Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фрески Ферапонтова монастыря



2019-11-13 289 Обсуждений (0)
Фрески Ферапонтова монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок




Конечно, самая знаменитая работа Дионисия – это фрески Ферапонтова монастыря. Это удивительный небольшой монастырь, он так и остался небольшим, как и был при Ферапонте, потому что, в отличие от хозяйственника Кирилла, Ферапонт, наверное, был более созерцательным, что ли. Он и выбрал такое созерцательное красивое место – не на берегу огромного озера, как стоит Кириллов монастырь, как кремль возвышающийся, а между двух озер. Это место даже сегодня поражает своей какой-то удивительной красотой и тихостью. Здесь хочется как-то действительно «положить перста на уста» и внимать красоте божественной природы. Удивительны, конечно, были древние монахи, которые умели такое красивое место найти для своих уединенных подвигов. Этот монастырь был основан в конце XIV в., на рубеже XIV и XV веков, а на рубеже XV и XVI веков, в 1502 году, здесь появляется Дионисий.

Конечно, строения современные, а не того времени, когда сюда пришел Ферапонт. Они все построены в разное время. Но вот храм Рождества Пресвятой Богородицы, который расписывал Дионисий, сохранил более или менее формы конца XV в.

Когда мы входим в это пространство, нас поражает обилие росписей. Пространство сравнительно небольшое, но оно как бы расширяется внутри благодаря вот этим росписям. Кажется, что сюда вместилось удивительно много. Это такой густонаселенный космос. Ну, прежде всего, с купола на нас смотрит Пантократор. Он не очень хорошо сохранился, но общий абрис его виден. А по стенам, по сводам – множество святых в медальонах, они как такое процветшее небо, как такие сияющие светила на небесах. И очень много сюжетов!

Больше, чем мы привыкли видеть до этого. В этом тоже удивительное мастерство мастера Дионисия, художника Дионисия, живописца Дионисия – повторяю, он, конечно, прежде всего был художник и живописец. Композитора Дионисия, потому что здесь удивительно все это выстроено! Вот это мы все видим. Хочется показать, как устроен купол. Довольно высокий барабан прорежен окнами, гораздо более широкими, чем это было принято раньше. Они дают очень много света. Вообще в этом храме много света, и сама роспись сделана так, что она этот свет не съедает, а прибавляет. Потому что основной тон здесь – голубой.

Он разных оттенков. Иногда это голубой, уходящий в синий, иногда голубой, уходящий в бирюзу. Но это голубизна неба. Т.е. это действительно небо на земле, которое населено множеством, сонмом святых. И множество здесь, повторяю, сюжетов, которых даже не было раньше. Исследователи довольно подробно анализировали эту роспись, и все приходят к выводу, что в основе ее лежит акафист Пресвятой Богородице. Храм посвящен Рождеству Богородицы.

В центральной апсиде мы видим Богородицу, сидящую на престоле, с поклоняющимися ангелами, что, кстати, было больше характерно для византийской живописи, для византийской стенописи, нежели для русской. Здесь тоже интересно – как бы перекрестное влияние. Мы говорили об итальянском влиянии на Дионисия, но есть и византийское влияние, и находят сербское влияния, потому что тема акафиста в росписи встречается именно в сербских храмах. И она выстроена так, что, действительно, если с акафистом обходить по стенам, то последовательность этих эпизодов выстраивается именно по ходу, по часовой стрелке, как может идти с крестным ходом внутри процессия.

Здесь три апсиды. В одной из апсид, в дьяконнике, замечательный образ Святителя Николая. Поражает его лик – такой очень светящийся, добрый, какой-то очень благостный, милостивый. Хочется обратить на это внимание, потому что иконопись в XVI в. будет развиваться, к сожалению, поэтапно теряя вот эту выразительность лика. Это мы даже увидим и в нашей сегодняшней беседе. А вот здесь удивительно выразительные лики! Вообще у Дионисия есть потрясающие лики. Но вот Николай – он как бы вот этим жестом раскинутых в благословении рук, в другой руке он держит Евангелие, как бы обнимает стоящего и молящегося здесь священника (потому что, повторяю, это в апсиде). В другой апсиде, где находится жертвенник и свершается проскомидия, представлен образ Иоанна Предтечи.

А на столбах – воины, святые. На сводах – сюжеты прежде всего из Евангелия, но немножко в странной последовательности, если не знать эту последовательность из акафиста. Здесь, например, несколько раз встречается Благовещение. Здесь представлены сюжеты, которые раньше мы не видели в росписях, например Рождественский цикл, поскольку это богородичный храм, конечно.

Вот, например, поклонение волхвов. А рядом волхвы скачут. И мы не замечаем, что Дионисий пишет, например, трех волхвов и двух только лошадей. И всего у лошадей шесть ног. Он убирает лишние детали. Потому что если бы здесь было три лошади на узком пространстве, и у всех было по четыре ноги, это было бы мельтешение. А вот он делает так удивительно, что мы этого не замечаем, но воспринимаем совершенно правильно – три волхва скачут на трех лошадях.

Замечательный, конечно, «Брак в Кане Галилейской». Тут можно все эпизоды рассматривать отдельно, у нас просто нет для этого времени. Здесь представлен, кстати, цикл Вселенских соборов, что потом станет просто основным в каноне росписи храмов. В XVII в., в XVI в. будут очень любить семь Вселенских соборов по нижней части храма.

Но, пожалуй, самым удивительным в этом храме являются наружные фрески. Потому что западный портал, через который мы входим в храм, тоже украшен фресками. И здесь как раз изображены ангелы, которые встречают нас, и эпизоды, связанные с Рождеством Богородицы, т.е. основным храмовым праздником, который отмечался здесь, в этом храме. Умные монахи очень быстро сообразили, что вот эти наружные фрески в северном климате долго не продержатся, и они сделали крытую паперть. И, слава Богу, это сохранило эти фрески до сих пор. Здесь мы, кстати, видим вот это разнообразие колористической гаммы. Здесь и сиреневый, и какой-то малиновый, и разные оттенки зеленого цвета, и голубые, от кобальтовых до прозрачных, морского такого почти бирюзового цвета, и т.д.

Если говорить о других иконах, которыми известен Дионисий, хочется упомянуть еще об одной. Она опять же связана именно с гимнографией. Просто в это время какое-то усиленное внимание появляется к гимнографии в иконописи. Икона «О Тебе радуется». Это, может быть, не сам Дионисий придумал, в новгородских софийских таблетках тоже есть икона «О Тебе радуется». Но мне хотелось бы обратить внимание не нее, потому что здесь тоже умение построить эту многочастную, многодельную, многонаселенную композицию внутри одной иконы показывает, насколько действительно Дионисий был великолепным мастером. При этом все не разваливается, все очень компактно, все очень цельно, и действительно ты слышишь этот гимн, так называемый задостойник. Впереди стоит Иоанн Дамаскин, которому приписывается этот гимн, прославляющий Божью Матерь: «О Тебе радуется вся тварь, и человеческий лик, и ангельский хор», и т.д.

Угасание света

Ну, и закончить беседу о Дионисии и вообще о XV в. мне хотелось бы иконой, которая приписывается его сыну, мастеру Феодосию. Я уже сказала, что вместе с Дионисием работали, в том числе и в Ферапонтовом монастыре, его сыновья Владимир и Феодосий. Это тоже очень интересно. Мы много знаем биографических сведений о Дионисии. Известны его предки, потому что сохранились синодики монастырей, где написаны были его ближайшие родственники, и дальние родственники, и предки, и т.д., весь его род, за который молились в тех монастырях, где он писал. И то, что он работает уже таким семейным подрядом.

Но уже его сыновья, если считать эту икону действительно написанной одним из его сыновей, сильно отличаются от отца. Здесь уже видно то, о чем будет разговор дальше: в XVI в. сохраняются все элементы, но исчезает, например, свет. Свет нивелируется. Здесь это еще не видно в клеймах, но уже видно в лике. Лик уже становится менее выразительным, как бы формализуется. Композиция как бы закрепляется вроде бы каноном, но канон уже понимается не как что-то подвижное, но держащее, как ствол дерева держит его или как стержень структуру, а как что-то, что уже неизменно переносится из одной иконы в другую. Ну, это уже разговор о том, как искусство Дионисия препарируется уже в XVI в.

Заканчивая тему XV в., хочется сказать, что, действительно, вот этот золотой век русской иконописи заканчивается великолепным мастером, художником, по преимуществу живописцем Дионисием. Это, конечно, одна из вершин, последняя, может быть, из вершин, но это великая слава русского искусства.

Материалы

· Бетин Л. В. К вопросу об организации работ древнерусских живописцев. — В кн.: Средневековая Русь. Сборник статей памяти Н. Н. Воронина. М., 1976, с. 278–283.

· История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI - XX в. М., 2002.

· Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994.

· Лелекова О.В. Русский классический иконостас. Иконостас из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497 го. I и II том. М., Индрик, 2011.

· Лившиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая пол. XV – нач. ХVI в. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., «Северный паломник», 2005. С. 126–162.

· Лифшиц Л. И., Попов Г. В. Дионисий. М., «Северный паломник», 2006.

· Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., 2002.

· Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

· Холдин Ю. И. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого. Текст Е. В. Даниловой. М. Издательско-фотографический центр ИФА, 2002.

· Холдин Ю. И. «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV-XV вв.» Проспект-каталог выставки произведений фотографического искусства. – М.: Фонд «Фрески Руси»,– 2006.

Галерея (57)

Благовещение. XIV в.

 

Богоматерь Перивлепта. XIV в.

 

Пименовская Богоматерь. XIV в.

 

Пименовская Богоматерь. Лики. XIV в.

 

Спас. Высоцкий чин. XIV в. Византийская икона

Богоматерь. Высоцкий чин. XIV в. Византийская икона

 

Иоанн Предтеча. Высоцкий чин. XIV в. Византийская икона

 

Архангел Гавриил. Высоцкий чин. XIV в. Византийская икона

 

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. 20-30-е гг. XV в.

 

Апостол Павел. Троицкий собор Троиц-Сергиевой Лавры. XV в.

Апостол Петр. Троицкий собор Троиц-Сергиевой Лавры. XV в.

 

Евхаристия. Сень. Начало XV в.
Школа Андрея Рублева

 

Рождество Христово. 1 пол. XV в.
Московская школа, круг Андрея Рублева

 

Иоанн Предтеча. 1 четверть XV в.
Икона из Николо-Пешношского монастыря

 

Голубое Успение. XV в.
Тверская школа

Святитель Алексий Московий. XV в.

 

Спас в силах. XV в.
Тверская школа

 

Чудо Георгия о змии. Нач. XV в.
Новгородская школа

 

Чудо от иконы Знамение. XV в.
Новгородская школа

 

Покров Богородицы. XV в.
Новгородская школа. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Страшный суд. XV в.
Новгородская школа

 

Распятие. XV в.
Новгородская школа, софийские таблетки

 

Вход Господень в Иерусалим. XV в.
Новгородская школа, софийские таблетки

 

Иоанн Предтеча в пустыне. Кон. XV в.
Новгородская школа, софийские таблетки

 

Богоматерь Одигитрия. XV в.
Келейная икона преп. Кирилла Белозерского

Деисусный чин Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497

 

Святители. 1497
Кирилловский иконостас

 

Богоматерь Одигитрия. 1497
Кирилловский иконостас

 

Ведение Богородицы во храм. 1497
Кирилловский иконостас

 

Богоматерь Одигитрия. 1482
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

Богоматерь Одигитрия. Конец XV в.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Успенский собор Московского Кремля. 1478

 

Святитель Петр Московский. Конец XV в.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Святитель Алексий Московский. Конец XV в.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Святитель Петр Московский. Конец XV в.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

Святитель Алексий Московский. Конец XV в.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Исцеление Тайдулы митр. Алексием. Конец XV в.
Клеймо иконы свт. Алексия Московского. Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Беседа свт. Алексия с преп. Сергием Радонежским. Конец XV в.
Клеймо иконы свт. Алексия Московского. Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Распятие. 1500
Икона из Павло-Обнорского монастыря. Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Уверение Фомы. 1500
Икона из Павло-Обнорского монастыря. Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Основан в 1398 г.
Кирилловский район Вологодской области

 

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Ворота
Кирилловский район Вологодской области

 

Собор Рождества Богородицы. 1490
Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Кирилловский район Вологодской области

 

Фрески сводов. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Фрески купола. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

Фрески алтарной апсиды. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Богородица на престоле. Фреска алтарной апсиды. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Свт. Николай. Фреска алтарной апсиды. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Фрески на столбах и сводах. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Поклонение волхвов. Фреска. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

Скачущие волхвы. Фреска. 1502.
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Брак в Кане Галилейской. Фреска. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Вселенский собор. Фреска. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

 

Портал собора Рождества Богородицы. Постройка 1490. Роспись 1502
Ферапонтов монастырь

 

Фрески портала собора Рождества Богородицы. 1502
Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502). Ферапонтов монастырь

О Тебе радуется
Икона. Художник – Дионисий (ок. 1440 — 1502)

 

Преп. Сергий Радонежский с житием. Кон. XV - нач. XVI вв.
Икона. Художник – Феодосий

 



2019-11-13 289 Обсуждений (0)
Фрески Ферапонтова монастыря 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фрески Ферапонтова монастыря

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)