Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Византия на Кавказе – Грузия



2019-11-13 219 Обсуждений (0)
Византия на Кавказе – Грузия 0.00 из 5.00 0 оценок




Если говорить опять же о разных гранях византийского влияния, то из Венеции мы перенесемся вообще на Кавказ. И в Грузии мы тоже увидим то же самое влияние Византии. Сам грузинский храм – это, конечно, крестово-купольная система, изобретенная Византией. Потому что на Западе христианскую базилику развивали в сторону базиликального храма, как мы знаем, а на Востоке собирали под купол, и образовалась такая вот крестово-купольная система восточнохристианского храма. И, конечно, грузинские храмы очень устойчиво на протяжении веков демонстрируют эту четко выраженную систему.

И в украшении этих храмов мы тоже видим византийский след. Например, мозаики Гелати. Вообще Гелати – это огромный комплекс, который еще Давид Строитель сделал такой своеобразной академией, где были ученые, богословы, художники. И в XII в. храм Богородицы в Гелати приглашают расписывать греческих мастеров. Конечно, можно спорить в грузинском искусстве, где грузинские мастера работали, где греческие, но есть ряд бесспорных храмов, где мы точно знаем, что работали именно греческие мастера. Конечно, Византия владела мозаикой, как никто другой. Даже сами материалы для мозаики тоже нужно было как-то сделать, привезти и т.д. Это, конечно, могли себе позволить грузинские цари, но самой школы мозаики в Грузии не было, поэтому мозаику в Гелати, в апсиде, конечно, делали византийские мастера.

Или, например, замечательные фрески в Кинцвиси, где все композиции практически повторяются или очень близки к тому, что было выработано Византией, т.е. опять же канон был взят. Может быть, это работа местных мастеров, но явно под влиянием Византии. Т.е. влияние Византии в одних местах больше, в других местах меньше, но грузинское средневековое искусство, конечно, находится под влиянием Византии. Связь Грузии с Византией была очень тесной, иногда даже на уровне династических браков, поэтому здесь, бесспорно, тоже приглашали византийских мастеров.

Атенский Сион. Грузинские росписи, конечно, к сожалению, меньше всего сохранились. Они даже больше, чем сербские и русские, были подвергнуты разрушениям, но тем не менее есть вот такие великолепные полные росписи, очень содержательные, богословски насыщенные, как, например, Атенский Сион. Сион — это храм, посвященный Богородице, т.е. Тбилисский Сион, Атенский Сион – в грузинской традиции если Сион, то обязательно посвящен Богородице. Здесь мы видим не только традиционные схемы росписи храмов, которые в конце концов передавались в разные страны, но и какие-то приемы, характерные именно для византийского искусства.

Хотя вполне возможно, что здесь вместе с византийскими мастерами работали местные, и, как правило, местные, как бы усвоив этот язык, потом старались другие храмы расписывать по этой же канонической схеме, по этим же, что ли, византийским стандартам. Можно по-разному оценивать степень этого влияния, но явно это тоже как круги по воде, идущие от Константинополя, и они доходят до таких краев, а по тому времени Грузия – это действительно какой-то край христианской Ойкумены.

Или, например, Убиси. Мы говорили на примере византийского Пантократора XIV в. о влиянии исихастских споров на проявление особого света в образе Пантократора. И здесь тоже, например, ансамбль Убиси, где присутствует свет – это тоже XIV в., тоже время исихастских споров, время размышлений о природе Фаворского света. И здесь мы явно видим вот это особое значение света в изображении Спасителя, в изображении других сцен. Т.е. Грузия, как бы далеко она ни находилась, была в орбите Византии и в смысле искусства, и в смысле богословских споров и т.д.

Известны византийские эмали. И грузинские эмали тоже известны, и между ними тоже большое родство. Да, это грузинская работа, но она явно перекликается с тем, что делалось в Византии. Это тоже подражание или способ так же украсить какие-то вещи, потому что эмали – это прикладные вещи, они украшали Евангелия, какие-то другие предметы. Это тоже и подражание Византии, и стремление на этой основе сделать свое искусство.

Ну, может быть, в иконах грузинских этого меньше, здесь острота именно грузинского подхода видна, но иногда есть иконы, по которым даже спорят, грузинский это мастер сделал или византийский. Вот этот прекрасный ангел из Сванетии – возможно, что его сделал византийский мастер и икона была привезена в Грузию. А может быть, приехал мастер. Известно, что некоторые храмы даже расписывались приглашенными мастерами, и это зафиксировано было. Например, храм в Цаленджихе расписан греком Киром Мануелом Евгеником, т.е. даже сохранилось имя византийского мастера.

Т.е. на самом деле византийские мастера путешествовали по всему миру. Они привозили свое искусство, они несли его, это была своего рода миссия Византии, миссия красоты. Конечно, привозили вещи посольства, которые соединяли страны. Грузинское посольство приезжало в Константинополь, из Константинополя тоже какие-то посольства приходили в Грузию или в другие страны, или паломники что-то привозили, т.е. движение этих произведений искусства, конечно, было очень сильно развито в средневековом мире. Но, помимо всего прочего, была еще как бы местная тяга к тому, чтобы подражать именно Византии.



2019-11-13 219 Обсуждений (0)
Византия на Кавказе – Грузия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Византия на Кавказе – Грузия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)