Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки
Высокий уровень современных спортивных результатов, большие (порой достигающие предельных величин) объемы тренировочных нагрузок обусловливают необходимость качественного совершенствования подготовки спортсменов. Одним из путей в этом направлении является достижение более полной реализации спортсменом своих физических возможностей. В связи с этим огромное значение в многолетней спортивной тренировке приобретает постоянное совершенство технического мастерства в рамках технической подготовки. Под техническим мастерством или технической подготовленностью принято понимать степень освоения спортсменом системой движений, соответствующих особенностям данного вида спорта и позволяющих более полно реализовать его физические возможности, обеспечивающие достижение высших результатов. По мнению В.М. Зациорского (1979), для характеристики технической подготовленности необходимо определить, что умеет спортсмен и как он владеет освоенными действиями. Ответ на вопрос «что?» характеризует объем и рациональность технических действий, на вопрос «как?» - эффективность и освоенность выполнения двигательных действий. Объем технической подготовленности определяется числом технических действий, которые выполняет спортсмен. Различают общий и соревновательный объем технической подготовленности. Общий объем характеризуется суммарным числом технических действий или упражнений, которые освоил данный спортсмен в тренировочном процессе. Соревновательный объем - числом различных технических действий или упражнений, выполняемых спортсменом в условиях соревнований. Так, например, соревновательный объем технической подготовленности прыгуна в длину характеризуется умением спортсмена выполнить прыжок с разбега. Для этого ему необходимо овладеть большим арсеналом специальных подводящих и имитационных упражнений для совершенствования технического мастерства в прыжке. Общий объем его технической подготовленности должен охватывать навыки владения техникой различных видов легкой атлетики (бега, прыжков, метаний), а также других видов спорта (для проведения полноценной общей и специальной физической подготовки). Другой пример. В борьбе дзюдо более 3000 приемов. Ведущие борцы владеют в совершенстве двумя-тремя приемами, которые в основном и используют в решающих схватках. Но их арсенал не ограничивается только этими приемами, поэтому в тренировках и в схватках со спортсменами более низкой квалификации они могут демонстрировать существенно большой объем технических действий. Степень разнообразия двигательных действий, которыми владеет спортсмен, характеризует его разносторонность. Разносторонность технической подготовленности определяется как способностью продемонстрировать тот или иной арсенал технических действий в условиях состязания, так и возможностью использовать большой объем разнообразных упражнений в тренировке для развития силы, быстроты, выносливости координации (ловкости) и совершенствовании техники мастерства. Ответ на вопрос «Что может выполнить спортсмен?» предполагает не только то, каким объемом двигательных действий он владеет, но и насколько рациональны эти движения. Под рациональностью техники понимают определенный способ выполнения движений (используемой разновидности техники), позволяющий наиболее полно реализовать возможности спортсмена для достижения наивысших спортивных результатов. На наш взгляд, наиболее полное определение рациональной технике дал В.М. Дьячков (1972): это - специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимосвязей внутренних и внешних сил с целью наиболее полного и эффективного использования их для достижения более высоких результатов. Рациональность технических действий обусловлена, с одной стороны, учетом основных законов биодинамики, с другой - индивидуальными особенностями строения и функционирования организма спортсмена, а также особенностями внешних воздействий (действий партнеров и противников, воздействия внешней среды и т.п.). Эффективность техники - это качество владения техническим действием самого спортсмена, т.е. степень близости ее наиболее рациональному варианту. Характеризуя эффективность, мы отвечаем на вопрос «как?». В связи со специфическими особенностями оценки результатов соревновательной деятельности в различных видах спорта специалисты используют разные критерии оценки эффективности технического мастерства. Существуют несколько показателей эффективности техники: - абсолютная эффективность - в качестве оценки ее уровня избирается вариант двигательных действий, позволяющий добиться наилучшего спортивного результата. В простейшем случае мерой эффективности может служить сам спортивный результат. К такому критерию часто прибегают в игровых видах и единоборствах (техника эффективна, если приводит к забитому голу, завершенному приему); - сравнительная эффективность - за образец берется техника наиболее выдающихся спортсменов, с ней сравнивают качество исполнения других атлетов. Такие критерии используют в сложнокоординационных видах спорта; - реализационная эффективность - оценивается либо степень реализации спортсменом своего двигательного потенциала в соревновательном упражнении, либо затраты энергии и сил при выполнении оцениваемого спортивного движения. Такие критерии чаще всего используют в скоростно-силовых и циклических видах. Наряду с эффективностью оценивается освоенность движений, или надежность их выполнения. Освоенность, или надежность, выполнения спортивных упражнений во многом зависит от обеспечения устойчивости систем движения к сбивающим факторам при достижении высоких спортивных результатов. По мнению Д.