Методика воспитания координационных способностей
Для характеристики способности человека координировать свои движения долгое время применялся термин «ловкость» (Бернштейн Н.А., 1947, 1991; Зациорский В.М., 1970; Ильин Е.П., 1982; Лях В.И., 1995; и др.). Но начиная с середины 1970-х годов все чаще используется термин «координационные способности» (Донской Д.Д., 1971; Платонов В.Н., 1986, 1997, 2004; Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., 1997; Курамшин Ю.Ф., 2004; и др.). Координационные способности проявляются в деятельности, протекающей в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и быстрому их освоению. В настоящее время из-за сложности проявления этого двигательного -качества существует большое количество определений координационных способностей. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает Ю.Ф. Курамшин (2004): координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обуславливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции. К элементарным формам проявления координационных способностей Ю.Ф. Курамшин относит способности: - к обучению новым движениям; - к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.); - к ориентировании в пространстве; - к равновесию; - к соединению (комбинированию) движений; - приспособления к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи; - к выполнению заданий в заданном ритме; - к управлению временем двигательных реакций; - предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; - к рациональному расслаблению мышц. В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии, во многом определяя успешность исполнения двигательных действий. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к проявлению элементарных форм координационных способностей. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других - вспомогательную. В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. В возрасте 15-16 лет их уровень развития приближается к показателям взрослого человека. Основными особенностями упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей, являются их новизна, сложность, нетрадиционность, возможность многообразных и неожиданных решений двигательных задач (Платонов В.Н., 1986). При воспитании координационных способностей используют следующие основные методические подходы: - обучение новым разнообразным движениям с постепенным увеличением их координационной сложности; - воспитание способности перестраивать двигательную деятельность в условиях внезапно меняющейся обстановки; - повышение пространственной, временной и силовой точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий; - совершенствование статического и динамического равновесия. Обучение новым разнообразным движениям в основном используется в базовом физическом воспитании и на начальных этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигательный опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Для развития координационных способностей при разучивании достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях. Для воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в условиях меняющейся обстановки используют метод вариативного упражнения с его многими разновидностями. При этом различают методические приемы со строгой и изменяющейся вариативностью действий и условий выполнения. К группе строго варьируемого упражнения относят следующие методические приемы: - строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (например, прыжки в длину или высоту в полную силу и в полсилы; изменение скорости или темпа движений по предварительному заданию или внезапному сигналу и пр.); - изменение способов ведения действий (например, бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения); - изменение исходных или конечных положений (например, старты из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа, и т.п.; бросок мяча: вверх, вперед, вправо, влево, после ловли, ведения, стоя и т.п.); - «зеркальное» выполнение упражнений (например, выполнение отталкивания с правой или левой ноги, броска правой или левой рукой); - выполнение двигательных действий после воздействия на вестибулярный аппарат (например, прыжок вверх сразу после вращений или кувырков); - выполнение двигательных действий с исключением зрительного контроля (например, в специальных очках или с закрытыми глазами); - исключение из движения отдельных координирующих действий (например, прыжок вверх или вперед без помощи маха руками). К группе методических приемов меняющихся действий и условий выполнения упражнений относят: - выполнение двигательных действий в необычных условиях внешней среды (например, бег на лыжах по пересеченной местности, выполнение прыжков на упругой опоре); - отработка индивидуальных и групповых действий при различных вариантах действиях партнеров и противников. Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способности к воспроизведению, оценке и дифференцированию отдельных параметров движений. Эти способности, с одной стороны, во многом зависят от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двитательных ощущений, а с другой стороны, от его способности осознанно воспринимать свои ощущения. «Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта, размера площадки или препятствия, формы, направления, амплитуды движения и т.п. При развитии «чувства пространства» прибегают к следующим методическим приемам: - совершенствование точности воспроизведения эталонных пространственных характеристик (например, точно воспроизвести определенные положения тела, направление и амплитуду движения при многократном выполнении упражнения); - совершенствование точности выполнения движения в соответствии с заданными изменениями параметров; при этом можно выделить несколько вариантов заданий:
• с постепенным увеличением или уменьшением величин пространственных характеристик выполняемых заданий (например, попадание мячом в корзину с расстояния 4, 6, 10 м и в обратном порядке); • с использованием чередования контрастных упражнений «контрастного задания» (например, броски мяча в корзину с дальней дистанции и из-под щита); • с постепенным сближением грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий «сближаемого задания». Точная дифференцировка силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Средствами воспитания точности силовых параметров движений являются упражнения с различными по величине отягощениями, метания снарядов разного веса, прыжки в длину и высоту с дозированными параметрами, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия. Методическими приемами воспитания дифференцирования точности силовых параметров могут служить постепенное изменение сложности выполняемых заданий, а также выполнение «контрастного задания» и «сближаемого задания». Методика воспитания способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Совершенствование способности к произвольному расслаблению мышц позволяет снизить энерготраты выполняемых двигательных действий, увеличить их скорость и величину развиваемых усилий, улучшить технику движения. Для воспитания способности к произвольному расслаблению мышц применяют специальные упражнения, включающие различные формы чередования и сочетания напряжения и расслабления соответствующих мышечных групп: • сочетание предварительного напряжения с последующим расслаблением (например, удержание свободного звена в определенном положении за счет напряженных мышц и последующее их расслабление в сочетании с «падением» звена или переводом в другое положение); • расслабление одних мышечных групп в сочетании с напряжением других (например, движение расслабленной части тела по инерции за счет мышечных сокращений, осуществляющих движения другими звеньями тела); • сочетание расслабления мышц с воздействием на другие функциональные системы (например, напряжение - на вдох, расслабление - на выдох, расслабление под музыкальное сопровождение, свето-, звуко- и ритмолидеров, использования массажа, сауны и т.п.). Упражнения, направленные на развитие «чувства времени», в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Величина допущенной ошибки позволяет судить о степени развития этого качества. Используют как суммарную оценку времени всего задания, так и дифференцированную оценку времени выполнения отдельных его частей, а также способность ускорить или замедлить время выполнения задания на определенный промежуток времени. Большое значение при воспитании «чувства времени» в последние годы придается использованию различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуко- и светолидеров, приборов срочной информации и др.), позволяющих воспроизводить, корректировать и программировать длительность, темп, ритм и другие временные характеристики движения. Важный фактор, характеризующий двигательную деятельность человека, - способность выполнять ритмические движения. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Совершенствование ритмических способностей достигается специальными упражнениями на соразмеренность движений в задаваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. Средствами развития ритмичности могут быть: - упражнения на месте, включающие в себя выполнения движений руками, ногами, головой, туловищем под счет, сигналы звуколидера или музыкальное сопровождение; - упражнения выдвижении в соответствии с задаваемыми сигналами (звуковыми, световыми, тактильными) - в постоянном темпе и с изменением темпа и направления движения; - импровизированные упражнения - двигательная импровизация по ритмическому образцу или под музыку, свободный танец под современную музыку; - многократное выполнение упражнений с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимающимися мер времени, пространства и усилий. Совершенствование статического и динамического равновесия включает следующие методические приемы: а) позно-статического равновесия: - удлинение времени сохранения позы; - исключение или ограничение зрительного анализатора; - уменьшение площади опоры; - увеличение высоты опорной поверхности; - введение неустойчивой опоры; - введение сопутствующих движений; - создание противодействия (парные движения); б) динамического равновесия: - изменение внешних условий выполнения упражнений (рельеф, покрытие, местоположение, климатические условия); - изменение воздействия на вестибулярный аппарат (качели, лонжи, центрифуги и т.п.); - ограничение зрительного анализатора. В заключение следует подчеркнуть, что воспитание различных видов координационных способностей происходит в тесной связи с другими двигательными способностями. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дать определение физическим способностям. 2. Что лежит в основе формирования физических способностей? 3. Дать определение скоростным способностям. 4. Перечислить элементарные формы проявления скоростных способностей. Что обусловливает их проявление? 5. Раскройте методику совершенствования двигательных реакций. 6. Раскройте методику совершенствования быстроты одиночного движения. 7. Какова методика совершенствования частоты движений? 8. Методика совершенствования скорости двигательных действий. 9. Дать определение мышечной силе. 10.В каких режимах проявляется сила мышц? 11.Какие показатели силы используются в спорте? 12.Как проявляется зависимость между силой и скоростью, силой и выносливостью? 13.Какие сопротивления используются при воспитании силы и в каких режимах они выполняются? 14.Какие методики используются для создания максимального силового напряжения в динамическом режиме? 15.Как реализуется метод максимальных усилий? 16.Как реализуется метод повторных нагрузок? 17.Как реализуется метод динамических нагрузок? 18.Как реализуется метод повторных изометрических усилий? 19.Раскройте особенности воспитания силовых способностей у детей. 20.Дайте характеристику концентрического метода воспитания силы. 21.Дайте характеристику эксцентрического метода воспитания силы. 22.Дайте характеристику полиметрического метода воспитания силы. 23.Дайте характеристику изокинетического метода воспитания силы. 24.Дайте характеристику метода переменных усилий. 25.Дайте характеристику методу сопряженного воздействия. 26.Какие неспецифические методы используются в воспитании силы? 27.Дайте характеристику выносливости. 28.Какие виды выносливости проявляются в спортивной практике? 29.Что такое общая выносливость, и как она совершенствуется? 30.Дайте определение специальной выносливости и в каких формах она проявляется? 31.В чем заключается методика воспитания специальной выносливости в циклических видах спорта? 32.Охарактеризуйте основы методики воспитания специальной выносливости в скоростно-силовых видах. 33.Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенствования специальной выносливости в спортивных играх и единоборствах. 34.Охарактеризуйте основы методики воспитания и совершенствования специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта. 35.Дайте определение гибкости. Какие элементарные формы проявления-гибкости рассматриваются в спортивной практике? 36.Чем обусловлено проявление гибкости и ее совершенствование? 37.Какие упражнения используются для совершенствования пассивной гибкости? 38.Какие упражнения используют для совершенствования активной гибкости? 39.Какие упражнения используются для совершенствования амплитуды соревновательных движений? 40.Каковы методы развития гибкости? 41.Что понимается под термином «координационные способности»? 42.Какие существуют единичные формы проявления координационных способностей? 43.Какие методические приемы используются при воспитании координационных способностей?
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (629)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |