РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ВНД В ОНТОГЕНЕЗЕ
Индивидуальные типологические особенности ВНД появляются во втором полугодии жизни, хотя некоторые считают, что с первых дней жизни ребенка. У одних детей быстро образуются и закрепляются как положительные, так и тормозные условные рефлексы, т.е. уравновешены процессы возбуждения и торможения. У других детей хорошо вырабатываются положительные условные рефлексы, но трудно образуются тормозные, что соответствует неуравновешенному типу ВНД. Встречаются дети, у которых трудно образуются и положительные, и отрицательные условные рефлексы, что характерно для слабого типа. Развитие ВНД ребенка зависит от факторов как генетических, так и исходящих от внешней среды. Под генетическим контролем в большей степени находятся физические признаки, чем умственные способности. Такие признаки, как цвет глаз, форма волос, размер ног в первую очередь определяются наследственностью. На развитие УР и высших психических функций наиболее сильно сказывается влияние внешней среды. Факторы внешней среды могут воздействовать на организм спонтанно (влияние взрослых, других детей, социальной среды, природы) и целенаправленно - педагогическое воздействие взрослых. Во время онтогенеза влияние генетических факторов сильнее выражено на функции филогенетически более ранние, на функции же, которые были приобретены в филогенезе позднее, сильнее влияют факторы внешней среды и обучение. Меньшая реактивность низших функций по отношению к факторам внешней среды обеспечивает сохранение основных свойств индивида, его видовую принадлежность. Влияние среды на высшие функции дает возможность организму лучше приспосабливаться к условиям жизни. РАЗВИТИЕ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ Развитие аналитико-синтетической деятельности у детей связано с развитием анализаторной функции коры больших полушарий и формированием внутреннего торможения. Угасательное и дифференцировочное торможение появляется у детей с 2,5-3-месячного возраста, но только на раздражители, резко отличающиеся друг от друга (свет, звук). С 6-месячного возраста ребенок начинает дифференцировать более тонко. Аналитико-синтетическая деятельность и выработка динамического стереотипа начинается у ребенка на 1 году жизни. Первоначально стереотип формируется на интероцептивные раздражители и позже на экстероцептивные. Стереотипом ребенка раннего возраста является режим дня: периоды кормления, сна, купания, прогулок. Если режим соблюдается, ребенок в определенное время получает кормление, укладывается спать, выносится на прогулки, то он спокоен, быстро засыпает, посыпается когда приходит время кормления. На ломку стереотипа ребенок реагирует очень болезненно - капризничает, плохо спит. С 1-3 лет начинают формироваться условные связи на отдельные свойства предметов: их объем, цвет, форму - это проявление сложной аналитической деятельности коры больших полушарий. Вырабатываются более сложные стереотипы не только на режим дня, но и на последовательность в одевании, заучивании стихотворений. С 3-хлет появляются первые трудовые навыки. Переход ребенка из домашней обстановки в обстановку яслей, детского сада во многих случаях является резкой ломкой стереотипа, трудно переносимой детьми. Следующей значительной ломкой стереотипа является поступление школу. Лучше готовить к этому детей заранее в подготовительных классах. Новый стереотип формируется после окончания школы при переходе в какое-либо учебное заведение или поступлении на работу. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭЭГ У ДЕТЕЙ И ИЗМЕНЕНИЯ С ВОЗРАСТОМ ЭЭГ новорожденного характеризуется наличием сглаженных и медленных колебаний различной частоты и амплитудой 15-20 мкв, группами быстрых колебаний до 20 гц. Преобладают дельта и тета-ритм. Сильные звуковые и световые раздражители уплощают ЭЭГ. У детей первого месяца жизни в ЭЭГ преобладают нерегулярные медленные волны с частотой 0,5-2 гц различной амплитуды. Четкий регуляторный ритм появляется у детей 3-4 месячного возраста (частота 2-3 гц, амплитуда 70-90 мкв.) У детей до года господствующей формой ритмов являются медленные волны с частотой 1-3 г в секунду; кроме того, в этом возрасте имеются отдельные волны с частотой 4-7 герц и быстрые волны. В возрасте 1-2-3 года преобладают непрерывные волны 4-6 герц, имеются единичные ритмы 7-8 в секунду. Возраст 4-6 лет отличается преобладанием в значительном количестве альфа-волн. К 7-8 годам волны 8-9 герц становятся господствующими, особенно в затылочных областях, тогда как в лобных областях сохраняются медленные волны. От 6 до 10 лет - альфа -ритм еще не стабильный (в 20% тета-ритм). Окончательное формирование биоэлектрической активности коры происходит к 16-18 годам. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА Совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными особенностями и жизненным опытом индивида, называют типом высшей нервной деятельности (ВНД). При этом высшей нервной деятельностью называют деятельность коры головного мозга и ближайших к ней подкорковых структур, направленную на взаимодействие организма с внешней средой (И.П. Павлов). В основе типологии ВНД ребенка, предложенной Н.И. Красногорским, кроме силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, на которых основана типология взрослого человека, лежат взаимоотношение коры и подкорки и соотношение между сигнальными системами. Соответственно данным признакам выделяют 4 типа ВНД ребенка: Быстрый или уравновешенный тип – сильный, оптимально возбудимый (близок к сангвинику). Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, способностью к тонким дифференцировкам, с функционально сильной корой, хорошо развитой речью. Медленный или кортикальный тип (соответствует флегматику)– сильный, уравновешенный, с низкой скоростью выработки условных рефлексов, с характерным преобладанием коры над подкоркой. Дети с таким типом ВНД активны и стойки при выполнении сложных заданий, быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Эмоционально вспыльчивый или подкорковый тип (близок к холерику) – сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, с быстрой речью (иногда с отдельными выкрикиваниями). Условные рефлексы у таких детей вырабатываются быстро и так же быстро угасают, отмечается недостаточность тормозного процесса, подкорковые структуры преобладают над корой. Слабый или гиподинамический тип (соответствует меланхолику) – с пониженной возбудимостью, сниженной подвижностью процессов возбуждения и торможения, с медленной скоростью образования условных рефлексов и их неустойчивостью, внутреннее торможение выражено слабо при сильном внешнем торможении, мешающем приспосабливаться к новым условиям обучения, речь часто замедленная, подкорка преобладает над корой. Дети с таким типом ВНД легко утомляются. Период полового созревания вносит существенные коррективы в характеристику типов ВНД подростка. Поэтому оценку типа ВНД логичнее проводить после завершения этого процесса. Типы ВНД детей могут изменяться, т.к. сила и подвижность нервных процессов поддаются тренировке. Так дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут стать более уравновешенными. Морфо-функциональной основой таких изменений является пластичность нейронов коры головного мозга.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (619)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |