Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и основные характеристики предприятия



2019-11-13 742 Обсуждений (0)
Сущность и основные характеристики предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основной хозяйствующей структурной единицей в условиях любой экномики является предприятие. Предприятие является основным производителем товаров и услуг, рыночным субъектом, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законами и правовыми актами Республики Беларусь и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия. Отдельными видами деятельности, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь, предприятие может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно статьи 44 ГК РБ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс.

Из приведенных положений видно, что юридический термин "предприятие" в ГК РБ заменен на термин "организация". С точки зрения системы экономических отношений все хозяйствующие субъекты рыночных экономик понимаются как предприятия или фирмы, поэтому в дальнейшем изложении наряду с термином организация будет широко использоваться термины предприятие и фирма.

При характеристике понятия предприятия важен учет цели его деятельности. В статье 46 ГК РБ указано: "Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)".

Коммерческое предприятие как имущественно обособленная хозяйственная единица самостоятельно принимает решения; реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции; стремится к получению дохода для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия и реализации других целей.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенно отличается от некоммерческих организаций, которые не преследуют цели извлечения прибыли, например, благотворительные фонды, общественные объединения. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с законодательством, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с законами и правовыми актами юридические лица Республики Беларусь могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц, в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

Структура предприятия – это его внутреннее строение, характеризующее состав подразделений и систему связи, подчиненность и взаимодействие между ними.

Структура предприятия зависит от:

1. Сферы деятельности предприятия (производственное, сфера услуг, торговое и т.д.);

2. Масштаба бизнеса;

3. Разнообразия осуществляемых видов деятельности;

4. Типа организационно-правовой формы предприятия (товарищество собственников, ЗАО, ОАО и т.д.);

5. Применяемых технологий производства и бизнес-процессов;

6. Перспектив развития предприятия.

Основные типы организационных структур это:

- линейная структура управления (рисунок 2),

- функциональная структура управления (рисунок 3),

- региональная структура управления (рисунок 4),

- структура управления, ориентированная на товарную специализацию (рисунок 5),

- структура управления, ориентированная на потребителей (рисунок 6).

 

Владелец предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Управляющий или помощник

 

 

 

 

 

 

 

 

Работник 1

 

Работник 2

 

Работник 3

 

Рисунок 2 – Линейная структура управления

 

Линейная структура применяется в случаях, когда выполняемая работа проста и однообразна; владелец предприятия имеет возможность постоянно контролировать работу персонала.

Владелец предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансы и учет

 

Научно-исследо-вательские работы

 

Произ-водство

 

Маркетинг

 

Работа с персоналом

Рисунок 3 – Функциональная структура управления

 

Функциональная структура применяется в случаях, когда потребность в эффективном управлении очень высока, на предприятии занято большое количество работников, ситуация на предприятии и вокруг него достаточно стабильна.

 

Владелец предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юго-Западный район

 

Юго-Восточный район

 

Центральный район

 

Северный район

 

Рисунок 4Региональная структура управления

 

Региональная структура применяется в случаях, когда деятельность предприятия рассредоточена в различных регионах, причем потребности клиентов и условия конкуренции в этих регионах различны.

Владелец предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изделие А

 

Изделие Б

 

Изделие В

 

Изделие Г

 

Рисунок 5 - Структура управления, ориентированная на товарную специализацию

 

Эта структура применяется в случаях, когда предприятие занимается производством нескольких, не связанных между собой групп товаров.

Владелец предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптовые торговцы

 

Розничная сеть

 

Потребители в госсекторе

 

 

 

или

 

 

 

Предприятие 1

 

Предприятие 2

 

Предприятие 3

 

Рисунок 6 – Структура управления, ориентированная на потребителей

 

Структура, ориентированная на потребителей, применяется в случаях, когда потребности каждой группы клиентов существенно различаются между собой.

 

Жизненный цикл предприятия — совокупность стадий развития, которые проходит предприятие за период своего существования (рисунок 7).

Рисунок 7 – Жизненный цикл предприятия

 

Философия предприятия – это объяснение существования и деятельности предприятия, дает картину его управления и основополагающие представления о том, чем собственно предприятие должно являться. Философия предприятия описывает: хозяйственную систему предприятия (кто мы?), цель предприятия (чего мы хотим?), сферу деятельности (что мы делаем?). В философии предприятия конкретизируются основные ценности, которые для сотрудников должны служить ориентиром их деятельности.

Содержание миссии раскрывается через ценности, верования, принципы, которые положены в основу деятельности организации, а также те действия, которые она намерена осуществлять.

Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Число и разнообразие целей и задач менеджмента требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного апробированного на практике инструмента можно использовать модель в виде дерева целей рисунок 8.

Рисунок 8 - Иерархия целей организации

 

 

Виды предприятий

 

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.

 

 



2019-11-13 742 Обсуждений (0)
Сущность и основные характеристики предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и основные характеристики предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (742)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)