Д. Донского, В.М. Зациорского (1979), следует учитывать следующие показатели: - стабильность и вариативность; - стандартизацию и индивидуализацию; - произвольность и автоматизм. Устойчивость обеспечивается, с одной стороны, стабильностью технических действий, а с другой - необходимой ее вариативностью. Стабильность - это высокая степень постоянства воспроизведения действий. Стабилизация требуется не во всех элементах движения, а только в главных, решающих для повышения устойчивости достижения высокого спортивного результата. Вариативность - это организация вынужденной изменчивости отдельных структур двигательного действия с целью обеспечения стабильности высокого конечного результата. При оценке необходимого уровня стабильности и вариативности технического мастерства следует учитывать, что все спортивные упражнения в зависимости от основных задач достижения результата можно разделить на три группы: 1-я группа - упражнения с большой необходимостью стабилизации кинематической структуры - выполнение движений заданной формы и характера (гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание, спортивные танцы и т.п.); 2-я группа - упражнения с преимущественной стабилизацией динамической структуры - достижение максимального количественно изменяемого результата (тяжелая атлетика, легкая атлетика, плавание, гребля и т.п.); 3-я группа - упражнения с необходимостью большой вариативности спортивных действий - обеспечение конечного эффекта в переменных условиях (единоборства, спортивные игры). Требование к выполнению упражнений 1-й группы в значительной мере обусловлены сложившимися традициями, стилистическими и эстетическими оценками. Требования к технике выполнения упражнений заключаются в строгости соблюдения формы движений. Огромное значение имеют совершенство ритмической структуры, точнейшее соблюдение временных отношений, амплитуды, обеспечивающих зрительный эффект внешней картины движений. Вследствие больших технических трудностей выполнения упражнений высокого класса велики требования и к их динамической структуре. Но поскольку кинематическая структура должна обладать большой устойчивостью, динамическая структура должна обладать достаточной приспособительной изменчивостью, позволяющей преодолевать помехи, возникающие по ходу выполнения упражнений. При этом формируется приспособительная и корригирующая устойчивость кинематической структуры к помехам. Мастерство в упражнениях, направленных на достижение максимального количественного результата (2-я группа), определяется возможностью в полной мере реализовать внешние и внутренние силы спортсмена. Поэтому конечный эффект будет зависеть от стабильности динамической структуры. Совершенствование мастерства обусловлено подбором двигательных действий, соответствующих современному уровню физической и функциональной подготовленности, которые в спорте неизменно повышаются. Новые физические возможности требуют новых форм их реализации. Очень большое значение имеет индивидуализация техники, связанная не только с учетом физического состояния спортсменов, но и с воздействиями внешней среды. Переменные условия соревновательной борьбы в единоборствах и спортивных играх (3 группа) требуют минимальной тактической информативности технических приемов. Отсюда вытекают высокие требования к владению большим арсеналом разнообразных подготовленных фаз. Для проявления мастерства требуется высокая стабильность выполнения техники основных приемов при различных начальных условиях их выполнения. Приспособительная изменчивость подготовленных действий должна сочетаться с большой устойчивостью основных рабочих действий. Стандартизация - это соответствие двигательных действий определенному образцу, отвечающему требованиям биомеханической целесообразности и обуславливающему рациональность техники. Стандартизация осуществляется с определением допустимых отклонений (приспособительных и индивидуальных). Индивидуализация - это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсменов, обеспечивающими высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена. Человек управляет движениями произвольно, то есть сознательно. Поэтому каждый спортсмен должен иметь четкое представление о выполняемом движении в целом и об отдельных его элементах. Однако при выполнении движений он не может контролировать осознанно каждую деталь. Поэтому эффективность и надежность технического мастерства во многом обусловлены способностью организма управлять отдельными элементами движения на уровне подкорки, без участия сознания - автоматически. Сочетание произвольности и автоматизма вырабатывают в процессе тренировки. По мере многократного повторения и уточнения двигательных действий многие детали уходят из-под произвольного контроля - управление становятся автоматизированным. На сознание возлагается роль регулирования смысловой стороной. Создаются способности и навыки переключения внимания с деталей движений на общие задачи (достижение цели, борьбы с помехами и др.). Таким образом, техническое мастерство спортсменов не может быть оценено каким-либо одним показателем. Его полная характеристика требует многостороннего подхода. Помимо объема, разносторонности и рациональности технических действий, которыми владеет спортсмен, необходимо учитывать их эффективность (с помощью абсолютных, сравнительных либо реализационных критериев) и освоенность техники. Только в этом случае можно полностью оценить техническую подготовленность спортсмена.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2718)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |