Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поход второго ополчения



2019-11-13 225 Обсуждений (0)
Поход второго ополчения 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале марта 1612 г. 2-е ополчение начало свой освободительный поход из Нижнего Новгорода на Москву. Путь пролегал через многие российские города. В некоторых городах (в Балахне, Ярославле и др.) они получали пополнение и пополняли свою казну. В других городах ополчение не хотели даже впускать к себе. Так в Костроме были верны самозванцу Лжедмитрию и его приспешникам Заруцкому и Трубецкому. Сместив местного воеводу Шереметьева, ополченцы назначили своего воеводу.

Дольше всего ополчение простояло в Ярославле – целых 4 месяца с апреля до июля 1612 г. Ярославль был последним городом на пути к Москве. В нём окончательно сформировался состав правительства, состоящий из представителей родов Куракиных, Шереметьевых, Долгоруких, Бутурлиных и др.

Это правительство, находясь в Ярославле, предпринимало ряд дипломатических шагов по консолидации всего русского народа и нейтрализации союзников самозванца. Так Карлу-Филиппу, брату шведского короля, обещался русский престол взамен на освобождение захваченных земель Великого Новгорода и отказа от поддержки самозванца. В переговорах с немецким послом за военную помощь германского императора против польско-литовских оккупантов, российский престол обещали Максимилиану – двоюродному брату императора. Но в итоге и немецкому, и шведскому претенденту было отказано. За время «стояния» в Ярославле ополчение пополнилось добровольцами из Сибири и Поморья, наладилась система управления по всем округам, были очищены русские земли от воровских шаек. Количество ратников в ополчении возросло до 10 тыс. человек. Это были хорошо вооружённые и обученные люди. Правительство ополчения наладило работу Приказов, назначало воевод, вело судопроизводство, разбирало жалобы и челобитные. В результате обстановка на огромной части России полностью стабилизировалась и ополчение стало представлять собой чёткую централизованную силу.

Отрядам Дмитриева и Лопаты-Пожарского удалось сорвать планы 12-тысячного отряда гетмана Ходкевича, который с большим обозом двинулся на помощь полякам, находившимся в Москве. Казачий атаман Заруцкий был вынужден сбежать в Коломну, а потом в Астрахань. Перед этим он предпринял неудачную попытку покушения на князя Дмитрия Пожарского через наёмных убийц.

28 июня 1612 г. из Ярославля ополчение двинулось на Москву. 19 августа князь Трубецкой с казацким полком встал у Яузских ворот Москвы, а князь Пожарский с ополченцами у Арбатских ворот.

Освобождение Москвы от поляков вторым ополчением

Отряды поляков были быстро вытеснены от ворот. Часть из них под руководством полковников по фамилии Будила и Струсь засели в Кремле, в Китай-городе. Вместе с ними от справедливого суда укрывались и российские бояре с семьями, которые присягали на верность самозванцу. В Кремле же пребывал и будущий, пока никому не знакомый, Михаил Романов со своей матерью Марфой. Поляки в осадном положении терпели страшный голод. Обладая сведениями об их тяжёлом положении, князь Пожарский отправил им в конце сентября 1612 г. письмо с предложением о сдачи и обещанием сохранения им жизни. Но это письмо было встречено высокомерным отказом поляков.

22 октября 1612 г. после штурма ополченцев, Китай-город был освобождён, но часть интервентов засели в Кремле. Голод среди засевших в Кремле был таким невыносимым, что из Кремля стали изгонять российских бояр с их семьями. Часть же поляков дошли в отчаянии до каннибализма. Про это сохранилось немало исторических свидетельств.

Князь Дмитрий Пожарский снова предложил осаждённым помилование, сохранение жизни и свободный выход из Москвы со своим вооружением и знамёнами, но без награбленного имущества. Это предложение опять было проигнорировано. Воевода защищал боярские семьи от мести со стороны казаков, встав на Каменном мосту у Троицких ворот.

В итоге долгой и мучительной осады, 26 октября польско-литовские интервенты сдались. Отряды Будило, которые попали в стан князя Пожарского, остались живы и были отправлены в Нижний Новгород. Отряды Струся, попавшие к Трубецкому и его казакам, были истреблены.

27 октября – официальное завершение освободительного похода 2-го ополчения. В Кремль торжественно вошли основные войска князей Трубецкого и Пожарского, которые встретились у Лобного места. Настоятель Троице-Сергиевого монастыря Дионисий отслужил тожественный молебен по случаю окончательной победы над чужеземцами. После молебна под праздничный трезвон в сопровождении благодарного народа, ополченцы с хоругвями и знамёнами вошли в Кремль.

Конечно же, были попытки со стороны короля Речи Посполитой Сигизмунда III вернуть прежние позиции. Он предпринял попытку возвести на российский трон своего сына Владислава. Для этого в ноябре 1612 г. он сам подошёл с войском к Москве. Но теперь его угрозы вызывали всенародное возмущение. У него больше не было сторонников среди русского народа. В нескольких битвах он потерпел ряд поражений, к тому же он был не готов к свирепым морозам и голоду. В итоге он был вынужден вернуться на родину, а попытка очередной интервенции провалилась, так и не начавшись.

Таким образом, значение Второго ополчения трудно переоценить: оно показало пример организованности, дисциплинированности, консолидации народа ради единой цели – освобождения России и русского народа от иноземных захватчиков.

Впоследствии эти события стали очень популярными. 20 февраля 1818 г. в память о тех событиях был открыт памятник Минину и Пожарскому в Москве, а 4 ноября 2005 г. стал датой открытия аналогичного памятника в Нижнем Новгороде. Также 4 ноября в Российской Федерации празднуется День народного единства. Он связан с освобождением Москвы во время событий 1612 г.

