Поход второго ополчения
В начале марта 1612 г. 2-е ополчение начало свой освободительный поход из Нижнего Новгорода на Москву. Путь пролегал через многие российские города. В некоторых городах (в Балахне, Ярославле и др.) они получали пополнение и пополняли свою казну. В других городах ополчение не хотели даже впускать к себе. Так в Костроме были верны самозванцу Лжедмитрию и его приспешникам Заруцкому и Трубецкому. Сместив местного воеводу Шереметьева, ополченцы назначили своего воеводу. Дольше всего ополчение простояло в Ярославле – целых 4 месяца с апреля до июля 1612 г. Ярославль был последним городом на пути к Москве. В нём окончательно сформировался состав правительства, состоящий из представителей родов Куракиных, Шереметьевых, Долгоруких, Бутурлиных и др. Это правительство, находясь в Ярославле, предпринимало ряд дипломатических шагов по консолидации всего русского народа и нейтрализации союзников самозванца. Так Карлу-Филиппу, брату шведского короля, обещался русский престол взамен на освобождение захваченных земель Великого Новгорода и отказа от поддержки самозванца. В переговорах с немецким послом за военную помощь германского императора против польско-литовских оккупантов, российский престол обещали Максимилиану – двоюродному брату императора. Но в итоге и немецкому, и шведскому претенденту было отказано. За время «стояния» в Ярославле ополчение пополнилось добровольцами из Сибири и Поморья, наладилась система управления по всем округам, были очищены русские земли от воровских шаек. Количество ратников в ополчении возросло до 10 тыс. человек. Это были хорошо вооружённые и обученные люди. Правительство ополчения наладило работу Приказов, назначало воевод, вело судопроизводство, разбирало жалобы и челобитные. В результате обстановка на огромной части России полностью стабилизировалась и ополчение стало представлять собой чёткую централизованную силу. Отрядам Дмитриева и Лопаты-Пожарского удалось сорвать планы 12-тысячного отряда гетмана Ходкевича, который с большим обозом двинулся на помощь полякам, находившимся в Москве. Казачий атаман Заруцкий был вынужден сбежать в Коломну, а потом в Астрахань. Перед этим он предпринял неудачную попытку покушения на князя Дмитрия Пожарского через наёмных убийц. 28 июня 1612 г. из Ярославля ополчение двинулось на Москву. 19 августа князь Трубецкой с казацким полком встал у Яузских ворот Москвы, а князь Пожарский с ополченцами у Арбатских ворот. Освобождение Москвы от поляков вторым ополчением Отряды поляков были быстро вытеснены от ворот. Часть из них под руководством полковников по фамилии Будила и Струсь засели в Кремле, в Китай-городе. Вместе с ними от справедливого суда укрывались и российские бояре с семьями, которые присягали на верность самозванцу. В Кремле же пребывал и будущий, пока никому не знакомый, Михаил Романов со своей матерью Марфой. Поляки в осадном положении терпели страшный голод. Обладая сведениями об их тяжёлом положении, князь Пожарский отправил им в конце сентября 1612 г. письмо с предложением о сдачи и обещанием сохранения им жизни. Но это письмо было встречено высокомерным отказом поляков. 22 октября 1612 г. после штурма ополченцев, Китай-город был освобождён, но часть интервентов засели в Кремле. Голод среди засевших в Кремле был таким невыносимым, что из Кремля стали изгонять российских бояр с их семьями. Часть же поляков дошли в отчаянии до каннибализма. Про это сохранилось немало исторических свидетельств. Князь Дмитрий Пожарский снова предложил осаждённым помилование, сохранение жизни и свободный выход из Москвы со своим вооружением и знамёнами, но без награбленного имущества. Это предложение опять было проигнорировано. Воевода защищал боярские семьи от мести со стороны казаков, встав на Каменном мосту у Троицких ворот. В итоге долгой и мучительной осады, 26 октября польско-литовские интервенты сдались. Отряды Будило, которые попали в стан князя Пожарского, остались живы и были отправлены в Нижний Новгород. Отряды Струся, попавшие к Трубецкому и его казакам, были истреблены. 27 октября – официальное завершение освободительного похода 2-го ополчения. В Кремль торжественно вошли основные войска князей Трубецкого и Пожарского, которые встретились у Лобного места. Настоятель Троице-Сергиевого монастыря Дионисий отслужил тожественный молебен по случаю окончательной победы над чужеземцами. После молебна под праздничный трезвон в сопровождении благодарного народа, ополченцы с хоругвями и знамёнами вошли в Кремль. Конечно же, были попытки со стороны короля Речи Посполитой Сигизмунда III вернуть прежние позиции. Он предпринял попытку возвести на российский трон своего сына Владислава. Для этого в ноябре 1612 г. он сам подошёл с войском к Москве. Но теперь его угрозы вызывали всенародное возмущение. У него больше не было сторонников среди русского народа. В нескольких битвах он потерпел ряд поражений, к тому же он был не готов к свирепым морозам и голоду. В итоге он был вынужден вернуться на родину, а попытка очередной интервенции провалилась, так и не начавшись. Таким образом, значение Второго ополчения трудно переоценить: оно показало пример организованности, дисциплинированности, консолидации народа ради единой цели – освобождения России и русского народа от иноземных захватчиков. Впоследствии эти события стали очень популярными. 20 февраля 1818 г. в память о тех событиях был открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве, а 4 ноября 2005 г. стал датой открытия аналогичного памятника в Нижнем Новгороде. Также 4 ноября в Российской Федерации празднуется День народного единства. Он связан с освобождением Москвы во время событий 1612 г.
Примерный план тематического урока. Вариант 1. Построен на основе технологии «перевернутый класс». Опережающее домашнее задание: посмотреть видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=sGbRj7Uc0FE
Вариант 2. Урок начинается с лектория. Тема. Народ-герой сметет врагов с земли родной. Цель. Сформировать представление об историческом значении победы русского ополчения в событиях 1611 – 1612 гг., воспитывать уважение к исторической памяти, подвигу предков, гордость за свой народ. Задачи: создать условия для: - развития личностных УУД (проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации; осознавать эмоционально- ценностное отношение к содержанию изучаемой темы; проявлять отношение к основным моральным нормам (честь, совесть, патриотизм); проявлять интерес к учебной теме; -проявлять творчество выполняя задания; осознавать успешность своей деятельности.); - развития познавательных УУД через (осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл терминов (смута, народное ополчение, ); устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства; анализировать, обобщать информацию; формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу; создавать «информационную конструкцию», восстанавливать ее; создавать творческий продукт; предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.)); - совершенствования коммуникативных УУД через организацию взаимодействия со сверстниками и взрослыми (деятельность в парах, группах, фронтальная работа, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации); - развития регулятивных УУД (принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; оценивать собственные возможности для выполнения задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания; адекватно оценивать действия по выполнению задания, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий; преодолевать затруднения (идти к цели); контролировать выполнение результата; соотносить способы и условия действий; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие). Ход урока I. Организационный момент - приветствие; - проверка готовности к уроку. II. Мотивационный блок 1612 год Время смутное. Видения во храме. Сумерки легли по всей земле. Молимся, и вдруг перед глазами Светлый образ кровью заалел.
сколько льется православной крови! Враг идет на нас со всех сторон! И глядят сурово хмуря брови Мученики с выцветших икон...
Накануне нам виденье было, До сих пор остался в сердце страх: В храме Богородица ходила С умершим младенцем на руках.
Как душе не изумиться в страхе! не было такого и в века! Этой ночью в Кремль вошли поляки. Кремль открыла русская рука!
Предаем и продаем друг друга, Грабим, раздевая до гола. По Руси гуляет ночью вьюга И заносит мертвые тела.
Наши церкви - польские конюшни! ненавистный говор во дворе! Развели католики гавнюшник Здесь, на православном алтаре!
Похвальба чванливая и танцы, Пьяное веселье о зари. Отовсюду лезут самозванцы На престол в Московские цари.
Ходят слухи: наконец на Волге Собралась в поход большая рать. И Москве поруганной не долго Своего освобожденья ждать.
Трудно верить, но без веры страшно! В смутные лихие времена! Поглядеть бы в даль кремлевской башни Чем живет несчастная страна?
Но вчера виденье поразило, Снова в храм загаженный пустой, Наша Богородица входила Но ее младенец был живой.
Даже не поверилось, но все же Божия сошла к нам благодать. Изумленно мы спросили: "Ожил?" "Он воскрес," - нам отвечала мать.
Верилось, что власть чужая рухнет. Виделось нам с башни: вдоль реки Развернув священные хоругви, Шли к Москве российские полки. Евгений Малков (https://www.stihi.ru/2014/04/12/4188)
III. Обсуждение в группах в ротационных тройках (новый вопрос обсуждается в группах с новым составом). Почему центральная власть не смогла организовать сопротивление захватчикам? Какую роль сыграл народ в освобождении Москвы от польских интервентов? Какие качества помогли русским людям одержать победу и освободить Москву от поляков? В чем состоит историческое значение победы второго ополчения? Какую ценность для нас имеет победа 4 ноября 1612 года? Каким образом можно увязать события 1612 года и современность?
IV. Итоги урока Отражает ли название нашего урока смысл праздника Дня народного единства? Свою точку зрения объясните.
Вывод: особая ценность победы 4 ноября 1612 года в том, что она была обеспечена единением, сплочением людей. Народ объединился в одну силу, не взирая на разницу в социальном положении, культурных и национальных традициях. В битве за Москву освободители были единым русским народом, который защищал свободу и независимость родной земли. Главный урок этого дня для нас – народ Донбасса должен быть единым в своей любви к Родине, стремлении защитить ее от врага. И тогда – победа будет за нами!
V. Рефлексия Дополните предложения: - на уроке я узнал… - я смог… - у меня пока не получилось… - я хочу узнать больше о…
VI. Домашнее задание Придумайте слоган – поздравление с Днем народного единства. Разошлите поздравление с Днем народного единства друзьям. Помните, пока народ един – он непобедим!
Список использованных источников и литературы 1. https://www.youtube.com/watch?v=8VOoGpuR1rM 2. Второе ополчение. URL: https://archeonews.ru/vtoroe-narodnoe-opolchenie-smutnogo-vremeni/ 3. Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 192 с. 4. Фильм о событиях 1611 – 1612 гг. https://www.stihi.ru/2014/04/12/4188
Отдел общественных дисциплин [1] Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011. – с. 71 – 73.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |