Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и классификация игровых технологий в структуре дополнительного образования



2019-11-13 1070 Обсуждений (0)
Виды и классификация игровых технологий в структуре дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы правильно применять игровые технологии на уроках, прежде всего, следует изучить классификации игр.

Для начала нам необходимо дифференцировать просто игру от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован.

Существуют различные критерии классификаций педагогических игр.

1) Классификация по виду деятельности:

a. активные физические, т. е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);

b. связанные с трудовой деятельностью; социальные (имитирующие общественные отношения);

c. психологические (моделирующие разного рода психологических ситуации).

2) Классификация по характеру педагогического процесса, ради которого применяются игры:

a. обучающие, обобщающие, контролирующие, игры с элементами воспитания и дидактики;

b. познавательные, развивающие, воспитывающие;

c. творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.

3) Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые.

4) Классификация по среде или окружению, в котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные.

5) Классификация по аналогии школьных предметов:

a. физика, химия, биология;

b. лингвистическая, литературная, музыкальная, историческая;

c. производственно-трудовая, спортивная, физкультурная и т. д.

6) Классификация по возрастному критерию:

a. дошкольный возраст (5-7лет);

b. младшие школьники (7-10 лет);

c. старшие школьники (11-16 лет)

7)  По форме деятельности игры:

a) индивидуальные;

b) парные;

c) групповые

8) По образовательным задачам на игры:

a) изучающие новый материал;

b) формирующие умения и навыки;

c) много игр обобщающего характера;

d) повторения и контроля знаний;

9) По типам:

a) познавательные;

b) ролевые;

c) деловые;

d)  комплексные.

10) По форме проведения:

a) игры – аукционы, защиты;

b) путешествие по станциям;

c)  пресс – конференции;

d) игры – исследования.

В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.

Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:

1) дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности и общительности;

3) развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;

4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.

Существуют следующие виды педагогических игр:

-Игры- упражненияпроводятся как на занятиях, так и во внеучебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

-Игры путешествия . Их можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских "экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма "с мест", собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карт справочники и т д.

-Сюжетная (ролевая) игра.Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания – такими как лекция, дискуссии – можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ребенку справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ребенок, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации

-Игра – соревнованиеможет включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.    

Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Проводимая по схеме воспитанник – педагог – воспитанник, она позволяет учащимся самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а педагог выполняет роль катализатора: его умения и знания помогают обучающемуся развиваться быстрее. Занятия по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают его мышление.

 



2019-11-13 1070 Обсуждений (0)
Виды и классификация игровых технологий в структуре дополнительного образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и классификация игровых технологий в структуре дополнительного образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)