 

Примерный план тематического урока.

Вариант 1. Построен на основе технологии «перевернутый класс». Опережающее домашнее задание: посмотреть видео по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=sGbRj7Uc0FE 

 

Вариант 2. Урок начинается с лектория.

Тема. Народ-герой сметет врагов с земли родной.

Цель. Сформировать представление об историческом значении победы русского ополчения в событиях 1611 – 1612 гг., воспитывать уважение к исторической памяти, подвигу предков, гордость за свой народ.

Задачи:

создать условия для:

- развития личностных УУД (проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к процессу обучения, к участникам учебной ситуации; осознавать эмоционально- ценностное отношение к содержанию изучаемой темы; проявлять отношение к основным моральным нормам (честь, совесть, патриотизм); проявлять интерес к учебной теме; -проявлять творчество выполняя задания; осознавать успешность своей деятельности.);

- развития познавательных УУД через (осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; определять значение и смысл терминов (смута, народное ополчение, ); устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства; анализировать, обобщать информацию; формулировать вопросы и ответы, однозначно адекватные друг другу; создавать «информационную конструкцию», восстанавливать ее; создавать творческий продукт; предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.));

- совершенствования коммуникативных УУД через организацию взаимодействия со сверстниками и взрослыми (деятельность в парах, группах, фронтальная работа, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка и современных средств коммуникации);

- развития регулятивных УУД (принимать и сохранять учебное задание; определять лично значимую цель в рамках учебной темы; оценивать собственные возможности для выполнения задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания; адекватно оценивать действия по выполнению задания, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий; преодолевать затруднения (идти к цели); контролировать выполнение результата; соотносить способы и условия действий; оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее свое развитие).

Ход урока

I. Организационный момент

- приветствие;

- проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный блок

1612 год

Время смутное. Видения во храме.

Сумерки легли по всей земле.

Молимся, и вдруг перед глазами

Светлый образ кровью заалел.

 

сколько льется православной крови!

Враг идет на нас со всех сторон!

И глядят сурово хмуря брови

Мученики с выцветших икон...

 

Накануне нам виденье было,

До сих пор остался в сердце страх:

В храме Богородица ходила

С умершим младенцем на руках.

 

Как душе не изумиться в страхе!

не было такого и в века!

Этой ночью в Кремль вошли поляки.

Кремль открыла русская рука!

 

Предаем и продаем друг друга,

Грабим, раздевая до гола.

По Руси гуляет ночью вьюга

И заносит мертвые тела.

 

Наши церкви - польские конюшни!

ненавистный говор во дворе!

Развели католики гавнюшник

Здесь, на православном алтаре!

 

Похвальба чванливая и танцы,

Пьяное веселье о зари.

Отовсюду лезут самозванцы

На престол в Московские цари.

 

Ходят слухи: наконец на Волге

Собралась в поход большая рать.

И Москве поруганной не долго

Своего освобожденья ждать.

 

Трудно верить, но без веры страшно!

В смутные лихие времена!

Поглядеть бы в даль кремлевской башни

Чем живет несчастная страна?

 

Но вчера виденье поразило,

Снова в храм загаженный пустой,

Наша Богородица входила

Но ее младенец был живой.

 

Даже не поверилось, но все же

Божия сошла к нам благодать.

Изумленно мы спросили: "Ожил?"

"Он воскрес," - нам отвечала мать.

 

Верилось, что власть чужая рухнет.

Виделось нам с башни: вдоль реки

Развернув священные хоругви,

Шли к Москве российские полки.

Евгений Малков (https://www.stihi.ru/2014/04/12/4188)

 

III. Обсуждение в группах в ротационных тройках (новый вопрос обсуждается в группах с новым составом).

Почему центральная власть не смогла организовать сопротивление захватчикам?

Какую роль сыграл народ в освобождении Москвы от польских интервентов?

Какие качества помогли русским людям одержать победу и освободить Москву от поляков?

В чем состоит историческое значение победы второго ополчения?

Какую ценность для нас имеет победа 4 ноября 1612 года?

Каким образом можно увязать события 1612 года и современность?

 

IV. Итоги урока

Отражает ли название нашего урока смысл праздника Дня народного единства? Свою точку зрения объясните.

 

Вывод: особая ценность победы 4 ноября 1612 года в том, что она была обеспечена единением, сплочением людей. Народ объединился в одну силу, не взирая на разницу в социальном положении, культурных и национальных традициях. В битве за Москву освободители были единым русским народом, который защищал свободу и независимость родной земли. Главный урок этого дня для нас – народ Донбасса должен быть единым в своей любви к Родине, стремлении защитить ее от врага. И тогда – победа будет за нами!

 

V. Рефлексия

Дополните предложения:

- на уроке я узнал…

- я смог…

- у меня пока не получилось…

- я хочу узнать больше о…

 

VI. Домашнее задание

Придумайте слоган – поздравление с Днем народного единства. Разошлите поздравление с Днем народного единства друзьям.

Помните, пока народ един – он непобедим!

 

Список использованных источников и литературы

1. https://www.youtube.com/watch?v=8VOoGpuR1rM

2. Второе ополчение. URL: https://archeonews.ru/vtoroe-narodnoe-opolchenie-smutnogo-vremeni/

3. Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 192 с.

4. Фильм о событиях 1611 – 1612 гг. https://www.stihi.ru/2014/04/12/4188

 

 

Отдел общественных дисциплин


[1] Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011. – с. 71 – 73.



2019-11-13 225 Обсуждений (0)
Поход второго ополчения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поход второго ополчения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)