Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творение оптика и математика



2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Творение оптика и математика 0.00 из 5.00 0 оценок




Византия, которой не существовало

Сегодня мы с вами поговорим об искусстве Византии и о его влиянии на искусство христианского мира. Я не преувеличиваю: действительно, на искусство христианского мира в течение целого тысячелетия, потому что влияние Византии невозможно сравнить ни с одной другой культурой, которая тоже, как любая культура, имела какие-то влияния. Масштабы этого влияния реально велики. Да и сама культура Византии тоже такое неисчерпаемое явление, которое до сих пор дает свои какие-то импульсы и отголоски.

Хотя начнем мы с того, что Византии не существовало. Вернее, не существовало государства с названием Византия. Это придумали, конечно, более поздние ренессансные и постренессансные исследователи, которые давали разные имена разным эпохам, в частности, даже стиль готика не назывался готикой, а только в Ренессанс его так назвали. Т.е. мы пользуемся терминами, которых не существовало.

А что же было на самом деле? Была Восточная Римская империя со столицей в Константинополе, император Константин основал новую столицу Римской империи на стыке Европы и Азии, чтобы действительно владеть всем миром. Восточная Римская империя, христианская империя существовала тысячу лет, с IV в. по 1453 год, когда ее разгромили турки-османы. Но мы не будем рассматривать целое тысячелетие, мы попробуем посмотреть на квинтэссенцию византийской культуры – на то храмовое искусство и то искусство, которое, собственно, и дало потом толчок для многих других стран, регионов и культур.

Творение оптика и математика

Начнем мы, конечно, с великолепной Софии. Все помнят, что послы князя Владимира, именно придя в Софию, поняли, что такое православная вера. И даже сегодня, когда мы стоим перед этим огромным храмом, окруженным минаретами, эта огромная глыба нас впечатляет. Естественно, когда его строил Юстиниан, никаких минаретов не было. Когда-то это был самый большой храм христианского мира.

Удивительная особенность этого храма – то, что его строили даже не архитекторы, а оптик и математик, и они так рассчитали это пространство, что оно внутри кажется больше, чем снаружи. Там все расступается, все пронизано светом. Там нет никакой тяжести, все стены пронизаны арками, поддерживающими колоннами и т.д.

А купол Софии, как говорили в Средневековье, подвешен золотыми цепями к небу. Создавалось впечатление в солнечную погоду – а в Константинополе, вообще в Средиземноморье солнечная погода 360 дней в году – что действительно эти 40 окон сливаются в единый поток. И вот этот великолепный храм, построенный по приказу Юстиниана Исидором из Милет и Амфимием из Тралл, двумя зодчими, оптиком и математиком, стал олицетворением византийской культуры – имперской, огромной, такой значимой, символически насыщенной.

Когда Юстиниан его построил, он даже воскликнул «Соломон, я превзошел тебя!». И, наверное, до строительства храма святого Петра в Риме это был самый огромный храм христианского мира и самый значительный по его мозаикам. Конечно, сегодня, после уже 500 лет турецкого ига, много разрушений претерпел этот храм и мы видим лишь остатки этой роскоши. Но они великолепны.

Например, нас встречает великолепная фигура Богоматери в конхе апсиды, которая написана сразу после утверждения иконопочитания, победы иконопочитателей над иконоборцами. В 850-х годах уже сделали, восстановили, что было до этого – мы не знаем, но, наверное, что-то было и до этого уже в храме Юстиниана. Во всяком случае, постиконоборческая эпоха здесь уже зафиксировала один из первых своих образов – это образ Богоматери, сидящей на престоле.

Для Византии этот образ, образ Царства Небесного, вообще храма как Царства Небесного… Как говорит наш современник, исследователь Алексей Лидов, «София – это пространственная икона Царства Небесного». Это создается целой режиссурой света, драматургией света. Но огромную роль играют и мозаики. Вот этот золотой мозаичный фон, который сияет все время, и дает возможность как бы действительно присутствовать в лучах Царства Божия. А образ Царства олицетворяется прежде всего Христом и Богоматерью. И вот на царском троне восседает Богоматерь, и на ней, как на троне, восседает младенец Христос. Ну, здесь можно даже сказать – отрок.

И окружают эту композицию две фигуры ангелов, архангелов, в одеждах византийских придворных. Вообще все в Византии, конечно, будет исходить из вот этой придворной культуры Константинополя и диктоваться ею. Даже вся иконография Христа и Богородицы будет иметь основой именно придворную культуру. И великолепие двора, и великолепие императорского храма… А он императорский, храм святой Софии, построенный императором Юстинианом, слава которого тоже долго держалась в Византии как основателя. Хотя основатель Константин, но великолепие Византии, конечно, придал Юстиниан. Все остальные императоры только поддерживали, развивали и т.д. И вот это великолепие царских одежд, великолепие царского сияния золота, конечно, будет навсегда олицетворять Византию.



2019-11-13 201 Обсуждений (0)
Творение оптика и математика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творение оптика и математика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)