениях во дворе дома и других местах). Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону ребенка и его семьи, решительно

их поддерживать-Побеги подростков из дому могут совершаться под

влиянием товарищей. В подобных случаях следует не только пресекать бродяжнический образ жизни подро­стка, но и сделать для него привлекательным пребыва­ние в семье, ученическом коллективе общественной организации. Социальный работник может с помощью товарищей подростка по дворовой компании изучить район передвижения, установить связи с проживаю­щими там детьми-бродягами и т. д.

Подростки могут покинуть родной очаг и из-за из­лишнего контроля и авторитарного стиля поведения родителей. К этому добавляется тяга к путешествиям. В таких случаях подростком предварительно выбирает­ся и изучается маршрут побега, заготавливаются необ­ходимые вещи и некоторое количество продовольствия, происходит поиск попутчиков. Подчас побег из дому совершают дети с повышенной активностью поведения. Это связано с тем, что их большая живость и неугомон­ность вызывают негативные реакции со стороны взрос­лых и часто ведут к конфликту. Кроме того, бродяжниче­ство открывает полный простор для проявления их активности и инициативы. Для предотвращения побе­гов таких школьников надо вовлекать в интересную и напряженную социально значимую деятельность, в ко­торой они могли бы с пользой для дела проявить свою энергию, настойчивость, выдумку.

Дольше всего в побеге остаются не успевающие по ряду учебных предметов подростки. Стеснительные, замкнутые школьники решаются на уход из дому обыч­но под влиянием более старших и опытных товарищей.

В последние годы в России появилось заметное количество подростков-бомжей. Часто они похищаются veHaMH преступных организаций и используются для рабского труда в сельскохозяйственном производстве, в стихийных рынках, вовлекаются в детскую прости­туцию и наркоманию, что увеличивает вероятность распространения эпидемии СПИДа. Почти в каждом российском городе есть мафиозная структура, использующая беспризорных. Другая опасность — хулиган­ство, мелкие кражи, разбой и вымогательство, вызван­ные необходимостью иметь кусок хлеба. Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения де­тей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемни­ки-распределители, одна из главных задач которых — предупреждение безнадзорности и противоправных действий среди детей. Приемник-распределитель при­нимает детей: подкинутых; заблудившихся; оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; на­правляемых по решению комиссий по делам несовер­шеннолетних; нуждающихся в особых условиях воспи­тания; самовольно оставивших семью; самовольно ушедших из детских домов, школ-интернатов, специаль­ных школ и профессиональных училищ. Сроки содер­жания в приемнике-распределителе зависят от причин и обстоятельств помещения в приемник, но не превы­шают 60 суток. К сожалению, многие дети-беспризор­ники, оставшиеся без образования, профессиональной подготовки, собственного жилья, пройдя приемники-распределители и приюты, попадают в основном в след­ственные изоляторы и тюрьмы.

В России действуют десятки общественных орга­низаций и фондов, чья деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные социальные службы, службы социальной скорой помо­щи, приюты (приюты-пансионы для проживания до одного года с последующим возвращением в семью и приюты-общины длительного проживания для детей, чье пребывание в семье невозможно).

Главная задача социального работника — проникнуть в проблемы семьи и оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным; необходимо удержать ребенка в семье, не дать ему уйти, потому что в тысячу раз дешевле не допустить миграцию детей на улицу, чем впоследствии искать их, лечить, реабилитировать и перевоспитывать.

 

При рассмотрении вопроса инновационных техно­логий социальной работы с детьми-сиротами, детьми из малообеспеченных и неполных семей, детьми-ин­валидами представляет интерес программа ДИМСИ "Диалог индивидуальностей", разработанная на основе американской программы "Большие Братья / Большие Сестры". Задачи программы — гармонизация социального поля ребенка; содействие семейному воспитанию; организация совместной деятельности ребенка и взрос­лого, нашедших друг друга с помощью социального работника; решение социальных проблем, развитие гражданской и социальной активности. Программа пред­полагает заключение четырехстороннего типового договора между социальным работником (консультантом и контролером совместной деятельности младших и старших братьев и сестер), родителями (опекунами) ребенка, ребенком (младшим братом/сестрой) и во­лонтером (старшим братом/сестрой). В большинстве случаев волонтеры — это студенты вузов (не младше 18 лет), педагоги, молодые люди до 35 лет, не име­ющие собственных детей. Пары младший — старший общаются, помогают друг другу в решении проблем, совместно готовят домашние задания, посещают кон­церты, выставки, зрелищные мероприятия, занимаются спортом, организуют экскурсии в другие города. Одна из российских особенностей данной работы — совме­стные коллективные творческие дела сразу нескольких пар, использование исследовательских методик, обя­зательные обобщение и анализ проводимой работы с фиксацией их в социально-педагогических дневниках.  

 

 

Социальная работа с людьми суицидального поведения

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (отлат. sui — себя, caedere —убивать) —намеренное лишение себя жизни. Под самоубийством понимают­ся: 1) индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком; 2) относительно массовый добровольный уход из жизни некоторого ко­личества людей. В узком, медико-правовом смысле са­моубийство означает вид насильственной смерти с Указанием ее причины. В широком смысле суицид —  саморазрушительное поведение, к которому относятся пьянство, курение, потребление наркотиков, переедание (обжорство), альпинизм, мотогонки и т. п. Суицидальное поведение объединяет все проявления суицидной активности — мысли, намерения, выс­казывания, угрозы, попытки покушения. Оно имеет три основные разновидности и разделяется на:

—  демонстративное суицидальное поведение (те­атральное разыгрывание сцен с изображением попы­ток самоубийства безо всякого намерения действи­тельно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут). Его целью является привлечение или возврат утраченного внимания, желание вызвать жа­лость, сочувствие, избавиться от грозящих неприят­ностей, наказать обидчика, обратив на него возмуще­ние окружающих, или чтобы доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — органам внутренних дел и т. д. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчи­ки — к изображению попыток самоповешения, поре­зов вен, отравления неядовитыми веществами;

—       аффективное суицидальное поведение — суицидальные попытки, совершаемые в состоянии аффек­та (сильного и относительно кратковременного эмо­ционального переживания), который может длиться всего несколько минут, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В ка­кой-то момент в этой ситуации обычно мелькает мысль о том, чтобы расстаться с жизнью, либо такая возмож­ность допускается. Однако и здесь чаще всего присут­ствует компонент демонстративности. В зависимости от степени его проявления психологи выделяют: аф­фективную демонстрацию, аффективную демонстра­цию с желанием "произвести впечатление", истинное покушение на самоубийство на высоте аффективной реакции. Примерно 27% таких попыток совершается в состоянии опьянения. По форме — это чаще всего попытки самоповешения и отравления, реже — по­резы вен;

—        истинное суицидальное поведение — обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покон­чить с собой. В таких ситуациях поведение строится так,

чТобы суицидная попытка была эффективной, чтобы суицидным действиям не помешали. В оставленных за­писках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или пред­назначены для того, чтобы избавить от обвинения близ­ких. В состоянии алкогольного опьянения совершается 47% таких попыток. Девочки чаще всего избирают отрав­ление, мальчики — самоповешение, реже отравление.

Количество и уровень самоубийств возрастает в периоды экономического кризиса и безработицы, со­кращается в годы войн. Низкий уровень самоубийств отмечается в странах с сильным



2019-11-13 300 Обсуждений (0)
Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологические игры и упражнения Игоря Викторовича Вачкова

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (300)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)