Средства и методы овладения тактическими действиями
Средства и методы овладения тактическими действиями, весь процесс тактической подготовки в значительной мере обуславливаются спецификой вида спорта, этапом подготовки и квалификацией спортсмена. Овладение тактическими действиями связано с расширением используемых средств, а также развитием умений использовать один прием для решения различных тактических задач и различные приемы - для решения одной тактической задачи. В.Н. Платонов (1997, 2004) считает, что практическая реализация тактической подготовленности для конкретного старта в соревнованиях предполагает решение следующих задач: - создание целостного представления о состязании; - формирование индивидуального стиля ведения соревновательной борьбы; - решение и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, среды, судейства, соревновательной ситуации и др. Для овладения тактикой может использоваться вся совокупность словесных, наглядных и практических средств и методов подготовки. Тактические знания, умения и навыки приобретаются на протяжении всего периода занятия спортом. С ростом мастерства и накопления опыта объем знаний, подлежащих усвоению, увеличивается. От их широты и глубины во многом зависит объективность, основательность и целесообразность тактических концепций, планов, замыслов спортсменов и умения их реализовывать в конкретной ситуации. Задачи тактической подготовки: • постоянное пополнение и углубление знаний о закономерностях спортивной тактики, ее эффективных формах; • проведение систематического сбора информации о спортивных соперниках, разработка тактических замыслов; • обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.; • воспитание тактического мышления. Следует помнить, что простое накопление знаний по тактике, не подкрепленных личным двигательным опытом спортсмена, само по себе не может положительно повлиять на спортивные результаты. В основе практических методов тактической подготовки лежит принцип моделирования деятельности спортсмена в соревнованиях. К этим методам относят: тренировку без противника, с условным противником, с партнером, с противником (Платонов В.Н., 1997, 2004). Метод тренировки без противника применяется для овладения основами техники и тактики действий, обучения активному и сознательному их анализу. Специфическими средствами тренировки являются основные положения и движения, перемещения, имитационные упражнения, различные их сочетания. Метод тренировки с условным противником предполагает использование вспомогательных приспособлений (мишени, манекены, тренажерные устройства и т.п.), позволяющих отработать дистанционные, временные, ритмические характеристики действий, развивать и совершенствовать зрительно-двигательные ощущения. Метод тренировки с партнером является основным для овладения тактикой действий. Основные средства тренировки - парные и групповые упражнения, отличающиеся большим разнообразием и носящие преимущественно технико-тактическую направленность, в которых отрабатываются чувства момента начала своих действий, целенаправленности общения с партнером, дифференцировка дистанционных, временных, мышечно-двигательных параметров взаимодействий. Метод тренировки с противником применяется для детальной отработки тактики действий; тактического совершенствования с учетом индивидуальных особенностей спортсменов; совершенствования волевых качеств; воспитания умения использовать свои возможности в различных тактических ситуациях, создаваемых противником. В качестве тренировочных средств используются упражнения в обусловленных ситуациях, в которых спортсмен, исполняющий роль противника, действует в пределах четко обозначенных задач, поставленных тренером; фрагменты отдельных соревновательных ситуаций; тренировочные и соревновательные состязания. Л.П. Матвеев (1977, 1999) предложил систему упражнений и методических подходов становления спортивной тактики, которая включает следующее: - создание облегченных условий при освоении рациональных вариантов распределения сил на дистанции (лидирование, корректирующая информация и т.п.); - создание условий, усложняющих возможности реализации оптимального тактического плана (выполнение заданий в непривычных условиях, введение дополнительных помех); - выдерживание тактической схемы при существенной вариации пространственно-временных и динамических характеристик движений или, напротив, неожиданное изменение тактики в связи с резко изменившейся ситуацией или по дополнительному сигналу тренера; - реализация тактической схемы при работе в условиях значительного и постоянно прогрессирующего утомления. Следует учитывать, что совершенствованию тактического мастерства в разных видах спорта на различных этапах многолетней подготовки и в различные периоды тренировочного макроцикла уделяется неодинаковое внимание. Наибольшая целенаправленная работа над повышением тактической подготовленности проводится на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, когда спортсмен готовится к высшим достижениям. На этапе специализированной базовой подготовки совершенствуются в основном узловые компоненты тактического мастерства. На этапах предварительной подготовки и начальной специализации тактическое совершенствование является второстепенной задачей и включает лишь наиболее общие вопросы тактической подготовки.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что понимается под термином «тактика соревновательных действий»? 2. Что понимается под тактической подготовленностью спортсменов? 3. Что обуславливает структуру тактической подготовленности? 4. Какой характер может носить тактика в различных видах спорта? 5. Какие особенности имеет алгоритмическая тактика в различных группах видов спорта? 6. Какие особенности имеет вероятностная тактика и как она реализуется в различных видах спорта? 7. Чем характеризуется эвристическая тактика и в каких видах спорта она чаще используется? 8. Какие факторы и как оказывают влияние на тактику соревновательных действий? 9. Какие варианты тактики соревновательной борьбы выделяет Л.П. Матвеев? 10.На что направлено овладение тактическими действиями при совершенствовании тактической подготовленности? 11.Какие практические методы тактической подготовки используются в спорте? 12.С какой целью в тактической подготовке используется метод тренировки без противника? 13.Как используется метод тренировки с условным противником? 14.Что в тактической подготовке включает в себя метод тренировки с партнером? 15.Для чего в тактической подготовке используется метод тренировки с противником? 16.Какую систему упражнений и методических приемов предложил Л.П. Матвеев для освоения спортивной тактики? 17.Какие задачи следует решать при реализации тактической подготовки? 18.Как распределяется тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов?
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1400)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |